РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Оксенчук Ж.Н. дело № 33 –4861/2018 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Калининград 24 октября 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
Председательствующего: Шлейниковой И.П.
судей Мариной С.В., Теплинской Т.В.
при секретаре Чика О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Правительства Калининградской области на решение Центрального районного суда города Калининграда от 08 августа 2018 года, которым постановлено:
Обязать Правительство Калининградской области предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам за счет средств бюджета Калининградской области.
Заслушав доклад судьи Мариной С.В., объяснения ФИО2, полагавшей решение суда законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Правительству Калининградской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, указав в его обоснование, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Полесского райсуда Калининградской области ее мать В. была лишена родительских прав. Согласно постановления главы администрации Полесского района Калининградской области от 20.01.2005 года № она была передана под опеку М. и постановлением от 31.03.2005 года № за ней было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Она обратилась в Министерство образования Калининградской области о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Была включена в данный список. Однако, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.
Ссылаясь на изложенное, истица просила обязать Правительство Калининградской области предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда не ниже установленных норм по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств бюджета Калининградской области.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство Калининградской области просит указанное решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Указывает, что Федеральным Законом от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» п.2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, предусматривавший обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма во внеочередном порядке, признан утратившим силу. Действующим с 01.01.2013 года законодательством установлен новый порядок обеспечения жилыми помещениями лиц названной категории лиц - путем предоставления им жилых помещений специализированного жилищного фонда согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из времени принятия на учет. Внеочередной порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда действующим законодательством не предусмотрен.
Кроме того, ответчик обращает внимание на то обстоятельство, что право истицы на предоставление жилого помещения им не нарушено и не оспаривается. Она в установленном законом порядке была включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, и будет обеспечена таким жилым помещением.
Также ответчик ссылается на то, что предоставление истице жилого помещения по судебному решению – по сути, во внеочередном порядке, приведет к нарушению прав иных лиц, включенных в Список ранее.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как установлено судом, подтверждено материалами дела и не оспаривалось сторонами, ФИО3 (до брака-Жукова), ДД.ММ.ГГГГ рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением Полесского райсуда г.Калининграда от 29.11.2004 года её мать В. была лишена родительских прав в её отношении, а запись об отце в актовую запись о её рождении внесена со слов матери.
Постановлением главы администрации Калининградской области от 31.01.2005 года № за ФИО4 было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. В настоящее время в данном жилом помещении зарегистрировано 16 человек и истица обеспечена жилой площадью менее учетной нормы общей площади на одного человека (12 кв. м).
09 декабря 2017 года ФИО4 вступила в брак, ей присвоена фамилия ФИО3.
Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах ФИО1 на объекты недвижимого имущества.
Из сообщения Министерства социально политики Калининградской области от 19.12.2014 года следует, что ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
До настоящего времени истица таким жилым помещением не обеспечена.
Установив данные обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для признания за ФИО1 права на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Указанное право ФИО1 не оспаривается ни Правительством Калининградской области, ни Министерством социальной политики Калининградской области.
В соответствии с ранее действовавшей редакцией ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот (к числу которых относится ФИО1) и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляются жилые помещения по договорам социального найма вне очереди (п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, утративший силу с 01 января 2013 года – Федеральный закон от 29.02.2012 года № 15-ФЗ).
В силу положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Разрешая заявленные истицей требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что с 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Статьей 4 данного закона предусмотрено, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, указанный Федеральный закон от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ имеет обратную силу, в связи с чем на возникшие правоотношения он также распространяется.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Также Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» были внесены изменения в Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в соответствии с которым к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса, в том числе и обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Во исполнение указаний Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ был принят Закон Калининградской области от 26 декабря 2012 года № 191 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Калининградской области в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которым внесены изменения в Законы Калининградской области от 3 июля 2007 года № 151 «О специализированном жилищном фонде Калининградской области» и от 28 декабря 2005 года № 714 «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Статьей 4 Закона Калининградской области от 26 декабря 2012 года № 191 предусмотрено, что настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2013 года и распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления настоящего Закона в силу.
Согласно ст.43-3 Закона Калининградской области «О специализированном жилищном фонде Калининградской области» право на однократное обеспечение благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области по договорам найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет имеют лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным по обстоятельствам, установленным статьей 43-5 настоящего Закона.
В соответствии со ст.43-5 указанного Закона проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, в том числе, когда общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.
Возлагая на Правительство Калининградской области обязанность по предоставлению ФИО1 благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, суд обоснованно исходил из того, что истица подлежит обеспечению специализированным жилым помещением в соответствии с приведенными выше требованиями действующего в настоящее время законодательства, поскольку её проживание в жилом помещении, членом семьи нанимателя которого она является, невозможно, и ранее возникшее у неё право на обеспечение жилым помещением до дня вступления вышеупомянутого Закона в силу ФИО1 не реализовала.
Такие выводы суда основаны на совокупности исследованных доказательств, которым суд дал в соответствии со ст. 67 ГПК РФ правильную оценку, подтверждены материалами дела и основаны на законе.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости обеспечения ФИО1 жилым помещением в порядке очередности, исходя из времени принятия её на учет, основаны на неверном толковании норм материального права.
Вопросы предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда именно для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа указанной категории детей с 1 января 2013 года регулируются главой 6-1 Закона Калининградской области от 03.07.2007 № 151 «О специализированном жилищном фонде Калининградской области» (в редакции закона от 26.12.2012 года № 191), в связи с чем ссылка в жалобе на ст. 42 указанного закона, предусматривающую общий порядок предоставления жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования, несостоятельна.
Согласно ст. 43-3 указанного Закона дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанные в пункте 1 настоящей статьи, включаются в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее по тексту - Список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области органом исполнительной власти Калининградской области, уполномоченным в сфере социальной защиты населения.
Порядок формирования Списка предусмотрен ст. 43-4 Закона, а статьями 43-6 и 43.7 предусмотрен порядок предоставления и норма предоставления площади жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма таких помещений.
Ни положения Федерального закона, ни положения вышеупомянутых нормативных актов Калининградской области не содержат указание на предоставление жилых помещений в порядке очередности, исходя из времени включения лиц указанной категории в соответствующий Список.
Согласно ст.43-6 Закона Калининградской области «О специализированном жилищном фонде Калининградской области» жилые помещения специализированного жилищного фонда Калининградской области предоставляются лицам, указанным в статье 43-3 настоящего Закона, по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Сам по себе факт учета лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Списке означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законом оснований обеспечения гражданина жилым помещением в целях своевременного исполнения обязанности по предоставлению гражданину жилого помещения. Реализация же предусмотренного законом права на обеспечение жильем лиц указанной категории, оканчивается предоставлением такого жилья, а не включением гражданина в учетный список.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, изменение законодательства не повлекло возникновение возможности обеспечения детей-сирот и иных лиц данной категории жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке очереди, определяемой в соответствии с очередностью указанных лиц в списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Обязанность по предоставлению лицам указанной категории специализированных жилых помещений возложена законодателем на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в данном случае – на Правительство Калининградской области.
Установив, что ФИО1 была в установленном законом порядке включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, т.е. её право на обеспечение жильем не оспаривается, однако, до настоящего времени не реализовано – жилое помещение не предоставлено, суд обоснованно возложил на уполномоченный орган - Правительство Калининградской области - обязанность предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
Все обстоятельства, имеющие значение для разрешения заявленных требований, судом при рассмотрении дела исследованы, им дана правильная оценка в решении суда, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения, судом допущено не было.
Судебная коллегия находит постановленное судом решение законным и обоснованным и не усматривает оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.328 п.1, ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г. Калининграда от 08 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: