ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4933/2015 от 01.12.2015 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело №33а-4933-2015

судья Аксенова Е.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего Толстоброва А.А.

и судей краевого суда Карабельского А.А., Пичуева В.В.

при секретаре Гайгул И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Чите 1 декабря 2015 г. дело по заявлению Читинского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Забайкальского края, неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Правительству Забайкальского края о признании бездействия незаконным, понуждении к действиям

по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства финансов Забайкальского края Бондаренко И.А.

на решение Центрального районного суда г.Читы от 23 июля 2015 г., которым постановлено исковые требования удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие Министерства финансов Забайкальского края, выразившееся в отсутствии организации исполнения бюджета Забайкальского края в 2014 году в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию мероприятия «Разработка программы по сохранению экосистемы озера Кенон» Государственной программы Забайкальского края «Охрана окружающей среды». Признать незаконным бездействие Правительства Забайкальского края, выразившееся в необеспечении исполнения бюджета Забайкальского края в 2014 году в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию мероприятия «Разработка программы по сохранению экосистемы озера Кенон» Государственной программы Забайкальского края «Охрана окружающей среды». Обязать Правительство Забайкальского края обеспечить исполнение бюджета Забайкальского края в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию мероприятия «Разработка программы по сохранению экосистемы озера Кенон» Государственной программы Забайкальского края «Охрана окружающей среды». Обязать Министерство финансов Забайкальского края организовать исполнение бюджета Забайкальского края в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию мероприятия «Разработка программы по сохранению экосистемы озера Кенон» Государственной программы Забайкальского края «Охрана окружающей среды». Обязать Министерство природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края реализовать мероприятие «Разработка программы по сохранению экосистемы озера Кенон» Государственной программы Забайкальского края «Охрана окружающей среды».

Заслушав доклад судьи краевого суда Толстоброва А.А., выслушав объяснения представителя ответчика Министерства финансов Забайкальского края Бондаренко И.А., Правительства Забайкальского края Яшкиной Ю.В., поддержавших доводы жалобы, Яшкиной Ю.В., также действующей в интересах Министерства природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края и возражавшей против доводов жалобы, заместителя прокурора Читинской природоохранной межрайонной прокуратуры Миркутова А.В., полагавшего решение суда правильным, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

<Дата> Читинский природоохранный межрайонный прокурор в интересах Забайкальского края, неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что Министерством природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края не исполнено мероприятие «Разработка программы по сохранению экосистемы озера Кенон» государственной программы Забайкальского края «Охрана окружающей среды» в 2014 году, Правительством Забайкальского края не обеспечено, а Министерством финансов Забайкальского края не организовано исполнение бюджета Забайкальского края в 2014 г. в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию мероприятия «Разработка программы по сохранению экосистемы озера Кенон» Государственной программы Забайкальского края «Охрана окружающей среды». Поэтому прокурор просил признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края по реализации мероприятия «Разработка программы по сохранению экосистемы озера Кенон» Государственной программы Забайкальского края «Охрана окружающей среды» в 2014 г., бездействие Министерства финансов Забайкальского края по организации исполнения бюджета Забайкальского края в 2014 г. в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию мероприятия, бездействие Правительства Забайкальского края по обеспечению исполнения бюджета Забайкальского края в 2014 г. в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию вышеуказанного мероприятия; обязать Правительство Забайкальского края обеспечить исполнение бюджета Забайкальского края в указанной части, обязать Министерство финансов Забайкальского края организовать исполнение бюджета Забайкальского края в указанной части и обязать Министерство природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края реализовать мероприятие «Разработка программы по сохранению экосистемы озера Кенон» Государственной программы Забайкальского края «Охрана окружающей среды».

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края Бондаренко И.А. считает решение суда незаконным и необоснованным. Указывает, что бюджет края на 2014 г. не содержит статьи расхода «Разработка программы по сохранению экосистемы озера Кенон» с указанием объема бюджетных ассигнований. Полагает, что решение суда в части удовлетворения требований к Министерству финансов Забайкальского края противоречит бюджетному законодательству. Считает, что принятие решения о перемещении бюджетных ассигнований, определение объема перемещаемых средств, а также определение статьи расходов на исполнение которых направляются перемещаемые средства бюджета является исключительным полномочием и ответственностью главного распорядителя бюджетных средств – Министерства природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края. Указывает, что бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования 2014 г. прекратили свое действие <Дата>, в связи с чем возложение в 2015 г. на Министерство финансов Забайкальского края обязанности организовать исполнение бюджета истекшего 2014 финансового года, противоречит действующему законодательству. Поэтому просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска к Министерству финансов Забайкальского края.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены правильного решения суда.

Обращаясь в суд с иском, Читинский природоохранный межрайонный прокурор указывал на то, что Министерством природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края не реализовано мероприятие «Разработка программы по сохранению экосистемы озера Кенон» государственной программы Забайкальского края «Охрана окружающей среды» в 2014 году, Правительством Забайкальского края не обеспечено, а Министерством финансов Забайкальского края не организовано исполнение бюджета Забайкальского края в 2014 г. в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию данного мероприятия.

Как следует из материалов дела, приказом Министерства природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края от 20 июня 2011 г. №4-н/п утверждена Ведомственная целевая программа «Регулирование качества окружающей среды в Забайкальском крае на 2012-2014 годы», предусматривающая реализацию мероприятия по разработке программы по сохранению экосистемы озера Кенон.

Постановлением Правительства Забайкальского края 10 апреля 2014 г. утверждена государственная программа Забайкальского края «Охрана окружающей среды».

Данной программой с финансированием на 2014 г. установлено проведение мероприятия – «Разработка программы по сохранению экосистемы озера Кенон».

Судом установлено, что мероприятие «Разработка программы по сохранению экосистемы озера Кенон» в рамках государственная программа Забайкальского края «Охрана окружающей среды» в 2014 г. не исполнено.

Согласно сообщению и.о. министра природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края от <Дата> за счет средств краевого бюджета в 2012-2013 г.г. в рамках Ведомственной целевой программы «Регулирование качества окружающей среды в Забайкальском крае на 2012-2014 года» были выполнены природоохранные мероприятия «Разработка программы по сохранению экосистемы озера Кенон (I этап)» - <данные изъяты> руб. и Разработка программы по сохранению экосистемы озера Кенон (II этап)» - <данные изъяты> руб. В связи с дефицитом предельных объемов бюджетных ассигнований выполнение природоохранного мероприятия по разработке программы по сохранению экосистемы озера Кенон (III этап) не осуществлялось (л.д.11-13).

В соответствии с ч.ч.1-3 ст.179 Бюджетного кодекса РФ государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке. Порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования (ч.1). Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования. Государственные программы субъекта Российской Федерации (муниципальные программы), предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, а также изменения в ранее утвержденные государственные программы субъекта Российской Федерации (муниципальные программы) подлежат утверждению в сроки, установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией). Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также представительные органы муниципальных образований вправе осуществлять рассмотрение проектов государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ и предложений о внесении изменений в государственные программы субъектов Российской Федерации, муниципальные программы в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (ч.2). По каждой государственной программе Российской Федерации, государственной программе субъекта Российской Федерации, муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения указанной оценки и ее критерии устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. По результатам указанной оценки Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной государственной (муниципальной) программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной (муниципальной) программы (ч.3).

В силу ст.215.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган.

Согласно п.п.6, 27, 32, 39 Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации государственных программ Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 30.12.2013 , разработка и реализация государственной программы осуществляется исполнительным органом, определенным Правительством Забайкальского края в качестве ответственного исполнителя государственной программы (далее - ответственный исполнитель) (п.6). Финансовое обеспечение реализации государственных программ осуществляется за счет бюджетных ассигнований краевого бюджета, а также в случаях, предусмотренных действующим законодательством, за счет иных источников (п.27). Государственная программа реализуется путем выполнения основных мероприятий и мероприятий (включая разработку и принятие предусмотренных правовых актов) и осуществления в установленном порядке соответствующих расходов (п.32). Ответственный исполнитель организует, в частности реализацию государственной программы, инициирует внесение изменений в государственную программу в соответствии с установленными настоящим Порядком требованиями и несет ответственность за достижение показателей конечных результатов, утверждаемых в государственной программе (п.39).

Разрешая спор, суд, руководствуясь вышеприведенными нормами, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска в части признания незаконным бездействия Министерства финансов Забайкальского края, выразившегося в отсутствии организации исполнения бюджета Забайкальского края в 2014 году в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию мероприятия по разработке программы по сохранению экосистемы озера Кенон, бездействия Правительства Забайкальского края по обеспечению исполнения бюджета Забайкальского края в 2014 году в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию данного мероприятия, возложении на них обязанности обеспечить и организовать исполнение бюджета Забайкальского края в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию мероприятия и возложении на Министерство природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края обязанности реализовать мероприятие «Разработка программы по сохранению экосистемы озера Кенон» Государственной программы Забайкальского края «Охрана окружающей среды».

Данные выводы судебная коллегия находит правильными, а доводы апелляционной жалобы необоснованными.

Довод в жалобе о том, что бюджет края на 2014 г. не содержит статьи расхода «Разработка программы по сохранению экосистемы озера Кенон» с указанием объема бюджетных ассигнований, не может быть признан судебной коллегией обоснованным по следующим основаниям.

Согласно ч.2 ст.179 Бюджетного кодекса РФ объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Законом Забайкальского края от 25.12.2013 №918-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов», принятым Законодательным Собранием Забайкальского края 18 декабря 2013 г. была предусмотрена статья расходов, предусматривающая реализацию государственной программы по охране окружающей среды.

Однако Законом Забайкальского края от 17.04.2014 № 966-ЗЗК «О внесении изменений в Закон Забайкальского края «О бюджете Забайкальского края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» были внесены изменения в вышеуказанный закон Забайкальского края, которыми данная статья расходов была исключена.

Утверждение в жалобе о том, что бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования 2014 г. прекратили свое действие <Дата> и о том, что Министерство финансов Забайкальского края не вправе принимать решение о перемещении (перераспределении) бюджетных ассигнований, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку данное обстоятельство не освобождает Министерство финансов <адрес> от обязанности организовать исполнение бюджета Забайкальского края в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию мероприятия «Разработка программы по сохранению экосистемы озера Кенон» Государственной программы Забайкальского края «Охрана окружающей среды».

Другие доводы апелляционной жалобы представителя ответчика Министерства финансов <адрес>Бондаренко И.А. также не способны повлиять на правильность выводов суда, и повлечь отмену постановленного по делу решения не могут.

С учетом изложенного, суд полно и правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал им надлежащую правовую оценку, пришел к правильным выводам и частично удовлетворил исковое заявление. Оснований для отмены решения суда и отказа в удовлетворении заявления судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда г.Читы от 23 июля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Министерства финансов Забайкальского края Бондаренко И.А. – без удовлетворения.

Председательствующий: Толстобров А.А.

Судьи: Карабельский А.А.

Пичуев В.В.

Копия верна:

Судья Забайкальского краевого суда Толстобров А.А.