ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4920-22 от 24.06.2022 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

УИД 05RS0038-01-2021-025186-82

Судья Хаваев И.А.

Дело № 33-4920-22 г.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Махачкала 24 июня 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

Председательствующего Загирова Н.В.,

судей Зайнудиновой Ш.М. и Хавчаева Х.А.,

при секретаре судебного заседания Исмаиловой А.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя МВД по РД на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 13 декабря 2021 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Зайнудиновой Ш.М., выслушав объяснения представителя МВД по РД по доверенности ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца по доверенности - ФИО2, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

ФИО2 в интересах ФИО3 обратился в суд с иском к ЦЖБК МВД по РД о признании незаконным решения (протокол №44) от 30.11.2020 г. о снятии истца с жилищного учета (исключения из списка очередников) и обязании ответчика восстановить истца на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с даты постановки на учет.

Иск мотивирован тем, что указанным решением (протоколом) ЦЖБК МВД по РД истец с составом семьи из 5 человек и датой постановки на учет 27.12.2004 г. снят с учета (исключен из списка очередников) в соответствии с п.3 ч.1 ст.56 ЖК РФ в связи с выездом на место жительства (регистрации) в другое муниципальное образование, что, по мнению истца, является незаконным и основано на неправильном толковании закона, не подлежащего применению в данном случае. Истец был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не в органе местного самоуправления, а в служебном фонде МВД РД на основании Закона РФ «О милиции», действовавшего на тот период и содержащего специальные нормы по отношению к положениям ЖК РФ, который распространяет свое действие на всех сотрудников МВД по РД по всей территории республики независимо от структурных подразделений и места жительства сотрудников. Применение положений п.3 ч.1 ст.56 ЖК РФ в отношении истца, принятого на учет до 1 марта 2005 года в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из жилищного фонда МВД по РД, недопустимо. Кроме того, истец работал в УЭБ и ПК МВД по РД в отделе с дислокацией в Хунзахском районе, где проживал и не мог изменить место жительства.

Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 13 декабря 2021 года постановлено:

«иск ФИО2 в интересах ФИО3 удовлетворить.

Признать незаконным решение (протокол №44) Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по РД от 30.11.2020 г. о снятии ФИО3 с жилищного учета (исключения из списка очередников).

Обязать Центральную жилищно-бытовую комиссию МВД по РД восстановить ФИО3 на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с даты постановки на учет, т.е. 27.12.2004 г»

В апелляционной жалобе представителя МВД по РД поставлен вопрос об отмене решения и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указано следующее.

В силу пункта 3 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на постоянное место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случая изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Порядок жилищного учета в органах внутренних дел помимо Жилищного кодекса РФ регламентирован Инструкцией о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных Министерству внутренних дел Российской Федерации, и предоставления им жилых помещений (далее - Инструкция).

Пунктом 1 Инструкции предусмотрено, что она устанавливает единый порядок учета нуждающихся в улучшении жилищных условий лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральных государственных служащих и работников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных МВД России (за исключением главных управлений МВД России по федеральным округам), и предоставления им жилых помещений в домах, построенных (приобретенных) Министерством, полученных по долевому участию в строительстве, а также освободившихся за выездом граждан, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 16.2 пункта 16 Инструкции сотрудники (работники) снимаются с жилищного учета в случае выезда на другое постоянное место жительства.

ФИО3 извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в суд апелляционной инстанции не явился, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы

Специальным законом, который регулирует отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей, является Федеральный Закон от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Как видно из материалов дела и сторонами не оспаривается факт постановки истца на жилищный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту службы - в МВД по РД с 27.12.2004 г. Местом регистрации истца на момент постановки на учет указан г. Махачкала.

Из письма УВМ МВД по РД № 11/7/23407 от 23.11.2021 г. следует, что с 18.10.2012 г. истец зарегистрирован по месту жительства по адресу: РД, Хунзахский район, с. Хунзах.

Из протокола №44 Заседания ЦЖБК МВД по РД от 30.11.2020 г. следует, что при рассмотрении результатов инвентаризации учетных жилищных дел сотрудников (пенсионеров) подразделений аппарата МВД по РД, нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, выявлены сотрудники (пенсионеры) подразделений аппарата МВД по РД изменившие место жительства (регистрацию) в связи с выездом в другое муниципальное образование, которых рекомендовано снять с жилищного учета.

В ходе указанного заседания принято решение о снятии с жилищного учета истца с учета (исключении из списка очередников) в соответствии с п.3 ч.1 ст.56 ЖК РФ в связи с выездом на место жительства (регистрации) в другое муниципальное образование с составом семьи из 5 человек, с датой постановки на учет 27.12.2004 г.

Распоряжением Врио министра ВД №1/4217 от 02.12.2020 г. утверждено указанное решение ЦЖБК МВД по РД от 30.11.2020 г. (протокол №44).

Вместе с тем как следует из материалов истец с момента постановки на учет проживал в <...>, т.е. по месту работы в отделе УЭБ и ПК МВД по РД с дислокацией в Хунзахском районе.

Смена места регистрации истца с г. Махачкалы на место его фактического жительства и работы, т.е. <...>, как верно указано судом первой инстанции, не свидетельствует о его выезде на другое постоянное место жительства и соответственно о наличии оснований для снятия его с учета установленных п.3 ч.1 ст.56 ЖК РФ и п.16 Инструкции, в связи с чем, решение (протокол №44)ЦЖБК МВД по РД от 30.11.2020 г. в части снятия истца с учета не соответствует вышеуказанным положениям.

В соответствии с ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), вступившего в силу с 1 марта 2015 г., принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ основанием для снятия с учета нуждающихся в жилье, является выезд гражданина на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Такое же основание для снятия с учета указано в п. 16.2 Инструкции о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных МВД по РФ, и предоставления им жилых помещений, утвержденной Приказом МВД России от 18 марта 2003 г. N 169.

Согласно п. 16 Инструкции N 169 от 18 марта 2003 года право состоять на учете сохраняется за сотрудниками (работниками) до получения жилого помещения, за исключением случаев, указанных в части второй настоящего пункта. Сотрудники (работники) снимаются с учета в случаях: улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с Министерством, если они состоят на учете по месту службы (работы) и никто из членов их семей не проходит службу (работает) в центральном аппарате и подразделениях, непосредственно подчиненных МВД России, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.

Ст.6 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г. федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.

Деятельность органов внутренних дел по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регламентирована Положением о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденным Приказом МВД РФ от 24.05.2003 г. N 345 (далее - Положение).

Учет сотрудников подразделений МВД России, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (за исключением г. Москвы и Московской области), и обеспечение их жильем осуществляется в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены данные подразделения (п. 3 Положения).

На основании п. 4 Положения учет очередников ведется по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений.

Принятые на учет очередники включаются в Книгу учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 7 Положения).

Учет сотрудников, перемещаемых в интересах службы в пределах одного населенного пункта (пригородной зоны), осуществляется исходя из даты принятия на учет по прежнему месту службы (п. 8 Положения).

Как правильно указано в решении суда, в пределах Республики Дагестан учет сотрудников подразделений МВД по РД и обеспечение их жильем осуществляется Центральной жилищно-бытовой комиссии (ЦЖБК) МВД по Республике Дагестан; территориальные подразделения для осуществления указанного учета и обеспечения жильем по отдельным муниципальным образованиям Республики Дагестан не созданы.

В связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, полномочия по постановке на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении на условиях договора социального найма, по месту службы отнесены к компетенции органов местного самоуправления и в функциональные обязанности органов внутренних дел не входят.

В случае изменения регистрации по месту жительства в пределах одного субъекта Российской Федерации сотрудник снимается с ведомственного учета и вынужден по-новому (без учета ранее занимаемого места в очереди) вставать на указанный учет в органах местного самоуправления, что ущемляет ранее возникшие жилищные права, гарантированные сотрудникам органов внутренних дел.

В то же время решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений (ч. 2 ст. 56 ЖК РФ).

В связи с изложенным суд признал, что порядок принятия оспариваемого решения ответчиком не соблюден, в частности, не соблюден срок его принятия, предусмотренный вышеуказанной статьёй.

При наличии таких данных суд пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований истца, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств и применением норм материального права, поэтому не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.

При таких обстоятельствах решение является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Материальный закон, подлежащий применению по данному делу, судом первой инстанции понят и истолкован правильно.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Махачкалы от 13 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в г. Пятигорск через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 июня 2022 г.

Председательствующий

Судьи