ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4856/2014 от 21.10.2014 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

 Судья Солонина Е.А.                               Дело № 33-4856/2014

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 21 октября 2014 года                            г. Ханты–Мансийск

 Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

 председательствующего    Александровой Н.Н.,

 судей                    Воронина С.Н., Мироненко М.И.,

 при секретаре            Чичинове Н.В.,

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к Департаменту социального развития (адрес) - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда»,

 по апелляционной жалобе Департамента социального развития ХМАО – Югры на решение Ханты–Мансийского районного суда от (дата), которым постановлено:

 «Исковое требование (ФИО)1 к Департаменту социального развития ХМАО-Югры о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», признании нагрудного знака «Отличник физической культуры и спорта» Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ основанием для присвоения звания «Ветеран труда», возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда», удовлетворить.

 Признать незаконным отказ Департамента социального развития ХМАО-Югры в присвоении звания «Ветеран труда» (ФИО)1.

 Обязать Департамент социального развития ХМАО-Югры присвоить (ФИО)1 звание «Ветеран труда».

 Взыскать с Департамента социального развития ХМАО-Югры в пользу (ФИО)1 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере (номер) рублей».

 Заслушав доклад судьи Александровой Н.Н., судебная коллегия,

 установила:

 (ФИО)1 обратилась в суд с иском к Департаменту социального развития (адрес) – Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда».

 Требования мотивированы тем, что (дата) истцу отказано в присвоении звания «Ветеран труда», так как нагрудный знак Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ «Отличник физической культуры и спорта», которым истец награждена (дата), не включена в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением (адрес) от (дата) № 103-п.

 Гражданское дело рассмотрено в отсутствие истца, представителя ответчика, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ.

 Суд постановил изложенное выше решение.

 В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Ответчик отказал истцу в присвоении звания «Ветеран труда», поскольку нагрудный знак Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ «Отличник физической культуры и спорта» не включен в перечень наград, ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение указанного звания. В рамках представленных полномочий и в соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ, со статьей 7 Федерального закона «О ветеранах», с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», органы государственной власти субъектов РФ вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда». Постановлением правительства ХМАО – Югры от 06.06.2005 года № 103-П «Об утверждении перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ и перечня наград, почетных званий ХМАО – Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда ХМАО – Югры», утверждены ведомственные знаки отличия в труде федеральных органов государственной власти, ведомственные знаки отличия в труде органов власти и управления СССР, ордена и медали РФ, почетные звания, РФ, ведомственные медали, почетные звания, знаки отличия, значки, почетные звания автономного округа. Нагрудный знак Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ «Отличник физической культуры и спорта» в данный перечень не входит. Судом не принято во внимание, что в силу ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения. Таким образом, правовые основания для присвоения истцу звания «Ветеран труда» отсутствуют.

 Стороны или их представители в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом. Руководствуясь требованиями ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть материалы гражданского дела без участия лиц, не явившихся в суд.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

 Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, приказом от 12.08.2010 года № 115нг Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ (ФИО)1 награждена нагрудным знаком «Отличник физической культуры и спорта».

 Письмом Департамента социального развития ХМАО – Югры от (дата) № 15-Исх-9361 на основании протокола от (дата) (номер) (ФИО)1 отказано в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что нагрудный знак Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ «Отличник физической культуры и спорта» не включен в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный Постановлением Правительства РФ ХМАО – Югры от (дата) № 103-п.

 Оценив собранные по делу доказательства в совокупности (ст.67 ГПК РФ), дав правильный анализ действующему законодательству, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.

 Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.

 Согласно статье 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах, ветеранами труда являются, в том числе, лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

 В силу ст.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07 ноября 2006 года № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ и перечень наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры», утверждается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

 Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон "О ветеранах", в соответствии со ст.22 которого меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 Нормы ст.7 Федерального закона "О ветеранах" ограничиваются лишь базисными требованиями в определении оснований приобретения статуса ветерана труда, формируя, таким образом, направления законотворческого процесса регионов в данной области. Однако, по смыслу этой федеральной нормы, под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверению ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 этой статьи, перечень которых является исчерпывающим.

 Суд первой инстанции обоснованно указал, что выступая в качестве нормативного акта прямого действия, Закон N 122-ФЗ предусматривает, что в целях защиты прав и законных интересов граждан, претендующих на получение звания "Ветеран труда", законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ не могут быть установлены основания и условия присвоения этого звания, существенным образом ухудшающие права и интересы граждан в сравнении с Законом N 5-ФЗ.

 Перечень орденов, медалей, почетных званий, награждение которыми выступает в качестве условия приобретения статуса ветеран труда, а равно условия и порядок награждения определены Положением о государственных наградах РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. N 442 (с изм.). Наряду с орденами и медалями, почетными званиями СССР и РФ при присвоении звания "Ветеран труда" подлежат учету и ведомственные знаки отличия в труде.

 Согласно Постановлению от 29 мая 2008 г. N 408 «О Министерстве спорта, туризма и молодежной политики РФ», Положению о нагрудном знаке» Отличник физической культуры и спорта» к Приказу Минспорттуризма России от 20.01.2009 N 7, действовавшим на момент награждения истца, Минспорттуризма и молодежной политики России являлся федеральным органом исполнительной власти.

 В соответствии указанными нормативными актами нагрудным знаком "Отличник физической культуры и спорта" (далее - нагрудный знак) награждались лица, наиболее отличившиеся в физкультурно-спортивной работе, как правило, имеющие стаж работы в области физической культуры и спорта не менее 5 лет:

 - за многолетнюю и плодотворную работу по развитию физической культуры и спорта в Российской Федерации;

 - за успехи в практической подготовке спортсменов, спортивно-медицинских, научно-спортивных и управленческих кадров в области физической культуры и спорта;

 - за успехи в разработке и подготовке учебно-методической литературы, пособий для развития детско-юношеского спорта, спорта высших достижений, спорта для лиц с ограниченными физическими возможностями, прикладных и других видов спорта.

 Награждение нагрудным знаком осуществлялось в соответствии с Порядком награждения ведомственными наградами Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (Приложение N 10 к настоящему Приказу).

 Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации незаконно сузил перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона " О ветеранах", в результате чего, лица, награжденные такими знаками отличия в труде, неправомерно лишены права на присвоение им звания " Ветеран труда", гарантированного ст.7 Федерального закона" О ветеранах", что недопустимо.

 Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как по существу основываются на обстоятельствах, являвшихся предметом судебного исследования, с последующей правильной правовой оценкой.

 С учетом установленных обстоятельств и требований законодательства решение суда является законным и обоснованным. Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда, оснований для отмены решения суда не имеется.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327 – 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 определила:

 Решение Ханты–Мансийского районного суда от 28 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента социального развития ХМАО – Югры – без удовлетворения.

 Председательствующий                        Александрова Н.Н.

 Судьи                                    Воронин С.Н.

                                         Мироненко М.И.