ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-490/2016 от 20.01.2016 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Харламова О.А. Дело № 33-490/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе:

Председательствующего Латышенко Н.Ф.,

судей областного суда Шукеновой М.А., Усовой Е.И.,

рассмотрела 20 января 2016 года

дело по частной жалобе административного истца Сырникова С.А. на определение Омского областного суда от 16 декабря 2015 года, которым ему возвращено административное исковое заявление к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

Заслушав доклад судьи Омского областного суда Усовой Е.И., судебная коллегия

установила:

Сырников С.А. обратился в Омский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Определением Омского областного суда от <...> административное исковое заявление Сырникова С.А. оставлено без движения, предложено представить документы, перечень которых содержится в ст.246 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Кроме того, предложено указать, какое право или законный интерес нарушены имеющейся кадастровой оценкой объекта недвижимости, представить доказательства использования кадастровой стоимости объекта недвижимости в целях определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц (извещения о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц и т.д.), либо указать на использование кадастровой стоимости объекта недвижимости в иных целях, представив нарушения прав и законных интересов.

Установлен срок для исправления недостатков до <...> включительно.

Во исполнение требований определения об оставлении без движения административного искового заявления административным истцом <...> представлены нотариально удостоверенная копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, иные документы представлены не были, в связи с чем судом постановлено изложенное выше определение.

В частной жалобе административный истец Сырников С.А. с определением не согласился, просит его отменить.

Указывает, что представленная справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости действительно не содержит данных о дате, по состоянию на которую определена стоимость, а также дате внесения сведений о кадастровой стоимости, однако указанный документ изготовлен ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Омской области», а потому на правильность оформления указанного документа истец повлиять не мог. Представление положительного экспертного заключения на бумажном носителе не является обязательным в случае судебного оспаривания кадастровой оценки, в случае если рыночная стоимость отличается от кадастровой менее чем на 30%.

Кроме того, суд вправе по своей инициативе назначить судебную экспертизу либо привлечь специалиста для участия в деле. В дополнениях к апелляционной жалобе истцом указано право, которое нарушено недостоверными данными о кадастровой стоимость объекта недвижимости – право плательщика налога на имущество физических лиц, поскольку Законом Омской области № 1788-ОЗ от 24.09.2015 установлена единая дата начала применения на территории Омской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – с 01.01.2016, при таком положении получение извещения об уплате налога – вопрос времени.

В силу положений ст.315 Кодекса административного судопроизводства РФ рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции осуществляется по правилам, установленным Главой 33 Кодекса, в порядке упрощенного письменного производства без ведения аудиопротоколирования и протокола в сроки, установленные ст.305 настоящего Кодекса.

Статьей 292 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства, судом исследуются лишь письменные доказательства.

Изучив материалы дела, оценив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены правильного по существу определения.

Порядок производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регламентированы положениями Главы 25 Кодекса административного судопроизводства, действующему с 15.09.2015.

Юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами затронуты их права и обязанности.

Требования к форме, содержанию, а также относительно перечня документов, прилагаемых к административному исковому заявлению, изложены в статье 246 Кодекса административного судопроизводства РФ. Несоблюдение указанных требований в силу положений ч.4 и 5 указанной статьи влечет за собой право суда оставить административное исковое заявление без движения с предоставлением разумного срока для устранения недостатков, неисполнение требований суда в установленный срок предусматривает возврат административного искового заявления со всеми приложенными к нему документами.

Определением Омского областного суда от <...> заявление ИП Сырникова С.А. об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта недвижимости – автотехцентра, расположенного в г.Омске по адресу: <...>, в размере рыночной стоимости оставлено без движения, административному истцу предложено представить следующие документы:

- нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости;

- справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения о дате, на которую определена кадастровая стоимость объекта;

- положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом;

- сформулировать, какое право или законный интерес нарушены имеющейся кадастровой оценкой объекта недвижимости, представить доказательства использования кадастровой стоимости объекта недвижимости в целях определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц либо иных целях, представить доказательства нарушения права.

Установлен срок для устранения недостатков до <...>.

<...> суду представлена нотариально удостоверенная копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости.

Оспариваемым определением административное исковое заявление возвращено истцу, разъяснено, что возвращение административного искового заявления не является препятствием для повторного обращения с таким требованием в суд в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его возвращения.

Не согласившись с выводами суда, Сырников С.А. обратился в суд с частной жалобой.

Между тем, доводы жалобы о незаконности указанных требований подлежат отклонению ввиду следующего.

В силу положений ст.246 Кодекса административного судопроизводства РФ, административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должно соответствовать требованиям статьи 125 настоящего Кодекса.

Помимо документов, указанных в статье 126 настоящего Кодекса, к административному исковому заявлению прилагаются:

1) кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

2) нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

3) документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;

4) отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

5) положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом;

6) документы и материалы, подтверждающие соблюдение установленного федеральным законом досудебного порядка урегулирования спора, за исключением случая, если административное исковое заявление подано гражданином.

К административному исковому заявлению могут быть приобщены иные документы и материалы, подтверждающие требования административного истца.

Согласно статье 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Установленный абзацем 1 ст.24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ» для юридических лиц предварительный порядок обращения в Комиссию является досудебным порядком урегулирования спора.

В силу Главы 3 Гражданского кодекса РФ и п.2 ст.11 Налогового кодекса РФ индивидуальный предприниматель – физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с чем на него не распространяются требования Закона о соблюдении досудебного порядка обращения в Комиссию.

Данное положение нашло свое отражение в Постановлении Пленума ВС РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (пункт 10).

Кроме того, в ч.11 ст.24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определено, что к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагается, в частности:

кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается (ч. 16 ст. 24.18 указанного закона), в связи с чем доводы частной жалобы об обратном подлежат отклонению.

Данных об отсутствии обязанности предоставления экспертного отчета при пересмотре в судебном порядке кадастровой стоимости объекта недвижимости в случае, если разница между кадастровой и рыночной стоимостью составляет менее 30%, приведенная подателем жалобы норма не содержит.

Приказ Минэкономразвития России от 04.05.2012 № 263 регламентирует Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, в рамках рассматриваемого дела применению не подлежит.

Не соглашаясь с выводами суда в частной жалобе истец Сырников С.А. также указывает, что в справке о кадастровой стоимости от <...> стоит прочерк в графах «дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость» и «дата внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости», однако справка изготовлена ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области, в связи с чем влиять на правильность ее заполнения истец не может.

Поскольку законом предусмотрено предоставление суду отчета, составленного на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, то справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости с указанием обязательных реквизитов является документом, позволяющим суду соотнести указанные даты, произвольное толкование административным истцом изложенных в справке сведений в данном случае неприемлемо. В целях уточнения реквизитов справки необходимо обращение в орган, ее выдавший.

Указание административного истца относительно надлежащей формулировки нарушенного права судебная коллегия полагает заслуживающим внимания.

В силу положений ст.4 Кодекса административного судопроизводства РФ право на обращение в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права гарантировано каждому заинтересованному лицу, в том числе и в том случае, если по мнению этого лица созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.

Полагая свое право нарушенным, Сырников С.А. обратился в суд с административным иском, нарушенное право им сформулировано – право истца как плательщика налога на имущество физических лиц.

Оценивать достаточность представленных в обоснование заявленного требования доказательств на стадии принятия административного искового заявления суд не вправе.

Однако данное обстоятельство на правильность выводов суда первой инстанции не влияет, поскольку в любом случае административное исковое заявление не соответствует требованиям статьи 246 Кодекса административного судопроизводства РФ.

С учетом приведенных положений судья обоснованно пришел к выводу о том, что при оспаривании кадастровой стоимости заявленных истцом объектов, податель заявления должен предоставить суду полный пакет документов.

Судебная коллегия находит определение суда соответствующим нормам процессуального права, и не подлежащим отмене по доводам частной жалобы.

Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

определение Омского областного суда от 16 декабря 2015 года оставить без изменения, частную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи