ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4980 от 23.01.2014 Тверского областного суда (Тверская область)

№33-4980 Судья Крон И.В. 2014 год подлинник

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего Малич В.С.,

судей Улыбиной С.А. и Котовой Н.А.

при секретаре Цховребадзе Г.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери

23 января 2014 года

по докладу председательствующего Малич В.С.

дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области

на решение Торопецкого районного суда Тверской области

от 11 октября 2013 года,

которым постановлено:

«Исковые требования Тенкс <данные изъяты> к Комитету по управлению имуществом Торопецкого района Тверской области и Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области о расторжении договора купли-продажи земельного участка, взыскании стоимости земельного участка и расходов по его оформлению, удовлетворить частично.

Расторгнуть договор купли-продажи земельного участка №, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению имуществом Торопецкого района Тверской области и Тенкс <данные изъяты>.

Расторжение договора является основанием для исключения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области произвести возврат Тенкс <данные изъяты> денежных средств в сумме <данные изъяты>, уплаченных по договору купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Комитет по управлению имуществом Торопецкого района Тверской области произвести возврат Тенкс <данные изъяты> денежных средств в сумме <данные изъяты>, уплаченных по договору купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области и Комитета по управлению имуществом Торопецкого района Тверской области в солидарном порядке в пользу Тенкс <данные изъяты>: расходы на обустройство земельного участка – <данные изъяты>; проценты за уклонение от возврата денежных средств, уплаченных по договору купли-продажи – <данные изъяты>; государственную пошлину за регистрацию права собственности – <данные изъяты>; за составление отчета по определению рыночной стоимости земельного участка – <данные изъяты>, а также судебные расходы: расходы на оплату услуг представителя – <данные изъяты> и государственную пошлину – <данные изъяты>, а всего <данные изъяты>.

В остальной части исковых требований отказать».

Судебная коллегия установила:   Тенкс А.Н. обратился в суд с иском к администрации Торопецкого района Тверской области и Комитету по управлению имуществом Торопецкого района Тверской области о расторжении договора купли-продажи земельного участка, взыскании стоимости и расходов на оформление земельного участка.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ он заключил с Комитетом по управлению имуществом Торопецкого района Тверской области договор купли-продажи земельного участка. В соответствии с договором он приобрел в собственность земельный участок из земель населенных пунктов, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты> для индивидуального жилищного строительства. ДД.ММ.ГГГГ он получил свидетельство о государственной регистрации права. Каких-либо ограничений (обременений) зарегистрировано не было, разрешенное использование земельного участка – для индивидуального жилищного строительства. ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области было отказано в выдаче условий на проектирование и строительство жилого дома и хозяйственных построек, поскольку земельный участок находится в зоне охраняемых объектов и согласно действующему законодательству строительство в указанных зонах категорически запрещено. До настоящего времени договор купли-продажи земельного участка не расторгнут, деньги ему не возвращены. На приобретение земельного участка он потратил денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей, из них <данные изъяты> рублей – стоимость земельного участка и <данные изъяты> рублей – задаток за аукцион). После оформления земельного участка в собственность он приступил к подготовке строительства жилого дома, затратив на обустройство участка <данные изъяты> рублей. Для строительства он приобрел у частного лица сруб дома за <данные изъяты> рублей. Кроме того, он понес иные расходы: на оценку земельного участка в сумме <данные изъяты> рублей, оплата государственной пошлины за регистрацию права собственности в сумме <данные изъяты> рублей; оплата услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей; расходы по оплате государственной пошлины в суд в сумме <данные изъяты>.

При рассмотрении данного дела судом к участию в деле в качестве ответчика было привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, а в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора – Тенкс С.В., администрация города Торопца Тверской области и администрация Торопецкого района Тверской области.

В судебном заседании истец Тенкс А.Н. и его представитель адвокат Чащина И.А. поддержали исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом Торопецкого района Тверской области по доверенности Кудрявцева Л.А. в судебном заседании исковые требования признала частично, согласилась с расторжением договора купли-продажи земельного участка и возращением денежной суммы в размере <данные изъяты> рублей, уплаченной по договору купли-продажи, также признала расходы по госпошлине за регистрацию права собственности в сумме <данные изъяты> рублей и расходы на составление отчета по определению рыночной стоимости земельного участка в сумме <данные изъяты> рублей. Не признала исковые требования в части взыскания расходов на приобретение сруба в сумме <данные изъяты> рублей, расходов на обустройство земельного участка <данные изъяты> рублей, взыскании процентов по ст.395 ГК РФ. Полагала, что расходы по государственной пошлине подлежат взысканию пропорционально части удовлетворенных судом требований, решение вопроса о взыскании расходов на оплату услуг представителя оставила на усмотрение суда.

Представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, уведомленный в соответствии с требованиями ст.113-116 ГПК РФ, в судебное заседание не явился. В возражениях на исковое заявление указано, что Министерство является ненадлежащим ответчиком. Кроме того, требование истца о расторжении договора купли-продажи является незаконным и необоснованным. Требования о признании незаконными торгов по продаже земельного участка, договора купли-продажи земельного участка истцом не заявлялось. Министерство не являлось организатором проведения торгов по продаже спорного земельного участка, не является стороной по договору купли-продажи, следовательно, не может отвечать по обязательствам данного договора. Доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений поступают в бюджеты поселений – по нормативу 50 %, в бюджеты муниципальных районов – 50%, заявленная к возврату сумма в доход Тверской области не поступала.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Торопецкого района Тверской области по доверенности Васильева О.Н. возражала в части удовлетворения исковых требований о взыскании расходов на оплату сруба, расходов на обустройство земельного участка, процентов за незаконное пользование чужими денежными средствами. Расходы по государственной пошлине подлежат взысканию пропорционально части удовлетворенных судом требований, решение вопроса о взыскании расходов на оплату услуг представителя оставила на усмотрение суда.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, извещенный в порядке ст.113-116 ГПК РФ, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора администрации города Торопца в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Тенкс С.В., извещена в порядке ст.113-116 ГПК РФ, в судебное заседание не явилась, возражений относительно исковых требований не представила.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда в части взыскания расходов на обустройство земельного участка, оплату государственной пошлины за регистрацию права собственности, за составление отчета о рыночной стоимости земельного участка, оплату услуг представителя, оплату государственной пошлины в суде, процентов за уклонение от возврата денежных средств.

В жалобе указывается, что правом на заключение договоров купли-продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и которые расположены в границах поселений, обладают органы местного самоуправления муниципальных районов. Аукцион по продаже спорного земельного участка проводил Комитет по управлению имуществом Торопецкого района на основании распоряжения администрации Торопецкого района. По итогам аукциона договор купли-продажи земельного участка заключен между Тенкс А.Н. и Комитетом по управлению имуществом Торопецкого района. Денежные средства, перечисленные Тенкс А.Н. в счет оплаты по договору купли-продажи, были распределены пропорционально между бюджетами Торопецкого района и города Торопец в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации. Министерство является только администратором доходного источника консолидированного бюджета Тверской области, поэтому в силу ст.160.1 Бюджетного кодекса РФ, во исполнение решения суда, в его функции входит направление платежного поручения на возврат плательщику денежных сумм поступлений в УФК по Тверской области. Поскольку Министерство не являлось организатором проведения торгов по продаже спорного земельного участка, не является стороной по договору купли-продажи, следовательно, не может отвечать по обязательствам данного договора. Удовлетворенные судом требования истца о взыскании расходов на обустройство земельного участка, оплату государственной пошлины за регистрацию права собственности, на составление отчета о рыночной стоимости земельного участка, на оплату услуг представителя, на оплату государственной пошлины в суде, а также о взыскании процентов за уклонение от возврата денежных средств, вытекают из договорных отношений между истцом и комитетом по управлению имуществом Торопецкого района, стороной которого Министерство не являлось. Причинная связь между действиями Министерства и понесенными истцом расходами, связанные с оформлением земельного участка, обращением в суд, отсутствует. Следовательно, Министерство является ненадлежащим ответчиком по указанным требованиям.

Проценты в порядке ст.395 ГК РФ могут быть взысканы в случае неисполнения денежного обязательства, когда должник неправомерно пользовался чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания. Министерство не пользовалось чужими денежными средствами, договорные отношения между Министерством и Тенкс А.Н. отсутствуют. Кроме того, заявитель Тенкс С.В., обращаясь с заявлением о возврате ошибочно уплаченной суммы на покупку земельного участка, не представила соответствующих документов, подтверждающих, наличие излишне или ошибочно уплаченных сумм.

В дополнении к апелляционной жалобе, ссылаясь на аналогичные доводы, заявитель просит решение суда в части удовлетворения исковых требований к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, в том числе и о возложении на министерство обязанности по возврату денежной суммы в размере <данные изъяты> руб., отменить, производство по делу в указанной части прекратить.

В остальной части решение суда не обжалуется.

В силу 327-1 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным проверить законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области по доверенности Артюкову О.А., поддержавшую доводы жалобы, представителя Комитета по управлению имуществом Торопецкого района Тверской области Филиппенок Л.И., представителя администрации Торопецкого района Тверской области по доверенности Васильевой О.Н., Тенкса А.Н., полагавших, что дополнительные расходы подлежат взысканию с Комитета по управлению имуществом и возражавших против жалобы в отношении отсутствия оснований для возложения на Министерство обязанности по возврату денежных средств по договору, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, что распоряжением Главы администрации Торопецкого района № 21-р от ДД.ММ.ГГГГ Комитету по управлению имуществом Торопецкого района поручено провести аукционы по продаже земельных участков, в том числе и по адресу ориентира <адрес> с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м для индивидуального жилищного строительства, начальная цена земельного участка – <данные изъяты> рублей, шаг аукциона – <данные изъяты> рублей, сумма задатка – <данные изъяты> рублей.

По результатам проведенного ДД.ММ.ГГГГ аукциона, победителем торгов в отношении названного земельного участка признан Тенкс <данные изъяты>. В ходе аукциона окончательная цена продажи земельного участка определена в <данные изъяты> рублей.

ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению имуществом Торопецкого района Тверской области заключил с Тенкс А.Н. договор купли-продажи участка. В этот же день супругой истца Тенкс С.В. была перечислена денежная сумма в размере <данные изъяты> рублей по данному договору купли-продажи.

Право Тенкс А.Н. на спорный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке, ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о государственной регистрации права 69-АВ № №.

Однако использовать земельный участок в соответствии с его назначением – для индивидуального жилищного строительства истец не смог, поскольку Главное Управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области отказало ему в выдаче условий на проектирование и строительство жилого дома и хозяйственных построек, со ссылкой на то, что участок расположен в исторической зоне г.Торопца, в охранной зоне внутригородского ландшафта, в охранной зоне природного ландшафта. Кроме того, земельный участок расположен на территории памятника археологии – «Северный посад г.Торопца («Острог»), ХI-XII в.в. н.э., XV-XVII в.в. н.э.», состоящего на государственной охране.

Учитывая приведенные обстоятельства, суд пришел к выводу о наличии оснований для расторжения договора купли-продажи спорного земельного участка, заключенного между Тенксом А.Н. и Комитетом по управлению имуществом Торопецкого района Тверской области. В этой части решение суда сторонами не обжалуется.

Что касается вывода суда о возложении обязанности на Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области по возврату истцу денежных средств в сумме <данные изъяты> рублей, уплаченных по договору купли-продажи земельного участка, то судебная коллегия находит его неверным.

Стороной по договору купли-продажи участка, в соответствии с установленной компетенцией, являлся Комитет по управлению имуществом Торопецкого района Тверской области.

В соответствии со ст.62 Бюджетного кодекса РФ доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, поступают: в бюджеты поселений – по нормативу 50 процентов; в бюджеты муниципальных районов – по нормативу 50 процентов.

Согласно пункту 1 ст.40 Бюджетного кодекса РФ доходы от поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с установленными нормативами.

Учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляется органами федерального казначейства.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.2008 № 92н утвержден Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. В соответствии с п.16 Порядка распределение поступлений между бюджетами осуществляется Управлением Федерального казначейства по общей сумме поступлений за операционный день по нормативам, по соответствующему коду бюджетной классификации и коду ОКАТО муниципального образования.

В силу п.42 Порядка администратору поступлений в бюджет (Министерству) органом Федерального казначейства направляется информация о проведенных операциях по учету поступлений в бюджет. Справки о перечислении поступлений в бюджеты направляются администратору поступлений в бюджет один раз в месяц по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным.

Согласно установленному порядку, денежные средства, перечисленные Тенкс С.В. в счет оплаты по договору купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, были распределены пропорционально между бюджетами Торопецкого района и города Торопец в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетных документах на зачисление средств.

В соответствии со ст.52 Устава Торопецкого района бюджет Торопецкого района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет Торопецкого района.

С учетом положений Закона Тверской области от 27.12.2012 № 132-ЗО «Об областном бюджете Тверской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области является только администратором доходного источника консолидированного бюджета Тверской области «Доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений».

В соответствии с п.1.2 Порядка организации работы по осуществлению Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области отдельных бюджетных полномочий, Министерство является администратором доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и одновременно осуществляет функции администратора доходов бюджетной системы Российской Федерации.

В компетенцию Министерства, как главного администратора доходов бюджета, входит начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Поскольку Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области не является стороной договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, денежные средства, внесенные в счет оплаты по договору, поступили пропорционально в местный бюджет Торопецкого района Тверской области и местный бюджет города Торопец Тверской области, следует согласиться с доводами апелляционной жалобы, что на Министерство не должна возлагаться обязанность по возврату истцу средств.

Стоимость приобретенного Тенксом А.Н. имущества, согласно договору, заключенному с Комитетом по управлению имуществом Торопецкого района, составила <данные изъяты> рублей.

В связи с расторжением данного договора уплаченная покупателем сумма подлежит возврату второй стороной договора, каковой является именно Комитет по управлению имуществом Торопецкого района.

С учетом приведенных обстоятельств коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения районного суда в части возложения на Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области обязанности по возврату <данные изъяты> рублей.

Вместе с тем, поскольку в соответствии с приведенными выше нормами Министерство является администратором доходов, на него, в сложившейся ситуации, по мнению коллегии, может быть возложена обязанность по организации и обеспечению процесса возврата причитающихся Тенксу А.Н. денежных средств из бюджета.

В отношении дополнительных расходов, связанных с обустройством земельного участка, на составление отчета о рыночной стоимости земли, расходов на государственную пошлину за регистрацию права собственности, процентов, связанных с уклонением от возврата денежных средств по договору, а также судебных расходов по делу со стороны Комитета по управлением имуществом отсутствовали возражения против взыскания этих средств с названной организации.

Аналогичную позицию в суде апелляционной инстанции занимали Тенкс А.Н. и представитель администрации Торопецкого района Тверской области.

Исходя из приведенного, учитывая позицию участников процесса, судебная коллегия полагает возможным взыскать расходы на обустройство земельного участка – <данные изъяты>; проценты за уклонение от возврата денежных средств, уплаченных по договору купли-продажи – <данные изъяты>; государственную пошлину за регистрацию права собственности – <данные изъяты>; за составление отчета по определению рыночной стоимости земельного участка – <данные изъяты>, а также судебные расходы: расходы на оплату услуг представителя – <данные изъяты> и государственную пошлину – <данные изъяты>, а всего <данные изъяты> взыскать в пользу Тенкса <данные изъяты> с Комитета по управлению имуществом Торопецкого района Тверской области.

В части отказа Тенксу А.Н. в возмещении затрат на приобретение сруба, решение суда не оспаривается.

Таким образом, в части расторжения договора купли-продажи земельного участка и отказа Текнксу А.Н. в иске в отношении определенных требований (во взыскании расходов на приобретение сруба, частичного удовлетворения требований о взыскании расходов на представителя) решение суда подлежит оставлению без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Торопецкого районного суда г.Твери от 11 октября 2013 года в части возложения на Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области обязанности по возврату Тенкс <данные изъяты> денежных средств в сумме <данные изъяты> рублей, взыскания с Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области в пользу Тенкса <данные изъяты> расходов на обустройство земельного участка, процентов за уклонение от возврата денежных средств, государственной пошлины за регистрацию права собственности, за составление отчета по определению рыночной стоимости земельного участка, судебных расходов отменить, в удовлетворении названной части исковых требований Тенксу <данные изъяты> к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области отказать.

Возложить на Комитет по управлению имуществом Торопецкого района Тверской области обязанность по возврату Тенксу <данные изъяты> <данные изъяты>, уплаченных по договору купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области обязанность по организации возврата Тенксу <данные изъяты> денежных средств в сумме <данные изъяты>, уплаченных по договору купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.

Расходы на обустройство земельного участка – <данные изъяты>; проценты за уклонение от возврата денежных средств, уплаченных по договору купли-продажи – <данные изъяты>; государственную пошлину за регистрацию права собственности – <данные изъяты>; за составление отчета по определению рыночной стоимости земельного участка – <данные изъяты>, а также судебные расходы: расходы на оплату услуг представителя – <данные изъяты> и государственную пошлину – <данные изъяты>, а всего <данные изъяты> взыскать в пользу Тенкса <данные изъяты> с Комитета по управлению имуществом Торопецкого района Тверской области.

В остальной части решение Торопецкого районного суда Тверской области от 11 октября 2013 года оставить без изменения.

Председательствующий В.С.Малич

Судьи областного суда С.А.Улыбина

Н.А.Котова