ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4876/19 от 04.09.2019 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело №33-4876/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 04 сентября 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего: Матвеевой Н.Л.,

судей: Заплоховой И.Е., Свирской О.Д.,

при секретаре: Вороновой В.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Елисеевой Н.Н. на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 06 марта 2019 года по делу по иску Елисеевой Н.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ во Всеволожском районе Ленинградской области о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, обязании включить периоды работы в стаж для назначения пенсии, обязании назначить пенсию, взыскании компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Матвеевой Н.Л., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

01 марта 2018 года истец Елисеева Н.Н. обратилась во Всеволожский городской суд Ленинградской области с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ во Всеволожском районе Ленинградской области о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, обязании включить периоды работы в стаж для назначения пенсии, обязании назначить пенсию, взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей.

В обоснование иска указано, что по достижении пенсионного возраста истец обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ во Всеволожском районе Ленинградской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ (далее Закон № 400-ФЗ), в связи с работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Решением пенсионного органа от 12 января 2018 года № 8 истцу отказано в досрочном назначении пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. В стаж не включены периоды ее работы в КЛПХ «Лескарел» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в качестве контролера деревообрабатывающего производства, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в качестве рабочей на посадку леса, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в качестве сторожа. Истец считает решение об отказе в назначении пенсии незаконным, просит включить вышеуказанные периоды ее работы в стаж, обязать Управление Пенсионного фонда РФ во Всеволожском районе Ленинградской области назначить ей досрочно трудовую пенсию с даты обращения – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 1-3).

Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 06 марта 2019 года в удовлетворении иска Елисеевой Н.Н. отказано (л.д. 189-194).

В апелляционной жалобе Елисеева Н.Н. просит решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 06 марта 2019 года отменить, завяленные исковые требования удовлетворить.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что решение суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец постоянно проживала в <адрес> Республики Карелия и осуществляла трудовую деятельность, что подтверждается трудовой книжкой справками с места работы. Одним из требований работодателя являлось наличие постоянной регистрации по месту проживания в <адрес>. Поскольку получить разрешение на выписку из Республики Беларусь было невозможно, она вынуждена была оформлять временную регистрацию с периодичным ее продлением по месту пребывания на территории РФ. С августа 1993 года с Елисеевой Н.Н. проживали ее дети, которые являются совершеннолетними и могут подтвердить факт постоянного проживания Елисеевой Н.Н. на территории РФ.

Страховые взносы за истца, являющегося гражданином Республики Беларусь, подлежали уплате работодателем на общих основаниях. Истец в течение длительного времени работала на территории РФ, согласно ст. 7 Федерального Закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» проживающие на территории РФ иностранные граждане, работающие по трудовому договору или контракту гражданско-правового характера, подлежат обязательному пенсионному страхованию на территории РФ. Истец полагает, что имеет право на назначение досрочной пенсии, поскольку она никогда не являлась гражданином другого государства, а после распада СССР получила паспорт гражданина РФ (л.д. 202-204).

Дело рассмотрено в отсутствие Елисеевой Н.Н., ПАО «Воломский КЛПХ «Лескарел», надлежащим образом уведомленных о месте и времени судебного заседания.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

Судом установлено, что Елисеева Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в Воломском комплексном леспромхозе объединения «Кареллеспром» в должности рабочей лесозаготовок, навальщицей-свальщицей; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в ОАО Воломский комплексный леспромхоз «Лескарел» в должности рабочей на посадку леса и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности сторожа, контролера лесозаготовительного производства.

ДД.ММ.ГГГГ Елисеева Н.Н. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования.

Из справки Управления по вопросам миграции МВД по Республике Карелия следует, что ДД.ММ.ГГГГ Советским ГОВД <адрес> истцу выдан паспорт СССР серии .

ДД.ММ.ГГГГ в связи с обменом паспорта СССР Отделом внутренних дел Муезерского района Республики Карелия истцу выдан паспорт гражданина Российской Федерации серии (л.д.117).

Согласно справке о регистрации, представленной администрацией Воломского сельского поселения Муезерского района Республики Карелия, истец была временно – по причине наличия гражданства Республики Беларусь, зарегистрирована по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрировалась по данному адресу постоянно только ДД.ММ.ГГГГ, поскольку приобрела гражданство Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда России во Всеволожском районе Ленинградской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 части 1 ст. 32 Федерального закона N 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях" в связи с работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера с учетом пункта 2 статьи 23 Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда России во Всеволожском районе Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной страховой пенсии по старости Елисеевой Н.Н. отказано в связи с отсутствием требуемого стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. При этом в стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не включены периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ОАО Воломский КЛПХ «Лескарел», поскольку в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствуют сведения об уплате страховых взносов; данные обстоятельства послужили поводом к обращению Елисеевой Н.Н. в суд с указанным иском.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ), введенного в действие с ДД.ММ.ГГГГ, страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч. 1); иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3).

Такие же положения были предусмотрены в ст. ст. 2, 3, 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применявшегося на территории Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 1 Договора между РФ и Республикой Беларусь от ДД.ММ.ГГГГ "О сотрудничестве в области социального обеспечения" страховой (трудовой) стаж - период, учитываемый согласно законодательству каждой из Договаривающихся Сторон при определении права на пенсии и пособия по государственному социальному обеспечению и обязательному (государственному) социальному страхованию и их размеров, а также при конвертации пенсионных прав по законодательству Российской Федерации.

Статья 23 указанного Договора предусматривает, что назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости) после вступления в силу настоящего Договора осуществляются в следующем порядке: 1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до ДД.ММ.ГГГГ на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором; 2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после ДД.ММ.ГГГГ на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.

В силу ст. 12 Договора между РФ и Республикой Беларусь от ДД.ММ.ГГГГ подсчет и подтверждение страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию. В том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет менее 25 лет у мужчин и менее 20 лет у женщин, исчисление размера пенсии, соответствующего страховому (трудовому) стажу, приобретенному на территории Российской Федерации, производится следующим образом: размер пенсии, определенный согласно законодательству Российской Федерации, делится для мужчин - на 300 месяцев, для женщин - на 240 месяцев и затем умножается на число месяцев фактически имеющегося страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории Российской Федерации (в этом стаже период свыше 15 дней округляется до полного месяца, а период до 15 дней включительно не учитывается). При этом в соответствии с п. 1 ст. 11 настоящего Договора в страховой (трудовой) стаж, учитываемый при конвертации пенсионных прав, засчитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территории Республики Беларусь (ч. 1). Положения ст. 10 и абз. 2 п. 1 настоящей статьи не применяются к определению страховой и накопительной частей трудовой пенсии, формируемых начиная с ДД.ММ.ГГГГ путем уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование согласно законодательству Российской Федерации. В этом случае размер страховой и накопительной частей трудовой пенсии исчисляется по нормам законодательства Российской Федерации (ч. 2).

В ст. 10 Договора указано, что каждая Договаривающаяся Сторона назначает и исчисляет пенсию (за исключением социальной пенсии) на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории, с применением положений настоящего Договора и своего законодательства.

При этом иными международными договорами Российской Федерации и Республики Беларусь - Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения", Соглашением о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся мигрантов от ДД.ММ.ГГГГ (ратифицированным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 47-ФЗ), решением Высшего Совета сообщества Беларуси и России от ДД.ММ.ГГГГ N 4 "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий", Договором о равных правах граждан от ДД.ММ.ГГГГ (ратифицированным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ) вопросы уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ работодателями России за иностранных работников, в том числе граждан Республики Беларусь, в спорный период урегулированы не были.

Суд установил, что в рассматриваемые спорные периоды работы Елисеевой Н.Н. на территории Российской Федерации государственное регулирование обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации осуществлялось Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, статьей 1 которого определено правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

П. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, предусматривалось, что застрахованными лицами являлись лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являлись граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.

Таким образом, действовавшие в период работы истца у ответчика с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ положения законодательства Российской Федерации по вопросам страхового пенсионного обеспечения подлежали применению в отношении иностранных граждан, а, следовательно, и в отношении граждан Республики Беларусь, постоянно или временно проживающих на законных основаниях на территории Российской Федерации. При этом они не устанавливали обязанности работодателя как страхователя уплачивать за иностранного работника страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, поскольку иностранные граждане, в том числе и граждане Республики Беларусь, временно пребывающие на территории Российской Федерации, к числу которых относился и истец, не являются застрахованными по смыслу приведенных выше положений Закона.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ регулировалось Законом СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 5152-X "О правовом положении иностранных граждан в СССР" и в соответствии со статьей 5 данного Закона определялось в двух видах: иностранные граждане, постоянно проживающие в СССР, и временно пребывающие иностранные граждане. Постоянно проживающие в СССР иностранные граждане - это те иностранные граждане, которые имели на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел. Иностранные граждане, находившиеся в СССР на ином законном основании, считались временно пребывающими в СССР.

С ДД.ММ.ГГГГ правовой статус иностранных граждан, а также правоотношения, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации, осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности стали регулироваться Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

В статье 2 этого Закона указано, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание; временно проживающий иностранный гражданин - это лицо, получившее разрешение на временное проживание; постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, получившее вид на жительство.

Кроме того, в приведенной норме права отдельно выделена такая категория граждан, как иностранный работник - иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность.

Вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 379-ФЗ в п. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" были внесены изменения, согласно которым застрахованными лицами стали являться и иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок менее шести месяцев, при этом обратной силы данному положению закона не придано.

На основании установленных по делу обстоятельств и приведенных норм закона суд пришел к выводу, что обязанность уплачивать страховые взносы у страхователя-организации в оспариваемый период (с 2000 по 2003 годы) могла возникнуть только при наличии определенного статуса у иностранного работника, а именно при условии его постоянного либо временного проживания на территории Российской Федерации.

Поскольку Елисеева Н.Н., как установлено судом, в спорный период не имела статуса иностранного гражданина, постоянно или временно проживающего на территории Российской Федерации и, соответственно, не являлась застрахованным лицом в силу п. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, то у ее работодателя не возникла обязанность уплачивать за нее страховые взносы в период с 2000 по 2003 годы.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что истцом не представлено доказательств, которые соответствуют требованиям допустимости, относимости и достаточности, подтверждающих, что она, являясь гражданином Республики Беларусь и работая у ответчика, постоянно или временно проживала на территории Российской Федерации, в связи с чем в спорный период работы она не обладает правом на государственное пенсионное обеспечение, осуществляемое за счет средств Пенсионного фонда РФ, а ответчиком правомерно не начислялись и не уплачивались за истца страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ.

Выводы суда первой инстанции требованиям закона не противоречат и доводами апелляционной жалобы не опровергаются.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию истца с изложенными выводами суда и основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права. Доводы содержат изложение позиции истца относительно возникшего спора, его субъективное мнение о правильности разрешения спора, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и установленных судом обстоятельств, однако оспариваемый судебный акт постановлен исходя из собранных по делу доказательств в их совокупности, которые получили оценку суда с учетом требований ст. 67 ГПК РФ.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе Елисеевой Н.Н., не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 06 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Елисеевой Н.Н. - без удовлетворения.

Настоящее определение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Председательствующий:

Судьи:

судья: Курбатова Э.В.