ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4925 от 18.05.2015 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Горбачева Е.Н. Дело № 33-4925 А-63

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 мая 2015 года г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда

в составе председательствующего Зинченко И.Н.,

судей Жихарева Ю.А., Андриишина Д.В.,

при секретаре судебного заседания Жданове А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Андриишина Д.В., гражданское дело по заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 об оспаривании действий Муниципального казенного учреждения «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района»,

по апелляционной жалобе представителя Муниципального казенного учреждения «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» ФИО15 на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 04 марта 2015 года, которым постановлено:

«Заявление ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 об оспаривании действий МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» удовлетворить.

Признать незаконным отказ МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района», выразившийся в не утверждении и не выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории, п. Дрокино Емельяновского района Красноярского края.

Обязать МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» утвердить и выдать ФИО1 схему расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории РФ Красноярский край п. Солонцы Емельяновского района Красноярского края в каталоге координат согласно заявлению.

Обязать МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» утвердить и выдать ФИО3, схему расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории РФ Красноярский край п. Солонцы Емельяновского района Красноярского края в каталоге координат согласно заявлению.

Обязать МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» утвердить и выдать ФИО4 схему расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории РФ Красноярский край п. Солонцы Емельяновского района Красноярского края в каталоге координат согласно заявлению.


Обязать МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» утвердить и выдать ФИО5 схему расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории РФ Красноярский край п. Солонцы Емельяновского района Красноярского края в каталоге координат согласно заявлению.

Обязать МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» утвердить и выдать ФИО6 схему расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории РФ Красноярский край п. Солонцы Емельяновского района Красноярского края в каталоге координат согласно заявлению.

Обязать МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» утвердить и выдать ФИО7 схему расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории РФ Красноярский край п. Солонцы Емельяновского района Красноярского края в каталоге координат согласно заявлению.

Обязать МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» утвердить и выдать ФИО8 схему расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории РФ Красноярский край п. Солонцы Емельяновского района Красноярского края в каталоге координат согласно заявлению.

Обязать МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» утвердить и выдать ФИО9 схему расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории РФ Красноярский край п. Солонцы Емельяновского района Красноярского края в каталоге координат согласно заявлению.

Обязать МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» утвердить и выдать ФИО10 схему расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории РФ Красноярский край п. Солонцы Емельяновского района Красноярского края в каталоге координат согласно заявлению.

Обязать МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» принять решение об утверждении и выдаче ФИО11 схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории РФ Красноярский край п. Солонцы Емельяновского района Красноярского края в каталоге координат согласно заявлению.

Обязать МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» утвердить и выдать ФИО12 схему расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории РФ Красноярский край п. Солонцы Емельяновского района Красноярского края в каталоге координат согласно заявлению.

Обязать МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» утвердить и выдать ФИО13 схему расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории РФ Красноярский край п. Солонцы Емельяновского района Красноярского края в каталоге координат согласно заявлению.

Обязать МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» утвердить и выдать ФИО14 схему расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории РФ Красноярский край п. Солонцы Емельяновского района Красноярского края в каталоге координат согласно заявлению»,

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 обратились с заявлением об оспаривании действий Муниципального казенного учреждения «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» (далее – МКУ «УправЗем»), мотивируя тем, что в сентябре 2014 года подали заявления в МКУ «УправЗем» об утверждении и выдаче схемы расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ и Положением о порядке образования земельных участков в муниципальном образовании Емельяновский район, утверждённым решением Емельяновского районного совета депутатов Красноярского края от06 марта 2013 года№ 39-189Р, предоставлении сформированных земельных участков в аренду сроком на 4 года, расположенных согласно ориентира в Емельяновском районе, п. Солонцы. МКУ «УправЗем» в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане отказало. Считают, что отказ противоречит законодательству и нарушает права заявителей на определение границ земельных участков. Просили признать незаконным действия МКУ «УправЗем», выразившееся в не утверждении и не выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории п. Солонцы Емельяновского района Красноярского края; обязать МКУ «УправЗем» утвердить и выдать схемы расположения земельных участков на кадастровой карте или кадастровом плане территории Красноярский край, п. Солонцы Емельяновского района Красноярского края в каталоге координат согласно заявлениям.

Судом первой инстанции постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель МКУ «УправЗем» ФИО15 просит решение отменить, ссылаясь, на неправильное применение судом норм материального права. Указывает на то, что право выбора земельного участка принадлежит не заявителю, а органу местного самоуправления, а поэтому претендовать на конкретный земельный участок заявитель не вправе; восстановительная мера, примененная судом первой инстанции, не может быть применена, поскольку нарушает процедуру предоставления земельных участков с учетом зонирования территорий.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель заявителей ФИО16 просит в удовлетворении жалобы отказать, ссылаясь на необоснованность изложенных в ней доводов.

Участвующие в деле лица были извещены о времени и месте рассмотрения дела путем направления судебных извещений заказными письмами с уведомлением по имеющимся в материалах дела адресам, в связи с чем, судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ, полагает, что неявка кого-либо из участвующих в деле лиц не является препятствием для рассмотрения дела.

Проверив материалы дела в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя МКУ «УправЗем», поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя заявителей ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 - ФИО16, полагавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 ст.20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п.1 ст. 24 настоящего Кодекса.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9,10 и 11 настоящего Кодекса (ст. 29 Земельного кодекса РФ).

В силу ст. 34 Земельного кодекса РФ (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (п. 1).

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (п. 2).

Орган местного самоуправления на основании заявления гражданина с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (п. 4).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 5).

Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (п. 6).

Таким образом, процедура предоставления земельного участка в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, состоит из следующих этапов:

1) подачи гражданином в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления соответствующего заявления;

2) утверждения и выдачи органом местного самоуправления заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;

3) выполнения заявителем за свой счет в отношении земельного участка кадастровых работ с последующей постановкой данного надела на государственный кадастровый учет;

4) принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления по получении кадастрового паспорта решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату либо бесплатно либо о передаче его в аренду;

5) заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.

Согласно ст.41 Градостроительного кодекса РФ, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.

В соответствии со ст. 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Статьей 29.4. Закона Красноярского края от 04 декабря 2008 года «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» установлено, что при поступлении заявления о предоставлении земельного участка с указанием его местоположения, но без указания его кадастрового номера, если в указанном в заявлении месте может быть образован только один земельный участок, орган местного самоуправления муниципального района или городского округа с учетом зонирования территорий и установленных законодательством требований к образованию земельных участков в месячный срок со дня поступления заявления утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема).

В случае если в месячный срок со дня поступления заявления иные заявления о предоставлении земельного участка в указанном месте от многодетных граждан не поступили, в течение 15 дней со дня утверждения схема направляется заявителю. При поступлении иных заявлений о предоставлении в указанном месте земельного участка схема направляется заявителю, поставленному на очередь на предоставление земельного участка ранее иных заявителей.

В течение 3 дней со дня направления заявителю схемы иным заявителям направляется отказ в предоставлении земельного участка в указанном месте в порядке, установленном в пункте 3 статьи 29.6 настоящего Закона.

Решением Емельяновского районного Совета депутатов Красноярского края от 06 марта 2013 года № 39-189Р утверждено Положение о порядке образования и предоставления земельных участков на территории муниципального образования Емельяновский район (далее – Положение, утвержденное Решением Емельяновского районного Совета депутатов Красноярского края от 06 марта 2013 года № 39-189Р), в соответствии с которым рассмотрение заявлений по вопросам утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории в процессе образования земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, возлагается на МКУ «УправЗем» (п. 3.2).

Отдел архитектуры, входящий в МКУ «УправЗем», рассматривает заявление, после чего руководитель МКУ «УправЗем» утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории или готовит мотивированный отказ в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в течение 30 дней со дня поступления заявления (п. 5.1.1.).

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 29 сентября 2014 года заявители обратились к Главе администрации Емельяновского района с заявлениями о предоставлении земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, расположенных п. Солонцы (с указанием предполагаемого размера и местонахождения), в аренду сроком на 4 года, просили утвердить и выдать схемы расположения земельных участков на кадастровом плане в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ.

Указанные заявления по существу рассмотрены МКУ «УправЗем».

Письмами за подписью начальника отдела архитектуры МКУ «УправЗем» от 14 октября 2014 года заявителям сообщено об отказе в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровой карте соответствующей территории.

В качестве оснований для отказа в письмах указано на то, что в настоящее время в отношении испрашиваемых земельных участков реализовываются права граждан-инвалидов, зарегистрированных в реестре на получение земельных участков, обратившихся ранее.

Иных оснований и причин отказа в утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории МКУ «УправЗем» заявителям не указано.

В соответствии со ст.254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

В силу ст. 249 Гражданского процессуального кодекса РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

На основании вышеприведенных норм МКУ «УправЗем» надлежало представить доказательства, подтверждающие обстоятельства, указанные в качестве оснований для отказа заявителям в утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, а именно то, что на момент обращения заявителей, в отношении испрашиваемых земельных участков реализовываются права граждан-инвалидов, обратившихся ранее.

Оценив вышеприведенные обстоятельства и удовлетворяя заявление, суд первой инстанции исходил, в частности, из того, МКУ «УправЗем» не представило доказательств, подтверждающих невозможность утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории по основаниям, приведенным в ответах заявителям от 14 октября 2014 года.

Поскольку МКУ «УправЗем» не представило доказательств того, что на момент обращения заявителей, в отношении испрашиваемых земельных участков реализовывались права граждан-инвалидов, обратившихся ранее (что являлось единственным основанием для отказа, приведенным в ответах заявителям), а также не представило доказательств, подтверждающих невозможность утверждения схемы расположения земельных участков на кадастром плане территории в связи с наличием прав третьих лиц на испрашиваемые заявителями земельные участки на момент их обращения в орган местного самоуправления, судебная коллегия соглашается с выводом суда о незаконности оспариваемых отказов.

Также суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы представителя МКУ «УправЗем» о том, что в настоящее время не проведено зонирование территории п. Солонцы, что, по утверждению представителя, влечет невозможность утверждения схем расположения земельных участков, поскольку отсутствие проекта планировки и застройки территории п. Солонцы не указано в письмах от 14 октября 2014 года в качестве оснований для отказа в утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, а кроме того, данное отсутствие проекта планировки и застройки территории не указано в законе в качестве основания к отказу в утверждении схем расположения земельных участков.

Доводы жалобы не содержат обстоятельств, ставящих под сомнение правильность постановленного судом решения. Обстоятельства, на которые ссылается представитель МКУ «УправЗем» в жалобе в качестве доводов о законности решений об отказе в утверждении схем расположения земельных участков, не были указаны в качестве таковых в письменных ответах заявителей, в связи с чем не могут служить поводом для отмены правильного по существу решения. Доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда и иную оценку обстоятельств дела, для чего у суда апелляционной инстанции оснований не имеется. Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, выводы суда не противоречат фактическим обстоятельствам дела. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 04 марта 2015 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Муниципального казенного учреждения «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» ФИО15 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: