ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4932/17 от 06.12.2017 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Судья Исаев Р.М.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 6 декабря 2017 г. по делу

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе: председательствующего: Устаевой Н.Х.

судей: Багаутдиновой Ш.М., Абдулаева М.М.

при секретаре Джамалдиновой С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ГУ-ОПФР по РД Судолова О.В. на решение Кизлярского районного суда РД от <дата>, которым постановлено:

«Заявление Абдусаламова М. А. об установлении факта начисления заработной платы - удовлетворить.

Установить юридический факт начисления Абдусаламову М. А.<дата> года рождения, уроженцем <адрес>, Дагестанской АССР заработной платы за период с 1983 года по 1987 год согласно справки строительно - монтажного управления Чечено-Ингушского управления строительства от 10.01. 1988 г.».

Заслушав доклад судьи Багаутдиновой Ш.М., судебная коллегия

установила:

Абдусаламов М.А. обратился в суд с заявлением об установлении факта начисления и получения заработной платы.

В обоснование иска Абдусаламов М.А. указал, что он получает пенсию по достижении пенсионного возраста и не может реализовать свое право на получение полной трудовой пенсии в связи с тем, что предоставленная им справка о заработной плате от <дата>, выданная СМУ-7, не принята во внимание из-за отсутствия акта документальной проверки о стаже и заработной плате за период с 1983 по 1987 годы.

Между тем, <дата> году он был принят на работу в СМУ-7 Чечено-Ингушского управления строительства в <адрес> ЧР, на должности газоэлектросварщика, установлен должностной оклад с последующим повышением по мере присвоения разряда и увеличения стажа работы. Документы, подтверждающие сведения, указанные в данной справке представить в пенсионный фонд не представляется возможным, из-за не сохранения архива по МСУ-7, в связи с военными действиями на территории Чечни.

Просит суд установить юридический факт начисления и получения Абдусаламовым М. А. заработной платы за период с 1983 года по 1987 год в СМУ-7 Чечено-Ингушского управления строительства в <адрес> ЧР, а именно: - за 1983 год в размере 3150-70 ежемесячно; - за 1984 год в размере 3177-40 ежемесячно; - за 1985 год в размере ежемесячно; - за 1986 год в размере ежемесячно; - за 1987 год в размере 3710-60 ежемесячно. Обязать УОПФР по РД в <адрес> и <адрес> произвести перерасчет назначенной пенсии с момента ее первоначального начисления.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ГУ-ОПФР по РД Судолов О.В. просит отменить решение суда как незаконное.

В обоснование жалобы указывает, что согласно письму ГУ-ОПФ РФ по РД от <дата>г. «О мерах контроля за соблюдением законодательства при установлении пенсий», в котором сказано, что в рамках мер по обеспечению контроля за соблюдением законодательства при установлении и выплате пенсий необходимо актирование документов о стаже и заработной плате, где показатель отношения среднемесячного заработка за соответствующий период составляет 0,900 и выше.

Справки о стаже и заработной плате, выданные учреждениями и организациями на территории Республики Дагестан для назначения и перерасчета страховой пенсии представляются в отдел назначения и перерасчета пенсий только при наличии акта документальной проверки.

Так как проверить факт начисления и получения заработной платы Абдусаламовым М. А. не представлялось возможным, то в приеме справки СМУ-7 Чечено-Ингушского управления строительства о начислении заработной платы ему было отказано.

Согласно данной справке отношения среднемесячного заработка за соответствующий период составляет выше 0,900.

Поскольку при рассмотрении дела в суде первой инстанции к участию в деле не было привлечено Отделение ПФР по Республике Дагестан, являющееся единственным юридическим лицом на территории республики по вопросам пенсионного обеспечения за счет средств ПФР, суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

С <дата> вступил в силу Федеральный закон от дата № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в соответствии с п. 3 ст. 36 которого со дня вступления в силу указанного закона Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий.

Согласно п.2 ст.30 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» расчетный размер трудовой пенсии определяется с учетом среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Согласно п.2 ст.18 указанного Закона перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной архивной службой России Постановлением утвердили Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

В соответствии с пунктом 26 указанного Перечня среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд в течение трудовой деятельности за период до регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.

В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.

В соответствии с совместным письмом Минтруда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от дата -Ю Л/ЛЧ-06-27/9704 в случае утраты в государственных и муниципальных органах и организациях, расположенных в Российской Федерации, (по независящим от работодателя причинам) первичных документов о заработке работника органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, для исчисления пенсии в качестве документов о заработке комиссионно могут быть приняты документы, косвенно подтверждающие фактический заработок.

К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника, из чего следует, что перечень причин утраты документов и перечень косвенно подтверждающих документов не являются исчерпывающими.

В пп. 8 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" указано, что исчисляя расчетный размер трудовой пенсии по приведенным вариантам, следует обратить внимание на то, что: среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка.

Из материалов дела усматривается, что Абдусаламовым М.А. для перерасчета размера пенсии представлена справка от <дата> из СМУ Чечено-Ингушского Управления строительства с указанием заработка за период с 1983 по 1987 годы (л.д.7).

Ответчиком отказано в определении размера пенсии с учетом этой справки о заработной плате. Указанный отказ Абдусаламовым М.А. не обжалован.

Кроме того, в силу ст.265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

В данном случае, как указано выше, справка о заработной плате у Абдусаламова М.А. имеется, что препятствует установлению факта в судебном порядке.

При несогласии с отказом ответчика в определении размера пенсии с учетом представленной справки, он вправе обжаловать такой отказ в исковом порядке.

Судебная коллегия также обращает внимание на представленные Абдусаламовым М.А. оригинал трудовой книжки, заполненный <дата>, в которой указано, что до поступления в СМУ -7 ЧИУС учеба в ПТУ <адрес> по профессии он газоэлектросварщик.

В тоже время им же представлена копия трудовой книжки, согласно которой трудовая деятельность у заявителя началась в качестве каменщика с <дата>, а с 1975 года заявитель проходил службу в рядах Советской Армии.

При таких противоречиях в сведениях о трудовой деятельности заявителя оснований для удовлетворения заявления Абдусаламова М.А. об установлении факта начисления и получения им заработной платы в конкретном размере не имеется.

Как указано выше, Абдусаламовым М.А. представлены документы в подтверждение, как стажа работы, так и заработной платы, которые подлежат оценке в установленном законом порядке органами, занимающимися вопросами назначения пенсий.

С учетом изложенного, в удовлетворения заявления Абдусаламова М.А. следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Кизлярского районного суда Республики Дагестан от <дата> отменить.

Заявление Абдусаламова М. А. об установлении факта начисления и получения заработной платы за период с 1983 года по 1987 год согласно справке строительно - монтажного управления Чечено-Ингушского управления строительства оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: