ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-490 от 13.04.2022 Тульского областного суда (Тульская область)

Дело № 33-490 судья Рыбина Н.Н.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

13 апреля 2022 года город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,

судей Старцевой Т.Г., Быковой Н.В.,

при секретаре Илларионовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе УФНС России по Тульской области на решение Центрального районного суда г. Тулы от 29 сентября 2021 г. по гражданскому делу №2-2091/2021 по иску Ульянцева А.Ю. к Управлению Федеральной налоговой службы по Тульской области о взыскании недоплаченных сумм отпускных выплат, денежного содержания при сокращении, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку причитающихся выплат, компенсации морального вреда,

заслушав доклад судьи Старцевой Т.Г., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Ульянцев А.Ю. обратился в суд с вышеуказанным иском к УФНС России по Тульской области, в обоснование которого указал, что 21.12.2020 заключенный с ним служебный контракт был расторгнут, а он уволен с гражданской службы в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе. При увольнении работодатель произвел ему необходимые выплаты не в полном объеме, поскольку при исчислении отпускных за 2020 год, компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации при увольнении в размере 4-кратного денежного содержания не были учтены выплаченные ему суммы материального стимулирования. В результате ему не доплатили денежное содержание за период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках в 2020 году в размере 55016,78 рублей, компенсацию при увольнении в размере 148595,76 рублей, компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 10561,53 рублей, компенсацию за задержку указанных выплат. Данными действиями ему причинен моральный вред, который он оценивает в размере 210 000 рублей. Просил взыскать недоплаченные суммы, компенсацию морального вреда и компенсацию за задержку выплат по день фактической выплаты спорных сумм, возложив обязанность по их налогообложению на ответчика.

Истец Ульянцев Ю.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил, в представленном суду ходатайстве просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца Ульянцева Ю.А. по ордеру адвокат Титов Е.С. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил, в ходе рассмотрения дела заявленные требования поддерживал, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика УФНС по Тульской области по доверенности Петрова Е.А. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении за необоснованностью.

Решением Центрального районного суда г. Тулы от 29.09.2021 исковые требования Ульянцева А.Ю. к Управлению Федеральной налоговой службы по Тульской области о взыскании недополученного денежного содержания в период нахождения в оплачиваемых отпусках, недополученного денежного содержания при сокращении, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплат, а также морального вреда, удовлетворены частично. Судом постановлено взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области в пользу Ульянцева А.Ю. денежное содержание за период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках в 2020 году в размере 55016,78 руб.; компенсацию при увольнении с государственной гражданской службы (четырехмесячное денежное содержание) в размере 148595,76 руб.; компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении с государственной гражданской службы в размере 10561,53 руб., компенсацию за задержку выплат – 12248,13 руб., компенсацию морального вреда - 5000 руб.; признать за Ульянцевым А.Ю. право на денежную компенсацию (проценты) за задержку указанных выше выплат за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты на день подачи заявления – 04.06.2021 до момента фактического исполнения решения; обязать ответчика самостоятельно рассчитать и выплатить дополнительно сумму указанных процентов по день фактического расчета в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Банка России; с указанных выплат произвести удержание налогов и сборов в соответствии с нормами НК РФ и перечислить их в соответствующие бюджеты РФ. В удовлетворении остальной части исковых требований Ульянцеву А.Ю. отказано. С Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области в доход бюджета муниципального образования город Тула взыскана государственная пошлина в размере 5642 руб.

В апелляционной жалобе УФНС России по Тульской области просит вышеуказанное решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с неправильным применением норм материального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Ульянцевым А.Ю. требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика УФНС России по Тульской области по доверенности Креховец В.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, представителя истца Ульянцева А.Ю. по ордеру адвоката Титова Е.С., возражавшего против апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Ульянцев А.Ю. проходил государственную гражданскую службу в должности заместителя начальника Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой службы России № 12 по Тульской области.

На основании приказа УФНС по Тульской области от 16.09.2020 N 01-09/98@ «О реорганизации УФНС России N 1 по Тульской области и МИ ФНС России N 5 по Тульской области» МИ ФНС России N 12 по Тульской области была реорганизована путем присоединения к УФНС России по Тульской области.

Приказом начальника Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Тульской области от 21.12.2020 №04.02/506 Ульянцев А.Ю. с 11.01.2021 уволен с государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.

На основании данного приказа истцу начислена и выплачена компенсация за 5,83 календарного дня ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет за период с 06.03.2020 по 10.01.2021, 2,5 календарного дня ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный служебный день за период с 06.03.2020 по 10.01.2021 и компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания на основании п. 3.1 ст. 37 Закона №79-ФЗ в соответствии с Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562.

По условиям служебного контракта N3 от 09.04.2018, заключенного работодателем с Ульянцевым А.Ю., и дополнительных соглашений к нему гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Ульянцев А.Ю. на основании приказов МИФНС России N 12 по Тульской области являлся получателем материального стимулирования, также ему выплачивались премии за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на ФНС.

Согласно материалам дела, Приказом ФНС от 06.04.2020 «О материальном стимулировании» за 4 квартал 2019 года, утверждено распределение бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда.

Приказом ФНС от 25.06.2020 «О материальном стимулировании» за 1 квартал 2020 года, утверждено распределение бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда.

Приказом ФНС от 18.09.2020 «О материальном стимулировании» за 2 квартал 2020 года, утверждено распределение бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда.

Приказом ФНС от 04.12.2020 «О материальном стимулировании» за 3 квартал 2020 года, утверждено распределение бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда.

Кроме того, согласно приказу Межрайонной ИФНС Росси №12 по Тульской области от 26.03.2020 №04-02/139 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих Межрайонной ИФНС России №12 по Тульской области сверх фонда оплаты труда» материальное стимулирование выплачено работникам Межрайонной ИФНС Росси №12 по Тульской области согласно приложению, выплата произведена в пределах дополнительных бюджетных ассигнований выделенных на 2020 год.

Из материалов дела усматривается, что приказами начальника Межрайонной ИФНС России №12 по Тульской области Ульянцеву А.Ю. систематически выплачивались средства материального стимулирования в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, выделенных для материального стимулирования федеральных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, а также «разовые» премии, которые по показаниям представителя ответчика ошибочно названы «разовыми», но по сути являлись такими же средствами материального стимулирования. Суммы данных выплат не были учтены работодателем при исчислении денежного содержания Ульянцеву А.Ю. при оплате отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск и выплате четырехмесячного денежного содержания при увольнении. Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела приказами, справкой о доходах по форме 2-НДФЛ.

Таким образом, истцу выплачивались премии за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на ФНС. Указанные премии выплачивались в пределах фонда оплаты труда и лимитов бюджетных обязательств и учитывались работодателем при выплате оспариваемых компенсаций.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 N 562, Указом Президента РФ от 25.07.2006 N 763, Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 601, ст.ст. 21, 237 ТК РФ, исходил из того, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, в связи с чем должно учитываться при расчете сумм ежегодного отпуска, компенсации при увольнении в связи с сокращением штата, компенсации за неиспользованный отпуск, что сделано не было, выплаченные истцу средства материального стимулирования, указанные в иске, ответчиком не учтены. Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу Ульянцева А.Ю. недоплаченных сумм.

Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции постановлены с нарушением норм процессуального права.

В соответствии с ч. 2 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ) денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ).

Согласно ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 N 562 (далее - Правила).

Пунктом 8 Указа Президента РФ от 25.07.2006 N 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 данного Указа предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абз. 8 подп. «р» п. 2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству РФ было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в ч.ч. 2, 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

Следовательно, к юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу с учетом заявленных истцом требований о составе его денежного содержания для исчисления среднего заработка для расчета отпускных выплат, компенсационных выплат в связи с увольнением, относится определение правовой природы произведенных истцу ответчиком в спорный период выплат в виде материального стимулирования.

Как следует из материалов дела, исковые требования истца о взыскании недоплаченных сумм отпускных выплат, компенсации при увольнении и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении связаны с необходимостью исследования Постановлений Правительства РФ от 19.03.2019 N 283-14, от 17.02.2020 N 168-8 и от 10.06.2020 N 843-33, имеющих гриф «секретно», послуживших основанием для принятия решений о выплате материального стимулирования государственных гражданских служащих налоговых органов сверх фондов оплаты труда в 2019-2020 годах (что является предметом настоящего спора).

Согласно материалам дела в предоставлении указанных Постановлений Правительства РФ Министерством финансов РФ и ФНС России отказано по тем основаниям, что названным документам присвоен гриф секретности «секретно», снимать копии и делать выписки запрещается.

В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 ГПК РФ суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требования относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.

Исходя из характера спорных отношений с учетом предмета исковых требований истца к УФНС по Тульской области о взыскании недоплаченных сумм, их правового и фактического обоснования эти требования не могли быть разрешены судом без исследования и оценки актов, послуживших основанием для выделения объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих.

Следовательно, не исследование судом Постановлений Правительства РФ от 19.03.2019 N 283-14, от 17.02.2020 N 168-8 и от 10.06.2020 N 843-33 лишило возможности определить юридически значимые обстоятельства для правильного разрешения спора по существу и явилось следствием нарушения судом первой инстанции правил оценки доказательств.

Кроме того, приведенные ответчиком в опровержение заявленных исковых требований доводы относительно правовой природы полученных истцом выплат в виде материального стимулирования в нарушение принципа осуществления правосудия на основе равноправия и состязательности сторон спора (ст. 12 ГПК РФ) судом не проверены.

В силу ч. 1 ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ предусмотрено, что в качестве суда первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, рассматривают верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа.

Согласно абзацам 8 и 7 ст. 2 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» к государственной тайне относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации; гриф секретности - это реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 33 ГПК РФ суд передает дело на рассмотрение другого суда общей юрисдикции, если при рассмотрении дела в данном суде выявилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.

Исходя из приведенных нормативных положений, если в ходе рассмотрения гражданского дела одна из сторон ссылается в обоснование своих доводов или возражений на доказательства, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, без исследования которых невозможно определить обстоятельства, имеющие значение для дела, такое дело подлежит передаче по подсудности в качестве суда первой инстанции в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа.

В нарушение норм процессуального права, устанавливающих правила подсудности гражданских дел, связанных с государственной тайной (п. 1 ч. 1 ст. 26, п.3 ч. 2 ст. 33 ГПК РФ) судом было отказано в передаче настоящего дела на рассмотрение по подсудности в Тульский областной суд, в то время как от изучения содержания документов, имеющих гриф «секретно», зависело определение юридически значимых обстоятельств для правильного разрешения судом спора по требованиям Ульянцева А.Ю. к УФНС России по Тульской области о взыскании недоплаченных сумм отпускных выплат, денежного содержания при сокращении, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации (процентов) за задержку причитающихся указанных сумм и компенсации морального вреда, что явилось основанием для отмены апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 13.04.2022 определения Центрального районного суда г. Тулы от 29.09.2021 об отказе в передаче дела по подсудности.

С учетом изложенного, решение Центрального районного суда г. Тулы от 29.09.2021 нельзя признать законным. Оно принято с нарушениями норм процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что является основанием для отмены обжалуемого судебного акта и для передачи дела на рассмотрение в Тульский областной суд в качестве суда первой инстанции.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда г. Тулы от 29 сентября 2021 года отменить.

Передать гражданское дело на рассмотрение в Тульский областной суд в качестве суда первой инстанции.

Председательствующий

Судьи