ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4950/2021 от 01.09.2021 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Охапкина О.Ю. Дело № 33-4950/2021

УИД 76RS0008-01-2020-001194-77

Изготовлено 01.09.2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе:

председательствующего Сеземова А.А.

судей Ваниной Е.Н., Виноградовой Т.И.

при секретаре Ларионовой С.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ваниной Е.Н.

26 августа 2021 года

дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области на решение Переславского районного суда Ярославской области от 1 декабря 2020 года, которым постановлено:

«Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать Администрацию городского округа город Переславль-Залесский включить д. ... в маршрут школьного автобуса «...», определив место остановки транспортного средства для посадки (высадки) обучающихся, оборудовать в д. ... остановочный пункт, разворотную площадку (место для разворота школьного автобуса), стационарное электрическое освещение, установить дорожные знаки 6.3.1. «Место для разворота» и 5.16 «Автобусная остановка», в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52766-2007, в срок до 01 сентября 2021 года.

Обязать Департамент дорожного хозяйства Ярославской области привести участок км ... автомобильной дороги ... в состояние, соответствующее требованиям ГОСТ Р 52 766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», в целях включения д. ... в маршрут школьного автобуса «...», в срок до 01 сентября 2021 года.

Взыскать с Администрации городского округа города Переславля-Залесского в пользу Вахромеевой надежды Юрьевны расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей».

По делу установлено:

Вахромеева Н.Ю. обратилась в суд с иском с учетом уточнения требований к Администрации городского округа города Переславля-Залесского, Департаменту дорожного хозяйства Ярославской области, в котором просила привести автомобильную дорогу «...» в д. ... в состояние, соответствующее ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля»; оборудовать стационарное электрическое освещение, остановочный пункт, разворотную площадку (место для разворота), дорожные - знаки в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50 597-2017, ГОСТ Р 52766-2007; включить в маршрут школьного автобуса заезд в д. ..., определить места остановки транспортного средства для посадки (высадки) обучающихся ФИО до МОУ «Средняя школа №1», ФИО1 до МОУ «Начальная школа №5» и обратно, взыскать государственную пошлину 300 руб.

В обоснование заявленных требований указано, что семья истца является многодетной, проживает в д. .... В семье шестеро несовершеннолетних детей. Двое детей ФИО и ФИО1 обучаются в общеобразовательных школах г. .... В соответствие с требованиями Федерального закона «Об образовании», обучающимся предоставляются меры социальной поддержки в виде транспортного обеспечения, которое включает в себя организацию бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно. Место проживания детей находится на расстоянии 11 км и 12 км от образовательных учреждений. Остановка школьного автобуса, с которой осуществляется высадка и посадка детей, находится в 1,5 км от д. .... Указанный путь дети вынуждены проходить пешком два раза в день, в любое время года. По вопросу включения в маршрут школьного автобуса заезда в д. ... неоднократно обращалась в управление образования и администрацию, однако до настоящего времени вопрос не решен.

Судом вынесено указанное решение.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к неправильному определению обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушению норм материального и процессуального права.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 15.02.2021 года решение Переславского районного суда Ярославской области от 01.12.2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Администрации городского округа г. Переславля-Залесского Ярославской области без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 01.06.2021 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 15.02.2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, обсудив их, исследовав материалы дела, заслушав возражения Вахромеевой Н.Ю., судебная коллегия считает, что довода апелляционной жалобы заслуживают внимания.

Принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что органом местного самоуправления не обеспечена перевозка детей истца бесплатно в образовательные учреждения, поскольку посадка и высадка детей на маршруте школьного автобуса осуществляется от остановки, находящейся за пределами д. ..., что не отвечает требованиям безопасности, пешеходный подход обучающихся к месту сбора превышает максимально возможное расстояние (не более 500м) и составляет 1,2 км, обучающиеся имеют право выбора образовательной организации, поэтому на органе местного самоуправления лежит обязанность обеспечить доставку детей истца автобусом в те образовательные организации, где они обучаются.

С данными выводами судебная коллегия согласиться не может, они не соответствуют обстоятельствам дела, постановлены с нарушением норм материального права.

На основании ч. 1 ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ч. 1).

В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2).

В силу ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В статье 17 Конституции РФ указано, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ч. 1).

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2).

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3).

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом.

Согласно ч. 1 ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

На основании ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом (ч. 1).

Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч.2).

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3).

В статье 45 Конституции РФ предусмотрено, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (ч. 1).

Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2).

В силу ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч.1).

Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ч. 2).

На основании ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.

Из указанных норм Конституции РФ следует, что в демократическом правовом и социальном государстве, которым является Российская Федерация, правовое регулирование отношений в сфере гражданского оборота должно основываться на принципах равенства всех перед законом и судом, неприкосновенности частной собственности и свободы договора, соблюдения баланса публичных и частных интересов при определении правового статуса субъектов этих отношений, критериев соразмерности и пропорциональности при установлении условий реализации и возможных ограничений этих прав.

В силу ч. 2 ст. 11 Конституции РФ государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно осуществляют принадлежащие им полномочия.

В соответствии со ст. 26.2 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В силу ст. 12 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели.

На основании ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации (ч. 1).

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (ч. 2).

В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В ст. 8 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.

В п. 1 ст. 9 Бюджетного кодекса РФ указано, что к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования.

На основании ст. 14 Бюджетного кодекса РФ каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации. Использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации не допускается.

В силу ст. 15 Бюджетного кодекса РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

На основании п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Согласно ст. 40 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте (ч. 1).

Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав одного муниципального района, между населенными пунктами в составе муниципального или городского округа осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций. Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав разных муниципальных районов, между муниципальными округами, между городскими округами, между муниципальным округом и городским округом, между поселением и муниципальным округом или городским округом осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций в случае, если на территориях указанных муниципальных образований не обеспечена транспортная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся (ч. 2).

В п. 2.5. «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года № 189, действовавших до 01.01.2021 года, указано, что подвоз обучающихся осуществляется специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей. Оптимальный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м. Для сельских районов допускается увеличение радиуса пешеходной доступности до остановки до 1 км.

В п. 2.1.2. «Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28, действующих с 01.01.2021 года, указаны те же требования.

На основании ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (п. 1).

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (п. 2).

В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона. Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

На основании ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях настоящего Закона используются следующие основные понятия: регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.

Согласно ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. Информация, содержащаяся в базе данных, также предоставляется органам государственной власти, органам местного самоуправления и Пенсионному фонду Российской Федерации в случаях, когда это необходимо для осуществления ими своих полномочий, в том числе для предоставления государственных и муниципальных услуг.

Из материалов дела следует, что Вахромеева Н.Ю. и ФИО2 являются родителями ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Семье в связи с наличием шестерых детей присвоен статус многодетной (л.д. 10, 48, 49).

По данным ОМВД России по городскому округу город Переславль-Залесский Вахромеева Н.Ю., ФИО2., несовершеннолетние ФИО., ФИО1 с июня 2015 года по настоящее время зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>.

В доме <адрес> Вахромеева Н.Ю., ФИО имеют регистрацию по месту пребывания, которая оформлялась неоднократно в период с 07.05.2018 года до 07.06.2024 года. ФИО1 так же имеет регистрацию по месту пребывания по данному адресу, которая оформлялась неоднократно в период с 06.06.2019 года до 07.06.2024 года.

Жилой дом по адресу: <адрес>, принадлежит Вахромеевой Н.Ю., ФИО2., ФИО, ФИО, ФИО, ФИО1 по 1/6 доле каждому на основании договора купли-продажи от 15.09.2016 года, регистрация права собственности произведена 22.09.2016 года (л.д. 80).

С 01.09.2018 года ФИО зачислена в 5«а» класс МОУ «Средняя школа № 1», расположенное по адресу: <адрес>, на основании заявления матери Вахромеевой Н.Ю., указавшей адрес регистрации родителей и ребенка по месту жительства в <адрес> и адрес фактического проживания в <адрес>. С 01.09.2020 года ФИО обучалась в 7«а» классе этой же школы (л.д. 78).

С 01.09.2019 года ФИО1 зачислен в 1 класс МОУ «Начальная школа № 5», расположенное по адресу: <адрес>, на основании заявления матери Вахромеевой Н.Ю., указавшей адрес регистрации родителей и ребенка по месту жительства в <адрес>. С 01.09.2020 года ФИО1 обучался во 2«а» классе этой же школы (л.д. 79).

По сообщению администрации города Переславля-Залесского населенный пункт – д. ... до 31.12.2018 года входил в состав ... сельского поселения Переславского муниципального района, затем в связи с объединением ..., ... и ... сельских поселений с городским округом город Переславль-Залесский – в состав городского округа город Переславль-Залесский.

Постановлением администрации Переславского муниципального района Ярославской области от 30.12.2016 года д. ... была закреплена за МОУ «Филимоновская основная общеобразовательная школа».

В соответствии с Постановлением администрации городского округа город Переславль-Залесский от 17.01.2018 года ... ул. ... закреплена за МОУ «Начальная школа № 5».

Постановлениями администрации городского округа город Переславль-Залесский от 17.01.2019 года ..., 14.01.2020 года ..., 12.03.2021 года ... ул. ... закреплена за МОУ «Начальная школа № 5», д. ... – за МОУ «Средняя школа № 9» (л.д. 35-42).

Постановлениями администрации городского округа город Переславль-Залесский от 29.11.2018 года ..., 01.03.2019 ..., 08.10.2020 года ... утвержден перечень маршрутов регулярных перевозок школьными автобусами на территории городского округа, в том числе маршрут ..., проходящий мимо д. ... на расстоянии 1,2 км, школьный автобус на праве оперативного управления закреплен за МОУ «Средняя школа № 9» (л.д. 29-34, 83, 143-150, 155-166, 175-183, 190-198).

05.10.2020 года МОУ «Средняя школа № 9» с МОУ «Средняя школа № 1» и МОУ «Начальная школа № 5» на срок до 31.05.2021 года были заключены договоры о сотрудничестве и совместной деятельности между муниципальными образовательными учреждениями о перевозке ФИО по маршруту д. ... - МОУ «Средняя школа № 1» и ФИО по маршруту д. ... - МОУ «Начальная школа № 5» (л.д. 151-154, 167, 174).

Автомобильная дорога общего пользования «...» протяженностью 9,7 км находится в государственной собственности Ярославской области (л.д. 72-73).

09.07.2019 года составлен акт проверки автодороги «...» на предмет включения в маршрут школьного автобуса населенного пункта д. ..., установлено, что в д. ... необходимо обустроить разворотную и посадочную площадки, установить знаки, обозначающие место для разворота и место остановки автобуса, освещение, автодорога выполнена в гравийном покрытии, на котором присутствует ямочность, что не соответствует требованиям безопасности и не позволяет включить д. ... в маршрут движения школьного автобуса (л.д. 69).

21.10.2020 года составлен акт обследования автомобильных дорог «...» и ул. ... д. ..., установлено, что необходимо изменить эксплуатационную значимость дороги перевести ее из списка Г-1 в список В-2, возможность обустройства разворотной площадки со съездом с дороги, подъездом к остановочному пункту и последующим выездом на дорогу имеется (л.д. 119-122).

Конституция РФ закрепляет в числе принципов государственного устройства России осуществление государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную и самостоятельность органов различных ветвей власти. Подмена судом своими действиями деятельности органов государственной власти противоречит данным принципам.

Распределение приоритетов в обустройстве автомобильных дорог на территории Ярославской области возложено на органы государственной власти Ярославской области и не относится к компетенции суда. Кроме того, осуществление данных полномочий связано с расходованием бюджетных средств, подмена судом органов, полномочных формировать и распределять средства бюджета, недопустима.

В целях реализации возложенных на нее обязанностей администрация городского округа распределила территории городского округа за муниципальными образовательными организациями, закрепила автобусы за учреждениями, имеющими удаленные территории, и передала их в оперативное управление, утвердила маршруты движения автобусов. Муниципальными образовательными учреждениями утверждены и согласованны с органами безопасности дорожного движения паспорта автобусных маршрутов, установлены ответственные за безопасную перевозку детей.

С учетом имеющихся возможностей для доставки детей Вахромеевой Н.Ю. в образовательные учреждения МОУ «Средняя школа № 1» и МОУ «Начальная школа № 5» были внесены изменения в наиболее близкий маршрут школьного автобуса МОУ «Средняя школа № 9», в него включена дополнительная остановка рядом с д. ... и установлено время отъезда и прибытия. Вопрос включения в маршрут автобуса самой д. ... был исследован, но из-за несоответствия автомобильной дороги требованиям безопасности дорожного движения в связи с отсутствием разворотной и посадочной площадок, обозначающих их дорожных знаков и освещения, ям данная деревня не была включена в маршрут.

Таким образом, установленная законом обязанность органом местного самоуправления выполнена. Сократить расстояние от дома до места посадки детей в автобус не представилось возможным по объективным причинам.

Органы местного самоуправления для определения потребности в школьных автобусах и их маршрутах учитывают удаленность закрепленных территорий от образовательных учреждений и количество населения, используя сведения о месте жительства граждан. Местом жительства Вахромеевой Н.Ю., ее детей ФИО и ФИО. объявлен ..., необходимость в связи с этим в обеспечении организации доставки детей школьным автобусом по территории города отсутствовала. Разработать иные мероприятия и выделить на них средства в связи с переездом семьи в д. ... администрация городского округа возможности не имела, поскольку информацией о смене места жительства не располагала.

Выбирая место жительства и пребывания свое и детей, учебное учреждение для детей, Вахромеева Н.Ю. должна была действовать разумно и учитывать транспортную доступность школ, наличие у них автобусов, но этого не сделала. МОУ «Средняя школа № 1» и МОУ «Начальная школа № 5» находятся в г. ..., за ними закреплена исключительно городская территория, они никогда не имели школьных автобусов. Однако, истец, приобретя дом в д. ... и переехав в него, устроила детей в данные образовательные учреждения. Реализация права на выбор образовательного учреждения не может быть связана с вмешательством в деятельность органа местного самоуправления в пределах его дискреционных полномочий, установленных законом и осуществляемых самостоятельно.

Учитывая изложенные обстоятельства, требования об обустройстве автомобильной дороги для проезда школьного автобуса в д. ... и сокращения пешеходного подхода детей к остановке автобуса с 1,2 км до установленных 500 м нельзя признать соразмерным.

По указанным мотивам судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене, по делу должно быть принято новое решение об отказе в иске.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Переславского районного суда Ярославской области от 1 декабря 2020 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Вахромеевой Надежды Юрьевны отказать.

Председательствующий

Судьи