Судья Лебедева И.В.
№ 33-486-2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск
13 февраля 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
ФИО1
судей
ФИО2
Койпиш В.В.
при секретаре
ФИО3
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кандалакши в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района, администрации муниципального образования Кандалакшский район, о возложении обязанности по оборудованию стоянки для парковки автотранспортных средств инвалидов,
по апелляционной жалобе ответчика - администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района на решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 06 декабря 2012 года, которым постановлено:
«Обязать администрацию муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района, администрацию муниципального образования Кандалакшский район выделить не менее одного места шириной не менее 3,5 метров на стоянке, расположенной на территории, прилегающей к административному зданию по адресу: г. ***, ул. ***, д. ***, для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, оборудовать его дорожными знаками 6.4 «Место стоянки», 8.17 «Инвалиды», 3.28 «Стоянка запрещена», произвести дорожную разметку выделенного места на стоянке».
Заслушав доклад судьи Койпиш В.В., возражения прокурора прокуратуры Мурманской области Ивановой Н.В. против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Прокурор г. Кандалакши обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша о возложении обязанности по оборудованию стоянки для парковки автотранспортных средств инвалидов.
В обоснование заявленных требований указал, что проверкой прокуратуры установлено, что администрация муниципального образования городское поселение Кандалакша и администрация муниципального образования Кандалакшский район занимают здание, расположенное по адресу: г. ***, ул. ***, д. ***. С обратной стороны здания расположена площадка для парковки транспортных средств. При единственном въезде к зданию администраций со стороны автомобильной дороги установлен знак 3.2 «Движение запрещено» с табличкой «Кроме транспорта администрации». На стоянке транспортных средств администраций отсутствует место для парковки автомобилей инвалидов. Неисполнение органами местного самоуправления требований законодательства о социальной защите инвалидов приводит к нарушению прав инвалидов на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Просил обязать администрацию муниципального образования городское поселение Кандалакша выделить не менее одного места на стоянке, рядом со зданием по улице ***, возле дома *** в г. *** для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов путем нанесения дорожной разметки с обозначением дорожными знаками: 6.4 «Место стоянки», 8.17 «Инвалиды», 3.28 «Стоянка запрещена» шириной не менее 3,5 метров; обязать ответчика установить при въезде к зданию администрации со стороны автомобильной дороги дорожный знак 8.18 «кроме инвалидов».
Определением суда от 07 ноября 2012 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования Кандалакшский район.
Помощник прокурора г. Кандалакши Мамакова Е.С. в судебном заседании заявленные требования уточнила, просила возложить на администрацию муниципального образования Кандалакшский район обязанность выделить не менее одного места на стоянке, расположенной на территории, прилегающей к зданию администрации; возложить на администрацию муниципального образования городское поселение Кандалакша обязанность оборудовать парковочные места для специальных автотранспортных средств на стоянке, расположенной на территории, прилегающей к административному зданию путем нанесения дорожной разметки с обозначением дорожными знаками: 6.4 «место стоянки», 8.17 «инвалиды», 3.28 «стоянка запрещена» шириной не менее 3,5 метров. Заявила отказ от части исковых требований о возложении обязанности установить дорожный знак 8.18 «кроме инвалидов».
Определением суда от 29 ноября 2012 года производство по делу в части исковых требований о возложении обязанности установить дорожный знак 8.18 «кроме инвалидов» прекращено.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша - ФИО4 в судебном заседании иск не признал, одновременно полагал, что оборудование стоянки для автотранспорта инвалидов возможно провести совместно администрацией муниципального образования Кандалакшский район и администрацией муниципального образования городское поселение Кандалакша.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования Кандалакшский район - ФИО5 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований в части выделения места для оборудования стояки для инвалидов не возражал, полагал, что обязанность по оборудованию стоянки для автотранспорта инвалидов должна быть возложена на администрацию муниципального образования Кандалакшский район и на администрацию муниципального образования городское поселение Кандалакша.
Представитель третьего лица - межмуниципального отдела МВД РФ «Кандалакшский» - ФИО6 в судебном заседании полагал иск подлежащим удовлетворению.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика - администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша - ФИО7, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда в части заявленных требований к администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указывает, что администрация муниципального образования городское поселение Кандалакша не является субъектом прав, установленных статьей 40 Земельного кодекса Российской Федерации.
Полагает, что обязанность по оборудованию стоянки автотранспортных средств инвалидов должна быть возложена на администрацию муниципального образования Кандалакшский район как на землепользователя земельного участка.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель ответчика - администрации муниципального образования Кандалакшский район - ФИО8, ссылаясь на положения статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, указывает, что администрация муниципального образования городское поселение Кандалакша также несет обязанность по выполнению требований законодательства, в том числе и о социальной защите инвалидов.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители ответчиков - администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша, администрации муниципального образования Кандалакшский район, представитель третьего лица межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Кандалакшский», извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка, в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием к разбирательству дела.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, достаточно исследовал их, и к установленным правоотношениям применил надлежащий закон.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.
Согласно пункту 5.4.30 ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Техническое средства организации дорожного движения. Правила применения "дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденных Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст, действие знаков 3.2 не распространяется на транспортные средства, управляемые инвалидами I и II групп или перевозящие таких инвалидов.
Действие знаков 3.2 не распространяется на соответствующие транспортные средства, обслуживающие предприятия, находящиеся в обозначенной зоне, обслуживающие (или принадлежащие) граждан(ам), проживающих(им) или работающих(им) в этой зоне, а также на автомобили организаций федеральной почтовой связи, имеющие на боковой поверхности кузова белую диагональную полосу на синем фоне. Такие транспортные средства должны въезжать в обозначенную зону и выезжать из нее на ближайшем к месту назначения перекрестке.
Из положений пункта 3.12 СНиП 35-01-2001 следует, что на открытых индивидуальных автостоянках около учреждений обслуживания следует выделять не менее 10% мест (но не менее одного места) для транспорта инвалидов. Эти места должны быть обозначены знаками, принятыми в международной практике.
Места для личного автотранспорта инвалидов желательно размещать вблизи входа, доступного для инвалидов, но не менее 50 м, а при жилых зданиях - не более 100 м. Ширина зоны для парковки автомобиля инвалида должна быть не менее 3,5 м.
Согласно части 2 статьи 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, нежилое административное здание, расположенное по адресу: г. ***, улица ***, дом ***, принадлежит на праве общей долевой собственности муниципальному образованию Кандалакшский район и муниципальному образованию городское поселение Кандалакша по 1/2 доли в праве собственности.
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует, что земельный участок из разряда земель населенных пунктов, площадью *** кв. м, на котором расположено административное здание № *** по улице *** в г. ***, передан в постоянное (бессрочное) пользование *** 2005 года муниципальному учреждению администрации города Кандалакши.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, исходя из установленных по делу обстоятельств, верно применив нормы материального права, пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований.
При этом суд исходил из того, что надлежащие меры к беспрепятственному доступу лиц с ограниченными возможностями к социально-значимому объекту ответчиками не принимаются, отсутствие выделенных мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями, что противоречит основным целям и задачам законодательства, предусматривающего социальную защиту инвалидов.
Учитывая, что нормами федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности (проезда) и парковки инвалидов к зданиям социальной инфраструктуры возлагается на пользователей (собственников) земельного участка наравне с органами местного самоуправления, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что данная обязанность должна быть возложена на администрацию муниципального образования городское поселение Кандалакша и администрацию муниципального образования Кандалакшский район.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация муниципального образования городское поселение Кандалакша не является собственником (землепользователем, землевладельцем либо арендатором) земельного участка, на котором расположено административное здание, в связи с чем не обладает правом оборудования стоянки для автотранспортных средств, аналогичны тем, которые проверялись судом первой инстанции при разрешении спора и были обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, приведенным в принятом по делу решении, оснований не согласиться с которыми судебная коллегия не находит.
Суд первой инстанции обоснованно сослался на пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которому распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
При этом, Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).
Возлагая обязанность по выделению мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, оборудовав их дорожными знаками, в том числе и на администрацию муниципального образования городское поселение Кандалакша, суд обоснованно принял во внимание, что 1/2 часть нежилого здания по адресу: г. ***, ул. ***, д. *** – передана в собственность администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша, учитывая, что в силу ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник, в случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.
Разрешая возникший спор, суд правильно определил обстоятельства имеющие значение для дела, и правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, достаточно исследовав представленные сторонами доказательства, которые были оценены в соответствии с положениями статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Решение судом первой инстанции принято с соблюдением норм процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения, так как основаны на ошибочном толковании норм материального права.
При таком положении, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, и оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для его отмены не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 06 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша ФИО7 – без удовлетворения.
Председательствующий
судьи