Судья Шурова Л.И. Дело № 33-485-15 г.
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Курск 12 марта 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Журавлёва А.В.,
судей Леонтьевой И.В., Чупрыной С.Н.,
при секретаре Якушевой М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску ФИО8, ФИО9 к Администрации г. Курска, Управлению по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства г. Курска, Комитету строительства и архитектуры Курской области, Управлению по учёту и распределению жилья г. Курска, Администрации Курской области о признании постановления Администрации г. Курска незаконным и праве на участие в подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г., поступившее по апелляционной жалобе Администрации г. Курска на решение Ленинского районного суда г. Курска от 8 декабря 2014 года, которым постановлено:
«Исковые требования ФИО8, ФИО9 удовлетворить.
Признать незаконным постановление Администрации города Курска от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа ФИО9 с молодой многодетной семьёй из 6 человек в признании нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-201 5 годы.
Признать ФИО9 с семьей в составе 6 человек нуждающейся в жилом помещении с целью участия в подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Признать семью ФИО12 участниками подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Обязать Управление по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства г. Курска включить семью ФИО12 в составе 6 человек в список участников молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2015 году по муниципальному образованию «Город Курск», утверждённый распоряжением Администрации города Курска от 29.08.2014 г. № 222-ра, в первоочередном порядке как молодую семью, имеющую более 3-х детей, на дату обращения в Управление по учёту и распределению жилья города Курска, то есть на ДД.ММ.ГГГГ г.
Обязать Комитет строительства и архитектуры и Администрацию Курской области включить семью ФИО12 в составе 6 человек в сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2015 году, и в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2015 году, в первоочередном порядке как молодую семью, имеющую более 3-х детей, на дату обращения в Управление по учёту и распределению жилья города Курска, то есть на ДД.ММ.ГГГГ г.».
Заслушав доклад судьи Журавлёва А.В., судебная коллегия
установила:
ФИО8 и ФИО9 обратились в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что Администрацией г. Курска, Управлением по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства г. Курска им было незаконно отказано в признании их семьи участником подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г. в связи с непредоставлением документа, подтверждающего право пользования жилым домом на праве собственности за отцом мужа - ФИО1 по адресу: <адрес>, и копии технического паспорта на указанный дом.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Администрации г. Курска ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.
В судебное заседание представители ответчиков - Администрации г. Курска, Комитета строительства и архитектуры Курской области, Управления по учёту и распределению жилья города Курска, Администрации Курской области, извещённые надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Управления по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства г. Курска ФИО10, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения истцов ФИО8 и ФИО9, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья установлен «Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство жилья и их использования» - приложением № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы», утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1050.
В силу п. 7 указанных Правил, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с данными «Правилами» для участия в подпрограмме молодая семья подаёт в орган местного самоуправления соответствующие документы, включая заявление (пункты 15, 15(1)); орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в представленных документах и принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункты 17, 20); орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании таких списков с учётом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год формирует и утверждает сводный список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой Минрегионразвития России, и представляет данный сводный список государственному заказчику подпрограммы (согласно Паспорту подпрограммы - Минрегионразвития России) в сроки, установленные данным заказчиком (пункт 22); после определения Минрегионразвития России размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учётом субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы утверждает списки молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23); в течение 2 месяцев после получения уведомления о лимитах бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, орган местного самоуправления производит оформление свидетельств и выдачу их молодым семьям – претендентам на получение социальных выплат в соответствии со списком молодых семей-претендентов на получение социальных выплат, утверждённым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 26).
В силу «Порядка формирования органами местного самоуправления списков молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы, изъявивших желание получить социальные выплаты в планируемом году», утверждённого постановлением Администрации Курской области от 30.08.2011 г. № 421-па, на основании пункта 21 указанных «Правил», списки молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, направляются органами местного самоуправления в Комитет строительства и архитектуры Курской области (далее – «Комитет»), который формирует сводный список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и направляет его на утверждение Губернатору Курской области с последующим его представлением государственному заказчику подпрограммы (Минрегионразвития России) в установленные последним сроки (пункт 3).
Согласно п. 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подпункт «а»); семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 Правил (подпункт «б»); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (подпункт «в»).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 обратилась в Управление по учёту и распределению жилья г. Курска с целью признания их молодой семьи составом 6 человек нуждающейся в жилом помещении для участия в Подпрограмме, приложив необходимые документы, подтверждающие нуждаемость молодой семьи К-вых в жилом помещении.
Постановлением Администрации г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО9 с семьей из шести человек (она, муж, сын ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь ДД.ММ.ГГГГ г.р.) отказано в признании нуждающейся в жилом помещении со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ – не предоставление документа, подтверждающею право пользования жилым домом на праве собственности за отцом мужа - ФИО1 расположенным по адресу: <адрес>, копии технического паспорта на указанный дом.
Приказом Управления по делам семьи, демографической политики, охране материнства и детства г. Курска № МС от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 отказано в признании участниками подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г. в связи с не предоставлением документа, подтверждающего признание семьи К-вых нуждающейся в жилых помещениях.
Судом установлено, что истцы К-вы проживают в однокомнатной квартире по адресу: <адрес>, с четырьмя несовершеннолетними детьми: ФИО2ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО3ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО4ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО5ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Собственником квартиры является брат истца ФИО8 - ФИО6 который в этой квартире не проживает. В квартире также зарегистрирован отец истца ФИО1 который фактически проживает в квартире супруги ФИО7 расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности ФИО7, её матери и сыну.
Также судом установлено, что отец истца ФИО8 - ФИО1 на основании типового договора о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности является застройщиком жилого дома по адресу: <адрес>. Согласно техническому плану на земельном участке по указанному адресу расположен объект незавершённого строительства, степенью готовности 70%. Право собственности на объект незавершенного строительства ФИО1 не зарегистрировано.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд пришёл к обоснованному выводу о том, что семья истцов состоит из 6 человек (они и четверо детей), проживает в однокомнатной квартире, принадлежащей брату истца, не являющемуся членом их семьи, иного жилья, пригодного для проживания, не имеет и является нуждающейся в жилье, в связи с чем
у ответчика не имелось законных оснований для отказа в признании семьи К-вых участницей подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают.
Ссылка апелляционной жалобы на то обстоятельство, что семья К-вых имеет фактически три жилых помещения, включая квартиру по адресу: <адрес>, жилой дом по адресу: <адрес>, а также жилой <адрес>, является необоснованной.
Брат и отец истца ФИО8, как установил суд, не являются членами семьи истцов, и принадлежащие им квартира по адресу: <адрес> жилой дом по адресу: <адрес> не могут учитываться при определении нуждаемости семьи истцов в жилье. Кроме того, указанный дом и жилой <адрес>, строительство которого ведут истцы, являются объектами незавершенного строительства, имеющими степень готовности 71%, и не могут учитываться при определении нуждаемости в жилье. Как следует из объяснений истцов, указанную социальную выплату они планируют использовать для завершения строительства жилого дома, что не противоречит закону.
В связи с изложенным оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Курска от 8 декабря 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: