РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Чашина Е.В. Дело № 33 - 490
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 января 2018 года г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
Председательствующего: Зинченко С.В.
Судей: Алферовой Г.П., Харитоненко Н.О.
При секретаре: Худоба О.В.
рассмотрела в судебном заседании 30 января 2018 года апелляционную жалобу ФИО1 на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 23 октября 2017 года, которым исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) возложена обязанность зачесть в специальный стаж ФИО1 период ее работы в Средней школе №25 (Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении города Калининграда средней общеобразовательной школе №25 с углубленным изучением отдельных предметов) в должности учителя ОБЖ с 01.09.2009 года по 31.08.2010 года, с 09.09.2010 года по 27.09.2010 года, с 01.11.2010 года по 31.08.2011 года, с 01.09.2012 года по 31.08.2013, с 01.09.2014 года по 28.02.2015 года. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Зинченко С.В., объяснения представителя ФИО1 ФИО2, поддержавшей апелляционную жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, указав в обоснование заявленных требований, что в марте 2017 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, однако ей было отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа; специальный стаж на момент обращения составил 03 года 11 месяцев 02 дня вместо необходимых 25 лет. Однако с таким отказом она не согласна, поскольку в специальный стаж необоснованно не были включены периоды ее работы в Медовской восьмилетней школе Багратионовского РОНО в должности пионервожатой с 07.09.1984 года по 26.08.1988 года, хотя в 2013 году она уже обращалась за назначением пенсии и указанный период был включен в ее специальный стаж. Также пенсионный орган необоснованно отказал во включении в льготный стаж периода работы в Доме пионеров и школьников Ленинградского района г. Калининграда в должности руководителя туристического кружка с 22.09.1988 года по 03.01.1990 года и периода работы в Средней школе №25 с 03.01.1990 года по 31.08.2005 года, с 01.09.2006 года по 31.08.2007 года, с 01.09.2009 года по 28.02.2015 года в должностях пионервожатой, старшей вожатой, учителя ОБЖ, заместителя директора по воспитательной работе. Указывая на то, что в данные периоды времени она непосредственно осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей, факт работы подтверждается представленными в материалы дела документами, просила включить в ее специальный стаж спорные периоды работы, назначить досрочную страховую пенсию по старости с 01 марта 2017 года.
Судом принято изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 не согласна с решением в части отказа в иске, полагая выводы суда в этой части необоснованными.
Изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В ходе рассмотрения дела установлено, что 30 января 2013 года ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, обращалась в Управление ПФР в г. Калининграде (Ленинградский район) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп.19 ч.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Однако решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав и социальных льгот граждан - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калининграде (межрайонное) от 21 марта 2013 года № ей было отказано в назначении данной пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа; на дату обращения специальный стаж ФИО1 на основании представленных документов составил 08 лет 05 месяцев 06 дней. Данное решение истцом в судебном порядке не оспаривалось.
31 января 2017 года ФИО1 было подано заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пп.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Однако решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления ПФР в городе Калининграде (межрайонное) от 16 марта 2017 года №180 ей также было отказано в назначении данной пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа; на дату обращения специальный стаж ФИО1 на основании представленных документов составил 03 года 11 месяцев 02 дня.
Считая такой отказ незаконным, ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением.
В соответствии с пп.19 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16 июля 2014 года №665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781.
Для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно – Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1067.
Для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно – Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №463.
Для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года – Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства").
Из представленной трудовой книжки ФИО1, льготных справок и других материалов дела следует, что истец с 03 января 1990 года по настоящее время работает в Средней школе №25 (в настоящее время - Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов); занимала должности пионервожатой, старшей вожатой, заместителя директора по воспитательной работе, учителя ОБЖ.
Работа в указанном учреждении была зачтена истцу в педагогический стаж только в должности заместителя директора по воспитательной работе на 1 ставку с 01.09.2005 года по 31.08.2006 года, с 01.09.2007 года по 31.08.2008 года, с 01.09.2016 года по 30.01.2017 года и в должности учителя ОБЖ на 1 ставку с 01.03.2015 года по 31.08.2016 года.
Между тем, суд правильно признал обоснованными исковые требования ФИО1 о включении в ее специальный стаж и других периодов работы в указанном образовательном учреждении, а именно - в должности учителя ОБЖ на полную ставку с 01.09.2009 года по 31.08.2010 года, с 09.09.2010 года по 27.09.2010 года, с 01.11.2010 года по 31.08.2011 года, с 01.09.2012 года по 31.08.2013, с 01.09.2014 года по 28.02.2015 года.
Наименование должности «учитель» и наименование учреждения «общеобразовательная школа» предусмотрены вышеуказанным Списком №781, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года.
Судом установлено, что приказом по отделу образования администрации Ленинградского района № от 18 сентября 2001 года в связи с производственной необходимостью и высоким профессионализмом ФИО1, занимавшей должность старшей вожатой, было разрешено внутреннее совместительство по должности учителя ОБЖ в 5-6 классах с нагрузкой 10 часов в неделю.
Согласно представленным тарификационным спискам и приказам работодателя о дополнительной тарификации ФИО1 по должности учителя ОБЖ выполнялась следующая педагогическая нагрузка: с 01 сентября 2001 года – 10 часов, с 01 сентября 2002 года – 11 часов, с 01 сентября 2003 года – 8 часов, с 01 сентября 2004 года – 11 часов, с 01 сентября 2005 года – 11 часов, с 01 сентября 2006 года – 11 часов, с 01 сентября 2007 года – 19 часов, с 01 сентября 2008 года – 15 часов, с 01 сентября 2009 года – 18 часов, с 01 сентября 2010 года – 17 часов, с 09 сентября 2010 года по 27 сентября 2010 года – 18 часов (+1 час к установленным с 01 сентября 2010 года 17 часам на основании приказа МОУ СОШ №25 от 15 сентября 2010 года №248-о об организации индивидуального обучения на дому ученицы 5 «В» класса ФИО3), с 01 ноября 2010 года – 18 часов, с 01 сентября 2011 года – 13 часов, с 01 сентября 2012 года – 18 часов, с 01 сентября 2013 года – 15 часов, с 01 сентября 2014 года – 18 часов, с 01 марта 2015 года – занятие штатной должности учителя ОБЖ на полную ставку.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад) – 18 часов в неделю.
Таким образом, поскольку в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение факт выполнения ФИО1 работы в должности учителя ОБЖ на полную ставку с 01.09.2009 года по 31.08.2010 года, с 09.09.2010 года по 27.09.2010 года, с 01.11.2010 года по 31.08.2011 года, с 01.09.2012 года по 31.08.2013, с 01.09.2014 года по 28.02.2015 года (то есть без учета периодов, которые уже были включены ответчиком в специальный стаж истца), то, как правильно признал суд, указанные периоды подлежат зачету в ее специальный стаж.
Из представленных в материалы дела документов следует, что истец в Средней школе №25 в период с 01 сентября 2005 года занимала должность заместителя директора по воспитательной работе; однако данная работа осуществлялась ею на 0,5 ставки за исключением периодов, которые уже были включены пенсионным органом в специальный стаж ФИО1, когда ею выполнялась данная работа на полную ставку (с 01.09.2005 года по 31.08.2006 года, с 01.09.2007 года по 31.08.2008 года, с 01.09.2016 года по 30.01.2017 года).
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства истец указывала, что в результате суммирования ее неполной ставки по должности заместителя директора по воспитательной работе и неполной ставки по должности учителя ОБЖ получится больше необходимой нормы учебной нагрузки.
Суд с такими доводами обоснованно не согласился.
Так, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 условием включения работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в педагогический стаж для назначения досрочной пенсии является осуществление деятельности, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, выполнявшейся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, независимо от преподавательской работы. Условием же включения в педагогический стаж периода работы в должности преподавателя является выполнение нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).
Суд обоснованно указал на то, что суммирование нормы рабочего времени учителя и продолжительности рабочего времени заместителя директора по учебно-воспитательной работе при неполной нагрузке по каждой из этих должностей действующими правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, не предусмотрено.
Как выше уже указывалось, согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных вышеназванным Постановлением Правительства РФ, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 01 сентября 2000 года засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных данными Правилами.
Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке.
При этом заместитель директора, осуществляя руководство образовательным процессом, методическую работу, вправе заниматься и учебной деятельностью, однако за осуществление этой деятельности заработная плата начисляется отдельно, исходя из часов учебной нагрузки, оплата же по должности заместителя осуществляется из ставки должностного оклада.
При таких обстоятельствах работа в должности заместителя директора в школе подлежит включению в специальный педагогический стаж при условии выполнения нормы рабочего времени, соответствующей полной ставке должностного оклада.
Таким образом, как правильно указал суд, суммирование педагогической нагрузки в должности заместителя директора и учебной нагрузки учителя вопреки доводам истца не предусмотрено действующим пенсионным законодательством.
Также судом было установлено, что ФИО1 в Средней школе №25 работала в должностях пионервожатой и старшей вожатой с 03 января 1990 года по 31 августа 2005 года. Кроме того, в числе спорных периодов ею заявлена и работа в должности пионервожатой в Медовской восьмилетней школе Багратионовского РОНО с 07.09.1984 года по 26.08.1988 года.
Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, предусматривалось, что в стаж работы по специальности учителей и других работников просвещения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (по педагогическим специальностям), засчитывается также работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
Однако названное постановление утратило силу с 01 октября 1993 года в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года №953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".
Впоследствии нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а также действующим в настоящее время законодательством в сфере пенсионного обеспечения возможность включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода работы в качестве пионервожатых не предусмотрена.
Таким образом, суд обоснованно исходил из того, что работа в должности пионервожатой может быть включена в специальный стаж педагогического работника только до 01 октября 1993 года, то есть до окончания действия постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".
Также согласно пункту 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного названным Постановлением, время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения (то есть включая работы в должности пионервожатой), засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
При этом из данной правовой нормы следует, что обязательности выработки 2/3 стажа только в должностях, поименованных именно в указанном нормативном акте, нет, а правовое значение имеет наличие у работника такого стажа в тех должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Следовательно, после окончания срока действия этого Положения, названная работа может быть предусмотрена и иными нормативными актами, но важно, чтобы работник не менее 2/3 стажа работал в тех должностях, которые прямо поименованы в списках в качестве педагогических должностей.
О возможности зачета периода работы пионервожатой, если в период работы действовало Положение №1397 и если работником было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, указано и в Обзоре Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 01 августа 2007 года.
Таким образом, как правильно признал суд, помимо того, что работа в должности пионервожатой подлежит зачету в специальный стаж только до 01 октября 1993 года, такой зачет возможен только при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию (должно быть не меньше 16 лет 08 месяцев).
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела было установлено, что у ФИО1 отсутствует необходимый педагогический стаж не менее 2/3 от установленных законом 25 лет. В частности, пенсионным органом был определен специальный стаж истца как 03 года 11 месяцев 02 дня; продолжительность зачтенных настоящим решением суда периодов составила 03 года 04 месяца 20 дней, то есть общая продолжительность специального стажа истца 07 лет 03 месяца 22 дня, что меньше 2/3 необходимого педагогического стажа.
В этой связи суд обоснованно исходил из того, что периоды работы ФИО1 в Медовской восьмилетней школе Багратионовского РОНО с 07.09.1984 года по 26.08.1988 года, а также в Средней школе №25 с 03.01.1990 года по 01.10.1993 года не могут быть включены в ее специальный стаж. Возможности зачета периодов работы в должности пионервожатой в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, после 01.10.1993 года нормами пенсионного законодательства не предусмотрено.
Также судом правильно не усмотрено правовых оснований для включения в специальный стаж ФИО1 и периода ее работы в Доме пионеров и школьников Ленинградского района г. Калининграда в должности руководителя туристического кружка с 22.09.1988 года по 03.01.1990 года в силу следующего.
Абзацем 2 пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 и действовавшего до 01 октября 1993 года (то есть в период работы истца), предусматривалась возможность включения в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения, в том числе во внешкольных детских учреждениях.
Согласно пункту 1 Номенклатур внешкольных учреждений, утвержденных Приказами Министерства просвещения СССР от 12 января 1976 года №10 и от 14 ноября 1986 года №227, к внешкольным учреждениям относились дворцы пионеров республиканский, краевой, областной, окружной; городской, районный дом пионеров.
Таким образом, учреждение "Дом пионеров и школьников Ленинградского района г. Калининграда" относилось к внешкольным учреждениям.
Должность руководителя кружка предусматривалась положениями Квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников детских дошкольных и внешкольных учреждений, утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР от 07 января 1977 года №3, и считалась педагогической.
Таким образом, истец работала в спорный период в должности руководителя кружка районного дома пионеров, что полностью соответствует требованиям вышеуказанного Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397.
Вместе с тем, как выше уже указывалось, согласно пункту 4 Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения (то есть включая работы во внешкольных учреждениях), засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Однако такая продолжительность стажа, как правильно указал суд, у Герасимчик отсутствует.
Учитывая все установленные по делу обстоятельства в совокупности, суд пришел к обоснованному выводу о возложении на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) обязанности зачесть в специальный стаж ФИО1периоды ее работы в Средней школе №25 (Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении города Калининграда средней общеобразовательной школе №25 с углубленным изучением отдельных предметов) в должности учителя ОБЖ с 01.09.2009 года по 31.08.2010 года, с 09.09.2010 года по 27.09.2010 года, с 01.11.2010 года по 31.08.2011 года, с 01.09.2012 года по 31.08.2013, с 01.09.2014 года по 28.02.2015 года.
Остальные же исковые требования правильно признаны судом не подлежащими удовлетворению
Все доводы ФИО1, на которые она вновь ссылается в своей апелляционной жалобе, тщательно проверялись судом и правильно признаны необоснованными, не согласиться с выводами суда и оценкой исследованных по делу доказательств у судебной коллегии оснований не имеется.
Учитывая изложенное, оснований к отмене решения суда по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 23 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: