ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4973/2017 от 23.05.2017 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Кадашева И.Ф.

Докладчик Кузьменок А.В. Дело № 33-4973/2017

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Галаевой Л.Н.

судей Кузьменка А.В., Плужникова Н.П.

при секретаре А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 23 мая 2017г. дело по апелляционной жалобе представителя М.Б на решение Бердского городского суда Новосибирской области от 06 февраля 2017г., которым постановлено:

«Отказать М в удовлетворении требований к Федеральному государственному бюджетному учреждению науки Институт химии твердого тела и механохимии Сибирского отделения академии наук (ИХТТМ СО РАН), Федеральному агентству научных организаций (ФАНО России) о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение по адресу: <адрес>, о прекращении права собственности Российской Федерации на вышеуказанную квартиру.

Исковые требования ФАНО России и ИХТТМ СО РАН удовлетворить.

Признать недействительной сделкой договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. заключенный между ИХТТМ СО РАН и М. Применить последствия недействительности ничтожной сделки, обязав М возвратить ИХТТМ СО РАН квартиру по адресу <адрес>».

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кузьменка А.В., объяснения представителя М. АВВ и Б, объяснения представителя ФАНО России Р., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

М. обратился с иском к ИХТТМ СО РАН и ФАНО России о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение общей площадью 40,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, о прекращении права собственности Российской Федерации на вышеуказанную квартиру. В обоснование требований указал, что является молодым ученым, кандидатом химических наук, работает научным сотрудником в институте ИХТТМ СО РАН. Жилья в собственности не имеет. В 2016г. решил принять участие в Федеральной программе «Жилище», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г. №1050 с целью приобретения жилья, в связи с чем, подал документы в жилищную комиссию ФАНО России, на что ДД.ММ.ГГГГ. получил отказ в признании участником мероприятий ФЦП «Жилище» в связи с несоответствием п.7 Правил Программы. Последнее ФАНО России было разъяснено тем, что он обеспечен жильем, поскольку между ним и ИХТТМ СО РАН заключен договор социального найма на вышеуказанное жилое помещение. После чего он решил приватизировать квартиру, которая является собственностью Российской Федерации и в оперативном управлении ИХТТМ СО РАН. ДД.ММ.ГГГГ. ИХТТМ СО РАН отказалось передать квартиру в собственность. Распоряжением ФАНО России от ДД.ММ.ГГГГ. квартира была отнесена к специализированному жилищному фонду. Отказ в передаче квартиры в собственность в порядке приватизации противоречит основным принципам Конституции РФ, жилищному законодательству и Закону РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Действия ответчика являются злоупотреблением правом.

ФАНО России обратилось к М со встречным иском о признании недействительным договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. заключенного между ИХТТМ СО РАН и М применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания М возвратить ИХТТМ СО РАН квартиру общей площадью 40,4 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> (л.д.78-81 том 1). В обоснование указано, что договор заключен с нарушением требований жилищного законодательства, поскольку предоставленная квартира является собственностью Российской Федерации, закреплена за ИХТТМ СО РАН на праве оперативно управления. В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимо два условия для предоставления данного жилого помещения: гражданин должен быть признан нуждающимся в социальном жилье по правилам ЖК РФ и отнесен к категориям, определенным Федеральным законом или Указом Президента РФ. М не отнесен ни к одной из указанных групп. В соответствии с частью 1 статьи 60 ЖК Российской Федерации стороной по договору социального найма выступает собственник жилого помещения государственного жилищного фонда либо уполномоченное им лицо. Собственником жилого помещения является Российская Федерация в лице ФАНО России, которое не давало согласия на распоряжение квартирой путем передачи её истцу на условиях договора социального найма. Письмо и заявка ИХТТМ СО РАН от ДД.ММ.ГГГГ. о предоставлении жилого помещения молодым перспективным сотрудникам не может являться основанием для заключения оспариваемого договора.

ДД.ММ.ГГГГ. ИХТТМ СО РАН обратилось с иском к М о признании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ недействительной сделкой. В обоснование указано, что собственником жилого помещения является Российская Федерация в лице ФАНО России. У истца - право оперативного управления. Жилое помещение включено в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебному. На заключение договора социального найма с М. требовалось получить согласие собственника, которого получено не было, что говорит о неправомерности заключения договора. Кроме того, М не отнесен ни к одной из категорий, которым в силу части 3 статьи 49 ЖК РФ может быть предоставлено данное жилое помещение. В связи с чем, договор социального найма не соответствует требованиям закона.

Оба дела были объединены для рассмотрения в одном производстве.

Судом постановлено указанное решение, с которым не согласен представитель М.Б

В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение, в котором в исковых требованиях ФАНО России ИХТТМ СО РАН о признании договора социального найма недействительной сделкой отказать, исковые требования М. о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.

В обосновании доводов апелляционной жалобы указано, что встречный иск ФАНО России был необоснованно рассмотрен без участия одного из ответчика ИХТТМ СО РАН, что делает решение суда по встречному иску незаконным.

Апеллянт полагает, что в деле должен был участвовать прокурор, поскольку, исходя из заявленных требований ФАНО России, речь фактически шла о выселении М. из квартиры, в которой он проживает по договору социального найма.

Апеллянт ссылается на то, что требования о признании договора социального найма недействительным, при сохранении в силе решения о предоставлении жилого помещения, является незаконным.

Апеллянт указывает, что в суде представителями М. было заявлено ходатайство о прекращении производства по делу, однако суд не рассмотрел данное ходатайство.

Встречный иск ФАНО России был подан за пределами срока исковой давности, апеллянтом в суде было заявлено ходатайство об отказе во встречном иске в связи с истечением срока исковой давности.

Суд, признав договор социального найма недействительной сделкой, не рассмотрел последствия признания сделки недействительной: не принял решения о дальнейшем месте проживания М. и не решил вопрос о выплате ФАНО социальной субсидии на приобретение жилья, которая полагалась М. как молодому ученому, и в которой ФАНО ранее ему отказало из-за наличия договора социально найма.

Апеллянт полагает, что признание судом законности включения квартиры М.. в специализированный жилой фонд в период действия договора социального найма, несмотря на последующее признание судом договора социального найма ничтожной сделкой, является неправомерным.

Представителями М. было заявлено ходатайство о замене ненадлежащего ответчика и прекращении производства по иску ФАНО к М. т.к. М. был добросовестной стороной договора, права ФАНО России М. не нарушались. Нарушение прав ФАНО, возможно, было допущено директором ИХТТМ, и иск должен был быть предъявлен к ИХТТМ в соответствии с Кодексом административного судопроизводства.

Проверив материалы дела на основании ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частями 1,3,4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Согласно части 1 статьи 125 Кодекса от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В силу части 1 статьи 296 ГК Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. квартира по адресу: <адрес> площадью 40,4 кв.м. принадлежит на праве собственности Российской Федерации (том 2, л.д. 11), находится в оперативном управлении ФГБУ ИХТТМ СО РАН (том 2, л.д. 10).

Как следует из пункта Устава ФГБУ ИХТТМ СО РАН, учредителем и собственником имущества института является Российская Федерация. Согласно пункта 4 Устава функции и полномочия учредителя института от имени Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство научных организаций (ФАНО). В соответствии с пунктом 7, Агентство осуществляет следующие функции и полномочия учредителя в установленном порядке:

- согласование институтом крупных сделок, соответствующих критериям, установленным п. 13 ст.9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях»;

- согласование распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за институтом собственником либо приобретенным институтом за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение данного имущества; согласование распоряжения недвижимым имуществом института, в том числе и передачи его в аренду;

- согласование передачи институтом некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежных средств (если иное не установлено условиями их предоставления) и иного имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за институтом собственником или приобретенного институтом за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества.

Пунктом 11 Устава установлено, что институт в пределах, установленных законом, владеет и пользуется имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, в соответствии с целью своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника (том 2, л.д. 41-61).

Согласно частей 1-3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (1) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. (2) Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. (3) Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ. между ФГБУ ИХТТМ СО РАН и М. был заключен договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес> (том 2, л.д. 4-9).

ДД.ММ.ГГГГ. М. было подано заявление в ФАНО России о выдаче жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Новосибирской области в соответствии с условиями предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050, а также ст.51 ЖК РФ в связи с тем, что он относится к категории «молодой ученый», признан нуждающимся в получении социальной выплаты, стоит в очереди с 2007г. (том 2, л.д. 66-68).

Как следует из выписки из протокола совместного заседания жилкомиссии, профкома, совета научной молодежи и дирекции ИХТТМ СО РАН, М. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и рекомендован в качестве кандидата на получение субсидии в 2016г. от ИХТТМ СО РАН (л.д. том 1, л.д.69).

ДД.ММ.ГГГГ. М.. было подано аналогичное заявление в ИХТТМ СО РАН, которое также было утверждено и направлено в ФАНО России (л.д. 74-76).

ДД.ММ.ГГГГ. ФАНО России отказало М. во включении в федеральную целевую программу «Жилище» на 2015-2020 годы в связи с тем, что он обеспечен жилой площадью, поскольку по договору социального найма ему передана в бессрочное пользование квартира по адресу: <адрес> (том 1, л.д. 12, 13, 14).

В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ. М. обратился в ФАНО России с заявлением о приватизации вышеуказанной квартиры (том 1, л.д. 15).

В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 Закона РФ).

Согласно статьи 7 Закона Российской Федерации передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз (ст. 11 Закона РФ).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФАНО России отказало М. в приватизации квартиры по адресу: <адрес>, поскольку у ФАНО России и организаций, подведомственных ФАНО России, отсутствуют правовые основания для заключения или согласования договоров социального найма жилых помещений с работниками организаций. ФАНО России считает неправомерным заключение ИХТТМ СО РАН с М. договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. и последующую передачу указанного жилого помещения в собственность в порядке приватизации (том 1, л.д. 16-17).

ДД.ММ.ГГГГ. ФГУБ ИХТТМ СО РАН направлено требование М. о расторжении договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ. в срок до ДД.ММ.ГГГГ., поскольку его заключение было изначально неправомерным (том 2, л.д. 16).

В связи с неисполнением данного требования ФАНО России и ИХТТМ обратились в суд с исковыми требованиями о признании договора социального найма заключенного с М. недействительным по основаниям, указанным в иске.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указаны в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Принятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, определяется правилами статьи 52 Кодекса. Как указано в частях второй и третьей статьи, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (2). Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства (3).

Как усматривается из выписки из протокола совместного заседания жилкомиссии, профкома, совета научной молодежи и дирекции Института химии твердого тела и механохимии СО РАН (ИХТТМ СО РАН) от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.125 том 2), М. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и рекомендован в качестве кандидата для получения субсидии в 2016г. от ИХТТМ СО РАН в рамках мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

При этом М. не представлено доказательств, что он был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в порядке, установленном законом.

Отнесение его к числу лиц, рекомендованных в качестве кандидата для получения субсидии в рамках мероприятий по обеспечению жильем в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства от 17.12.2010 №1050, как молодому ученому, не порождает права на получение жилого помещения по договору социального найма в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением ФАНО России однокомнатная квартира по адресу: <адрес> включена в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебному жилью (том 2, л.д. 12-15).

Согласно части 1 статьи 60 ЖК Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Из чего следует, что наймодателем по договору социального найма выступает собственник жилого помещения, либо иное уполномоченное им лицо.

Согласно пункта 5.3.1 Положения о Федеральном агентстве научных организаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.10.2013 №959 «О Федеральном агентстве научных организаций», ФАНО осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, функции и полномочия учредителя организаций, подведомственных Агентству, а также функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за подведомственными Агентству организациями. А в соответствии с пунктом 5.5 Положения - обращается в суды с исками с заявлением от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам управления и распоряжения федеральным имуществом, закрепленным за Агентством и подведомственными ему организациями.

Согласно пункта 301 Перечня организаций, подведомственных ФАНО России, утвержденных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 №2591-р, ФГБУ ИХТТМ СО РАН включено в перечень организаций, подведомственных ФАНО России.

Факт приобретения спорного жилого помещения за счет средств Российской Федерации представителями М.. не оспаривался. Их доводы о приобретении жилого помещения именно для М. объективно и достоверно ничем не подтверждены.

Из пояснений представителя ИХТТМ РСГ в суде первой инстанции следует, что ФГБУ предоставило квартиру своему сотруднику по договору социального найма ДД.ММ.ГГГГ. только потому, что на тот момент официально жилому помещению еще не было присвоен статус служебного жилья. Форма договора не подтверждает намерения передавать жилое помещение М. по договору именно социального найма.

Из договора социального найма (л.д.7 том 1) усматривается, что жилое помещение предоставляется М. как молодому перспективному сотруднику на основании письма и заявки ИХТТМ СО РАН от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно части 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Доказательств распоряжения ФГБУ ИХТТМ СО РАН спорным жилым помещением с согласия ФАНО России не представлено.

Согласно статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка) (1). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия. В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц (2). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.

Общие последствия недействительности сделок указаны в статье 167 Кодекса. Так недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно (1). При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (2).

В соответствии со статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (1). Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (2).

Судом также установлено, что ФГБУ ИХТТМ СО РАН без согласия собственника жилого помещения, уполномоченного лица - ФАНО России распорядилось жилым помещением путем заключения договора социального найма с М., тем самым нарушив установленный законом запрет, что в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации подтверждает ничтожность договора.

С требованиями об оспаривании договора и о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе обратиться как сторона сделки, каковой является ФГБУ ИХТТМ СО РАН, так и ФАНО России как уполномоченное собственником лицо.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда 1-ой инстанции, что заявление представителей М. о применении пропуска срока исковой давности в данном случае безосновательно, исходя из положений части 1 статьи 181 ГК Российской Федерации.

Согласно статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения (1). В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (2). Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом (3).

Статьей 93 Кодекса установлено, что служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Довод апеллянта, что действия уполномоченных лиц по отнесению жилого помещения к числу служебных в то время, когда квартира была обременена договором социального найма, заключенного с М. не состоятельны.

Несмотря на то, что на момент перевода жилого помещения в специализированный жилой фонд Распоряжением ФАНО России от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.82 том 2), оно было передано М. по договору социального найма, в данном случае не могут быть применимы положения пункта 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 №42, поскольку суд пришел к выводу, что договор социального найма является ничтожной сделкой.

Соответственно, у уполномоченного лица имелись законные основания для включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд.

Статья 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» запрещает приватизацию служебных жилых помещений. В связи с чем, требования М. удовлетворению не подлежат.

Также суд правомерно признал необоснованными доводы истца о нарушении прав его прав, как в части получения им субсидии на приобретение жилья в порядке федеральной целевой программы «Жилище», так и права на получение жилого помещения в порядке приватизации, поскольку М. не лишен возможности защитить нарушенное право, в частности, в порядке статьи 15 ГК Российской Федерации.

Судебная коллегия полагает, что необоснованными являются доводы жалобы о том, что дело рассмотрено без участия одного из ответчиков по делу, а именно ИХТТМ СО РАН.

Заявитель жалобы заблуждается, давая оценку участия ответчика ИХТТМ СО РАН по встречному иску ФАНО России. В многочисленных пояснениях ФАНО России в судебных заседаниях, а также своих возражениях и встречном исковом заявлении, ФАНО России неоднократно излагало свои требования, как к ответчику М. так и к ответчику ИХТТМ СО РАН. Требования заключались в применении двойной реституции, а именно - признание незаключенным договора социального найма между ИХТТМ СО РАН и М.. с целью предотвращения отчуждения федерального имущества. Кроме того, представитель ИХТТМ СО РАН признал незаконность своих действий по заключению договора социального найма и не возражал против удовлетворения иска ФАНО России.

Заявитель жалобы указывает на то, что фактически предметом иска являлось выселение М.. из спорного жилого помещения. Заявленная позиция апеллянта не соответствуют действительности. Представитель ФАНО России неоднократно пояснял в судебных заседаниях, что требовать выселения М. не является целью рассмотрения иска о признании незаконно заключенного договора социального найма недействительным. ФАНО России заявляло о том, что готово обсуждать вопрос о предоставлении спорного жилого помещения М. на иных законных основаниях, например, на основании договора найма служебного жилого помещения. Следовательно, привлечение прокурора в рассмотренное гражданское дело являлось невозможным, так как ФАНО России не заявляло требования о выселении, а в ст. 45 ГПК четко очерчен перечень споров, по которым привлекается прокурор в качестве участника процесса.

Кроме того, в суде первой инстанции пояснялось, что необходимости выселять М. нет в связи с тем, что фактически спорное жилое помещение он не занимает уже продолжительное время, так как проживает в Германии. ФАНО России, как собственник указанного жилого помещения лишь настаивает на соблюдение законности и правомерности заключения договоров, связанных с распоряжением спорным жилым помещением.

М. не был признан в установленном законом порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, не состоял на учете в органе местного самоуправления, как того требует ст. 51 ЖК РФ. ИХТТМ СО РАН не наделен полномочиями по признанию граждан нуждающимися, что также следует из текста Устава ИХТТМ СО РАН.

Доводы заявителя жалобы о том, что ФАНО России не указало в своем встречном иске какие права были нарушены заключенным оспариваемого договора социального найма не состоятельны и противоречат материалам дела.

Довод заявителя жалобы о том, что суд не решил вопрос о дальнейшем месте проживания М. и о выплате социальной субсидии не состоятелен.

Указанные вопросы не ставились перед судом. Суд разрешает только те вопросы, которые были указаны в предмете искового заявления.

Вопрос социальной выплаты в рамках специальной программы «Жилище» для молодых ученых также не являлся предметом рассмотрения указанных дел.

Иные доводы апелляционной жалобы также основаны на неправильном толковании норм права, противоречат фактическим обстоятельствам и представленным доказательства и сводятся к иной оценке доказательств, оснований для которых судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Бердского городского суда Новосибирской области от 06 февраля 2017г. в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя М.Б без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи