Судья Пригарина С.И. Дело № 33-4928/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
гор. Волгоград 06 апреля 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Олейниковой В.В.
судей Чекуновой О.В., Лисовского А.М.
при секретаре Ворониной В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета экономики Волгоградской области к Р.Р.И. о взыскании подлежащей возврату в бюджет субсидии
по апелляционной жалобе Комитета экономики Волгоградской области
на решение Быковского районного суда Волгоградской области от 29 декабря 2015 года, которым в удовлетворении исковых требований Комитета экономики Волгоградской области к Р.Р.И. о взыскании подлежащей возврату в бюджет субсидии отказано.
Заслушав доклад судьи Чекуновой О.В., выслушав представителя Комитета экономика Волгоградской области – В.А.И., поддержавшую доводы жалобы, Р.Р.И., возражавшего против отмены решения суда, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
у с т а н о в и л а
Комитет экономики Волгоградской областиобратился в суд с иском к Р.Р.И. овзысканииподлежащей возврату в бюджет субсидии в размере <.......> рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ ИП Р.Р.И. обратился в Управление развития предпринимательства Администрации Волгоградской области с запросом на предоставление государственной услуги «Субсидирование начинающим субъектам малого предпринимательства» в рамках Положения о субсидировании субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>.
ДД.ММ.ГГГГ субсидия в размере <.......> рублей была перечислена на счет ИП Р.Р.И.
В соответствии с выше указанным Положением, субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, которые в свою очередь обязуются: осуществлять предпринимательскую деятельность в течение двух лет с момента получения субсидии или произвести возврат субсидии в случае, если планируется прекращение предпринимательской деятельности до истечения двух лет с момента получения субсидии; сообщать в Управление информацию о смене места ведения предпринимательской деятельности и (или) планируемой ликвидации; в течение двух лет после получения субсидии ежегодно, не позднее ДД.ММ.ГГГГ отчетного года, представлять в Управление сведения об основных показателях деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства с пояснительной запиской о результатах деятельности и анкету получателя поддержки.
Подпунктом «в» пункта 16.5 Положения (в редакции, действующей на момент предоставления субсидии) установлено, что субсидия подлежит возврату в областной бюджет заявителями в случае принятия решения о прекращении предпринимательской деятельности до истечения двух лет с момента получения субсидии.
По сведениям Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Р.Р.И. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя на основании собственного решения ДД.ММ.ГГГГ, то есть до истечения <.......> с момента получения субсидии, в связи с чем было принято решение о возврате полученной субсидии.
В адрес Р.Р.И. было направлено уведомление о необходимости возврата субсидии, однако каких-либо действий для возврата бюджетных средств ответчик не предпринял, до настоящего времени субсидия в бюджет Волгоградской области не возвращена.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Комитет экономики Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, ввиду неправильного применения норм материального права, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются, в том числе:
1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств.
В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
При этом п. 1 ст. 11 Закона N 209-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относит создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам, за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1).
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2).
По правилам пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Статьей 163 Бюджетного кодекса РФ на получателя бюджетных средств возложена обязанность эффективно использовать средства в соответствии с их целевым назначением.
В соответствии со ст. 23 ГК РФ, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица, на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ (ред. от 23 июня 2014 года) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Федеральным законом от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регулируется порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (ст. ст. 22.1 - 22.3).
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", фермерское хозяйство, как и индивидуальный предприниматель, осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный предприниматель Р.Р.И. обратился в Управление развития предпринимательства Администрации Волгоградской области с запросом на предоставление государственной услуги «Субсидирование начинающим субъектам малого предпринимательства», в рамках Положения о субсидировании субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> (далее Положение).
Управление развития предпринимательства Администрации Волгоградской области реорганизовано путем присоединения к министерству экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области. На основании постановления Губернатора Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> министерство экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области переименовано в Комитет экономики Волгоградской области.
По результатам рассмотрения запроса Р.Р.И. на предоставление государственной услуги «Субсидирование начинающим субъектам малого предпринимательства», комиссией по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства Волгоградской области принято решение о возмещение ему части затрат (предоставлении субсидии) по проекту «Выращивание товарных арбузов и томатов на малых земельных участках с использованием капельного орошения» по мероприятию «Оказание поддержки начинающим субъектам малого предпринимательства, в том числе, инновационным компаниям, как заявителю, соответствующему требованиям Положения (протокол от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>).
Согласно протоколу заседания Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> и составленному на его основании сводному реестру субъектов малого и среднего предпринимательства на перечисление субсидии № <...>, субсидия в сумме <.......> подлежала выплате ИП Р.Р.И. за счет средств, поступивших на эти цели в областной бюджет из федерального бюджета.
Субсидия в сумме <.......> рублей была перечислена на счет ИП Р.Р.И.ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пп. «о» п.1.5 Положения (в редакции, действующей на момент предоставления субсидии), субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, которые обязуются: осуществлять предпринимательскую деятельность в течение двух лет с момента получения субсидии или произвести возврат субсидии в случае, если планируется прекращение предпринимательской деятельности до истечения двух лет с момента получения субсидии; сообщать в Управление информацию о смене места ведения предпринимательской деятельности и (или) планируемой ликвидации; в течение двух лет после получения субсидии ежегодно, не позднее ДД.ММ.ГГГГ отчетного года, представлять в Управление сведения об основных показателях деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства с пояснительной запиской о результатах деятельности и анкету получателя поддержки.
Подпунктом «в» пункта 16.5 Положения (в редакции, действующей на момент предоставления субсидии) установлено, что субсидия подлежит возврату в областной бюджет заявителями в случае принятия решения о прекращении предпринимательской деятельности до истечения двух лет с момента получения субсидии.
Судом также установлено, что при подаче документов на получение субсидии ИП Р.Р.И. дано обязательство об осуществлении предпринимательской деятельности в течение двух лет с момента получения субсидии или по возврату субсидии, в случае, если планируется прекращение предпринимательской деятельности до истечения двух лет с момента получения субсидии.
Таким образом, исходя из условий Положения о субсидировании субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>, Р.Р.И. обязан был заниматься предпринимательской деятельностью в течение <.......> лет с момента получения субсидии.
Согласно свидетельству о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серия № <...>, ДД.ММ.ГГГГР.Р.И. был включен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии со сведениями ЕГРИП, Р.Р.И. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя на основании собственного решения ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельству о регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства серия № <...>, представленного ответчиком, ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является Р.Р.И.
На основании Положения о комиссии по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства <адрес>ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание Комиссии, на котором принято решение о возврате полученной Р.Р.И. субсидии, в связи с прекращением им предпринимательской деятельности до истечения <.......> лет с момента получения субсидии.
Оценив представленные сторонами по делу доказательства, в соответствии со ст.67 ГПК РФ, руководствуясь выше указанными нормами права, принимая во внимание показания свидетеля Б.О.М., суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности заявленных требований и об отказе в их удовлетворении, так как условием возврата является прекращение осуществления предпринимательской деятельности, однако, ответчик предпринимательскую деятельность не прекращал. Кроме того, переход с одной формы деятельности на другую без прекращения первичной формы деятельности законодательством не предусмотрен. Прекращение Р.Р.И. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя - главы крестьянского фермерского хозяйства не повлияло на продолжение им предпринимательской деятельности, поскольку ответчик лишь расширил форму своей деятельности.
Кроме того, из материалов дела следует, что ответчиком ежегодно в адрес истца направлялись сведения об основных показателях деятельности ИП главы КФХ Р.Р.И.
А также ответчик за период с ДД.ММ.ГГГГ годы своевременно подавал налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное страхование в Пенсионный фонд РФ и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, заключил договор аренды земельного участка, приобрел семена арбузов, капусты, баклажан, пленку.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
Единственным условием для возврата представленной ответчику субсидии является нарушение условий, установленных при ее предоставлении – принятие решения о прекращении предпринимательской деятельности до истечения двух лет с момента получения субсидии.
Вместе с тем, как установлено судом, Р.Р.И. не прекращал предпринимательскую деятельность, поскольку в соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
Кроме того, в соответствии с п.1 ст.2 Постановления Правительства Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>-п «О порядке предоставления субсидий из областного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, бюджетам муниципальных районов и городских округов Волгоградской области», разработанного в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О развитии малого среднего предпринимательства в Российской Федерации», к субъектам малого предпринимательства относятся: индивидуальные предприниматели, потребительские кооперативы, коммерческие организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие критериям, установленным федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О развитии малого среднего предпринимательства в Российской Федерации» (за исключением субъектов малого предпринимательства, указанных в частях 3 и 4 ст.14) и от ДД.ММ.ГГГГ № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Таким образом, доказательств того, что ответчиком прекращена предпринимательская деятельность, истцом не представлено, при этом, Р.Р.И. использует денежные средства в соответствии с целевым назначением.
Также следует отметить, что требование истца о возврате субсидии в связи с невыполнением ответчиком обязанности осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в течение установленного срока, судебная коллегия находит несостоятельной, поскольку Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О развитии малого среднего предпринимательства в Российской Федерации», такой обязанности не предусмотрено.
Поскольку решение суда основано на правильном применении норм материального права, то оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Быковского районного суда Волгоградской области от 29 декабря 2015 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета экономики Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: