ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-494/2016 от 13.04.2016 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Кара-Сал В.Д. Дело № 33-494/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 13 апреля 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Кунгаа Т.В.,

судей Баутдинова М.Т., Дулуша В.В.,

при секретаре Кара-оол О.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Баутдинова М.Т. гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Чеди-Хольского района Республики Тыва в интересах А.В. к администрации Чеди-Хольского района Республики Тыва, Государственному казённому учреждению Республики Тыва «Госстройзаказ» о возложении обязанности организовать электроснабжение по апелляционной жалобе представителя ответчика Д.А. на решение Чеди-Хольского районного суда Республики Тыва от 12 января 2016 года,

УСТАНОВИЛА:

И.о.прокурора Чеди-Хольского района Республики Тыва обратился в суд с иском в интересах А.В. к администрации Чеди-Хольского района Республики Тыва, ГКУ РТ «Госстройзаказ» об обязании организовать электроснабжение в доме по адресу: **, в срок до 01.12.2015 года, указывая, что прокуратурой Чеди-Хольского района в рамках надзора, а также на основании обращения общественной организации «Народный фронт» и жалобы А.В. проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот, по результатам которой установлено, что в целях исполнения требований законодательства ГКУ РТ «Госстройзаказ» и ГБУ РТ «Управление капитального строительства» (далее – ГБУ «УКС») на основании протокола рассмотрения единственной заявки электронного аукциона от 26 августа 2014 года № ** заключили государственный контракт № ** от 12.09.2014 г. В соответствии с государственным контрактом необходимо было осуществить строительство домов для детей-сирот в **. ГБУ РТ «УСК» 23.12.2014 г. выполнило свои обязательства по строительству домов. На основании актов приёмки выполненных работ дома приняты заказчиком ГКУ РТ «Госстройзаказ». В ходе проверки жалоб выявлено, что в указанных домах детей-сирот, в том числе А.В. по **, отсутствует электричество. Причиной этого является отсутствие с ОАО «Тываэнерго» договора технологического присоединения к электрическим сетям и отсутствие в бюджете республики денежных средств на оплату ОАО «Тываэнерго» услуг на технологические присоединение домов. В настоящее время фактически правообладателем построенных объектов является заказчик в лице ГКУ РТ «Госстройзаказ», по этим основаниям обязанность по обеспечению электричеством путём подачи заявки и заключения договора технологического присоединения и его оплату возлагается на ГКУ РТ «Госстройзаказ». Уставом на администрацию Чеди-Хольского района возлагается обязанность по решению вопроса местного значения - организация электроснабжения. Технологическое присоединение является обязательной составной частью единого процесса по оказанию услуг по снабжению населения электрической энергией. В связи с чем обязанность но организации электроснабжения в указанных домах также возлагается на орган местного самоуправления - администрацию Чеди-Хольского района. Непринятием ГКУ РТ «Госстройзаказ» и администрацией Чеди-Хольского района мер по организации электроснабжения в домах нарушаются права детей-сирот на своевременное их вселение в построенные дома и проживание в них в пригодных для этого условиях. Просит обязать администрацию Чеди-Хольского района, ГКУ РТ «Госстройзаказ» организовать электроснабжение в доме по адресу: ** в срок до 01.12.2015 г.

Определением суда от 25.11.2015 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГБУ РТ «Управление капитального строительства», в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – Агентство по делам детей и семьи Республики Тыва.

Решением Чеди-Хольского районного суда Республики Тыва от 12 января 2016 года исковое заявление и.о. прокурора Чеди-Хольского района Республики Тыва удовлетворено частично. Суд обязал ГКУ РТ «Госстройзаказ» организовать электроснабжение в доме по адресу: **. В удовлетворении остальной части иска отказано.

Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, и.о. директора ГКУ РТ «Госстройзаказ» Д.А. подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новое решение, указав, что администрации муниципальных районов региона обязаны обеспечить организацию условий для жизнедеятельности населения на территории муниципальных образований, в частности, обязаны обеспечить электроснабжение населения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно ст.40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище» оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Аналогичные положения установлены статьёй 8 Закона Республики Тыва от 26.11.2004 г. №918 ВХ-1 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей», согласно которому детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по реализации государственной политики в отношении семьи и детей (далее - уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва), на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном статьей 8.3 настоящего Закона, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с п.2 и п.3 ст. 15 Жилищного кодекса РФ под жилым помещением понимается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

На основании Соглашения о представлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, заключенного между Министерством Российской Федерации и Правительством Республики Тыва от 30.07.2014г. № 01-01-06/06-206, и Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утверждённых постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. № 1203, Правительство Республики Тыва взяло на себя обязанность обеспечить указанную категорию детей благоустроенными жилыми помещениями.

Стороны не оспаривают, что Министерство финансов РФ перечислило в бюджет Республики Тыва субвенции на строительство домов детям-сиротам.

Также сторонами не оспаривается, что в 2014 году от Министерства строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва (далее - Минстрой РТ) на реализацию мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных благоустроенных жилых помещений, на лицевой счёт ГКУ «Госстройзаказ» поступили бюджетные средства, которые в последующем были перечислены ГБУ РТ «Управление капитального строительства».

Согласно п. 1.9 государственного контракта на «Строительство жилых домов на территории Республики Тыва для предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», заключенного 12.09.2014 г. между ГКУ РТ «Госстройзаказ» и ГБУ РТ «УКС», источником финансирования строительства домов для детей - сирот являются средства федерального бюджета, выделенные бюджету Республики Тыва в качестве субсидий, и республиканский бюджет.

Заказчиком проекта постройки домов, согласно государственному контракту, является ГКУ РТ «Госстройзаказ».

Из материалов дела усматривается, что постановлением администрации Чеди-Хольского района Республики Тыва № ** от 26 ноября 2014 года Государственному казённому учреждению Республики Тыва «Госстройзаказ» в безвозмездное срочное пользование передан земельный участок общей площадью ** кв.м. с кадастровым номером **, расположенный по адресу: **, для строительства многоквартирного жилого дома на 11 месяцев.

Актом передачи от 08.09.2015 года ГКУ РТ «Госстройзаказ» передал Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва завершённые строительством дома для детей-сирот в с. Хову-Аксы Чеди-Хольского района Республики Тыва.

Согласно распоряжению Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва № ** от 08 сентября 2015 года, в Реестр государственного имущества Республики Тыва внесены законченные строительством объекты недвижимого имущества двухквартирные жилые дома, в том числе квартиры **.

В соответствии с распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва № ** от 22 сентября 2015 года и на основании акта приёма-передачи от 22 сентября 2015 года квартиры ** переданы Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва на праве оперативного управления.

Из договора найма № ** от 9 октября 2015 года и акта приёма-передачи от 09 октября 2015 года следует, что Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва (наймодатель), владеющее квартирой на праве оперативного управления на основании свидетельства о государственной регистрации права от 05 октября 2015 года № **, передало А.В. (нанимателю) за плату во владение и пользование жилую квартиру ** для временного проживания в ней нанимателя и членов его семьи. Техническое состояние жилого помещения - пригодно для постоянного проживания, у принимающей стороны претензий к жилому помещению не имеется.

На момент проведения прокурором района проверки, а также на момент апелляционного рассмотрения дела в кв. ** отсутствовало электричество.

Из ответа ОАО «Тываэнерго» от 28.08.2015 г. на запрос прокурора следует, что в указную организацию от ГКУ РТ «Госстройзаказ» подана заявка для заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям жилых домов ** для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с этим заявителю выданы 2 экземпляра оригиналов оферты договора об осуществлении технологического присоединения.

03.02.2016 г. между ОАО «Тываэнерго» и ГКУ РТ «Госстройзаказ» заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

В соответствии с п. 10 Технического задания цена контракта включает расходы на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения (водопровода, водоотведения, отопления, электроснабжения и т.п.).

Разделом 2.2. Технического задания предусмотрено, что жилые помещения в сельских поселениях должны иметь централизованное электроснабжение. А при передаче квартиры должны быть подключены к системам инженерного обеспечения по постоянной схеме. (раздел 3 Технического задания0

Государственным контрактом на заказчика возложена обязанность принять выполненные работы, провести их экспертизу. По результатам экспертизы приёмочная комиссия заказчика должно составить мотивированное заключение об исполнении или ненадлежащем исполнении подрядчиком своих обязательств.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно посчитал, что обязанность подключения указанных жилых домов к электрическим сетям возложена на ГКУ РТ «Госстройзаказ».

Судебная коллегия констатирует, что в рамках принятых на себя Правительством Республики Тыва обязательств по обеспечению детей-сирот жильём с учётом того, что указанные мероприятия были полностью профинансированы, а также принимая во внимание, что на месте будущей постройки домов отсутствовала какая-либо инфраструктура, ГКУ РТ «Госстройзаказ» обязано было предусмотреть в проектной документации и техническом задании вопросы технологического присоединения к действующим электросетям.

Непринятие ГКУ РТ «Госстройзаказ» мер по подключению электроснабжения в домах нарушает права детей-сирот на своевременное их вселение в построенные дома и проживание в них в пригодных для этого условиях.

Доводы апелляционной жалобы представителя ГКУ РТ «Госстройзаказ» о том, что обязанность организации электроснабжения полностью лежит на администрации Чеди-Хольского района, несостоятельны, поскольку, согласно государственному контракту и техническому заданию, а также другим материалам дела ГКУ РТ «Госстройзаказ», приняв выполненные подрядчиком работы, несёт обязанность по подключению вышеуказанной квартиры к сетям инженерно-технического обеспечения.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что исковые требования к администрации Чеди-Хольского района не подлежат удовлетворению, поскольку в бюджете района не предусмотрены денежные средства на строительство электроснабжения домов суд.

Судебная коллегия, полгая верным решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований к указанному ответчику, исходит из следующего.

В соответствии с частями 1, 7 статьи 37 и частью 2 статьи 41 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местная администрация обладает правами юридического лица.

Пунктом 4 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация в границах муниципального района электроснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Электроснабжение как публичная услуга, связанная с удовлетворением основных, жизненно важных потребностей человека, обеспечивается в Российской Федерации как социальном государстве, в том числе при участии местного самоуправления как публичной власти.

Организация электроснабжения обеспечивается налаживанием устойчивого и скоординированного функционирования субъектов, осуществляющих производство, транспортировку электрической энергии и ее реализацию потребителям, с тем, чтобы гражданам, проживающим на территории соответствующего муниципального образования, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объёму электрической энергии надлежащего качества.

Такой вывод вытекает из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в постановлениях от 20 декабря 2010 года N 22-П, от 29 марта 2011 года N 2-П.

Согласно п.п.4 ч.1 ст.4 Устава муниципального района «Чеди-Хольский район Республики Тыва» к вопросам местного значения Чеди-Хольского района относятся организация в границах района электро и газоснабжения поселений.

Пунктом 12 плана мероприятий по оформлению земельных участков и осуществления технологического присоединения жилых помещений для детей-сирот, утверждённого распоряжением Правительства Республики Тыва от 14.01.2015 г. № 164-р, было предусмотрено, что подача заявки в ресурсоснабжающие организации на осуществление технологического присоединения, подписание договоров об осуществлении технологического присоединения непосредственное, выполнение работ по присоединению, подготовке актов технологического присоединения и актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон будет осуществляться органами местного самоуправления по согласованию.

Представитель администрации Чеди-Хольского района в судах первой и апелляционной инстанций пояснил, что с ними никто не согласовывал перечисленные мероприятия, самостоятельных обязательств администрация на себя не брала ввиду отсутствия в бюджете района денежных средств на указанные цели.

Поскольку реализация дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ, ст. 8 Закона Республики Тыва от 26.11.2004 г. №948 ВХ-1 относится к полномочиям органа исполнительной власти Республики Тыва и расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, то п. 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона №131-ФЗ, относящий к вопросам местного значения муниципальных районов, городского поселения организацию в границах муниципального района, городского округа организацию в границах муниципального района, городского округа электро-, газо- и водоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством, не возлагает на органы местного самоуправления муниципального района, городского поселения обязанность обеспечить электро-, газо- и водоснабжением каждый населённый пункт и жилой квартал за счёт бюджетных средств, поскольку к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов и городских поселений вопросы местного значения об организации электро-, газо- и водоснабжения подлежит осуществлению в рамках утверждённых уполномоченных на то органами целевых программ.

Учитывая то, что заказчиком проекта согласно контракту является ГКУ «Гостройзаказ», пунктом 1.9 Контракта в качестве источников финансирования определены средства федерального бюджета, выделенные бюджету Республики Тыва в качестве субсидий, и республиканский бюджет, принимая во внимание, что согласно п. 10 технического задания к контракту, цена контракта включает в себя расходы на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения (водопровода, водоотведения, отопления, электроснабжения и тд.), то является закономерным вывод о том, что обязанность подключения построенных жилых домов к сетям инженерно-технического обеспечения полностью возложена на ГКУ РТ Госстройзаказ.

Доказательство того, что администрация района на основании договора, соглашения взяла на себя обязательства по технологическому присоединению строящихся домов к электрическим сетям, суду предоставлено не было.

Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного решения, так как основаны на неправильном толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.

С учётом изложенного, судебная коллегия находит, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, не допущено при этом процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь за собой его безусловную отмену.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Чеди-Хольского районного суда Республики Тыва от 12 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 апреля 2016 года.

Председательствующий

Судьи