Председательствующий по делу Дело № 33-4855-2016
судья Суворова Т.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой О.А.,
судей краевого суда Кожиной Е.А., Процкой Т.В.,
при секретаре Кимовой Ю.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 26 октября 2016 года
гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к ООО «Коммунальник», Забайкальскому фонду капитального ремонта многоквартирных домов, Администрации городского поселения «Борзинское» о признании факта неполного предоставления услуг горячего водоснабжения, незаконного начисления платы по капитальному ремонту общего имущества и установления коэффициента благоустройства
по апелляционной жалобе истцов ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО3
на решение Борзинского городского суда Забайкальского края от 15 июля 2016 года, которым в удовлетворении искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи краевого суда Кузнецовой О.А., судебная коллегия
установила:
Истцы обратились в суд, ссылаясь на следующее. Они проживают по адресу: <адрес>, и являются потребителями тепловой энергии, горячего водоснабжения, предоставляемых ответчиком ООО «Коммунальник» в лице его структурного подразделения на территории городского поселения «Борзинское». Горячее водоснабжение предоставляется лишь на время отопительного сезона, температура воды ниже установленных параметров и норматива. Вместе с тем, начисление взносов по капитальному ремонту жильцам дома производится с применением максимального коэффициента благоустроенности (К1) как дома с полным обеспечением горячим водоснабжением. Просили суд признать факт предоставления горячего водоснабжения в неполном объеме; признать факт незаконного начисления в завышенном размере взносов по капитальному ремонту; обязать Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов произвести перерасчет взносов; обязать администрацию городского поселения «Борзинское» установить коэффициент благоустройства, тариф в соответствии с типом благоустройства жилого дома (л.д. 3-6).
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований (л.д. 260-264).
В апелляционной жалобе истцы, ссылаясь на доводы, приведенные в исковом заявлении, просят решение суда первой инстанции отменить, удовлетворить заявленные требования. Указывают, что предоставление горячего водоснабжения только на период отопительного сезона является общеизвестным фактом, следовательно, дом не является объектом с наличием полного благоустройства. Полагают, что суд произвольно, только лишь по наличию инженерных сетей, без доказательств ответчиков, признал <адрес> домом с полным благоустройством. Авторы жалобы считают, что судом не дана надлежащая оценка тому факту, что в 46 квартирах их 70-квартирного дома установлены электротитаны. Ссылаются на то, что судом в решении искажено юридическое смысловое значение предмета иска. Выражают несогласие с оценкой, данной судом актам об установке электротитанов и оказания услуги в виде теплой воды (л.д. 274-279).
Извещенные о месте и времени рассмотрения дела стороны (л.д. 298-305) в судебное заседание не явились. Представитель Забайкальского фонда капитального ремонта просил дело рассмотреть в его отсутствие. В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, при этом в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из пояснений истцов в ходе рассмотрения дела следует, что они, ссылаясь на отсутствие горячей воды в летний период, несоблюдение температурного режима горячей воды, а также на отсутствие системы горячего водоснабжения в части квартир их жилого дома, оспаривали коэффициент благоустройства их дома, используемый для расчета платы на капитальный ремонт и требовали перерасчета платы.
Как следует из материалов дела (л.д. 7-10) и не оспаривается сторонами, истцы ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО3 являются собственниками жилых помещений, расположенных в 70-квартирном по адресу: <адрес> (л.д. 7-10).
Согласно справки ООО «Забайкалье» в доме истцов в 2009 году при капитальном ремонте был установлен пластинчатый теплообменник на горячее водоснабжение, а также смонтированы розлив и разводка горячего водоснабжения (л.д. 26).
Решением совета городского поселения «Борзинское» от 22 июня 2011 г. утверждены коэффициенты благоустройства жилищного фонда городского поселения «Борзинское» в зависимости от степени благоустройства каждого жилого дома, в частности, коэффициент К 1,0 установлен для многоэтажных жилых домов со всеми видами благоустройства, в том числе с горячим водоснабжением (л.д. 24-25, 69-70, 222).
Из заключений по расчету тарифов по городскому поселению «Борзинское» на 2014 г. (л.д. 229-230), на 2015 г. (л.д. 226-228), экспертного заключения по расчету тарифов на 2016- 2018 г.г. (л.д. 234-255), следует, что при расчете тарифа на горячее водоснабжение учитывается период горячего водоснабжения исходя из 236 суток, равного периоду отопления в городе.
Согласно письма ООО «Коммунальник», в г. Борзя открытая система водоразбора, горячая вода предоставляется только в период отопительного сезона (л.д. 31).
В части квартир дома истцов горячая вода не поставляется. Так, в квартире истца ФИО4 отсутствует горячее теплоснабжение, установлен титан (л.д. 27, 48), в квартире ФИО1 на горячую воду установлена заглушка (л.д. 46), так как жильцы отказались от услуги горячего водоснабжения (л.д. 215, оборот).
Разрешая спор, суд руководствовался положениями подлежащих применению норм материального права: ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1, 3, 4 ст. 158, ч. 7, 8.1 ст. 156, 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 14 Федерального закона Российской Федерации № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», Методическими рекомендациями по созданию специализированных некоммерческих организаций, осуществляющий деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и обеспечению их деятельности, утвержденными Приказом Минстроя России от 28 января 2016 г. № 41/пр, Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», Постановлением Правительства Забайкальского края от 24 декабря 2013 г. № 577 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах», коэффициентами благоустройства жилищного фонда городского поселения «Борзинское», утвержденными Решением Совета городского поселения «Борзинское» № 318 от 22 июня 2011 года.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в жилом <адрес> имеется определенный перечень инженерных систем и оборудования, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения; коэффициент благоустройства, используемый для расчета платы на коммунальный ремонт, не находится в зависимости от качества оказываемой услуги, поскольку учитывает наличие в доме подлежащих ремонту внутридомовых инженерных сетей.
Данные выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и примененным судом нормам материального права.
Помимо указанных судом норм, правоотношения между сторонами регулируются следующими нормами.
Подпунктом Б п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"остановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" предусмотрено, что потребителю может быть предоставлена услуга горячего водоснабжения, то есть снабжения горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
В силу ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление минимального размера взноса на капитальный ремонт (п. 8.2 ст. 13 ЖК РФ).
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта РФ в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта РФ, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта РФ перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (ч. 8.1 ст. 156, п. 1 ч. 1 ст. 167 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения.
Данный вид ремонта включен в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, установленный ст. 15 Закона Забайкальского края № 875-ЗЗК от 29 октября 2013 г. «О регулировании отдельных вопросов обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края».
Постановлением Госстроя РФ от 23 февраля 1999 г. № 9 (ред. от 12 октября 2000) "Об утверждении Методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно - коммунального хозяйства" утверждена соответствующая методика в целях обеспечения единства состава и классификации затрат, методов их учета, исчисления себестоимости в организациях различных видов деятельности жилищно - коммунального хозяйства.
Пунктом 7.1.10.7 данной Методики предусмотрено, что для установления нормативов отчислений на капитальный ремонт необходимо располагать данными о составе и состоянии жилищного фонда, существующих типах застройки, периодичности капитального ремонта в соответствии с действующими правилами и нормами эксплуатации жилья, а также нормами расхода материальных, трудовых и финансовых затрат на выполнение каждого вида работ, осуществляемых в процессе проведения капитального ремонта (абз. 1).
Расчет затрат на капитальный ремонт обязательно требует наличия комплекса базовых нормативов, отражающих затраты материальных, трудовых и финансовых ресурсов, на проведение ремонтных работ. Перечень и значения нормативов затрат разрабатываются по элементам и конструкциям зданий с учетом структуры жилищного фонда конкретного населенного пункта: его капитальности, уровня благоустройства и других местных условий (абз. 2).
С целью учета качества жилищного фонда, которое тесно коррелирует с затратами на его капитальный ремонт, весь жилищный фонд населенного пункта можно сгруппировать следующим образом: многоэтажные капитальные жилые дома повышенной комфортности; многоэтажные капитальные жилые дома, имеющие все виды благоустройства, включая лифт и мусоропровод; многоэтажные капитальные жилые дома, имеющие все виды благоустройства, кроме лифта и мусоропровода; жилые дома пониженной капитальности, имеющие не все виды благоустройства; деревянные жилые дома (абз. 3).
Норматив ежегодных отчислений на капитальный ремонт государственного и муниципального жилищного фонда в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости жилищного фонда может быть определен по соответствующим формулам (абз. 4).
Для упрощения процедуры расчетов можно пользоваться системой коэффициентов, учитывающих колебания затрат на капитальный ремонт в зависимости от типа застройки, уровня его благоустройства и других условий (абз. 5).
В этом случае достаточно определить затраты на капитальный ремонт базового для конкретного населенного пункта типа жилых домов, а затем применить соответствующие коэффициенты К1, К2, К3, К4, К5 (Приведены в качестве примера наиболее типичные соотношения, которые могут быть скорректированы с учетом местных условий) - для расчета затрат по другим типам домов: многоэтажные капитальные жилые дома, имеющие все виды благоустройства, кроме лифта и мусоропровода (К1) - 1,00; многоэтажные капитальные жилые дома, имеющие все виды благоустройства, включая лифт и мусоропровод (К2) - 1,25; многоэтажные капитальные жилые дома повышенной комфортности (К3) - 1,50; жилые дома пониженной капитальности, имеющие все виды благоустройства (К4) - 0,70; деревянные жилые дома (К5) - 0,50 (абз. 6).
Поскольку в жилом <адрес> имеется внутридомовое инженерное оборудование и сети, предназначенные для подачи в жилые и нежилые помещения дома горячей воды, и при проведении капитального ремонта необходимы затраты для ремонта такого оборудования, коэффициент благоустройства, используемый для расчета платы на капитальный ремонт, и включающий затраты на ремонт системы горячего водоснабжения, применяется к дому истцов правильно.
Коэффициент благоустройства, используемый для расчета платы на коммунальный ремонт, не находится в зависимости от качества оказываемой услуги, поскольку учитывает наличие в доме подлежащих ремонту внутридомовых инженерных сетей.
Факт прекращения горячего водоснабжения в летний период в связи с особенностями систем отопления и горячего водоснабжения, не являются основаниями для снижения взносов на капитальный ремонт.
Отсутствие в отдельных квартирах горячего водоснабжения в связи с отказом жильцов от данной услуги также не является основанием для применения при расчетах с ними иного коэффициента благоустройства, учитывая обязанности собственников жилых помещений нести бремя содержания общего имущества собственников, к которым относятся внутридомовые инженерные системы (ч. 3 ст. 30, пп. 1 ч. 1 ст. 36 ЖК).
Судебная коллегия полагает, что суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела, дал оценку представленным доказательствам и, по мотивам изложенным в решении, правильно рассмотрел заявленный спор. Нарушений норм материального и процессуального права судом при вынесении решения допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
На основании изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения до доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Борзинского городского суда Забайкальского края от 15 июля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий: Кузнецова О.А.
Судьи: Кожина Е.А., Процкая Т.В.
Копия верна. Судья Забайкальского краевого суда Кузнецова О.А.