ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4859/2015 от 07.09.2015 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 33-4859/2015

Апелляционное определение

г. Тюмень

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

ФИО1,

судей

ФИО2, ФИО3

при секретаре

ФИО4

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению Прокурора Тюменского района Тюменской области Мкртчяна А.Г. на решение Тюменского районного суда Тюменской области от 26 мая 2015 года, которым (с учетом определения об исправлении описки от 26 июня 2015 года) постановлено:

«В удовлетворении заявления Прокурора Тюменского района Тюменской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации о розничной продаже алкогольной продукции в ночное время дистанционным способом, распространенную в сети Интернет по адресу https//alkomig72.net/ информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, - отказать ».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда ФИО1, объяснения прокурора Спириной О.В., настаивавшей на доводах апелляционного представления, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Тюменского района Тюменской области обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с заявлением о признании информации о розничной продаже алкогольной продукции в ночное время дистанционным способом, распространённой в сети «Интернет» по адресу https://alkomig72.net/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Требования мотивированы тем, что в рамках мероприятий по осуществлению надзора за исполнением законодательства о противодействии незаконному обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции путем мониторинга была выявлена указанная страница в сети «Интернет», которая содержит сведения о продаже алкогольной продукции в ночное время дистанционным способом. Ссылаясь на п.2 ст.2, п.п.1, 6 ст.10, ст.15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации в Российской Федерации», указывает, что передача информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной деятельности; запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Поскольку продажа дистанционным способом алкогольной продукции не допускается, а также не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 08 часов по местному времени, ст. 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, ст.14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, прокурор указывает, что предоставление возможности доступа к информации о розничной продаже алкогольной продукции в ночное время дистанционным способом с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», фактически является распространением запрещенной информации. Прокурор Тюменского района Тюменской области просит признать информацию о розничной продажи алкогольной продукции в ночное время дистанционным способом, распространенную в сети «Интернет» по адресу: «https://alkomig72.net/», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Участвующий в деле прокурор Мкртчян А.Г. в судебном заседании требования поддержал в полном объёме, по основаниям, указанным в заявлении.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, ХМАО-Югре и ЯНАО (далее по тексту Управления Роскомнадзора по Тюменской области, ХМАО-Югре и ЯНАО), извещенного о времени и месте рассмотрения дела. В суд поступили письменный отзыв на заявление, в котором изложено мнение о согласии с заявленными требованиями.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен участвующий в деле прокурор Мкртчян А.Г. В апелляционном представлении изложена просьба об отмене решения суда в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Не соглашается с выводом суда о том, что законодательством Российской Федерации не предусмотрена ответственность за распространение информации о розничной продаже алкогольной продукции в ночное время дистанционным способом, федеральным законодательством не установлен запрет на распространение информации о розничной продаже алкогольной продукции в ночное время дистанционным способом. Указывает, что согласно п.8 ч.2 ст.21 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», беспрепятственный доступ к вышеуказанным Интернет-сайтам способствует незаконному обороту спиртных напитков, распространению пьянства, алкоголизма, что в свою очередь влечет совершение административных правонарушений и уголовно-наказуемых деяний. Продаваемые спиртные напитки в ночное время могут не отвечать требованиям безопасности, их употребление может негативно сказаться на здоровье граждан.

От заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Тюменской области, ХМАО-Югре и ЯНАО поступил отзыв на апелляционное представление, в котором выражено согласие с доводами апелляционного представления.

Представитель Управления Роскомнадзора по Тюменской области, ХМАО-Югре и ЯНАО в заседание суда апелляционной инстанции не явился. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы он извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения представления не заявлено, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя указанного лица.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в п.2 Постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой проверки, было установлено, что на странице сайта https://alkomig72.net/, содержатся сведения о продаже алкогольной продукции в ночное время дистанционным способом.

Суду представлены распечатки с указанной страницы интернет-сайта, из которой следует, что на ней размещена информация о доставке алкоголя на дом круглосуточно по г. Тюмени.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что за распространение информации о розничной продаже алкогольной продукции в ночное время дистанционным способом не предусмотрена ответственность законодательством Российской Федерации, а также не установлен запрет на распространение информации о розничной продаже алкогольной продукции в ночное время дистанционным способом.

Однако с данным выводом судебная коллегия согласиться не может.

Статьей 1 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту – Закон №149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Как следует из пункта 4 ст.2 Закона №149-ФЗ информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Согласно ч.5 ст.15 Закона №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Статьей 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Статья 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее Федеральный закон №171-ФЗ) устанавливает особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции. В соответствии с положениями ч.5 указанной статьи не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.

Кроме того, пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 года № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» установлен запрет на продажу дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

Пунктом 3 Письма Роспотребнадзора от 12 октября 2007 года № 0100/10281-07-32 «О контроле за соблюдением Правил продажи товаров дистанционным способом» установлено, что ограничения введенные данным подпунктом Правил, также распространяются в целом и на продажу алкогольной продукции, а также иных товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с абз.2 ч.2 ст.5 Федерального закона от 29 декабря 2010 года №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.

Статьей 6.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Кроме того, ч. 2.1 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции, а ст. 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации – уголовная ответственность за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции, если это совершено неоднократно.

Указанная на интерне-сайте информация находится в свободном доступе и побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена как административная (ст.14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), так и уголовная ответственность (ст.151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации) ответственность, а также может способствовать совершению указанных действий, что подтверждается представленными в суд скриншотами. Более того, размещённая информация является предложением (офертой) к совершению договора купли-продажи алкогольной продукции в ночное время дистанционным способом, в том числе, несовершеннолетним, за что предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Таким образом, информация, содержащаяся на интернет-сайте, находится в свободном доступе для неограниченного круга лиц, содержит сведения о незаконном способе доставки и продажи алкогольной продукции в ночное время суток посредством сети «Интернет».

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований постановлено при неправильном применении норм материального права, выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, в связи с чем решение суда не может быть признано законным и обоснованным. На основании ч.ч.1, 2 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оно подлежит отмене с постановлением по делу нового решения.

Оценив доводы сторон и собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи с приведенными нормами действующего законодательства, судебная коллегия считает необходимым удовлетворить требования прокурора и в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц признать информацию о розничной продаже алкогольной продукции в ночное время дистанционным способом, распространенную в сети Интернет по адресу https//alkomig72.net/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Тюменского районного суда Тюменской области от 26 мая 2015 года отменить, принять по делу новое решение:

«Заявление Прокурора Тюменского района Тюменской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать информацию о розничной продаже алкогольной продукции в ночное дистанционным способом, распространенную в сети Интернет по адресу: https//alkomig72.net/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Председательствующий:

Судьи коллегии: