Судья Власова Е.В.
Дело № 33 – 4857/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Опалевой Т.П.,
судей Бабиновой Н.А., Хасановой В.С.,
при секретаре Басимовой Н.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 25.05.2020 года дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кунгуре и Кунгурском районе Пермского края на решение Кунгурского городского суда Пермского края от 20.02.2020 года, которым постановлено:
«Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кунгуре и Кунгурском районе Пермского края включить Радомской Наталье Александровне в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации: 21.10.2010 по 22.10.2010, с 25.11.2010 по 26.11.2010 – 4 дня; периоды работы в должности учителя в ГБПОУ «Кунгурский центр образования №1» с 18.08.2014 по 27.07.2015, с 29.07.2015 по 30.09.2019 – 5 лет 1 месяц 12 дней;
обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кунгуре и Кунгурском районе Пермского края назначить Радомской Наталье Александровне досрочную страховую пенсию по старости с 25 мая 2020,
взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кунгуре и Кунгурском районе Пермского края в пользу Радомской Натальи Александровны государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей».
Заслушав доклад судьи Бабиновой Н.А., пояснения представителя ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кунгуре и Кунгурском районе Пермского края Чеуриной М.Э., настаивавшей на доводах жалобы, истца Радомской Н.А., ее представителя Опрелкова С.Н., представителя третьего лица Коноплеву Ю.А., возражавших относительно доводов жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Радомская Н.А. обратилась с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кунгуре и Кунгурском районе Пермского края о защите пенсионных прав.
В обоснование исковых требований указано, что 01.10.2019 истец обратилась с заявлением к ответчику о досрочном назначении пенсии по старости, так как не менее 25 лет осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Решением ответчика от 29.10.2019 в назначении пенсии истцу отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа. Специальный стаж составил 19 лет 09 месяцев 21 день. Ответчик не включил в специальный стаж периоды работы: с 21.10.2010 по 22.10.2010, с 25.11.2010 по 26.11.2010 (4 дня) - курсы повышения квалификации, с 18.08.2014 по 27.07.2015 (11 месяцев 10 дней) - в должности учителя ГБПОУ «Кунгурский центр образования №1», с 29.07.2015 по 30.09.2019 (4 года 02 месяца 02 дня) - в должности учителя ГБПОУ «Кунгурский центр образования №1», так как за указанные периоды работодателем представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета как работа с обычными условиями труда. Истец указывает, что в спорные периоды работала учителем начальных классов, то есть осуществляла педагогическую деятельность в образовательном учреждении, за ведение педагогических часов получала заработную плату, с которой работодатель уплачивал в Пенсионный фонд страховые взносы. Учебные отпуска являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель также уплачивал страховые взносы в пенсионный фонд, в связи с чем, истец считает, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный страховой стаж. Просила обязать ответчика включить в специальный стаж периоды работы, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости: с 21.10.2010 по 22.10.2010, с 25.11.2010 по 26.11.2010 (4 дня) - курсы повышения квалификации, с 18.08.2014 по 27.07.2015 (11 месяцев 10 дней) - в должности учителя ГБПОУ «Кунгурский центр образования №1», с 29.07.2015 по 30.09.2019 (4 года 02 месяца 02 дня) - в должности учителя ГБПОУ «Кунгурский центр образования №1», назначить пенсию по старости с 01.12.2019, взыскать расходы по уплате государственной пошлины.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик в апелляционной жалобе, указывая на нарушение судом при постановке решения норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Вывод суда о включении в специальный стаж истца спорных периодов работы в должности учителя в ГБПОУ «Кунгурский центр образования № 1» и о возложении обязанности досрочно назначить страховую пенсию по старости в связи с наличием у истца необходимого 25-летнего специального стажа сделан с нарушением норм права, регулирующих спорные отношения, разъяснений Пленума Верховного суда Российской Федерации и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу пенсионного обеспечения педагогических работников.
ГБПОУ «Кунгурский центр образования №1» представил возражения на доводы апелляционной жалобы, изложив их в отзыве, считая решение законным и обоснованным.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены, изменения решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении дела таких нарушений судом первой инстанции не допущено, имеющие значение для дела обстоятельства установлены правильно и подтверждаются исследованными в суде доказательствами, которым дана правильная правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Условия возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015.
До 01.01.2019 года право на страховую пенсию по старости имели мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены, в том числе статьей 30 Закона № 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Закона № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В силу п.п. 19 п. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Закона № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Закона № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В соответствии с подпунктом «м» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
При применении норм ранее действовавшего законодательства стаж исчисляется последовательно по всем законам, в период действия которых осуществлялась работа.
К спорным отношениям применены Список № 781 и Правила № 781.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 01.10.2019 Радомская Н.А. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кунгуре и Кунгурском районе Пермского края с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ответчика от 29.10.2019 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа и отсутствием права на досрочное пенсионное обеспечение, в специальный стаж истца не включены, в том числе, периоды: с 21.10.2010 по 22.10.2010, с 25.11.2010 по 26.11.2010 (4 дня) - курсы повышения квалификации, с 18.08.2014 по 27.07.2015 (11 месяцев 10 дней) - работа в должности учителя ГБПОУ «Кунгурский центр образования №1», с 29.07.2015 по 30.09.2019 (4 года 02 месяца 02 дня) - работа в должности учителя ГБПОУ «Кунгурский центр образования №1», так как работодателем не выполняется условие 14 Правил, сведения индивидуального (персонифицированного) учета за указанные периоды представлены работодателем как работа с обычными условиями труда. Специальный стаж составил 19 лет 09 месяцев 21 день.
В период с 1990 по 1994 истец проходила обучение в Кунгурском педагогическом училище Пермской области по специальности преподавание в начальных классах общеобразовательной школы.
Радомская Н.А. с 21.09.2000 принята в МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад № 6» г.Кунгура воспитателем продленного дня на замену декретного отпуска и отпуска по уходу за ребенком, с 01.08.2003 переведена учителем, с 01.09.2006 переведена воспитателем, с 03.09.2007 переведена учителем, 15.08.2014 уволена в порядке перевода в ГБПОУ «Кунгурский центр образования № 1», 18.08.2014 принята учителем, где работает по настоящее время.
Радомской Н.А. представлена в материалы дела выданная ГБПОУ «Кунгурский центр образования № 1» справка, уточняющая условия работы, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, согласно которой истец в должности учитель работает постоянно, полный рабочий день, непосредственно связана с образовательным процессом в периоды с 18.08.2014 по 31.12.2019.
Согласно информации ГБПОУ «Кунгурский центр образования № 1» о должностных обязанностях истца с 08.08.2014 работа Радомской Н.А. непосредственной связана с детьми и ведением образовательного процесса.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца о включении в специальный стаж периодов работы в должности учителя в ГБПОУ «Кунгурский центр образования №1» с 18.08.2014 по 27.07.2015, с 29.07.2015 по 30.09.2019, суд пришел к выводу, что истец в спорные периоды времени осуществляла трудовую деятельность в должности учителя в ГБПОУ «Кунгурский центр образования №1», который осуществлял смешанный вид деятельности, в том числе, по реализации общеобразовательных программ начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образовании, было аккредитовано на право оказывать общее образование по уровням образования: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на законе и установленных по делу обстоятельствах.
В соответствии с приказом Агентства по управлению государственными учреждениями Пермского края от 29.04.2009 № СЭД-51-01-01-71 «О реорганизации учреждений образования г.Кунгура» Учреждение реорганизовано в форме присоединения государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №2» г.Кунгура Пермского края, государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №86» г. Кунгура Пермского края, государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Кунгурское» педагогическое училище» к государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования «Кунгурский колледж промышленных технологий, управления и дизайна».
В соответствии с приказом Министерства образования Пермского края от 25.03.2013 № СЭД 26-01-04-191 «О реорганизации государственных образовательных учреждений профессионального образования Учреждение реорганизовано в форме присоединения государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №69» п. Суксуна Пермского края к государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования «Кунгурский колледж промышленных технологий, управления и дизайна».
Учреждение является правопреемником ГОУ НПО «ПУ №2», ГОУ НПО «ПУ №86», ГОУ СПО «Кунгурское педагогическое училище», ГБОУ НПО «ПУ №69», ГОУ НПО «ПУ №83».
Приказом Министерства образования и науки Пермского края от 16.05.2014 № СЭД-26-01-04-395 «О переименовании ГБОУ СПО «Кунгурский колледж промышленных технологий, управления и дизайна» государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Кунгурский колледж промышленных технологий, управления и дизайна» переименовано в государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кунгурский центр образования».
Уставом ГБПОУ «Кунгурский центр образования №1», утвержденным приказом Министерства образования и науки Пермского края от 14.07.2014 № СЭД-26-01-04-611 с изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки Пермского края от 10.11.2016, установлено, что тип Учреждения определен, как государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение, форма собственности – государственная краевая.
Пунктом 2.1 Устава в редакции от 14.07.2014 определено, что основной целью деятельности Учреждения является реализация конституционных прав граждан на получение начального, основного, среднего общего образования и профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, совершенствование их деловых качеств, подготовка их к выполнению новых трудовых функций в соответствии с потребностями общества и государства на базе основного общего, среднего общего, или среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и профессиональными стандартами.
В соответствии с изменениями в Устав ГБПОУ «Кунгурский центр образования №1» от 18.11.2016 в пункте 2.1 слова «начального, основного, среднего общего образования» исключены, пункт 2.1 дополнен абзацем следующего содержания: «Учреждение вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью его деятельности – общеобразовательные программы, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы».
Пунктом 2.3.1 Устава определены основные виды деятельности, в их числе, реализация общеобразовательных программ начального общего образования, реализация общеобразовательных программ основного общего образования, реализация общеобразовательных программ среднего общего образования.
Лицензией государственной инспекцией по надзору и контролю в сфере образования Пермского края № 3524 от 07.08.2014 государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Кунгурский центр образования №1» предоставлено право оказывать общее образование по уровням образования: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование, профессиональное образование (среднее профессиональное образование), профессиональное обучение, дополнительное образование.
Свидетельством о государственной аккредитации № 330 от 31.12.2014 установлено, что ГБПОУ «Кунгурский центр образования №1» имеет государственную аккредитацию образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам в отношении каждого уровня общего образования, согласно приложения: начальное общее образование, основное общее образование сроком до 31.12.2026.
Свидетельством о государственной аккредитации № 331 от 31.12.2014 установлено, что ГБПОУ «Кунгурский центр образования №1» имеет государственную аккредитацию образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам в отношении каждого уровня профессионального образования по каждой укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, указанным в приложении к свидетельству, срок действия свидетельства до 31.12.2020.
Пунктом 1 раздела наименование должностей Списка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, предусмотрена должность учитель, а в п.1.1 наименование учреждения предусмотрено общеобразовательное учреждение: центр образования.
Как следует из Устава, Учреждение относится к профессиональному образовательному учреждению, создано путем присоединения, как Учреждений начального профессионального образования, так и среднего, при этом, до 18.11.2016 основной целью деятельности Учреждения являлось получение гражданами начального, основного, среднего общего образования.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 определено, что общеобразовательная организация это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, профессиональная образовательная организация это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения.
Тождественность профессиональных организаций образовательным учреждениям, предусмотренным пунктом 1.10 раздела наименование учреждений Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, в том числе техникумам, училищам и колледжам всех наименований, установлена Приказом Минтруда России от 24.09.2015 № 661н «Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях».
Этим же приказом установлена тождественность профессиональной деятельности, осуществляемой в общеобразовательных организациях независимо от их наименований, осуществляющих в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность обучающихся любого возраста (работающих и неработающих) по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, профессиональной деятельности, выполнявшейся в общеобразовательных учреждениях (центры образования), предусмотренных пунктом 1.1 раздела «Наименование учреждений» Списка, и профессиональной деятельности, выполнявшейся в общеобразовательных учреждениях (вечерние (сменные) общеобразовательные школы; открытые (сменные) общеобразовательные школы), предусмотренных пунктом 14 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.
Анализируя в совокупности исследованные доказательства, суд пришел к выводу, что реализация в учреждении, как общеобразовательных программ, так и программ профессионального образования (среднее профессиональное), не повлекла изменения профиля образовательного учреждения, с момента образования Центра осуществляется реализация общеобразовательных программ, что предусмотрено Уставом, лицензией и аккредитацией, а истец в данном учреждении осуществляла педагогическую деятельность.
То есть, образовательное учреждение, в котором истец осуществляет трудовую деятельность по настоящее время, до внесения изменений в Устав, являлось общеобразовательным учреждением и профессиональной образовательной организацией, осуществлявшей в качестве основной деятельности образовательную деятельность по определенным программам в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, поименованных в пункте 1.10 раздела «Наименование учреждений» Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.
Конституционный Суд РФ в определениях от 20.10.2005 № 392-0, от 18.04.2006 № 83-0, от 21.12.2006 № 584-0, от 19.06.2007 № 436-0-0 разъяснил, что в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости, направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности). Названная правовая позиция подлежит применению и в отношении лиц, работавших в иных государственных и муниципальных учреждениях для детей, при определении их права на досрочное назначение трудовой пенсии согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Таким образом, для возникновения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности решающим является характер данной деятельности.
В спорный период истец осуществляла деятельность, связанную с обучением детей, то есть педагогическую деятельность, в образовательном учреждении, предусмотренном Списком.
Учитывая отсутствие в Центре структурного подразделения, определенного как школа, к периоду до 18.11.2016, подлежат применению Правила подсчета педагогического стажа, как для общеобразовательного учреждения, то есть исходя из выработки полной ставки (18 часов в неделю или 720 часов в учебный год), после указанной даты п.14 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, которым предусмотрено, что работа за период с 01.11.1999 в должностях, указанных в списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях), засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет.
Пункт 14 Правил, предусматривая зачет в специальный стаж работы за период с 01.11.1999 в определенных должностях в образовательных учреждениях среднего профессионального образования при условии обучения в них не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет, лишь конкретизирует механизм реализации закрепленного в названной норме Закона о трудовых пенсиях права на досрочное пенсионное обеспечение по старости, предоставленное законодателем только тем лицам, чья педагогическая деятельность осуществляется в учреждениях для детей, то есть в учреждениях, основной контингент обучающихся в которых составляют лица в возрасте до 18 лет.
Из выписок из приказов следует:
№ СЭД-09-02-88 от 23.09.2014 Радомской Н.А. на 2014-2015 учебный год назначена педагогическая нагрузка в размере 748 часов, учетом выданных педагогических часов Радомской Н.А. за первое и второе полугодие 2014-2015 учебного года оплачено 772 часа;
№ СЭД-09-01-72 от 15.09.2015 Радомской Н.А. на 2015-2016 учебный год назначена педагогическая нагрузка в размере 726 часов, учетом часов учебной работы Радомской Н.А. за 2015-2016 учебный год оплачено 726 часов;
№ СЭД-09-02-50 от 24.09.2016 Радомской Н.А. на 2016-2017 учебный год назначена педагогическая нагрузка в размере 850 часов, учетом часов учебной работы Радомской Н.А. за 2016-2017 учебный год оплачено 850 часов;
№ СЭД-09-01-73 от 15.09.2017 Радомской Н.А. на 2017-2018 учебный год назначена педагогическая нагрузка в размере 850 часов, учетом часов учебной работы Радомской Н.А. за 2017-2018 учебный год оплачено 919 часов;
№ СЭД-09-01-45 Радомской Н.А. на 2018-2019 учебный год назначена педагогическая нагрузка в размере 884 часа, учетом часов учебной работы Радомской Н.А. за 2018-2019 учебный год оплачено 967 часов;
№ СЭД-09-01-119 от 09.09.2019 Радомской Н.А. на 2019-2020 учебный год назначена педагогическая нагрузка в размере 760 часов, учетом часов учебной работы Радомской Н.А. за первое полугодие 2019-2020 учебного года оплачено 363 часа.
Информацией ГБПОУ «Кунгурский центр образования №1» от 15.01.2019 установлено, что
в 2015-2016 учебном году процент обучающихся в возрасте до 18 лет от общего количества обучающихся по учреждению составлял 65,98%;
в 2016-2017 учебном году процент обучающихся в возрасте до 18 лет от общего количества обучающихся по учреждению составлял 63,82%;
в 2017-2018 учебном году процент обучающихся в возрасте до 18 лет от общего количества обучающихся по учреждению составлял 67,45%;
в 2018-2019 учебном году процент обучающихся в возрасте до 18 лет от общего количества обучающихся по учреждению составлял 69,67%;
в 2019-2020 учебном году процент обучающихся в возрасте до 18 лет от общего количества обучающихся по учреждению составлял 65,52%.
В соответствии со ст. 187 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 239-ФЗ) при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя.
В соответствии со ст. 187 ТК РФ (ред. от 25.11.2009) при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
В соответствии со ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Копиями приказов установлено, что Радомская Н.А. с 21.10.2010 по 22.10.2010 и с 25.11 по 26.11.2010 направлялась работодателем на курсы с целью повышения квалификации за счет средств учреждения на основании план – графика повышения квалификации.
Карточкой – справкой за 2010 год установлено, что Радомской Н.А. в октябре и ноябре начислялась заработная плата, из которой производились удержания (взносы).
Соответственно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, повышение квалификации педагогическим работниками является необходимым условием для осуществления педагогической деятельности и удовлетворил требование истца о включении в специальный страховой стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 21.10.2010 по 22.10.2010, с 25.11.2010 по 26.11.2010 – 4 дня.
Решением ответчика истцу определен специальный стаж 19 лет 09 месяцев 21 день, с учетом подлежащих включению в специальный стаж истца периодов (4 дня + 05 лет 01 месяц 12 дней), специальный стаж истца на 01.10.2019 составил 24 года 11 месяцев 07 дней. В период рассмотрения дела на 25.11.2019 истец имеет 25 лет специального страхового стажа (с учетом представленной справки об отсутствии отвлечений от работы.
Пунктом 1.1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О Страховых пенсиях РФ» определено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Приложением 7 к Федеральному закону «О страховых пенсиях» установлены сроки назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 19-21 части 1 статьи 30 настоящего ФЗ (в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста), определено, что при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2019 году, срок назначения страховой пенсии по старости наступит не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Пунктом 3 статьи 10 ФЗ № 350-ФЗ от 03.10.2018 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий» определено, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 01.01.2019 года по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Как установлено судом, на 25.11.2019 истец имела необходимый страховой стаж для назначения ей пенсии в соответствии с п.п.19 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях», следовательно, страховая пенсия по старости ей должна быть назначена за шесть месяцев до наступления срока, определенного Приложением 7 к Федеральному закону «О страховых пенсиях» (не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости), то есть с 25.05.2020 (через шесть месяцев с 25.11.2019).
Судом обоснованно в соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца взысканы судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 300 руб.
Фактически доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела. По существу они сводятся к несогласию с той оценкой исследованных доказательств, которая дана судом первой инстанции, однако оснований для переоценки представленных доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку установленные ст. 67 ГПК РФ правила оценки доказательств судом нарушены не были, выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Кунгурского городского суда Пермского края от 20.02.2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кунгуре и Кунгурском районе Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи