ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4900/14 от 29.09.2014 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Дело № 33-4900/14

29 сентября 2014 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего судьи  Гудушина Н.Б.

судей Рассошенко Н.П., Рудь Т.Н.,

при секретаре Терентьевой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 29 сентября 2014 года дело по апелляционной жалобе филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Котласского городского суда Архангельской области от 25 июня 2014 года, которым удовлетворено заявление Шухровой Т.А. к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании незаконным решения о приостановлении осуществления кадастрового учёта объекта недвижимости.

Признано незаконным решение № «…» от 06.05.2014 года филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о приостановлении осуществления кадастрового учёта объекта недвижимости, расположенного по адресу: «…» область, «…» район, МО «…», р.п. «…», ул. «…», д. «…».

В порядке устранения нарушенного права Шухровой Т.А. обязана Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу осуществить по заявлению Шухровой Т.А. от 25.04.2014 г. № «…» государственный кадастровый учёт объекта недвижимости, расположенного по адресу: «…» область, «…» район, МО «…», р.п. «…», ул. «…», д. «…», в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскана с Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу Шухровой Т.А. государственная пошлина в порядке возврата в сумме «…» рублей».

Заслушав доклад судьи Рудь Т.Н., судебная коллегия

установила:

Шухрова Т.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – филиал ФГУБУ «Росреестр») № «…» от 6.05.2014.

В обоснование заявления указала, что данным решением приостановлено осуществление кадастрового учёта объекта недвижимости, расположенного по адресу: «…» обл., «…» р-н, МО «…», р.п. «…», ул. «…», д. «…» по причине отсутствия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Просила признать оспариваемое решение незаконным и возложить обязанность по осуществлению кадастрового учёта объекта недвижимости в течение 10 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Заявитель и его представитель Вахрушев П.В. в суде первой инстанции заявленные требования поддержали.

Представитель Котласского отделения Архангельского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Попов П.В. в судебном заседании полагал оспариваемое решение неправомерным.

Филиал ФГБУ «Росреестр» в представленном отзыве с заявлением не согласился, просил рассмотреть дело без участия своего представителя.

Суд принял указанное выше решение, с которым не согласился филиал ФГБУ «Росреестр», в поданной апелляционной жалобе просит решение суда отменить.

Ссылаясь на Постановление Совмина СССР от 23.01.1981 №105 «О приёмке в эксплуатацию законченных строительством объектов», СНиП 3.01.04-87 «Приёмка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения» считает, что технический план здания должен быть подготовлен на основании акта государственной приёмочной комиссии (вместо разрешения на ввод такого объекта недвижимости в эксплуатацию), оформленного в соответствии с требованиями, действовавшими на момент приёмки, или на основании проектной документации на задание.

Также обращает внимание на то, что заявленные требования удовлетворены к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, вместе с тем они являются самостоятельными юридическими лицами.

Изучив материалы дела, заслушав представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Савченко Т.Ю., заявителя Шухрову Т.А., её представителя Вахрушева П.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что Шухрова Т.А. является наследником земельного участка и здания расположенного на нем в п. «…» «…» района «…» области после смерти Ш.Ю.Е.

25 апреля 2014 года она обратилась в ФГБУ «ФКП Росреестра» с заявлением о постановке на государственный учет объекта недвижимости – здания по адресу: «…» область, «…» район, р.п. «…», ул. «…», д. «…».

Решением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» от 6 мая 2014 года осуществление кадастрового учета спорного здания приостановлено. В качестве основания для приостановления со ссылкой на п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ указано, что необходимые для государственного кадастрового учета документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре: технический план здания подготовлен не на основании предусмотренных Законом о кадастре документов, а на основании декларации об объекте недвижимости от 18.04.2014 №б/н, что противоречит требованиям ч. 8 ст. 41 Закона о кадастре.

Для устранения причин приостановления заявителю рекомендовано представить технический план здания, подготовленный на основании разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации объекта недвижимости или технического паспорта на объект недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 года, оформленный в соответствии с Законом о кадастре и приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2010 №403 «Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке».

В соответствии со ст. 3 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее – орган кадастрового учета).

Как указано в ст. 4 Закона о кадастре сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 26 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), если такое приостановление допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.

Пункт 5 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре предусматривает, что осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 4 ст. 26 Закона о кадастре решение о приостановлении должно содержать причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 2 настоящей статьи. Если такое решение принято в соответствии с п. 1, 2, 3, 5, 6 или 7 ч. 2 настоящей статьи, в нем указываются обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения этих обстоятельств и рекомендации по устранению данных причин. Если решение о приостановлении принято в соответствии с п. 4 ч. 2 настоящей статьи, такое решение должно содержать указание на все документы, которые отсутствуют и которые должны быть представлены для осуществления соответствующего кадастрового учета. Если такое решение принято на основании п. 5 ч. 2 настоящей статьи, оно должно содержать также рекомендации о доработке представленных документов.

В силу ч. 9 ст. 26 Закона о кадастре осуществление кадастрового учета приостанавливается на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца.

Статьей 22 Закона о кадастре предусмотрено, что к необходимым для кадастрового учета документам относятся, в том числе технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в п. 15 или 16 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства) - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ.

Исходя из требований п. 1 ст. 41 Закона о кадастре в редакции, действующей на момент обращения заявителя и принятия оспариваемого решения, технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.

Согласно п. 2 данной статьи в техническом плане указываются сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки его на учет, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет такого объекта недвижимости, сведения о части или частях такого объекта недвижимости в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей такого объекта недвижимости, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений такого объекта недвижимости.

В соответствии с ч. 8 ст. 41 Закона о кадастре сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта таких объектов недвижимости. В случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а для бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.

Форма технического плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки технического плана в отношении объектов недвижимости, указанных в ч. 10 ст. 25 настоящего Федерального закона, форма указанной в ч. 8 настоящей статьи декларации и требования к ее подготовке, требования к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, требования к подготовке плана этажа, части этажа здания или сооружения, плана здания или сооружения, плана части здания или сооружения, а также требования к определению площади здания или помещения устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (ч. 10 ст. 41 Закона о кадастре).

В силу п. 16 Требований к подготовке технического плана здания, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2010 №403, сведения о здании, за исключением сведений о местоположении здания на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации здания, разрешения на ввод здания в эксплуатацию или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта здания. Копии указанных документов включаются в состав Приложения.

Если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовление или принятие указанных документов, сведения о здании указываются в техническом плане на основании декларации, подготовленной в соответствии с формой и требованиями к подготовке декларации, установленными органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений на основании ч. 10 ст. 41 Закона. В указанном случае декларация в соответствии с ч. 8 ст. 41 Закона является неотъемлемой частью технического плана и включается в состав Приложения.

Однако, необходимо учитывать положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливающего перечень случаев, в которых для осуществления строительства, реконструкции объектов не требуется выдача разрешения на строительство.

Так, в силу ч. 17 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; капитального ремонта объектов капитального строительства; иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

В соответствии с ч. 3 ст. 48 ГрК РФ осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, если действующим законодательством не предусмотрены выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, подготовка проектной документации, отсутствует технический паспорт, изготовленный до 1 января 2013 года, то технический план может быть подготовлен на основании декларации об объекте недвижимости.

Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданные физическим или юридическим лицам до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, признаются действительными.

До даты введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации для признания объекта жилым в силу Постановления Совмина СССР от 15.09.1962 №949 «О порядке приемки в эксплуатацию законченных строительством предприятий, зданий и сооружений» необходим был акт ввода его в эксплуатацию государственной приемочной комиссией.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что на момент осуществления строительства животноводческого помещения не предусматривалась обязательная сдача его государственной приемочной комиссии, которая обладала правом на принятие решения о вводе в эксплуатацию объекта, не основан на нормах права.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что акт о вводе в эксплуатацию объекта не может быть представлен заявителем в регистрирующий орган, поскольку он не издавался.

Из пояснений представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в суде апелляционной инстанции следует, что заявитель должен был предоставить либо запрашиваемый документ, либо сведения о невозможности его получения и представления в орган кадастрового учета.

Однако в своем решении орган не предложил представить заявителю доказательства невозможности получения и представления в орган кадастрового учета запрашиваемого документа.

Согласно объяснениям заявителя ФИО1, непосредственно в 1996 году осуществлявшей строительство и эксплуатирующей до настоящего времени спорное помещение, последнее не сдавалось государственной приемочной комиссии, а акт о вводе объекта в эксплуатацию не издавался. Выдать справку об отсутствии такого документа в администрации МО «…» ей отказали.

Учитывая, что заявителем не представлены необходимые для государственного кадастрового учета документы, но которые не могут быть представлены по причине того, что не были изданы, то есть невозможности устранения причин, повлекших приостановление осуществления кадастрового учета, судебная коллегия полагает, что постановка на кадастровый учет спорного объекта должна быть осуществлена при наличии имеющихся документов.

Судебная коллегия полагает возможным уточнить решение суда в части наименования заинтересованного лица, а именно указать заинтересованным лицом филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.

Руководствуясь ст. ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Котласского городского суда Архангельской области от 25 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу – без удовлетворения.

         Уточнить резолютивную часть решения, изложив в следующей редакции:

«Заявление ФИО1 к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании незаконным решения о приостановлении осуществления кадастрового учёта объекта недвижимости удовлетворить.

Признать незаконным решение № «…» от 06.05.2014 года филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о приостановлении осуществления кадастрового учёта объекта недвижимости, расположенного по адресу: «…» область, «…» район, МО «…», р.п. «…», ул. «…», д. «…».

В порядке устранения нарушенного права ФИО1 обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу осуществить по заявлению ФИО1 от 25.04.2014 г. № «…» государственный кадастровый учёт объекта недвижимости, расположенного по адресу: «…» область, «…» район, МО «…», р.п. «…», ул. «…», д. «…», в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу ФИО1 государственную пошлину в порядке возврата в сумме «…» (…) рублей».

Председательствующий

ФИО2

Судьи

Н.П. Рассошенко

Т.Н. Рудь