ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-496/18 от 13.07.2018 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Судья Юртаева О.А.

Дело № 33-496/2018

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

13 июля 2018 года г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Кукшиновой О.М.,

судей Коневой О.А., Кнепмана А.Н.,

при секретаре Кузнецовой Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению помощника прокурора Биробиджанского района Черкесовой Е.Ю. на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 11.05.2018, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Биробиджанского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации муниципального образования «Бирофельдское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области о возложении обязанности по разработке проекта планировки села - оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Коневой О.А., пояснения прокурора Витютнева К.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Биробиджанского района ЕАО в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Бирофельдское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО (далее - администрация Бирофельдского сельского поселения) об обязании разработать проект планировки территории села Бирофельд.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведённой прокуратурой Биробиджанского района проверки исполнения градостроительного законодательства установлено, что решением Собрания депутатов Биробиджанского муниципального района от 23.10.2015 № 90 утверждены Правила землепользования и застройки части территории МО «Бирофельдское сельское поселение», однако до настоящего времени не разработан и не утверждён проект планировки территории села Бирофельд. Учитывая, что обязанность по разработке проектов указанных документов территориального планирования Бирофельдского сельского поселения в силу закона возложена на органы местного самоуправления, неисполнение данной обязанности ответчиком нарушает права неопределённого круга лиц в сфере земельного и градостроительного законодательства.

Просил обязать администрацию Бирофельдского сельского поселения разработать проект планировки территории села Бирофельд в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.

Определением суда от 03.05.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена администрация муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО (далее - администрация Биробиджанского муниципального района).

В судебном заседании помощник прокурора Биробиджанского района ЕАО Черкесова Е.Ю. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Бирофельдского сельского поселения ФИО1 исковые требования не признала. Пояснила, что подготовка проекта планировки территории является обязательной только в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При этом на территории Бирофельдского сельского поселения строительство объектов капитального строительства не производится и не планируется, следовательно, нет необходимости в разработке данной документации. Также пояснила, что подготовка проекта планировки территории осуществляется на основании генерального плана поселения, который в настоящее время разработан и находится на стадии утверждения.

Представитель третьего лица администрации Биробиджанского муниципального района в судебное заседание не явился о времени и месте его проведения извещён надлежащим образом.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционном представлении помощник прокурора Биробиджанского района Черкесова Е.Ю. просила решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

Мотивируя представление, указала, что в силу статьи 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется, в том числе для установления границ территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. Однако на территории Бирофельдского сельского поселения границы территорий общего пользования не определены.

Считает, что неопределённость границ территорий общего пользования может нарушить чьи-либо права на пользование данными территориями. Также считает, что не утверждение проекта планировки территории села Бирофельд нарушает интересы Российской Федерации.

В возражениях на апелляционное представление администрация Бирофельдского сельского поселения просила решение суда оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции прокурор Витютнев К.В. доводы и требования апелляционного представления поддержал, просил решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований.

Представители ответчика администрации Бирофельдского сельского поселения и третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика администрации Биробиджанского муниципального района в апелляционную инстанцию не явились. О времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело без их участия.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражений на него, выслушав пояснения прокурора, участвующего в апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судом установлено, что прокуратурой района по поручению прокуратуры области от 07.09.2017 № 7-15-2017/2722 проведена проверка в сфере исполнения земельного и градостроительного законодательства при предоставлении земельных участков общего пользования, а также требований к осуществлению деятельности в границах территории объектов культурного наследия, общего режима использования земельных участков, в границах которых располагаются объекты культурного наследия.

В результате проверки установлено, что в администрации Бирофельдского сельского поселения отсутствует документация по планировке территории села Бирофельд, предусмотренная статьями 42 и 43 Градостроительного кодекса РФ, что также подтверждается ответом главы администрации от 21.09.2017.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения, в частности отнесено утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

Компетенция сельского поселения по вопросам местного значения определяется путём отнесения некоторых полномочий городского поселения, поименованных в части 1 статьи 14 названного Федерального закона, к полномочиям сельского поселения.

Так, в силу частей 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесённые к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Как следует из статей 6 и 7 Закона ЕАО от 17.11.2014 № 607-ОЗ «Об отдельных вопросах осуществления местного самоуправления в Еврейской автономной области», полномочия, предусмотренные пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, не закреплены за сельскими поселениями, в том числе за МО «Бирофельдское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО. Соответственно, вопросы местного значения такие, как утверждение генерального плана поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генерального плана поселения документации по планировке территории являются вопросами местного значения муниципального района - МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО.

Так, решением Собрания депутатов муниципального образования Биробиджанского муниципального района ЕАО от 23.10.2015 № 90 утверждены правила землепользования и застройки части территории муниципального образования «Бирофельдское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО с. Бирофельд, с. Алексеевка, с. Опытное поле, с. Димитрово, с. Красивое.

Согласно договору подряда от 17.08.2017 № 102 и акту выполненных работ от 10.01.2018 разработан генеральный план Бирофельдского сельского поселения, который, как следует из пояснений представителя ответчика, в настоящее время находится на утверждении.

Таким образом, прокурор обратился в суд с настоящим иском к ненадлежащему ответчику.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится в том числе, утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Исходя из положений части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусмотрено осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не требуется, за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи (часть 2).

Часть 3 указанной статьи определяет, что подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной, в следующих случаях:

1) необходимо изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения;

2) необходимы установление, изменение или отмена красных линий;

3) необходимо образование земельных участков в случае, если в соответствии с земельным законодательством образование земельных участков осуществляется только в соответствии с проектом межевания территории;

4) размещение объекта капитального строительства планируется на территориях двух и более муниципальных образований, имеющих общую границу (за исключением случая, если размещение такого объекта капитального строительства планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого объекта капитального строительства не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов);

5) планируются строительство, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов). Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные случаи, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории.

Согласно части 4 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории.

В силу части 1 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

В соответствии с частью 5 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ органы местного самоуправления поселения принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учётом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов) в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учётом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включённых в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (часть 10 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ).

Исходя из системного толкования названных норм права, проект планировки территории является градостроительным документом, который разрабатывается на основании генерального плана территории, правил землепользования и застройки на территорию квартала, микрорайона, а также других территорий, являющихся элементами планировочной структуры, которые подлежат освоению.

Подготовка документации по планировке территории является обязательной только в связи с наступлением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ.

Вместе с тем в материалы дела не представлено доказательств наступления таких случаев, как и доказательств, подтверждающих комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования «Бирофельдское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.

В целом доводы апелляционного представления были предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решении суда им дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционного представления не имеется.

Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 11.05.2018 оставить без изменения, апелляционное представление помощника прокурора Биробиджанского района Черкесовой Е.Ю. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи