Судья Пономарева О.В. | Дело № 33-4958/2018 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23.03.2018 | г. Екатеринбург |
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ивановой Т.С.,
судей Зоновой А.Е., Федина К.А.,
при секретаре Цыпиной Е.В.
в помещении суда рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каменского района Свердловской области к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Бродовская средняя общеобразовательная школа», Управлению образования администрации муниципального округа «Каменский городской округ», администрации муниципального округа «Каменский городской округ» о возложении обязанностей,
по апелляционной жалобе ответчика Администрации муниципального округа «Каменский городской округ»
на решение Каменского районного суда Свердловской области от 07.11.2017.
Заслушав доклад судьи Ивановой Т.С., объяснения прокурора отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском процессе Прокуратуры Свердловской области Удаловой К.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением Каменского районного суда Свердловской области от 07.11.2017 удовлетворены исковые требования прокурора Каменского района:
- Администрация МО «Каменский городской округ» и Управление образования Администрации МО «Каменский городской округ» обязаны обеспечить в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу финансирование мероприятий по приведению автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре в здании Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Бродовская средняя общеобразовательная школа» в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 5.13130-2009 «Свод правил «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 175, СП 6.13130-2013 Свод правил «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности», утвержденные Приказом МЧС России от 21.02.2013 № 115;
- муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Бродовская средняя общеобразовательная школа» обязаны произвести в срок до 15.08.2018 работы по приведению автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре в здании Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Бродовская средняя общеобразовательная школа» в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 5.13130-2009 «Свод правил «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 175, СП 6.13130-2013 Свод правил «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности», утвержденные Приказом МЧС России от 21.02.2013 № 115.
С таким решением не согласился ответчик Администрации муниципального округа «Каменский городской округ». Представитель ответчика принес на решение суда апелляционную жалобу, в которой указал, что, удовлетворяя исковое заявление и возлагая определенные обязанности на ответчика - Администрацию муниципального округа «Каменский городской округа», суд первой инстанции не учел положения п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 30 Устава Каменского городского округа, п. п. 1.7. - 1.10., п. п. 3.1.46. – 3.1.47. Положения об Управлении образования Администрации муниципального образования «Каменский городской округ», утвержденного решением Думы Каменского городского округа от 13.02.2014 № 197, а также положения Устава муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Бродовская средняя общеобразовательная школа», согласно которым деятельность ответчика Управления образования Администрации МО «Каменский городской округ» финансируется из бюджета городского округа на основе бюджетной сметы; Управление образования осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных учреждений и является главным распорядителем бюджетных средств и главным администратором доходов в отношении подведомственных учреждений; Управление образования в соответствии с возложенными на него задачами выполняет, в том числе, следующие функции: осуществляет в установленном порядке за счет средств местного бюджета финансирование деятельности подведомственных учреждений, образовательных организаций.
В заседание суда апелляционной инстанции явилась прокурор отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском процессе Прокуратуры Свердловской области Удалова К.С., возражавшая относительно доводов и требований апелляционной жалобы ответчика, полагавшая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле (судебные извещения, размещение информации о месте и времени рассмотрения дела на официальном сайте Свердловского областного суда), руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в ее пределах (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда, ввиду следующего.
Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сделан обоснованный вывод об удовлетворении заявленных истцом требований, ввиду следующего.
Судом первой инстанции установлено, что основанием для обращения прокурора в суд с исковым заявлением послужило следующее. Прокуратурой Каменского района Свердловской области проведена проверка исполнения федерального законодательства о пожарной безопасности при подготовке школ к 2017/2018 учебному году в Бродовской средней общеобразовательной школе. Установлено, что в указанном общеобразовательном учреждении автоматическая установка пожарной сигнализации и система оповещения людей о пожаре выработала срок эксплуатации, заявленный заводом изготовителем – 10 лет; кабельные линии пожарной сигнализации и системы оповещения не соответствуют действующим нормам, а именно, не отвечают требованиям пожаростойкости; не сохраняют работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения функций подразделений пожарной охраны и полной эвакуации людей в безопасную зону; соединительные линии на объектах, выполненные телефонными кабелями, не удовлетворяют требованиям п. 13.15.7 СП 5.13130-2009 и не имеют резервный запас жил кабелей и клемм соединительных коробок не менее чем 10%; кабели и провода систем противопожарной защиты объектов, прокладываемые при групповой прокладке должны иметь показатели пожарной опасности по нераспространению горения ПРГП 1, ПРГП 2, ПРГП 3 или ПРГА 4, и показатель дымообразования не ниже ПД 2 по ГОСТ Р 53315.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции представитель ответчика Администрации муниципального образования «Каменский городской округ», исковые требования не признал, указал, что Администрация не является надлежащим ответчиком, учредителем образовательного учреждения является Управление образование, последнее должно нести ответственность по обязательствам Бродовской средней общеобразовательной школы.
Представитель ответчика Управления образования Администрации муниципального образования «Каменский городской округ» указал, что принимаются меры к устранению выявленных нарушений, однако, в текущем году устранить их невозможно в связи с отсутствием средств.
Представитель ответчика муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Бродовская средняя общеобразовательная школа» указал, что в ходе проверки установлены нарушения требований пожарной безопасности, нарушения систематически устраняются путем проведения ремонтов. Система установки пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре подлежала замене в 2014 году. Составлена смета, согласно которой требуются значительные финансирование для приведения система в надлежащее состояние. Бродовская средняя общеобразовательная школа готова выполнить требования прокурора при наличии достаточного финансирования.
Представитель третьего лица ОНД г. Каменск-Уральский и Каменского городского округа УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области иск прокурора поддержал, пояснил, что в школе система пожарной сигнализации установлена в 2004 году, срок ее эксплуатации истек, после чего необходимо ее комиссионное обследование, указанные работы не проводились. Пожарная сигнализация в ненадлежащем состоянии, ее периодически ремонтируют, при этом в схему не вносятся изменения, данные изменения приводят, в том числе, к сбоям работе системы.
Суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22.08.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, которым утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора и возложении обязанностей на ответчиков Администрацию МО «Каменский городской округ» и Управление образования Администрации МО «Каменский городской округ», а также на ответчика муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Бродовская средняя общеобразовательная школа».
Отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика Администрации МО «Каменский городской округ» относительно необоснованности возложения на данного ответчика определенных обязанностей, судебная коллегия исходит из следующего. Вопреки доводам апелляционной жалобы, в силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 названного Регламента.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям именно органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Применив вышеприведенные нормы права, проанализировав нормы Положения об Управлении образования Администрации муниципального образования «Каменский городской округ», утвержденного решением Думы Каменского городского округа от 13.02.2014 № 197, Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Бродовская средняя общеобразовательная школа», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению пожарной безопасности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, из чего следует, что на ответчиков Администрацию МО «Каменский городской округ» и Управление образования Администрации МО «Каменский городской округ» судом первой инстанции обоснованно возложены обязанности по финансированию мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Решение суда о возложении на указанных ответчиков обязанностей по финансированию для выполнения муниципальным автономным общеобразовательным учреждением (школой) обязанностей по устранению нарушений техники пожарной безопасности, соответствует требованиям п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления».
Решение суда мотивировано, отвечает требованиям ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы суда, изложенные в вынесенном решении, подтверждаются материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы ответчика фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Указанные доводы являлись основанием процессуальной позиции ответчика, были приведены в ходе разбирательства дела, являлись предметом рассмотрения в суде, исследованы судом и подробно изложены в постановленном решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и спор по существу разрешен верно.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Каменского районного суда Свердловской области от 07.11.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Администрации муниципального округа «Каменский городской округ» - без удовлетворения.
Председательствующий Иванова Т.С.
Судьи Зонова А.Е.
Федин К.А.