ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-495/20 от 03.03.2020 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Шамов О.В. Дело № 33-495/2020

2-303/2019

3 марта 2020 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:

председательствующего судьи Дубровиной И.Л.,

судей Маркина В.А., Шерстенниковой Е.Н.,

при секретаре Жёлтиковой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове

3 марта 2020 г.

гражданское делопо иску ФИО1 к Кировскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты «Управление социальной защиты населения в Уржумском районе», министерству социального развития Кировской области об оспаривании решения об исключении из сводного реестра граждан, имеющих право на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета,

по апелляционной жалобе министерства социального развития Кировской области на решение Уржумского районного суда Кировской области от 11 ноября 2019 г., которым постановлено:

исковые требования ФИО1 к министерству социального развития Кировской области - удовлетворить. Признать незаконным приказ министра социального развития Кировской области от 30 апреля 2019 г. в части исключения ФИО1 из сводного реестра граждан, имеющих право на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Обязать министерство социального развития Кировской области включить ФИО1 в сводный реестр на получение мер социальной поддержки в виде субсидии из федерального бюджета на приобретение или строительство жилья как члену семьи погибшего военнослужащего и предоставить ей жилищную субсидию на приобретение или строительство жилого помещения в собственность в порядке очередности, исходя из времени принятия её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В удовлетворении исковых требований ФИО1 к КОГКУСЗ «Управление социальной защиты населения в Уржумском районе» - отказать.

Заслушав доклад судьи областного суда Маркина В.А., судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Кировскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты «Управление социальной защиты населения в Уржумском районе» (по тексту также - КОГКУСЗ «Управление социальной защиты населения в Уржумском районе»), министерству социального развития Кировской области об оспаривании решения об исключении из сводного реестра граждан, имеющих право на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» (по тексту также – Сводный реестр). В обоснование требований указала, что 16 ноября 1998 г. её сын П., <дата> года рождения, был призван на военную службу, а 14 января 2000 г. погиб при участии в боевых действиях на территории Чеченской Республики. Смерть сына связана с исполнением обязанностей военной службы. Таким образом, она является членом семьи погибшего ветерана боевых действий. Данный статус был подтвержден удостоверениями, выданными ей 18 февраля 2002 г. и 9 ноября 2005 г. На основании распоряжения администрации Лопьяльского сельского округа Уржумского района Кировской области от 20 января 2003 г. она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на соответствующий учет. Также с этой даты она была включена в сводный реестр граждан, имеющих право на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». Однако, решением начальника КОГКУСЗ «Управление социальной защиты населения в Уржумском районе» от 27 мая 2019 г. она была исключена из Сводного реестра в связи с отсутствием права. Данное решение было принято на основании приказа министра социального развития Кировской области от 30 апреля 2019 г. . Ответчики обосновали свои решения тем, что удостоверение о праве на льготы в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» было выдано ей 9 ноября 2005 г., то есть после 1 января 2005 г. С этими решениями она не согласна, считает, что предоставление социальной выплаты за счет федерального бюджета лицам, поставленным на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., гарантируется вне зависимости от даты выдачи удостоверения, дающего право на меру социальной поддержки. С учетом уточнения исковых требований просила суд: признать незаконным приказ министра социального развития Кировской области от 30 апреля 2019 г. в части исключения её из Сводного реестра, признать незаконным решение КОГКУСЗ «Управление социальной защиты населения в Уржумском районе» от 27 мая 2019 г. об исключении ее из Сводного реестра, обязать министерство социального развития Кировской области включить её в Сводный реестр, предоставить ей жилищную субсидию на приобретение или строительство жилого помещения в собственность в порядке очередности, исходя из времени принятия её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Решением Уржумского районного суда Кировской области от 11 ноября 2019 г. удовлетворен иск к министерству социального развития Кировской области, отказано в удовлетворении иска к КОГКУСЗ «Управление социальной защиты населения в Уржумском районе».

В апелляционной жалобе представитель министерства социального развития Кировской области по доверенности ФИО2 просит решение суда отменить, производство по делу прекратить. Полагает, что суд неправильно применил нормы материального права, а выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Указывает, что согласно Федеральному закону «О ветеранах», Постановлению Правительства РФ от 15 октября 2005 г. № 614 «Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15 октября 2018 г. № 41803-НС/07, реализация мер социальной поддержки членов семей погибших ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца. Тем самым право на получение льгот и мер социальной поддержки (в том числе по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета) у вышеуказанных категорий граждан возникает с момента выдачи им соответствующего удостоверения. По результатам проверки министерство установило, что удостоверение члена семьи погибшего ветерана боевых действий выдано истцу 9 ноября 2005 г., то есть, после 1 января 2005 г. Поэтому, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах», истец обеспечивается жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, ей не могут быть предоставлены меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом «О ветеранах». Ранее, 18 февраля 2002 г., истцу было выдано удостоверение члена семьи погибшего участника боевых действий № 005163 на основании Закона Кировской области от 14 февраля 2001 г. № 244-ЗО, которое не имеет отношения к реализации мер социальной поддержки по Федеральному закону «О ветеранах». Таким образом, считает, что не имеется оснований для включения истца в Сводный реестр.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу КОГКУСЗ «Управление социальной защиты населения в Уржумском районе» считает доводы жалобы обоснованными, просит жалобу удовлетворить, а решение суда отменить.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 считает решение суда законным, полагает, что всем доводам жалобы судом была дана надлежащая правовая оценка, новых доводов жалоба не содержит.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель министерства социального развития Кировской области по доверенности ФИО2 доводы и требования апелляционной жалобы поддержал.

ФИО1 и представитель КОГКУСЗ «Управлением социальной защиты населения в Уржумском районе» просили о рассмотрении дела без их участия.

Выслушав апеллянта, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (по тексту также – Федеральный закон «О ветеранах»), меры социальной поддержки, установленные для семей погибших ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах», указанные лица обеспечиваются за счет средств федерального бюджета жильем, если они нуждаются в улучшении жилищных условий и встали на учет до 1 января 2005 г. Данная мера социальной поддержки осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах», независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются родителям погибшего ветерана боевых действий.

В соответствии со статьей 23.3 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г. (пункт 1). Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (пункт 2). Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем членов семей погибших ветеранов боевых действий определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (подпункт 3 пункта 3).

Согласно пункту 3.2 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», по письменным заявлениям указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 настоящего Федерального закона граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г., обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Исходя из содержания указанных норм члены семьи погибших ветеранов боевых действий, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», т.е. путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

При этом родителям погибших ветеранов боевых действий указанные меры социальной поддержки предоставляются независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы.

Те же лица, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 г., обеспечивается жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, то есть в общем порядке, который предусматривает признание их малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях (статьи 49, 50, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации). Им не могут быть предоставлены меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом «О ветеранах».

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма или в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 г., устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 11.1 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах»).

На территории Кировской области указанный порядок предоставления жилых помещений (по договору социального найма или в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения гражданам, указанным в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», урегулирован Законом Кировской области от 1 августа 2006 г. № 32-ЗО «О формах и порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жильем за счет средств федерального бюджета» (далее по тексту - Закон Кировской области № 32-ЗО).

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Кировской области № 32-ЗО Сводный реестр граждан - получателей меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета формируется и ведется уполномоченным органом (в данном случае министерством социального развития Кировской области) на основании полученных от органов местного самоуправления списков граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями.

На основании списков органов местного самоуправления министерством социального развития Кировской области формируется Сводный реестр, в соответствии с которым выделяются средства из федерального бюджета на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность.

При выделении денежных средств из федерального бюджета приказом министерства социального развития Кировской области утверждается список лиц, которым предоставляется социальная выплата на приобретение жилого помещения согласно очередности.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что истец ФИО1 - мать (член семьи) ветерана боевых действий П., <дата> года рождения, погибшего 14 января 2000 г. в Чеченской Республике при участии в боевых действиях в ходе вооруженного конфликта немеждународного характера. Смерть связана с исполнением обязанностей военной службы (л.д. 12).

Распоряжением администрации Лопьяльского сельского округа Уржумского района Кировской области от 20 января 2003 г. истец ФИО1 поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. 19).

С указанной даты ФИО1 была включена в Сводный реестр граждан, имеющих право на меру социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», как член семьи погибшего ветерана боевых действий.

9 ноября 2005 г. ФИО1 выдано удостоверение о праве на льготы и преимущества, установленные для родителей погибших военнослужащих, предусмотренные статьей 21 Федерального закона «О ветеранах» (л.д. 13).

Письмом начальника КОГКУСЗ «Управление социальной защиты населения в Уржумском районе» от 27 мая 2019 г. ФИО1 была уведомлена, что на основании приказа министра социального развития Кировской области от 30 апреля 2019 г. она исключена из Сводного реестра в связи с отсутствием права, т.к. удостоверение о праве на льготы в соответствии со статьей 21 Федерального закона «О ветеранах» было выдано ей 9 ноября 2005 г., то есть после 1 января 2005 г. (л.д. 11).

Согласно пункту 1.3.1 приказа министра социального развития Кировской области от 30 апреля 2019 г. , в связи с отсутствием права на меру социальной поддержки (удостоверение выдано после 1 января 2005 г.), приказано исключить ФИО1 из Сводного реестра (л.д. 37-40).

Разрешая спор, удовлетворяя исковые требования о признании данного приказа незаконным в части, относящейся к ФИО1, возлагая на министерство социального развития Кировской области обязанность восстановить ФИО1 в Сводном реестре исходя из времени принятия ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, суд первой инстанции исходил из доказанности права ФИО1 на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, как члена семьи погибшего ветерана боевых действий, вставшего на жилищный учет до 1 января 2005 г.

При этом суд отклонил доводы ответчиков о том, что следует учитывать выдачу ей удостоверения после этой даты.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы.

В соответствии с правильным толкованием и применением вышеуказанных норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, юридическое значение имеет факт постановки истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. В соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» предоставление ей мер социальной поддержки, как члену семьи погибшего ветерана боевых действий, не ставится в зависимость от времени получения соответствующего удостоверения.

Право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных подпунктом 4 пунктом 1 статьи 21 Федеральным законом «О ветеранах», поставлено в зависимость от двух критериев: наличия оснований признаваться членом семьи (родителем) погибшего ветерана боевых действий; факта постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г.

При этом действующее законодательство, вопреки доводам ответчиков, не требует, чтобы лицам данной категории на момент поставки на учет нуждающихся до указанной даты, уже было выдано удостоверение члена семьи погибшего ветерана боевых действий.

Истец ФИО1 на момент включения в Сводный реестра, а также на момент издания оспариваемого приказа министерства и исключения из Сводного реестра, соответствовала данным критериям, поскольку являлась членом семьи (родителем) погибшего ветерана боевых действий, до 1 января 2005 г. была поставлена на жилищный учет, с указанного учета не снята.

Удостоверение, выданное ей 9 ноября 2005 г., лишь только подтвердило указанный статус, но с его выдачей не было связано приобретение права на меры социальной поддержки, указанные в Федеральном законе «О ветеранах». В соответствии с действующим законодательством удостоверение требуется только для реализации приобретенного права.

Таким образом, суд обоснованно признал незаконным приказ министра социального развития Кировской области от 30 апреля 2019 г. в части исключения ФИО1 из Сводного реестра, с возложением на министерство обязанности включить истца в Сводный реестр, исходя из времени принятия её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

При разрешении спора суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют этим обстоятельствам и правильному применению норм права.

В целом доводы апелляционной жалобы тождественны доводам, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, в соответствии с которой они отвергнуты по мотивам, приведенным в судебном акте.

Таким образом, оснований не согласиться с решением суд апелляционной инстанции не усматривает. Полагает, что решение соответствует требованиям законности и обоснованности, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется. Безусловных оснований для отмены решения также не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Уржумского районного суда Кировской области от 11 ноября 2019 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи: