Судья Трушкин С.В. Дело №33-4891/14
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 июня 2014 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кулеш О.А.,
судей Вегель А.А., Котликовой О.П.,
при секретаре Усачевой К.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула на решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 19 февраля 2014 года по делу по иску
инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула к К.Ю.А. о взыскании задолженности по налогам, пени.
Заслушав доклад судьи Вегель А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула (далее - ИФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула) обратилась в суд с иском к К.Ю.А., с которой просила взыскать задолженность по налогам за 2010-2011 годы, в том числе: земельный налог в сумме <данные изъяты>., из которых: <данные изъяты>. - сумма земельного налога, <данные изъяты>. – сумма пени; налог на имущество физических лиц - <данные изъяты>., из которых: <данные изъяты>. - сумма налога на имущество физических лиц, <данные изъяты> - сумма пени.
Требования обоснованы тем, что К.Ю.А. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер ***, земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер ***, складского здания №***, расположенного по адресу: <адрес>, а также производственно-складского здания, расположенного по адресу: <адрес>. Указанное имущество является объектом налогообложения. К.Ю.А. было направлено налоговое уведомление, в котором предлагалось уплатить земельный налог за 2010-2011 годы в сумме <данные изъяты>. и налог на имущество физических лиц за 2010-2011 годы в сумме <данные изъяты>. В установленный срок налоги ответчиком уплачены не были, в связи с чем налоговым органом направлено требование об уплате налога, в котором предлагалось в срок до 09 января 2013 года уплатить задолженность по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2010-2011 годы и пени. В связи с неисполнением требования об уплате налога в установленный в нем срок инспекция обратилась к мировому судье судебного участка №2 Индустриального района г. Барнаула с заявлением о выдаче судебного приказа, который был вынесен 24 мая 2013 года, однако в последующем по заявлению ответчика отменен, после чего инспекция обратилась в районный суд с исковым заявлением.
Заочным решением Индустриального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ исковые требования ИФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула к К.Ю.А. о взыскании налогов, пени удовлетворены. С К.Ю.А. в доход местного бюджета взыскана задолженность по земельному налогу за 2010-2011 годы в сумме <данные изъяты>., пени <данные изъяты>., по налогу на имущество физических лиц за 2011 год в сумме <данные изъяты>., пени <данные изъяты>., всего <данные изъяты>.
Определением суда от ДД.ММ.ГГ заочное решение Индустриального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ отменено.
При новом рассмотрении дела истец неоднократно уточнял исковые требования, в окончательной форме просил взыскать с К.Ю.А. задолженность по земельному налогу за 2010-2011 годы в сумме <данные изъяты>., пени в размере <данные изъяты>., по налогу на имущество за 2010 год в сумме <данные изъяты>., за 2011 год в сумме <данные изъяты>., пени с размере <данные изъяты>.
Определением Индустриального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ производство по делу в части требования о взыскании с ответчика суммы задолженности по налогу на имущество за 2010 год в размере <данные изъяты>. прекращено в связи с отказом истца от данного требования.
Решением Индустриального районного суда г. Барнаула от 19 февраля 2014 года исковые требования удовлетворены частично. С К.Ю.А. в доход местного бюджета взыскана задолженность по земельному налогу за 2011 год в сумме <данные изъяты>., пени 53 <данные изъяты>., по налогу на имущество физических лиц за 2011 год в сумме <данные изъяты>, пени <данные изъяты>., всего <данные изъяты>. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения. С К.Ю.А. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в сумме <данные изъяты>.
В апелляционной жалобе ИФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требования о взыскании земельного налога за 2010 год и принять по делу новое решение об удовлетворении данного требования.
В обоснование указано, что инспекция не уполномочена определять кадастровую стоимость земельных участков, расчет земельного налога ведется на основании сведений, представляемых филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Алтайскому краю. Согласно представленным в инспекцию сведениям с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в собственности К.Ю.А. находился земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером *** с кадастровой стоимостью <данные изъяты>., с ДД.ММ.ГГ земельные участки, расположенные по адресам: <адрес> с кадастровым номером *** с кадастровой стоимостью <данные изъяты>., и <адрес> с кадастровым номером *** с кадастровой стоимостью <данные изъяты>. При этом последние два участка были образованы в результате межевания первого земельного участка. Доказательств иного размера кадастровой стоимости земельных участков суду не представлено. Право собственности ответчика на названные выше земельные участки им не оспаривалось, как и наличие задолженности по земельному налогу за 2010 год. С учетом изложенного инспекция полагает, что имелись основания для взыскания с ответчика земельного налога за налоговый период 2010 года. Кроме того, считает, что судом необоснованно указано на право инспекции направить К.Ю.А. уточненное уведомление при корректировке налоговой базы, поскольку направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления, то есть право направить уточненное налоговое уведомление инспекцией уже утрачено.
В судебное заседание явилась представитель ИФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула К.Л.А., на удовлетворении апелляционной жалобы настаивала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителя ИФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула К.Л.А., судебная коллегия приходит к выводу об оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения.
Решение суда в той части, в которой требования инспекции удовлетворены, не обжалуется, в связи с чем судебной коллегией не проверяется.
Отказывая во взыскании с К.Ю.А. земельного налога за 2010 год, суд первой инстанции исходил из того, что постановление Администрации Алтайского края от 28 ноября 2009 года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края», на основании которого определена кадастровая стоимость земельных участков ответчика и рассчитана сумма земельного налога за 2010 год, на начало налогового периода 2010 года в силу не вступило, поэтому инспекцией неверно рассчитана сумма подлежащего уплате за 2010 год земельного налога. При этом суд полагал, что названное постановление Администрации Алтайского края вступают в силу в порядке, установленном ч. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами, поскольку они основаны на действующем законодательстве и обстоятельствах дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из ч. 1 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Как предусмотрено п. 1 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
Согласно ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет (п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 393 Налогового кодекса Российской Федерации Налоговым периодом признается календарный год.
Из изложенного следует, что земельный налог за 2010 год должен был исчисляться исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01 января 2010 года, либо на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет в случае его образования в течение налогового периода.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года №945 «О государственной кадастровой оценке земель» и п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года №316, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Согласно п. 4 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как следует из материалов дела, в собственности К.Ю.А. в 2010 году находились следующие земельные участки: с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером ***, с ДД.ММ.ГГ земельные участки по адресу: <адрес> с кадастровым номером *** и по адресу: <адрес> с кадастровым номером ***.
Судом установлено, что земельный налог за 2010 год К.Ю.А. исчислен на основании кадастровой стоимости ее земельных участков согласно сведениям, представленным филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Алтайскому краю. При этом кадастровая стоимость земельных участков ответчика, как с кадастровым номером ***, так и образованных из него в последующем земельных участков с кадастровыми номерами *** и ***, была исчислена филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Алтайскому краю на основании кадастровой оценки земельных участков, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 28 ноября 2009 года №546.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 февраля 2010 года №165-О-О и от 24 февраля 2011 года №156-О-О, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации. Вместе с тем для целей, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
В соответствии с п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Положения, предусмотренные ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (п. 5 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, постановление Администрации Алтайского края от 28 декабря 2009 года №546 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края», официально опубликованное в «Алтайской правде» №415-416 30 декабря 2009 года, подлежит применению не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода. То есть, земельный налог, подлежащий уплате за налоговый период 2010 года, на основании кадастровой стоимости, определенной согласно данному постановлению, не мог быть исчислен, поскольку должен был быть исчислен по ранее установленной кадастровой стоимости, действующей в налоговом периоде 2010 года.
Приняв во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требование о взыскании земельного налога за 2010 год, исчисленного на основании кадастровой оценки, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 28 декабря 2009 года №546 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края», и производное от него требование о взыскании пени за неуплату в установленный срок земельного налога за 2010 год, удовлетворению не подлежат.
Исходя из того, что в соответствии с положениями земельного законодательства исчисление земельного налога не является обязанностью налогоплательщика - физического лица, оплата указанного налога производится на основании налогового уведомления, содержащего размер земельного налога, который должен быть определен налоговым органом, суд первой инстанции верно указал на то, что оснований для взыскания с ответчика земельного налога в ином размере на основании налогового уведомления №***, направленного К.Ю.А. ДД.ММ.ГГ, не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом необоснованно указано на право инспекции направить К.Ю.А. уточненное уведомление при корректировке налоговой базы, поскольку срок, предусмотренный ч. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации, уже истек, заслуживает внимания, вместе с тем не является основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, поэтому также не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула на решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 19 февраля 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: