ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4968/18 от 25.07.2018 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Душко Д.А. Дело № 33 –4968/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 25 июля 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда

в составе председательствующего Осиповой И.Г.

судей Калединой Е.Г. и Муратовой Н.И.

при секретаре Быкадоровой Д.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании 25 июля 2018 года

гражданское дело по апелляционной жалобе представителя министерства имущественных отношений Ставропольского края ФИО1

на решение Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 14 декабря 2018 года по иску Министерства имущественных отношений Ставропольского края к ФИО2, ФИО3 о расторжении государственного контракта на приобретение в государственную собственность Ставропольского края жилого помещения, возвращении сторон в первоначальное положение, прекращении права собственности Ставропольского края на жилое помещении, взыскании денежных средств, полученных по государственному контракту, взыскании денежных средств в счет расходов на содержание жилого помещения, взыскании денежных средств в уплату штрафа по факту неисполнения или ненадлежащего исполнения требований государственного контракта,

заслушав доклад судьи Калединой Е.Г.

УСТАНОВИЛА:

Министерство имущественных отношений Ставропольского края обратилось в суд с иском к ФИО2, ФИО3 о расторжении государственного контракта на приобретение в государственную собственность Ставропольского края жилого помещения, возвращении сторон в первоначальное положение, прекращении права собственности Ставропольского края на жилое помещении, взыскании денежных средств, полученных по государственному контракту, взыскании денежных средств в счет расходов на содержание жилого помещения, взыскании денежных средств в уплату штрафа по факту неисполнения или ненадлежащего исполнения требований государственного контракта.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что 30 июля 2015 года между Министерством имущественных отношений Ставропольского края (покупатель) в лице министра ФИО4 и ФИО2 (продавец) в лице ФИО3, действующей на основании доверенности от 09 июня 2015 года был заключен государственный контракт № 0121200001615000125_102316 на приобретение жилого помещения - квартиры по адресу: «...». Государственный контракт был заключен по итогам аукциона в электронной форме № 0121200001615000125 (протокол рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе в электронной форме от 17 июля 2015 года без номера) во исполнение обязательств Ставропольского края по обеспечению детей - сирот и лиц из их числа благоустроенными жилыми помещениями. При проведении электронного аукциона продавцом были предоставлены сведения о соответствии жилого помещения установленным покупателем требованиям, в том числе жилое помещение находится в состоянии, пригодном для пользования и постоянного проживания, имеет хорошее техническое состояние, позволяющее нормальную эксплуатацию, не нуждается в текущем и капитальном ремонте, готово к заселению и отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации. В подтверждение соответствия жилого помещения установленным требованиям продавцом был представлен технический паспорт жилого помещения, выданный Невинномысским филиалом ГУП СК «Ставрополькрайимущество» по состоянию на 09 июня 2015 года, согласно которому жилое помещение имеет центральное водоснабжение и центральную канализацию. Цена контракта составляет сумму 737 550 рублей. Министерством имущественных отношений Ставропольского края осуществлена оплата жилого помещения по государственному контракту в полном объеме. Право государственной собственности Ставропольского края на жилое помещение было зарегистрировано в установленном законом порядке 31 августа 2015 года.

В ходе эксплуатации жилого помещения были выявлены факты несоответствия жилого помещения требованиям государственного контракта. Так, в доме изначально не предусмотрена система водоотведения. Поскольку не обнаружено смотровых колодцев или выгребных ям можно предположить, что канализационные стоки сбрасываются непосредственно под здание, вероятно, в подвальное помещение. Вместе с тем, согласно данным технического паспорта жилого помещения - квартира № 7 имеет центральную канализацию, а по факту центральное водоотведение не предусмотрено. В квартире установлен водяной насос, который по характеристикам звукового давления не может быть установлен в жилых помещениях. Согласно техническому паспорту жилого помещения квартира № 7 имеет центральное водоснабжение, а по факту забор воды осуществляется из колодца, находящегося около дома. Кладка колодца разрушается. Холодное водоснабжение осуществляется через квартиру № 5, трубопровод расположен по полу площадки лестничной клетки. Канализационные и водопроводные трубы внутри помещения размещены в нарушение СП 30.133330.2012 «Внутренний водопровод и канализация зданий. Актуальная редакция СНиП 2.04.01-85», уклон канализационной трубы отсутствует, труба не закреплена к стене помещения, система водоотведения выполнена без вытяжки, участки канализационной сети, эксплуатируемые при отрицательной температуре, должны быть утеплены. Электропроводка укомплектована медным проводом, проложенным поверх стен, в то же время сохранилась старая алюминиевая проводка с неизолированными соединениями проводов. Новая электропроводка проложена открытым способом без кабель - каналов. Система отопления разморожена (разрывы трубопроводов) по всей квартире, необходима полная замена всей системы.

В целях установления соответствия жилого помещения требованиям государственного контракта Министерством имущественных отношений Ставропольского края была организована строительно - техническая экспертиза, по результатам которой (заключение № 57-БА/17 от 17 января 2017 года) установлено, что жилое помещение не соответствует требованиям контракта.

Таким образом, приобретенное жилое помещение не соответствует требованиям, предъявляемым действующим законодательством к благоустроенным жилым помещениям, предназначенным для проживания детей - сирот и лиц из их числа, что лишает предмет контракта основного потребительского свойства.

Согласно п. 5.2 контракта в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения продавцом требований контракта покупатель вправе начислить штраф в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 года № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом». Контрактом установлен размер штрафа в сумме 73 755 рублей.

Цена иска в соответствии с общим расчетом взыскиваемой денежной суммы составляет 836082,10 рублей., в том числе: денежные средства, полученные по государственному контракту от 30 июля 2015 года в сумме 737 550 рублей; денежные средства в счет расходов на содержание жилого помещения, понесенных с даты заключения государственного контракта по настоящее время, в сумме 24777,10 рублей; денежные средства в уплату штрафа по факту неисполнения или ненадлежащего исполнения требований государственного контракта от 30 июля 2015 года в сумме 73 755 рублей.

Министерством имущественных отношений Ставропольского края в адрес ФИО2, ФИО3 была направлена претензия от 19 мая 2017 года № 5569 с требованием о расторжении контракта, возвращении денежных средств, уплаченных за жилое помещение и расходов на его содержание. ФИО2 претензия получена 26 мая 2017 года, ФИО3 претензия получена 02 июня 2017 года, однако действия к ее исполнению не предприняты.

Истец просил суд расторгнуть государственный контракт от 30 июля 2015 года № 0121200001615000125_102316 на приобретение в государственную собственность Ставропольского края жилого помещения - квартиры № 7 в здании по «…», кадастровый номер «…», возвратив стороны в первоначальное положение, прекратить право собственности Ставропольского края на жилое помещение - квартиру № 7 в здании по «…», кадастровый номер «…», взыскать с ФИО2 и ФИО3 в пользу Министерства имущественных отношений Ставропольского края денежные средства, полученные по государственному контракту в сумме 737 550 рублей, денежные средства в счет расходов на содержание жилого помещения, понесенных с даты заключения государственного контракта по настоящее время, в сумме 24777,10 рублей, в уплату штрафа по факту неисполнения или ненадлежащего исполнения требований государственного контракта от 30 июля 2015 года 2316 в сумме 73 755 рублей.

Решением Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 14 декабря 2017 года в удовлетворении исковых требований Министерства имущественных отношений Ставропольского края - отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель министерства имущественных отношений Ставропольского края ФИО1 просит решение суда отменить, указав, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Приобретенное спорное жилое помещение имеет скрытые недостатки, которые были выявлены в ходе эксплуатации жилого помещения. В доме не предусмотрена система водоотведения, отсутствует центральное водоснабжение, в квартире установлен водяной насос, который по характеристикам нарушает санитарные нормы по звуковому давлению (86дБ), холодное водоснабжение осуществляется через квартиру №5, трубопровод расположен по полу площадки лестничной клетки, канализационные и водопроводные трубы размещены внутри помещения, монтаж электропроводки выполнен с нарушением правил техники безопасности, система отопления разморожена по всей квартире. Не соответствие жилого помещения требованиям контракта подтверждается заключением технической экспертизы от 17.01.2017 г.

Апелляционным определением от 06 июня 2018 года отменено определение Кочубеевского районного суда Ставропольского края определение Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 20 февраля 2018 года, удовлетворено ходатайство представителя Министерства имущественных отношений СК, пропущенный процессуальный срок для обжалования решения Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 14 декабря 2017 года восстановлен.

Апелляционная жалоба истца принята к рассмотрению апелляционной инстанции.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика ФИО3 по доверенности адвокат Панютина Е.С. просит решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, выслушав представителя министерства имущественных отношений Ставропольского края по доверенности ФИО1, поддержавшего доводы жалобы и просившего об отмене решения, представителя ответчика ФИО3 по доверенности и ордеру адвоката Панютину Е.С., просившую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к выводу об отмене судебного решения, в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильным применением норм материального права.

В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В силу ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснено в п. п. 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Принятое по делу решение суда не отвечает приведенным требованиям.

Как следует из материалов дела, ФИО2 на праве собственности принадлежала квартира № 7, расположенная по адресу: «...»

09.06.2015 г. ФИО2 выдала ФИО3 нотариально удостоверенную доверенность 26АА2042409, согласно которой уполномочила ФИО3 на продажу принадлежащей ей квартиры на электронном аукционе Министерству имущественных отношений Ставропольского края для предоставления детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и на получение денежных средств.

03 июля 2015 года ФИО3, представляющая интересы ФИО2 по доверенности, разместила на единой электронной торговой площадке заявку на участие в электроном аукционе, в которой указаны сведения о жилом помещении (имеет сантехническое, электротехническое и иное оборудование, оснащено электричеством, отоплением, водоснабжением, канализацией).

17 июля 2015 года единой комиссией Министерства имущественных отношений Ставропольского края, состав и полномочия которой утверждены приказом министерства от 25 марта 2014 года № 46, был оформлен протокол рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе в электронной форме № 0121200001615000125, согласно которому на основании п. 4 ч. 1 ст. 71 Федерального закона о контрактной системе было принято решение о заключении контракта с участником аукциона ФИО2, подавшего единственную заявку на участие в нем, в связи с признанием такого участника аукциона и поданную им заявку соответствующими требованиям Федерального закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе.

30 июля 2015 года между министерством имущественных отношений Ставропольского края (покупатель) в лице министра ФИО4 и ФИО2 (продавец) в лице ФИО3, действующей на основании доверенности от 09 июня 2015 года был заключен государственный контракт № 0121200001615000125_102316 на приобретение жилого помещения - квартиры по адресу: «...». Жилое помещение предназначено для предоставления детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (п. 1.2.). Цена контракта составляет 737 550 рублей, без учета НДС (п. 3.1. контракта). Оплата по контракту производится покупателем в безналичной форме путем перечисления денежных средств на расчетный счет или иной счет продавца по реквизитам, указанным в контракте (п. 3.2. контракта).

В приложении № 1 к контракту № 0121200001615000125_102316 от 30.07.2015 года указаны функциональные характеристики (потребительские свойства) качественные характеристики приобретаемой квартиры: физический износ составляет 30 %, определен по техническому паспорту ГУП СК «Ставкрайимущество» - «БКИ» от 10 июня 2015 года; внутренняя отделка (стены: обои, окрашено; полы: дерево; потолки: побелка; окна: двойные створные; двери: филенчатые); в санузле - ванна, раковина, унитаз, смесители, на кухне - раковина, смесители, газовая варочная плита.

06 августа 2015 года сторонами был подписан акт приема - передачи жилого помещения к контракту № 0121200001615000125_102316 от 30 июля 2015 года, в соответствии с которым продавец передал, а покупатель принял в собственность жилое помещение (квартиру), соответствующую качественным и техническим характеристикам, указанным в приложении 1 к контракту (п. 1 акта). Продавец передал, а покупатель принял жилое помещение в качественном состоянии, пригодном для пользования и проживания.

17 августа 2015 года на основании платежного поручения № 151429 денежные средства в сумме 737550 рублей были перечислены на расчетный счет ФИО3

31 августа 2015 года право собственности на указанную квартиру зарегистрировано в установленном законом порядке за субъектом Российской Федерации – Ставропольский край.

17 января 2017 года по заявке ГКУ СК «Имущественный фонд Ставропольского края» ГУП СК «Бюро Экспертиз» было выполнено заключение строительно - технической экспертизы № 57-БА/17, согласно которому жилое помещение по адресу: «…», не соответствует заявленным в аукционе требованиям.

19 мая 2017 года Министерство имущественных отношений Ставропольского края направило ФИО2 и ФИО3 требование (соглашение) о расторжении государственного контракта, которое в добровольном порядке не исполнено.

Обращаясь в суд с иском к ФИО2, ФИО3 о расторжении государственного контракта на приобретение в государственную собственность Ставропольского края жилого помещения, возвращении сторон в первоначальное положение, прекращении права собственности Ставропольского края на жилое помещении, взыскании денежных средств, штрафа, истец указал, что при проведении электронного аукциона продавцом были предоставлены сведения о соответствии жилого помещения установленным покупателем требованиям, представлен технический паспорт жилого помещения, выданный Невинномысским филиалом ГУП СК «Ставрополькрайимущество» по состоянию на 09 июня 2015 года, согласно которому жилое помещение имеет центральное водоснабжение и центральную канализацию. Однако, в ходе эксплуатации жилого помещения были выявлены факты несоответствия жилого помещения требованиям государственного контракта. Так, в доме изначально не предусмотрена система водоотведения. Поскольку не обнаружено смотровых колодцев или выгребных ям можно предположить, что канализационные стоки сбрасываются непосредственно под здание, вероятно, в подвальное помещение.

Отказав в удовлетворении иска, суд первой инстанции сослался на то, что согласно заключенного контракта, приобретенная квартира соответствует качественным и техническим характеристикам, указанным в приложении 1 к контракту; в приложении № 1 к контракту 0121200001615000125_102316 от 30 июля 2015 года указаны функциональные характеристики (потребительские свойства) качественные характеристики приобретаемой квартиры: физический износ составляет 30 %, определен по техническому паспорту ГУП СК «Ставкрайимущество» - «БКИ» от 10 июня 2015 года; внутренняя отделка (стены: обои, окрашено; полы: дерево; потолки: побелка; окна: двойные створные; двери: филенчатые); в санузле - ванна, раковина, унитаз, смесители, на кухне – раковина, смесители, газовая варочная плита. В акте приема - передачи жилого помещения от 06 августа 2015 года отражено, что продавец передал, а покупатель принял жилое помещение в качественном состоянии, пригодном для пользования и проживания. Требований к наличию в жилом помещении централизованного водоснабжения, канализации или отопления Министерством имущественных отношений Ставропольского края не предъявлялось.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда по следующим основаниям.

Правоотношения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд регулируются Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон № 44-ФЗ).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ государственный контракт, муниципальный контракт это договор, заключенный от имени РФ, субъекта РФ (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

Согласно ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

На основании п. п. 1 п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной.

Согласно п. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в том числе в случае поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок.

Из ч. 10 ст. 95 Закона N 44-ФЗ следует, что заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Таким образом, обязательным условием при предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма детям-сиротам является их благоустроенность: наличие центрального водоснабжения и канализации.

При заключении государственного контракта от 30 июля 2015 года на приобретение жилого помещения - квартиры по адресу: «…» был предоставлен технический паспорт, в котором указано, что по состоянию на 09 июня 2015 года, жилое помещение имеет центральное водоснабжение и центральную канализацию.

В ходе эксплуатации жилого помещения были выявлены факты несоответствия жилого помещения требованиям государственного контракта.

Согласно экспертного заключения ГУП СК «Бюро экспертиз» № 57-БА/17 от 17 января 2017 года, жилое помещение, расположенное по адресу: «…», не соответствует заявленным требованиям в заявке на участие в аукционе,

Так, в доме изначально не предусмотрена система водоотведения. В квартире установлен водяной насос, который по характеристикам звукового давления не может быть установлен в жилых помещениях. Забор воды осуществляется из колодца, находящегося около дома. Кладка колодца разрушается. Холодное водоснабжение осуществляется через квартиру № 5, трубопровод расположен по полу площадки лестничной клетки. Канализационные и водопроводные трубы внутри помещения размещены в нарушение СП 30.133330.2012 «Внутренний водопровод и канализация зданий. Актуальная редакция СНиП 2.04.01-85», уклон канализационной трубы отсутствует, труба не закреплена к стене помещения, система водоотведения выполнена без вытяжки, участки канализационной сети, эксплуатируемые при отрицательной температуре, должны быть утеплены. Электропроводка укомплектована медным проводом, проложенным поверх стен, в то же время сохранилась старая алюминиевая проводка с неизолированными соединениями проводов. Новая электропроводка проложена открытым способом без кабель - каналов. Система отопления разморожена (разрывы трубопроводов) по всей квартире, необходима полная замена всей системы.

Таким образом, материалами дела подтверждено, что приобретенное жилое помещение не соответствует требованиям, предъявляемым действующим законодательством к благоустроенным жилым помещениям, предназначенным для проживания детей - сирот и лиц из их числа, что лишает предмет контракта основного потребительского свойства.

Приговором Андроповского районного суда Ставропольского края от 16 апреля 2018 г., вступившим в законную силу, ФИО3 признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ, ей назначено наказание в виде 3 –х лет лишения свободы, с применением ст. 73 УК РФ.

Приговором суда установлено, что с 10.11.2010 г. по 01 июля 2015 г. ФИО3 состояла в должности начальника Андроповского отдела Невинномысского филиала ГУ «Краевая техническая инвентаризация», используя свое служебное положение, умышленно, их корыстных побуждений путем обмана решила похитить денежные средства из бюджета Ставропольского края, выделенных для покупки жилья детям-сиротам. Зная, что максимальная цена контракта для приобретения жилого помещения составляет 737550 руб., а также то, что жилые помещения должны быть в состоянии пригодном проживания, в частности должны быть оснащены водоснабжением и канализацией, убедила ФИО2 уполномочить ее доверенностью на участие в аукционе с целью продажи квартиры в «...», принадлежащие ФИО2 на праве собственности. При этом цена квартиры № 7 определена в сумме 560000 руб.

Во исполнение преступного умысла ФИО3 с помощью не осведомленной о преступной деятельности ФИО5, изготовила технические паспорта на указанные квартиры, в которые внесла недостоверные сведения о том, что указанные квартиры оснащены центральным, а не автономным водоснабжением и канализацией.

Далее, ФИО3 посредством сети-интернет подала заявку на участие в открытом аукционе по приобретению жилого помещения, расположенного в «…», принадлежащие ФИО2 Во исполнение контракта Министерство имущественных отношений СК перечислило на счет ФИО3 денежные средства в сумме 737550 руб. Собственнику квартиры – ФИО2, ФИО3 передала 560000 руб., оставшуюся сумму 177550 руб. ФИО3 присвоила.

В силу ч.1 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

В силу ч. 4 ст. 61 ГПК РФ, вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Принимая во внимание, что противоправность действий ФИО3, которая выразилась в предоставлении технического паспорта, с указанием на несоответствующие действительности сведений о благоустроенности приобретенной истцом по делу квартиры, установлена вступившим в законную силу приговором суда, материалами гражданского дела также установлено несоответствие жилого помещения требованиям государственного контракта, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований о расторжении государственного контракта на приобретение жилого помещения, взыскании денежных средств, полученных по сделке.

В силу ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.

Согласно ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Поскольку установлено, что собственником квартиры № 7 в ст. Георгиеская, Кочубеевского района, ул. Советская 125 - ФИО2 были получены по сделке 560000 руб., а ФИО3 денежные средства в размере 177550 руб. то в пользу истца подлежат взысканию денежные средства с ФИО2 - 560000 руб., с ФИО3 - 177550 руб.

Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 5 указанной статьи).

Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 5.2 заключенного контракта, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения продавцом требований контракта покупатель вправе начислить штраф в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 года № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом».

Истцом заявлен штраф, установленный Контрактом в размере 73 755 рублей. С учетом того, что основные исковые требования удовлетворены, то штраф в указанной сумме также подлежит взысканию в пользу истца с ФИО3, предоставившей ложные сведения о соответствии квартиры установленным требованиям.

В удовлетворении иска о взыскании с ответчиков денежных средств в счет расходов на содержание жилого помещения, понесенных с даты заключения государственного контракта по настоящее время в сумме 24777,10 рублей, следует отказать, поскольку доказательств того, что указанные расходы были понесены сторона истца не представила.

С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 14 декабря 2017 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования Министерства имущественных отношений Ставропольского края - удовлетворить частично.

Расторгнуть государственный контракт от 30 июля 2015 года № 0121200001615000125_102316 на приобретение в государственную собственность Ставропольского края жилого помещения - квартиры «...», кадастровый номер 26:15:320902:491, возвратив стороны в первоначальное положение.

Прекратить право собственности Ставропольского края на жилое помещение - квартиру «…» в здании по «…», кадастровый номер 26:15:320902:491.

Взыскать с ФИО2 в пользу Министерства имущественных отношений Ставропольского края денежные средства, полученные по государственному контракту в сумме 560000 руб.

Взыскать с ФИО3 в пользу Министерства имущественных отношений Ставропольского края денежные средства, полученные по государственному контракту в сумме 177550 руб., а также штраф за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований государственного контракта от 30 июля 2015 года в сумме 73 755 рублей.

В удовлетворении исковых требований Министерства имущественных отношений Ставропольского края о взыскании с ФИО3 и ФИО2 денежных средств в счет расходов на содержание жилого помещения, понесенных с даты заключения государственного контракта по настоящее время в сумме 24777,10 рублей – отказать.

Апелляционную жалобу представителя министерства имущественных отношений Ставропольского края ФИО1 – удовлетворить частично.

Председательствующий

Судьи