ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4920/2021 от 25.05.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

25 мая 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего – судьи Синани А.М.,судей: Авериной Е.Г.,

Чистяковой Т.И.,

при секретаре Кульневе А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Белоконя Виктора Евдокимовича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.

Симферополе Республики Крым о признании незаконным и отмене решения, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 04 марта 2021 года,

у с т а н о в и л а:

в декабре 2020 года Белоконь В.Е. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о признании незаконным и отмене решения, возложении обязанности совершить определенные действия, мотивируя свои требования тем, что решением ответчика от 06.09.2018 № 34152/18 ему отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости, в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, необоснованно не включены периоды учебы и работы. Просил: признать незаконными и отменить решение Управления от 06.09.2018 № 34152/18 об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости и обязать Управление включить в страховой стаж следующие периоды:

с 01.09.1981 по 09.02.1982 — учеба в <данные изъяты>

с 22.12.1982 по 10.05.1983 — электросварщик 3 разряда <данные изъяты>»;

с 01.02.1990 по 01.08.1990 — электросварщик 4 разряда <данные изъяты>»;

с 01.09.2004 по 14.06.2005 — производитель работ ЧП «Компания Триумф»;

с 15.06.2005 по 01.08.2006 — производитель работ <данные изъяты>;

с 01.11.2011 по 07.11.2012 — производитель работ <данные изъяты>;

обязать Управление включить в специальный стаж периоды работы, дающие право на досрочное назначение пенсии по старости:

с 22.12.1982 по 21.12.1982 — курсы электросварщиков в <данные изъяты>»;

с 22.12.1982 по 10.05.1983 — электросварщик 3 разряда <данные изъяты>»;

с 19.08.1985 по 20.02.1986 — электросварщик 4 разряда <данные изъяты>»;

с 11.03.1986 по 02.03.1990 — электросварщик ручной электродуговой сварки 4 разряда <данные изъяты>»;

с 01.02.1990 по 01.08.1990 — электросварщик 4 разряда <данные изъяты>»;

с 02.08.1990 по 10.09.1992 — электросварщик 4 разряда <данные изъяты>»;

с 02.04.1998 по 30.08.2004 — производитель работ <данные изъяты>»;

с 01.09.2004 по 14.06.2005 — производитель работ <данные изъяты>»;

с 15.06.2005 по 01.08.2006 — производитель работ <данные изъяты>;

с 01.08.2006 по 10.10.2011 — производитель работ <данные изъяты>»;

с 01.11.2011 по 07.11.2012 — производитель работ <данные изъяты>;

с 17.12.2013 по 16.06.2014 — производитель работ <данные изъяты>»;

с 16.04.2015 по 16.10.2015 — прораб <данные изъяты>»;

с 19.10.2015 по 22.05.2018 — производитель работ в строительстве в структурном подразделении <данные изъяты>»;

обязать Управление назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты обращения за ее назначением — с 24.05.2018; взыскать с Управления судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 04 марта 2021 года Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым обязано включить в общий страховой стаж периоды:

с 01.09.1981 по 09.02.1982 — учеба в <данные изъяты>

с 22.12.1982 по 10.05.1983 — работа электросварщиком 3 разряда <данные изъяты>»;

с 01.02.1990 по 01.08.1990 — работа электросварщиком 4 разряда <данные изъяты>»;

с 01.09.2004 по 14.06.2005 — производитель работ <данные изъяты>»;

с 15.06.2005 по 01.08.2006 — производитель работ <данные изъяты>;

с 01.11.2011 по 07.11.2012 — производитель работ <данные изъяты>;

включить в специальный стаж периоды, дающие право на досрочное назначение пенсии по старости:

с 22.12.1982 по 21.12.1982 — курсы электросварщиков в <данные изъяты>»;

с 22.12.1982 по 10.05.1983 — работа электросварщиком 3 разряда <данные изъяты>»;

с 19.08.1985 по 20.02.1986 — работа электросварщиком 4 разряда <данные изъяты>»;

с 11.03.1986 по 02.03.1990 — работа электросварщиком ручной электродуговой сварки 4 разряда <данные изъяты>»;

с 01.02.1990 по 01.08.1990 — работа электросварщиком 4 разряда <данные изъяты>»;

с 02.08.1990 по 10.09.1992 — работа электросварщиком 4 разряда <данные изъяты>»;

с 02.04.1998 по 30.08.2004 — производитель работ <данные изъяты>»;

с 01.09.2004 по 14.06.2005 — производитель работ <данные изъяты>»;

с 15.06.2005 по 01.08.2006 — производитель работ <данные изъяты>;

с 01.08.2006 по 10.10.2011 — производитель работ <данные изъяты>»;

с 01.11.2011 по 07.11.2012 — производитель работ <данные изъяты>;

с 17.12.2013 по 16.06.2014 — производитель работ <данные изъяты>»;

с 16.04.2015 по 16.10.2015 — прораб <данные изъяты>»;

с 19.10.2015 по 22.05.2018 — производитель работ в строительстве в структурном подразделении <данные изъяты>».

Также Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым обязано установить Белоконю В.Е. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с даты обращения за ее назначением — с 24.05.2018. С Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым в пользу Белоконя В.Е. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В обоснование апелляционной жалобы Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать. Указывает, что трудовая книжка истца заполнена с нарушением требований законодательства, не предоставлены документы, подтверждающие условия труда в 1965-1992 годах, а также занятие должности производителя работ на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонта зданий, сооружений и других объектов в 1998-2004, 2006-2011, 2013-2014, 2015-2018 годах.

Исследовав материалы дела, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению.

Судом установлено, что Белоконь В.Е., ДД.ММ.ГГГГ рождения, 23.05.2018 обратился в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», предоставив ответчику необходимый пакет документов.

По результатам рассмотрения заявления, Управлением вынесено решение об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости с установлением фиксированной выплаты по тем основаниям, что стаж работы Белоконя В.Е. по Списку № 2 составил 0 лет 0 месяцев, страховой стаж составил более 25 лет, что не дает право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Так, Управление в своем решении указало, что с период работы трактористом с 10.11.1980 по 05.08.1981 включен в расчет общего стажа работы;

обучение с 01.09.1981 по 09.02.1982 в <данные изъяты> исключено из расчета общего стажа работы, т.к. печать на записи об отчислении не читается, справка, подтверждающая указанный период, не предоставлена;

работа с 09.03.1982 по 28.09.1982 шофером, трактористом <данные изъяты>» включен в расчет общего стажа работы;

прохождение курсов электросварщиков в <данные изъяты>» с 20.10.1982 по 21.12.1982 включено в расчет общего стажа работы;

запись о работе с 22.12.1982 по 10.05.1983(?) - эл.сварщик 3 разряда <данные изъяты><данные изъяты>» внесена с нарушением требований Инструкции № 162 — дата увольнения содержит исправления, период работы документально не подтвержден, исключен из расчета общего стажа работы;

период службы в Советской Армии с 13.05.1983 по 22.05.1985 включен в расчет общего стажа работы;

занятость в течение полного рабочего дня выполнением работ по рабочей профессии, поименованной Списком № 2 с 19.08.1985 по 20.02.1986 — электросварщик 4 разряда <данные изъяты><данные изъяты>» не подтверждена документально (паспорт на оборудование ручной сварки, приказ о закреплении за данным оборудованием заявителя, карта условий труда, должностная инструкция и т.д.). Отсутствует подтверждение, что в организации, в которой был занят работник, не применялись автоматические машины, либо по технологии осуществляемых организацией видов деятельности (производств, работ) не могла выполняться другая сварка, кроме ручной. Период включен в расчет ФИО4 стажа работы;

с 11.03.1986 по 02.03.1990 - электросварщик ручной электродуговой сварки 4 разряда <данные изъяты><данные изъяты>». Согласно предоставленным архивным документам значится «электросварщик 4 разряда», «газоэлектросварщик 4 разряда», сведения об увольнении отсутствуют, т.е. имеются разночтения в первичных документах. Из-за отсутствия должностных инструкций, паспортов на сварочное оборудование, приказов о закреплении за сварочным оборудованием, документации по технологии работ, определить и соотнести характер работы и специфику учреждения невозможно. Отсутствует подтверждение, что в организации не применялись автоматические машины, либо по технологии осуществляемых организацией видов деятельности (производств, работ) не могла выполняться другая сварка, кроме ручной. Период с 11.03.1986 по 31.01.1990 включен в общий стаж работы с учетом архивных документов;

запись о работе с 01.02.1990 по 01.08.1990 эл.сварщиком 4 разряда <данные изъяты>» внесена с нарушением требований Инструкции № 162 - увольнение не заверено должностным лицом, документальное подтверждение работы не предоставлено. Период исключен из расчета общего стажа работы;

запись об увольнении 10.09.1992 с должности эл.газосварщик 4 разряда <данные изъяты>» внесена с нарушением требований Инструкции № 162 — год увольнения указан как 1992, а приказ издан в 1994 году. Предоставленный документ (справка № 20/1 от 20.08.2018) не может быть принят для рассмотрения, т. к. выдан организацией, которая не подтверждает, что является правопреемником. Документальное подтверждение занятости в течении полного рабочего дня выполнением работ по рабочей профессии, поименованной Списком № 2, не предоставлено (паспорт на оборудование ручной сварки, приказ о закреплении за данным оборудованием заявителя, карта условий труда, должностная инструкция и т.д.). Отсутствует подтверждение, что в организации, в которой был занят работник, не применялись автоматические машины, либо по технологии осуществляемых организацией видов деятельности (производств, работ) не могла выполняться другая сварка, кроме ручной. Период работы с 02.08.1990 по 10.09.1992 исключен из расчета общего стажа работы;

период работы с 15.07.1993 по 18.11.1997 директором <данные изъяты>» в г. Симферополе включен в расчет общего стажа работы;

с 02.04.1998 по 30.08.2004 — производитель работ <данные изъяты>.

В Списке № 2, утвержденном Постановлением № 1173, поименована должность «прораб» (раздел XXIX "Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций").

Согласно Списку № 2, утвержденному Постановлением № 10, правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются «производители работ» (подраздел 22900006-24441, глава XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов"). Справка, уточняющая льготный характер работы в должности «производитель работ», не предоставлена. Данный период включен в расчет общего стажа работы;

с 01.09.2004 по 14.06.2005 — производитель работ <данные изъяты>» <адрес>. Запись внесена с нарушением требований Инструкции № 58 от 17.08.1993 (Украина) — имеются не заверенные исправления в датах увольнения и приказа об увольнении. Документальное подтверждение работы не предоставлено. Период исключен из расчета общего стажа работы:

с 15.06.2005 по 01.08.2006 - производитель работ <данные изъяты>. Запись внесена с нарушением требований Инструкции № 58 от 17.08.1993 (Украина) — имеется не заверенное исправление в дате увольнения. Документальное подтверждение работы не предоставлено. Данный период исключен из расчета общего стажа работы;

с 01.08.2006 по 10.10.2011 - производитель работ <данные изъяты>. Предоставленными архивными документами льготный характер работы в должности «производитель работ», а также занятость на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов не подтверждена. Данный период включен в расчет общего стажа работы;

с 01.11.2011 по 07.11.2012 - производитель работ <данные изъяты> Запись внесена с нарушением требований Инструкции № 58 от 17.08.1993 (Украина) — имеется не заверенное исправление в дате приказа об увольнении, оттиск печати не читается. Документальное подтверждение работы не предоставлено. Данный период исключен из расчета общего стажа работы;

с 17.12.2013 по 16.06.2014 - производитель работ <данные изъяты>». Справка, уточняющая льготный характер работы в должности «производитель работ», документы, подтверждающие занятость на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов не предоставлены. Данный период включен в расчет общего стажа работы:

с 16.04.2015 по 16.10.2015 — прораб <данные изъяты>». Справка, уточняющая льготный характер работы в должности «производитель работ», документы, подтверждающие занятость на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов, не предоставлены. Данный период включен в расчет общего стажа работы согласно выписке из ЛС ЗЛ;

с 19.10.2015 по 22.05.2018 - производитель работ в строительстве в структурном подразделении СМУ № 2» ООО «Крымстройгарант». Справка, уточняющая льготный характер работы в должности «производитель работ», документы подтверждающие занятость на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов не предоставлены. Отчисления по дополнительному тарифу отсутствуют. Данный период включен в расчет общего стажа работы с учетом сведений выписки из ЛС ЗЛ по 31.12.2017.

Удовлетворяя исковые требования Белоконя В.Е., суд первой инстанции исходил из того, что пунктом 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 № 958н, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30-32 Закона № 400-ФЗ в дополнение к документам для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости.

Пунктом 5 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 № 258н, предусмотрен полный перечень сведений, которые должны быть указаны в справках, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В соответствии с Постановлением № 665 от 16.07.2014 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда при досрочном назначении пенсии с учетом периодов работы до 1 января 1992 г. применяются Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 №1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» (далее - Постановление № 1173); с учетом периодов работы с января 1992 г. применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей, и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».

Пункт 11 Правил № 1015 предусматривает, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также, если в трудовой книжке содержаться неправильные и неточные сведения, либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные и трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Пункт 60 Правил № 1015 предусматривает, что записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку.

Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 № 162 утверждена Инструкция о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях (далее - Инструкция № 162).

Заполнение и ведение трудовой книжки не входит в обязанности работника.

Пункт 1 Постановления № 656 предусматривает, что трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности рабочих и служащих.

В соответствии с пунктом 13 Постановления № 656, при увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, учреждении, организации, заверяются подписью руководителя предприятия, учреждения, организации или специально уполномоченного им лица и печатью.

В соответствии с п. 59 Правил № 1015, документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы).

В соответствии с положениями статьи 11 Закона № 400-ФЗ, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При этом не страховые периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), за которые осуществлялась уплата (начисление) страховых взносов в ПФР.

В силу статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника и лишь при ее отсутствии, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение указанных обстоятельств принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения трудовых правоотношений, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и п. 20 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.01.2016 № 14н, для подтверждения дополнительных обстоятельств, связанных с назначением пенсий в соответствии с Законом № 173-Ф3, прилагаются, в том числе, документы о среднемесячном заработке за 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности, выданные в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

В соответствии с п. 59 Правил № 1015, документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличие застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы).

В подтверждение своей трудовой деятельности истец предоставил в Управление: трудовую книжку серии БТ-1 № 2418026; справки о стаже работы и заработной плате № Б-362 от 01.08.2018, № Б-361 от 01.08.2018, № Б-363 от 01.08.2018, № Б-360 от 01.08.2018 (4 штуки), № 20/1 от 20.08.2018, выписку из лицевого счета застрахованного лица.

Предоставленные справки оформлены в соответствии с требованиями закона и имеют все необходимые реквизиты.

Согласно ст. 11 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, подписанного в Москве странами-участниками СНГ, необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников СНГ и государств, входивших в состав СССР или до 01.12.1991, принимаются на территории государств - участников СНГ без легализации.

В силу статьи 55 Конституции Российской Федерации, ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина допустимо только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственного здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в п. 4.3 Постановления от 10.07.2007 № 9-П, федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование отношений в сфере обязательного пенсионного страхования, должен обеспечивать баланс конституционно значимых интересов всех субъектов этих отношений, а устанавливаемые им правила поддержания устойчивости и автономности финансовой системы обязательного пенсионного страхования не должны обесценивать конституционное право граждан на трудовую пенсию.

При приеме заявления территориальный орган ПФР дает разъяснения, какие документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить дополнительно по собственной инициативе.

Вышеизложенные нормы законодательства РФ, регулирующего вопрос предоставления документов для установления страховой пенсии и их системный анализ свидетельствуют об обязанности Управления оказывать содействие гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение и предоставления гражданину необходимых и всесторонних разъяснений о том, какие дополнительные документы (сведения) он может предоставить.

Действующее законодательство не содержит норм, согласно которым, если допущено некорректное внесение записи в трудовую книжку, сведения о периодах трудовой деятельности гражданина - не принимаются во внимание или считаются недействительными при расчете и назначении страховой пенсии по старости.

Некорректное заполнение трудовой книжки не является основанием для лишения истца права на начисление пенсии, поскольку государство, в силу ст. 39 Конституции РФ, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, т.е. пенсионное обеспечение с учетом принципов правовой справедливости и равенства.

С такими выводами суда первой инстанции не в полной мере соглашается судебная коллегия и считает, что они не соответствуют обстоятельствам дела и сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.

В соответствии со статьей 194 ГПК РФ решением является постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу.

Решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).

Пунктами 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебном решении» от 19.12.2003 г. № 23 разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Указанным требованиям и разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ решение суда первой инстанции не соответствует.

В соответствии со ст. 198 ГПК РФ, решение суда состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

В вводной части решения суда указываются номер дела, дата и место принятия решения суда, наименование суда, принявшего решение, состав суда, помощник судьи, секретарь судебного заседания, стороны, другие лица, участвующие в деле, их представители, предмет спора или заявленное требование.

Описательная часть решения суда должна содержать указание на требование истца, возражения ответчика и объяснения других лиц, участвующих в деле.

В мотивировочной части решения суда должны быть указаны:

1) фактические и иные обстоятельства дела, установленные судом;

2) выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле;

3) законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.

В мотивировочной части решения суда могут содержаться ссылки на постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации, а также на обзоры судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденные Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.

Резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью или в части, указание на распределение судебных расходов, срок и порядок обжалования решения суда. Резолютивная часть решения суда, принятого мировым судьей, также должна содержать указание на срок и порядок подачи заявления о составлении мотивированного решения суда.

В нарушение указанной нормы процессуального права, суд первой инстанции в мотивировочной части не привел мотивов, по которым обязал ответчика включить в специальный стаж истца периоды работы с 01.01.1992 по 10.09.1992 —электросварщиком 4 разряда <данные изъяты>»; с 02.04.1998 по 30.08.2004 — производитель работ <данные изъяты>»; с 01.09.2004 по 14.06.2005 — производитель работ <данные изъяты>»; с 15.06.2005 по 01.08.2006 — производитель работ <данные изъяты>; с 01.08.2006 по 10.10.2011 — производитель работ <данные изъяты>»; с 01.11.2011 по 07.11.2012 — производитель работ <данные изъяты>; с 17.12.2013 по 16.06.2014 — производитель работ <данные изъяты>»; с 16.04.2015 по 16.10.2015 — прораб <данные изъяты>».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа работников, занятых на работах с тяжелыми условиями, в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

В соответствии с разделом XXXII «Общие профессии» Списка № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, право на льготную пенсию имели электросварщики и их подручные, газосварщики и их подручные, сварщики аргонной атомно-водородной сварки.

В соответствии со Списком № 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (раздел XXXIII.ОБЩИЕ ПРОФЕССИИ, позиция 23200000-19756), правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.

Исходя из указанных норм закона и подзаконных актов, пенсия в связи с тяжелыми условиями труда может быть назначена при наличии документального подтверждения выполнения работником на должности электрогазосварщика любой из функций, указанных в Разделе XXXIII категория 23200000-19756 Списка №2 в течение полного рабочего дня.

При этом периоды работы до 1 января 1992 года в качестве электросварщика и газосварщика могут засчитываться в специальный стаж без уточнения вида сварки, а после 1 января 1992 года данные профессии могут быть засчитаны в специальный стаж при условии, если они постоянно заняты на резке и ручной сварке, а также на полуавтоматических машинах или на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, в связи с чем, для включения в специальный стаж периода работы истца после 1 января 1992 года необходимо подтверждение занятости его на указанных видах работ.

Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что периоды: с 22.12.1982 по 10.05.1983 — работа электросварщиком 3 разряда <данные изъяты>»; с 19.08.1985 по 20.02.1986 — работа электросварщиком 4 разряда <данные изъяты>»; с 11.03.1986 по 02.03.1990 — работа электросварщиком ручной электродуговой сварки 4 разряда <данные изъяты>»; с 01.02.1990 по 01.08.1990 — работа электросварщиком 4 разряда <данные изъяты>»; с 02.08.1990 по 10.01.1992 — работа электросварщиком 4 разряда <данные изъяты>» подлежат включению в стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии без дополнительного подтверждения занятости.

Учитывая, что условия труда электросварщиком 4 разряда Аграрнопроизводственной фирмы «Изумруд» после 01.01.1992 истцом не подтверждены, а именно не предоставлены документы, подтверждающие его работу на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, данный период не может быть зачтен в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.

Согласно Списку № 2, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (ред. от 02.10.1991), правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются «производители работ» (подраздел 22900006-24441. глава XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов").

Работа истца в должности «производитель работ» в сфере строительства, реконструкции, технического перевооружения, реставрации и ремонта зданий, сооружений и других объектов с 02.04.1998 по 30.08.2004 в <данные изъяты>», с 01.09.2004 по 14.06.2005 в <данные изъяты>», с 15.06.2005 по 01.08.2006 в <данные изъяты>, с 01.08.2006 по 10.10.2011 в <данные изъяты>», с 01.11.2011 по 07.11.2012 в <данные изъяты>, с 17.12.2013 по 16.06.2014 в <данные изъяты>», с 16.04.2015 по 16.10.2015 в <данные изъяты> документально не подтверждена, в связи с чем у суда отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований в данной части.

В соответствии с ч. 2 ст. 327-1 ГПК РФ, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

В п. 24 постановления от 19.06.2012 № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что судам апелляционной инстанции необходимо исходить из того, что под интересами законности с учетом положений статьи 2 ГПК РФ следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, а также в целях защиты семьи, материнства, отцовства, детства; социальной защиты; обеспечения права на жилище; охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; защиты права на образование и других прав и свобод человека и гражданина; в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов и в иных случаях необходимости охранения правопорядка.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым проверить решение суда в полном объеме.

Подпунктом «к» пункта 109 Постановления Совмина СССР от 03.08.1972 № 590 (ред. от 30.01.1988) «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» предусмотрено, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также служба в составе Вооруженных Сил СССР.

При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Таким образом, период службы истца в Советской Армии с 13.05.1983 по 22.05.1985 также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, поскольку периоду службы истца в Вооруженных Силах СССР предшествовала работа в должности электросварщика 3 разряда <данные изъяты>».

Таким образом, суммарно льготный стаж истца составляет 11 лет 5 месяцев 7 дней, и в силу п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», он имеет право на страховую пенсию с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.

С учетом того, что ответчиком не оспаривается наличие у истца общего страхового стажа, достаточного для назначения пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, достижения истцом 56-летнего возраста 24.05.2019, пенсия должна быть ему назначена с указанной даты.

Судебная коллегия не может согласиться и с выводами суда о взыскании с Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Симферополе в пользу истца государственной пошлины, исходя из следующего.

В силу статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном Фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-1, Пенсионный Фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. ПФР является самостоятельным финансово - кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

Из статьи 5 Закона «Об обязательном пенсионном страховании» следует, что Пенсионный Фонд Российской Федерации является государственным учреждением и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Таким образом, выводы суда первой инстанции, что Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым не относится к органам государственной власти, в связи с чем, положения статьи 333.36 НК РФ об освобождении от уплаты госпошлины на него не распространяются, основано на неверном толковании закона.

Частью 4 статьи 103 ГПК РФ предусмотрено, что в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

Данный вопрос подлежит рассмотрению в порядке ст. 103.1 ГПК РФ.

Иные доводы, изложенные в жалобе, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,

о п р е д е л и л а:

решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 04 марта 2021 года в части возложения обязанности на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым Белоконю Виктору Евдокимовичу в стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды: с 01.01.1992 по 10.09.1992 — работа электросварщиком 4 разряда <данные изъяты>»; с 02.04.1998 по 30.08.2004 — производитель работ <данные изъяты>»; с 01.09.2004 по 14.06.2005 — производитель работ <данные изъяты>»; с 15.06.2005 по 01.08.2006 — производитель работ <данные изъяты>; с 01.08.2006 по 10.10.2011 — производитель работ <данные изъяты>»; с 01.11.2011 по 07.11.2012 — производитель работ <данные изъяты>.12.2013 по 16.06.2014 — производитель работ <данные изъяты>»; с 16.04.2015 по 16.10.2015 — прораб <данные изъяты>» и взыскания с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым в пользу Белоконя Виктора Евдокимовича судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей отменить, в удовлетворении иска в указанной части отказать.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым включить в специальный стаж работы Белоконя Виктора Евдокимовича период службы истца в Советской Армии с 13.05.1983 по 22.05.1985

Изменить решение в части даты, с которой Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым обязано установить Белоконю Виктору Евдокимовичу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», на 24.05.2019.

Судьи: