ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4846/2012 от 29.10.2012 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Вдовиченко С.В. Дело № 33-4846АП/2012 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Юдина А.В.,

судей Пристром И.Г., Тебеньковой Л.Г.,

при секретаре Ветошкиной Л.В.,

рассмотрев в судебном заседании 29 октября 2012 года

дело по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 05 июня 2012 года, по которому:

признано за ФИО1 право на предоставление мер социальной поддержки в виде оплаты в размере ...% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации) с 1 сентября 2008 года.

Взыскана с Государственного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» государственная пошлина в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» в размере 200,0 рублей.

Заслушав доклад судьи Тебеньковой Л.Г., заключение прокурора Ковригиной О.Н. судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор города Воркуты в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к Государственному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» о признании права на предоставление мер социальной поддержки в виде оплаты в размере ...% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации) с 1 сентября 2008 года, взыскании государственной пошлины.

В обоснование требований указано, что ФИО1 является членом семьи ФИО, имеющей статус ..., на которую распространяются меры социальной поддержки в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах».

При обращении 10.09.2008 г. ФИО в ... с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с учетом члена ее семьи-дочери ФИО1 и внука - ФИО11 протоколом о предоставлении социальной выплаты с 1.09.2008г. меры социальной поддержки были предоставлены только ФИО в связи с тем, что ФИО1 не относится к членам семьи ФИО, перечисленных в ст. 22 Закона РК «О социальной поддержке населения в Республике Коми». Прокурор, ссылаясь на позицию высказанную в постановлении Конституционного суда Республики Коми от 15.07.2009 г. считает, что ФИО1 относится к члена семьи ФИО и имеет право на предоставление мер социальной поддержки в виде оплаты ...% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).

В судебном заседании прокурор и ФИО1 исковые требования поддержали.

ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты», извещенное о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представив свои письменные возражения против иска.

Суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» несогласно с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены решения, вынесенного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами, имеющими юридическое значение, и требованиями закона.

Федеральный закон от 12 января 1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции от 28.04.2009 г.) установил меры социальной поддержки, в том числе для инвалидов Великой Отечественной войны и членов их семей в области оплаты жилья и коммунальных услуг.

В соответствии с п.п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона РФ от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в том числе членами семей инвалидов войны, совместно с ними проживающими; инвалидам войны, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом инвалидов войны производится в первоочередном порядке. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.07.2010 N 149-ФЗ, от 27.07.2010 N 237-ФЗ).

На основании части 1 статьи 10 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" эти меры социальной защиты инвалидов Великой Отечественной войны являются расходными обязательствами Российской Федерации. В части 3 данной статьи предусмотрено, что в дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с настоящим пунктом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Закон Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" предусматривает правовые гарантии, в том числе дополнительные к установленным законодательством Российской Федерации мерам социальной защиты отдельных категорий населения, проживающего в Республике Коми.

Ст.22 Закона Республики Коми от 12.11.2004 года №55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» определен круг членов семей лиц, перечисленных в настоящем Законе, за исключением лиц, указанных в статье 9 настоящего Закона, на которых распространяются меры социальной поддержки (в ред. Закона РК от 14.05.2005 N 39-РЗ):

1) родители (п.1 в ред. Закона РК от 02.05.2012 N 26-РЗ);

2) супруг(а), достигшие возраста 50 лет (женщины) и 55 лет (мужчины) (п.2 в ред. Закона РК от 02.05.2012 N 26-РЗ);

3) несовершеннолетние дети и дети, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм, до окончания обучения, но не более чем до достижения возраста 23 лет, за исключением вступивших в брак в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.3 в ред. Закона РК от 02.05.2012 N 26-РЗ).

Приведенная норма предусматривает ограниченный, по сравнению с Федеральным законом, перечень членов семьи, на которых распространяются меры социальной поддержки в виде оплаты жилой площади и коммунальных услуг.

Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", устанавливающий меры социальной поддержки при оплате за жилое помещение и коммунальные услуги не только для инвалидов Великой Отечественной войны, но и для членов их семьи, конкретный круг получателей социальной помощи не очерчивает, как не определяет и понятие "член семьи". Правоприменительная практика при этом исходит из понятия "член семьи", закрепленного в статьях 31 (часть 1) и 69 (часть 1) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому к этой категории лиц относятся дети, родители, супруг, а в некоторых случаях и иные лица, причем не только родственники или нетрудоспособные иждивенцы.

Однако, как высказался Конституционный Суд Республики Коми в постановлении от 15.07.2009г. "По делу о проверке конституционности статьи 22 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в ..." по жалобе гражданина ФИО7", такое разноречивое определение одного и того же понятия - "член семьи" - федеральным законодателем и законодателем субъекта Российской Федерации не создает конкуренции норм федерального законодательства и законодательства Республики Коми, поскольку во всех случаях принятые на соответствующем уровне законы, как установлено выше, применяются к кругу лиц, определенному на том же уровне. Применение мер социальной поддержки к членам семьи инвалидов Великой Отечественной войны на основании Федерального закона "О ветеранах" не может быть ограничено кругом лиц, подпадающих под понятие "член семьи", определенное в статье 22 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми".

Такое понимание нормы статьи 22 закона Республики Коми №55-РЗ соответствует установленным Конституцией Российской Федерации (статьи 5, 71, 72, 73, 76, 77 и 78) и закрепленным в Конституции Республики Коми (статьи 5, 62, 64 и 65) принципам федеративного устройства и разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Иное применение её положений, то есть распространение их на правоотношения, возникающие при реализации Федерального закона, необоснованно бы ограничило круг лиц, проживающих на территории Республики Коми и имеющих право на меры социальной поддержки на основании федерального законодательства, что не соответствовало бы принципам равенства и справедливости, закрепленным в статьях 15, 16, 17, 18 Конституции Республики Коми.

Выявленный в настоящем Постановлении Конституционного Суда Республики Коми от 15.07.2009г. конституционно-правовой смысл положений статьи 22 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" является общеобязательным и исключает иное истолкование в правоприменительной практике.

Поскольку установлено, что ФИО1 является дочерью и членом семьи ФИО, имеющей статус ..., что подтверждается соответствующим удостоверением серии ... от ДД.ММ.ГГГГ, суд обоснованно, исходя из анализа действующего законодательства, распространил меры социальной поддержки на ФИО1 в виде оплаты ...% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации) с 01.09.2008г.

Обстоятельства, имеющие значение для дела судом установлены полно и правильно, нормы материального права применены верно. Нарушений процессуального права, которые влекут к отмене решения, судом не допущено. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела.

Апелляционная жалоба не содержит ссылок на обстоятельства, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали бы выводы, изложенные в решении.

Руководствуясь статьей 328ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 05 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: