Судья Бисерова О.И. | Дело № 33-4978/2020 |
76RS0004-01-2020-000210-40 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе:
председательствующего Сеземова А.А.,
судей Виноградовой Т.И. и Рыбиной Н.С.,
при секретаре Никитниковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
03 сентября 2020 года
гражданское дело по апелляционным жалобам ФИО1 и ФИО2 на решение Даниловского районного суда Ярославской области от 25 мая 2020 года, которым постановлено:
«Исковые требования Северной железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» к ФИО1, ФИО2, ФИО3 о возмещении ущерба, причиненного работниками при исполнении трудовых обязанностей, удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу ОАО «РЖД» в счет возмещения причиненного ущерба в размере 63 586 (шестьдесят три тысячи пятьсот восемьдесят шесть) руб. 28 коп., расходы по оплате госпошлины 1 310 (одна тысяча триста десять) руб. 09 коп.
Взыскать с ФИО2 в пользу ОАО «РЖД» в счет возмещения причиненного ущерба в размере 41 497 (сорок одна тысяча четыреста девяносто семь) руб. 72 коп., расходы по оплате госпошлины 1 310 (одна тысяча триста десять) руб. 09 коп.
Взыскать с ФИО3 в пользу ОАО «РЖД» в счет возмещения причиненного ущерба в размере 31 430 (тридцать одна тысяча четыреста тридцать) руб. 14 коп., расходы по оплате госпошлины 1 310 (одна тысяча триста десять) руб. 09 коп.».
Заслушав доклад судьи Сеземова А.А., судебная коллегия
установила:
Северная железная дорога – филиал ОАО «РЖД» обратилась в суд с иском к ФИО1, ФИО2 и ФИО3 о возмещении ущерба, причиненного работниками при исполнении трудовых обязанностей, в размере 63 586 рублей 28 копеек – с ФИО1, 41 497 рублей 72 копейки – с ФИО2, 31 430 рублей 14 копеек – с ФИО3, а также взыскать с ответчиков расходы по уплате госпошлины в размере 3 930 рублей 28 копеек.
В обоснование иска указано, что ответчики осуществляют трудовую деятельность в Северной дирекции моторвагонного подвижного состава структурного подразделения Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава филиала ОАО «РЖД»: ФИО1 в должности машиниста электропоезда, ФИО2 в должности помощника машиниста электропоезда, ФИО3 в должности составителя поездов. 16.04.2019 года в соответствии с планом маневровой работы подменная локомотивная бригада в составе машиниста ФИО1 и помощника машиниста ФИО2 производила перестановку электропоезда ЭД4М № с участка производства ремонта на 6-й путь ранжирного парка для дальнейшей откачки биотуалетов на 1-м пути вагономоечного комплекса. По прибытии электропоезда на 6-й путь локомотивная бригада привела его в нерабочее состояние, при этом в нарушение пункта 3.3.2 инструкции по охране труда для локомотивных бригад моторвагонного подвижного состава, утвержденного Распоряжением от 23.12.2018 года № не перевела из положения «Автомат» в положение «Ручное» воздушные краны токоприемников и визуально не убедилась в опускании токоприемников, вследствие чего они остались в поднятом состоянии. Согласно плану маневровой работы составитель поездов ФИО3 произвел прицепку электропоезда ЭД4М №, стоящего на 6-м пути ранжирного парка вагономоечного комплекса к маневровому тепловозу для дальнейшей передислокации с 6-го пути на 1-й путь вагономоечного комплекса. Перед началом маневров ФИО3 в нарушение пункта 3 должностной инструкции не убедился в том, что токоприемники находятся в опущенном состоянии и не препятствуют движению электропоезда, дал команду машинисту маневрового тепловоза на заезд в цех вагономоечного комплекса. При заходе электропоезда ЭД4М № в здание вагономоечного комплекса произошел удар токоприемников и нижней части автоматических секционных ворот здания мойки вагономоечного комплекса с северной стороны, вследствие чего ОАО «РЖД» был причинен ущерб. Актом осмотра от 17.04.2019 года установлено, что в результате действий ФИО1, ФИО2, ФИО3 были повреждены полотна, механизм секционных ворот и комплектующие ворот № здания вагономоечного комплекса (с северной стороны). Калькуляцией от 13.05.2019 года определены затраты на восстановление токоприемников на электропоезде ЭД4М № и ремонт автоматических ворот, поврежденных 16.04.2019 года, в размере 491 562 рубля 82 копейки. ОАО «РЖД» понесены расходы на восстановительный ремонт ворот № здания вагономоечного комплекса, выполненный ООО «ЦентрГруппСтрой» на основании договора № от 09.10.2019 года в сумме 240 000 рублей. В добровольном порядке причиненный работодателю ущерб ответчиками не возмещен.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционных жалобах ставится вопрос об отмене решения суда. Доводы апелляционных жалоб сводятся к несоответствию выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в жалобах, исследовав письменные материалы дела, заслушав возражения представителя Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (по доверенности) ФИО4, судебная коллегия считает, что апелляционные жалобы не содержат оснований для отмены решения суда.
С выводом суда об удовлетворении заявленных исковых требований и его мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается, считает их правильными, соответствующими обстоятельствам дела и требованиям закона – статьям 232, 233, 238, 241 ТК РФ.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно. Установленные по делу обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами. Оценка доказательств произведена в соответствии со статьей 67 ГПК РФ. Оснований для иной оценки судебная коллегия не находит. Материальный закон применен правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Из материалов дела следует, что ответчики осуществляют трудовую деятельность на основании трудовых договоров в Северной дирекции моторвагонного подвижного состава структурного подразделения Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава филиала ОАО «РЖД»: ФИО1 – в должности машиниста электропоезда, ФИО2 – в должности помощника машиниста электропоезда, ФИО3 – в должности составителя поездов.
16.04.2019 года согласно плану маневровой работы подменная локомотивная бригада в составе машиниста ФИО1 и помощника машиниста ФИО2 было необходимо произвести переустановку электропоезда ЭД4М № с участка производства ремонтов на 6-й путь ранжирного парка для дальнейшей откачки биотуалетов на 1-м пути вагономоечного комплекса. По прибытию электропоезда на 6-й путь ранжирного парка вагономоечного комплекса локомотивная бригада привела его в нерабочее состояние, не произвела перевод из положения «Автомат» в положение «Ручное»воздушные краны токоприемников электропоезда и визуально не убедилась в опускании токоприемников, в результате чего они остались в поднятом состоянии. Согласно плану маневровой работы составитель поездов ФИО3 произвел прицепку электропоезда ЭД4М №, стоящего на 6-м пути ранжирного парка вагономоечного комплекса к маневренному тепловозу для дальнейшей передислокации с 6-го пути на 1-й путь вагономоечного комплекса. Перед началом маневров ФИО3 не убедился в том, что токоприемники находятся в опущенном состоянии и не препятствуют движению электропоезда, дал команду машинисту маневренного тепловоза на заезд в цех вагономоечного комплекса. При заходе электропоезда в цех вагономоечного комплекса в результате соударения токоприемников с нижней частью автоматических ворот произошел излом 2-х токоприемников и автоматических ворот с северной стороны. Указанные обстоятельства установлены актом служебного расследования от 16.04.2019 года №, протоколом совещания у начальника северной дирекции моторвагонного подвижного состава. На данные обстоятельства указывается и в акте осмотра секционных ворот № здания мойки ВМК от 17.04.2019 года.
В соответствии с Положением о локомотивной бригаде ОАО «РЖД», утвержденном 29.12.2005 года № №, работники локомотивных бригад обязаны знать и выполнять правила технической эксплуатации железных дорог, инструкции по сигнализации, движению поездов и маневровой работе на железных дорогах, другие нормативные акты Министерства транспорта Российской Федерации, нормативные документы ОАО «РЖД» по вопросам, относящимся к обязанностям работников локомотивных бригад, а также требования правил и инструкций по технике безопасности и производственной санитарии при эксплуатации, ремонте локомотивов и МВПС, пожарной безопасности на ТПС и настоящее Положение.
Согласно подпунктам «а» и «г» пункта 34 Положения, при ведении поезда и выполнении маневровой работы работники локомотивных бригад обязаны руководствоваться законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации в области безопасности движения, нормативными документами ОАО «РЖД», а также настоящим Положением; контролировать в установленном порядке работу устройств безопасности, радиосвязи, узлов и агрегатов тягового подвижного состава, проверять их состояние. Машинист локомотива обязан обеспечивать безопасность движения на основе неукоснительного выполнения требований правил технической эксплуатации железных дорог, иных нормативных документов; руководить работниками локомотивной бригады, контролировать их действия, обеспечивая выполнение графика движения поездов и плана маневровой работы, инструкции по охране труда и технике безопасности (подпункты «а», «б» пункта 36 Положения). Помощник машиниста обязан контролировать состояние обслуживаемого поезда; обеспечивать безопасность движения и график движения поездов на основе неукоснительного выполнения требований правил технической эксплуатации железных дорог, других нормативных документов (подпункты «а», «г» пункта 38 Положения).
В силу пункта 45 Положения работники локомотивных бригад за невыполнение или нарушение обязанностей, предусмотренных настоящим Положением, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными документами ОАО «РЖД».
Пунктом 3.1.1 Инструкции по охране труда для локомотивных бригад моторвагонного подвижного состава ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 23.11.2018 года № предусмотрено, что при техническом обслуживании МВПС локомотивная бригада обязана соблюдать меры безопасности, обусловленные спецификой обслуживаемого МВПС, исходя из местных условий эксплуатации.
В соответствии с пунктом 3.3.2 указанной Инструкции перед техническим обслуживанием вспомогательных машин и электрических аппаратов, расположенных в высоковольтных шкафах, ящиках, за панелями пульта управления и легкосъемными (без применения инструмента) ограждениями, при нахождении МВПС под контактным проводом локомотивной бригаде следует остановить МВПС, привести в действие ручной тормоз и выполнить следующие действия: опустить все токоприемники и визуально убедиться в этом; перевести из положения «Автомат» в положение «Ручное» воздушные краны токоприемника моторного вагона той секции, которая подлежит осмотру; главный разъединитель (заземлитель трансформатора) установить в положение «Заземлено».
Пунктом 3 должностной инструкции составителя поездов Северной дирекции моторвагонного подвижного состава – структурного подразделения Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава филиала ОАО «РЖД» закреплено, что составитель поездов перед началом работы обязан убедиться в отсутствии препятствий для передвижения вагонов, а также в случае необходимости принять меры.
С Положением о локомотивной бригаде ФИО1 и ФИО2, а ФИО5 с должностной инструкцией ознакомлены лично под роспись.
Указанные локальные нормативные акты в их совокупности свидетельствуют об обязанности членов локомотивной бригады проконтролировать, что токоприемники опущены. Доводы жалоб, опровергающие данное обстоятельство, несостоятельны.
В объяснениях, данных ФИО1, ФИО2, ФИО3 17.04.2019 года, вину в причинении ущерба работодателю они признали. ФИО1 указал, что при сдаче электропоезда возможно ошибочно при опускании ТКП нажал не на ту кнопку и ТКП остались поднятыми, не убедился лично в опускании всех токоприемников. ФИО2 указал, что визуально не убедился в том, что токоприемники в опущенном положении. ФИО3 указал, что при обходе электропоезда он не увидел, что токоприемники находятся в поднятом положении, поскольку было темно. Причины, по которым ответчики признали свою вину, юридического значения не имеют. Кроме того, в судебном заседании суда первой инстанции ответчиками ФИО1, ФИО2 не оспаривалось, что они в соответствии с требованиями локальных нормативных актов ОАО «РЖД» должны были визуально убедиться в том, что токоприемники опущены, однако соответствующий осмотр токоприемников ими произведен не был; ФИО3 указывал на то, что в нарушение требований должностной инструкции он не осмотрел электропоезд и не убедился в том, что токоприемники опущены.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что материальный ущерб ОАО «РЖД» причинен по вине ответчиков, которые в нарушение действующих на ОАО «РЖД» локальных нормативных актов визуально не убедились в том, что у электропоезда опустились все токоприемники, отсутствуют препятствия для его передвижения, что привело к излому 2-х токоприемников и автоматических ворот с северной стороны в результате соударения токоприемников с нижней частью автоматических ворот.
Ссылки в жалобах на то, что на электропоезд могли проникнуть посторонние лица и совершить акт незаконного вмешательства, поскольку в данную смену не работало уличное освещение, голословны. Перечисленные обстоятельства являются предположениями ответчиков; достаточных и достоверных доказательств в их подтверждение ответчиками не представлено.
Обстоятельства, приводимые в апелляционных жалобах, в целом, не содержат правовых оснований, которые могли бы повлиять на правильность выводов суда первой инстанции.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в апелляционных жалобах, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 330 ГПК РФ влекли бы безусловную отмену постановленного решения, судом первой инстанции не допущено.
По изложенным мотивам судебная коллегия оставляет апелляционные жалобы без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Оставить решение Даниловского районного суда Ярославской области от 25 мая 2020 года без изменения, а апелляционные жалобы ФИО1 и ФИО2 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи