ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4967/2022 от 26.07.2022 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья (ФИО)1(номер) ((номер))

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(дата) года (адрес)

Судебная коллегия по гражданским делам суда (адрес) - Югры в составе:

председательствующего-судьи (ФИО)7,

судей (ФИО)8., (ФИО)6,

с участием прокурора (ФИО)3,

при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем (ФИО)2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора (адрес) в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному автономному образовательному учреждению муниципального образования (адрес) «Общеобразовательная средняя школа (номер)», администрации (адрес) об обязании обеспечить круглосуточную охрану учебного корпуса,

по апелляционным жалобам администрации (адрес), муниципального автономного образовательного учреждения муниципального образования (адрес) «Общеобразовательная средняя школа (номер)», на решение Няганского городского суда (адрес) - Югры от (дата), которым постановлено:

«Требования Прокурора (адрес), выступающего в защиту интересов Российской Федерации, удовлетворить.

Обязать Муниципальное автономное образовательное учреждение муниципального образования (адрес) «Общеобразовательная средняя школа (номер)», расположенное по адресу: (адрес) течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить круглосуточную охрану учебного корпуса по данному адресу сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Обязать Администрацию (адрес) обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению муниципальным автономным образовательным учреждением муниципального образования (адрес) «Общеобразовательная средняя школа (номер)» круглосуточной охраны учебного корпуса по указанному выше адресу».

Заслушав доклад судьи (ФИО)7 об обстоятельствах дела, доводах апелляционных жалоб, возражений на апелляционную жалобу, пояснения прокурора (ФИО)3 возражавшего против доводов апелляционных жалоб, пояснения представителя третьего лица Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по ХМАО-Югре» (ФИО)4 просившего решение суда оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворений, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор (адрес) обратился в суд с заявлением, которым просил обязать муниципальное автономное образовательное учреждение муниципального образования (адрес) «Общеобразовательная средняя школа (номер)», в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить круглосуточную охрану учебного корпуса сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; обязать Администрацию (адрес) обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению круглосуточной охраны учебного корпуса образовательного учреждения.

Требования иска мотивированы тем, что муниципальное автономное образовательное учреждение муниципального образования (адрес) «Общеобразовательная средняя школа (номер)» (далее по тексту Ответчик1 или Учреждение) относится ко второй категории опасности и с учетом требований Федерального закона от (дата) № 35-ФЗ, постановления Правительства РФ от (дата)(номер) подлежит круглосуточной охране с целью обеспечения безопасности обучающихся. В ходе проведенной проверки прокурором установлено, что согласно требованиям закона охрана здания Ответчика 1 осуществляется в нарушение установленных требований, в ночное время физическая охрана объекта отсутствует. С учетом того, что Администрация (адрес) (далее по тексту Ответчик2) является учредителем Учреждения и должен нести расходы на обеспечение охраны здания.

Представитель Муниципальному автономному образовательному учреждению муниципального образования (адрес) «Общеобразовательная средняя школа (номер)» в судебное заседание суда первой инстанции не явился, направил в суд возражение на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении заявленных требований отказать. При этом указал, что при обследовании здания Учреждения оформлен паспорт безопасности, в котором были учтены выявленные комиссией недостатки в охране здания школы. Такое требование, как круглосуточная охрана объекта отсутствует, паспорт безопасности не признан незаконным. Кроме того, Федеральное законодательство в сфере образования предъявляет требование к Учреждению об обеспечении безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении, что исполняется Ответчиком1, что подтверждается заключенными договорами на охрану объекта в период нахождения учеников в школе. Дополнительные меры охраны в ночное время приведет к избыточному расходованию бюджетных средств, которые могут быть направлены на обновление и улучшение материальной базы Учреждения.

Представитель администрация (адрес) в судебном заседании суда первой инстанции пояснил, что расходные обязательства в отношении Муниципального автономного образовательного учреждения муниципального образования (адрес) «Общеобразовательная средняя школа (номер)» несет Комитет образования и науки администрации (адрес), который наделен правами юридического лица, является органом местного самоуправления и должен принимать участие в судебном заседании в качестве ответчика.

Представитель третьего лица Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по ХМАО-Югре» в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд постановил изложенное выше решение.

Согласно доводов апелляционной жалобы, представитель администрации (адрес) с вынесенным решением суда не согласен, считает его незаконным и необоснованным. Ссылаясь на положения п.6, 8, 10 Постановления Правительства Российской Федерации от (дата)(номер) «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов», указывает что в связи с необходимостью проведения категорирования объекта, создается комиссия по обследованию и категорированию объекта, в состав которой включаются руководители органа (организации), являющегося правообладателем объекта и представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий. Указывает, что в соответствии с пп. «е» п.11 постановления (номер) в полномочий данной комиссии входит определение перечня необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом. Приходят к выводу, что паспорт безопасности является документом, подтверждающим выполнением ответчиком требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объекта (территории), предусмотренных Постановлением (номер), указывает, что если бы школа что-нарушила или проводимых охранных мероприятий в школе было бы недостаточно, тот тогда об этом было бы указано в акте обследования и категорирования объекта. Отмечает, что категорирование образовательного объекта школа прошла, оценка обеспечению пропускного и внутри объектового режимов при категорировании дана, замечаний или рекомендации комиссии отсутствуют, указанные комиссией замечания школой устранены, что подтверждается заключенными договорами на выполнение соответствующих работ. Указывает, что вопросы определения перечня необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) входят в исключительную компетенцию специально созданной комиссии по обследованию и категорированию объекта (территории), которые подлежат оспариванию в рамках КАС РФ. Отмечает, что в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Закона об образовании, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации осуществляющей образовательную деятельность. Считает, что требования об обеспечении безопасности обучающихся школой полностью соблюдается, поскольку Закон об образовании не требует от школы нахождений круглосуточной физической охраны. Указывает, что в штат школы специально приняты сторожа, что соответствует разъяснениям Министерства цифрового развития, изложенным в письме от (дата)(номер) «О направлении методический рекомендаций». Считает, что судом неправильно применены нормы материального права и полностью проигнорированы разъяснений Министерства цифрового развития, акт обследования и категорирования объекта (территории) и паспорт безопасности объекта (территории). Отмечает, что определение сроков устранения замечаний входит в компетенцию комиссии по обследованию и категорированию объекта (территории) с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом, указав что бюджет города утвержден по предельным параметрам, предусмотреть дополнительные бюджетные ассигнования для обеспечения школ круглосуточной охраной не представляется возможным в связи с отсутствием доходных источников в бюджете (адрес), при этом бюджет принят еще в ноябре 2021 года и дополнительные расходы на (дата) финансовых год в виде круглосуточной охраны не предусмотрен. Считает, что администрация (адрес) является ненадлежащим ответчиком, поскольку непосредственное финансирование МАОУ МО (адрес) «Общеобразовательная средняя школа (номер)» осуществляется главным распорядителем бюджетных средств Комитетом образования и науки администрации (адрес). Финансирование получателей бюджетных средств осуществляется с утвержденным думой (адрес) городским бюджетом. Администрация (адрес) не имеет полномочий обязать Думу (адрес) внести изменения в решение о бюджете (дата) год для обеспечения финансирования образовательного учреждения для проведения мероприятий по обеспечению круглосуточной охраны учебных корпусов.

Согласно доводов апелляционной жалобы МАОУ МО (адрес) «Общеобразовательная средняя школа (номер)», считает решение суда незаконным и необоснованным. Ссылаясь на положения пп. «е» п.11 Постановления (номер) указывает, что определение перечня необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий входит в полномочия комиссии. Обращает внимание, что категорирование образовательного объекта школа прошла, оценка обеспечению пропускного и внутри объектового режимов при категорировании дана, замечания или рекомендации комиссии в данной части отсутствовали, акт никто не обжалован. Указанные в акте замечания комиссии школой устранены. Указывает, что вопросы определения перечня необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) входят в исключительную компетенцию специально созданной комиссии по обследованию и категорированию объекта (территории), которые подлежат оспариванию в рамках КАС РФ. Отмечает, что в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Закона об образовании, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации осуществляющей образовательную деятельность. Считает, что требования об обеспечении безопасности обучающихся школой полностью соблюдаются, поскольку Закон об образовании не требует от школы нахождений круглосуточной физической охраны. Указывает, что пп. «б» п.25 Постановления (номер) не содержит слово «круглосуточный» и в целом не регулирует режим охраны объекта. Отмечает, что определение сроков устранения замечаний входит в компетенцию комиссии по обследованию и категорированию объекта (территории) с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом. Указывает что понудив школу к выполнению содержащихся в иске требований прокурора в 3-х месячный срок, суд полностью проигнорировал пп. «е» п. в пп е п.20 Постановления (номер), в связи с чем оно не отвечает требованиям обоснованности и разумности срока исполнения судебного акта.

В возражениях на апелляционные жалобы представитель истца просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Указывает, что позиция ответчика противоречит требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от (дата)(номер), относящих к круглосуточным охранным мероприятиям обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание вневедомственной охраны. Считает выводы суда о необходимости физического (круглосуточного) присутствия сотрудников охраны организаций в зданиях образовательных учреждений основанными на верном применении и истолковании норм материального права.

Прокурор (ФИО)3 в суде апелляционной инстанции настаивал на оставлении решения суда без изменения, указав на его законность и обоснованность, возражал против доводов апелляционной жалобы.

Представитель третьего лица (адрес)(ФИО)4, решение суда просил оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворений.

Представители Администрации (адрес), муниципального автономного образовательного учреждения муниципального образования (адрес) «Общеобразовательная средняя школа (номер)», в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств, заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представили. Информация о движении дела размещена на официальном сайте суда (адрес) - Югры.

На основании п. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела в пределах заявленных доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьёй 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от (дата) за (номер) «О судебном решении» разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущены.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором

Исходя из положений статьи 51 Федерального закона №131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения (части 1, 2, 4).

Из изложенного следует, что объекты, право собственности на которые будет зарегистрировано за муниципальным образованием, могут быть переданы в имеющееся или вновь созданное муниципальное учреждение для осуществления образовательных услуг.

Как установлено судом первой инстанции, прокурором городя Нягани в отношении муниципального автономного образовательного учреждения муниципального образования (адрес) «Общеобразовательная школа (номер)» проведена проверка соблюдения требований, установленных Федеральным законом от (дата) № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», а также постановлением Правительства РФ от (дата)(номер), в ходе которой выявлено. что здание учреждения, расположенное по адресу: (адрес), присвоена 2 категория опасности. При этом, данное здание охраняется частной охранной организацией не круглосуточно, охрана сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации. Военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной федеральной службе войск национальной гвардии Российской федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в ночное время не обеспечена.

Истец полагая, что антитеррористическая защищенность здания образовательного учреждения обеспечена ненадлежащим образом, что подвергает угрозе жизнь и здоровье обучающихся и работников учреждения, в рамках наделенных государственных полномочий, (дата) вынесено в адрес муниципального автономного образовательного учреждения муниципального образования (адрес) «Общеобразовательная школа (номер)» представление, которое было рассмотрено, однако нарушение не устранено.

Согласно пункту 1.6 Устава муниципального автономного образовательного учреждения муниципального образования (адрес) «Общеобразовательная школа (номер)» учредителем Учреждения являются6 администрация горда Нягани, комитет образования и науки администрации (адрес), комитет по управлению муниципальным имуществом администрации (адрес).

Статьей 10 Устава (адрес) определено, что составление и рассмотрение проекта бюджета города отнесено к вопросам местного значения.

Суд первой инстанции, разрешая возникший спор, изучив представленные сторонами в материалы дела доказательства, проанализировав все установленные по делу доказательства, пришел к выводу о необходимости обеспечения круглосуточной охраны объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти., имеющих право на создание ведомственной охраны.

При этом суд, руководствуясь положениями Федерального закона от (дата) №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от (дата) №35-ФЗ «О противодействии терроризму», Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата)(номер) «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», пришел к выводу о законности и обоснованности заявленных требований, поскольку образовательной организацией не в полном объеме соблюдаются требования законодательства об антитеррористической защищенности.

Оснований не соглашаться с выводом суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.

Проверяя решение суда в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от (дата)(номер) «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от (дата) №35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от (дата) №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно ст. 41 Федерального закона «Об образовании в РФ», охрана здоровья обучающихся включает в себя, помимо прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В 2018 году Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации, к компетенции которого отнесены дошкольные и общеобразовательные учреждения, и в Министерство науки Российской Федерации, в ведение которого входят высшие учебные заведения.

В связи с этим Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата)(номер) утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

Указанные Требования с момента введения их в действие распространяются на объект образования, являющийся предметом рассмотрения по настоящему делу.

Требования к защищенности объектов устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации, объектов (территорий) Министерства просвещения.

Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территорий) (п. 5 Требований к защищенности объектов).

В целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территории) с учетом степени угрозы совершения на них террористического акта и возможных последствий его совершения на основании оценки состояния защищенности соответствующего объекта (территории), учитывающей его значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степень потенциальной опасности совершения террористического акта, проводится категорирование объектов (п. 6 Требований к защищенности объектов). Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя организации в течение 2 месяцев со дня утверждения настоящих требований создается комиссия по обследованию и категорированию объекта, срок работы которой не превышает 30 рабочих дней со дня создания комиссии (п. 8, 9 Требований к защищенности объектов).

Порядок работы и состав комиссии определены п. 10 Требований к защищенности объектов. Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта, подписанным всеми членами комиссии, который составляется в 2 экземплярах, и является основанием для разработки, а также неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (п. 15 Требований к защищенности объектов).

Разделом III Требований к защищенности объектов определены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территории).

Пунктом 24 Требований к защищенности объектов определено осуществление мероприятий в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности.

Согласно пункту 25 Требований к защищенности объектов, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 Требований к защищенности объектов, осуществляются, в том числе, мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (пп. «б» п. 25 Требований к защищенности объектов).

Пунктом 32 Требований, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата)(номер) предусмотрено, что контроль за выполнением Требований осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях:

а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий);

б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий);

в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.

Из чего следует, что Требованиями, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата)(номер) прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.

Анализируя содержание Постановления Правительства РФ от (дата)(номер), суд пришел к обоснованному выводу о необходимости физического присутствия сотрудников охранных организаций в зданиях образовательных учреждений. Иные, не требующие физического присутствия сотрудников охранных организаций мероприятия, указаны в п. 24 указанного Постановления, а мероприятия, указанные в п. 25 данного Постановления, являются дополнительными; необходимость их осуществления обусловлена особым статусом образовательных учреждений и необходимостью обеспечения их большей антитеррористической защищенности.

При этом в силу п. 17 Постановления антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).

Применительно к детским садам и школам указанные цели не могут быть достигнуты без физического присутствия сотрудников охранных организаций на территории данных учреждений, чем и обусловлено включение в Постановление Правительства РФ от (дата)(номер) пп. «б» п. 25, признающего такое присутствие обязательным.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 от (дата) №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 указанного Закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу пункта 8 части 1 статьи 41 названного Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

«Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации» (утвержденной Президентом Российской Федерации (дата)) (далее по тексту - Концепция противодействия терроризму) предусмотрено, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.

В силу части 3 статьи 5 Федерального закона от (дата) №35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

При этом согласно пункту 1 статьи 5.2 данного Федерального закона органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от (дата) №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.

Согласно пункту 42 Концепции противодействия терроризму расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

На основании пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от (дата) №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. При этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.

Подпунктом «г» пункта 18 Постановления Правительства Российской Федерации от (дата). (номер) определено, что воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

Пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается также посредством организации круглосуточной охраны, обеспечения ежедневного обхода и осмотра потенциально опасных объектов (территорий), а также периодической проверки (обхода и осмотра) зданий (сооружений) и территории со складскими и подсобными помещениями (подпункт «е» пункта 20 Постановления Правительства Российской Федерации от (дата)(номер)).

Согласно пунктам 24 и 25 Постановления Правительства Российской Федерации от (дата)(номер) в отношении объектов (территорий) второй, а также первой категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих требований, осуществляется обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

По смыслу приведенных выше правовых норм охрана дошкольного образовательного учреждения должна осуществляться круглосуточно путем привлечения сотрудников охранных организаций, а не лицами, не обладающими специальными навыками, не проходившими специальную подготовку, не имеющими спецсредства для охраны и защиты от возможных преступных посягательств, при этом орган местного самоуправления не вправе уклоняться от исполнения обязанности по обеспечению финансирования указанных мероприятий. Наличие сторожа в школе не может обеспечить безопасность и антитеррористическую защищенность лиц, находящихся в ней.

Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют указанным выше правовым актам, и доводами жалобы они не опровергаются.

Финансирование мероприятий в области противодействия терроризму, как следует из Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, может осуществляться и за счет привлечения средств из внебюджетных источников (пункт 43). Между тем, указанное не освобождает органы местного самоуправления, исходя из приведенных выше правовых норм, от обязанности принятия мер по антитеррористической защищенности объектов образовательных учреждений. Более того, как установлено судом, вопреки приведенным правовым нормам круглосуточная профессиональная физическая охрана в образовательном учреждении отсутствует.

В данном случае вмешательства в хозяйственную, экономическую и финансовую деятельность органов местного самоуправления не имеется, а лишь указывается на обязанность в будущем предусмотреть заложение в местный бюджет необходимых денежных средств с учетом требований федеральных законов и изданных в их исполнение нормативных правовых актов на обеспечение безопасности образовательных учреждений, учредителем которых является администрация (адрес), а собственником имущества - муниципальное образование (адрес), что согласуется с положениями пункта 1 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, допущенное администрацией (адрес) бездействие по неосуществлению надлежащего финансирования образовательного учреждения путем организации соответствующих мероприятий по обеспечению охраны объекта (территорий) повлекло несоответствие имеющейся охраны образовательного учреждения Требованиям, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата)(номер) в настоящее время.

Обжалованным решением суда на администрацию (адрес) возложена обязанность финансового обеспечения исполнения решения суда.

Требованиями (номер) предусмотрено, что для проведения категорирования в отношении функционирующего (эксплуатируемого) объекта в течение 2 месяцев со дня утверждения настоящих требований по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта, создается комиссия по обследованию и категорированию объекта. Работа комиссии осуществляется в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня создания комиссии. Комиссия определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.

Таким образом, исходя из положений Требований выполнение мероприятий планируется на следующие 2 финансовых года после года, в котором был принят акт обследования и категорирования объекта. Следовательно, вывод суда о том, что срок для исполнения указанных в решении мероприятий – в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, является мотивированным, отвечает критериям разумности, достаточности, соответствует положениям Требований.

Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судебная коллегия не усматривает. Иное толкование заявителем законодательства, направленного противодействию терроризма, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.

Доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, их переоценке и иному толкованию действующего законодательства, не содержат ссылок на новые обстоятельства, которые не были предметом исследования или опровергали бы выводы судебного решения, а также на наличие оснований для его отмены или изменения, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не установлено.

С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Няганского городского суда (адрес) - Югры от (дата) оставить без изменения, а апелляционные жалобы администрации (адрес), муниципального автономного образовательного учреждения муниципального образования (адрес) «Общеобразовательная средняя школа (номер)» без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено (дата).

Председательствующий (ФИО)7

Судьи коллегии Баранцева Н.В.

(ФИО)6