ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4983/2016Г от 28.07.2016 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Жданов А.Н. Дело № 33-4983/2016 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ус Е.А.,

судей Архаровой Л.В.,Ушаковой Л.В.,

при секретаре Старцевой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании 28 июля 2016 года дело по апелляционной жалобе П на решение Удорского районного суда Республики Коми от 16 мая 2016 года, которым в удовлетворении искового заявления П к ГБУ РК «...» о признании действий незаконными, обязании произведения компенсации расходов по оплате коммунальных услуг с <Дата обезличена> в полном объеме отказано.

Заслушав доклад судьи Ус Е.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

П. обратился в суд с иском к ГБУ РК «...» (далее по тексту – ГБУ РК «...») о признании действий в части ограничения ежемесячной денежной выплаты компенсации расходов по оплате коммунальных услуг единой фиксированной суммой незаконными; обязании ответчика произвести положенные ему Законом «Об образовании» компенсационные выплаты в полном объеме, начиная с <Дата обезличена>. Указав, что является педагогическим работником и в силу закона имеет право на получение мер социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг. С 1 <Дата обезличена> в связи с изменением законодательства компенсация расходов педагогическим работникам по оплате коммунальных услуг ограничена фиксированной суммой – ... рублей, которая не покрывает всех расходов по оплате коммунальных услуг.

Истец в судебном заседании на иске настаивал.

Ответчиком, третьим лицом иск не признан.

Судом постановлено приведённое выше решение.

В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на нарушение норм материального права.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о рассмотрении данного дела в суде апелляционной инстанции. О причинах неявки лица, участвующие в деле суду не сообщили, доказательств уважительности причин таковой не представили.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив законность и обоснованность постановленного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.

Установлено, что П с <Дата обезличена> работает ... (с учетом переименования учреждения).

По сведениям ОУФМС России по ... и администрации СП «...» П с <Дата обезличена> зарегистрирован и проживает в доме <Адрес обезличен>.

Судом установлено, что истец получает меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг по категории лиц из числа педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа.

До <Дата обезличена> истцу производилась компенсация расходов по оплате коммунальных услуг исходя из фактически понесенных им расходов на основании счетов – квитанций по оплате указанных услуг. Однако начиная с <Дата обезличена> ответчиком размер предоставленных П. как педагогическому работнику ежемесячных мер социальной поддержки ограничен фиксированной суммой – 2040 рублей.

Разрешая требования и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что Законами Республики Коми от 22.12.2015 № 118-РЗ и от 01.03.2016 № 11-РЗ внесены изменения в Закон Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми», которые действуют с <Дата обезличена>.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 20 Закона № 55-РЗ компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения с учетом установленных настоящим Законом природно-климатических зон Республики Коми лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 18 настоящего Закона, составляет: южная природно-климатическая зона - в размере ... рублей; северная природно-климатическая зона - в размере ... рублей.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» дополнен предложением следующего содержания: «Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации».

Изменяя правовое регулирование вопросов предоставления мер социальной поддержки, в преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ законодатель предусмотрел, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Федерального закона, субъекты Российской Федерации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других значимых обстоятельств.

При издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием данного Федерального закона нормативных правовых актов должно быть выполнено условие о том, что при изменении после <Дата обезличена> порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены (часть 2 статьи 153 этого же Закона).

Статьей 3 Федерального закона от 29.12.2010 № 439-ФЗ установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 29.12.2010 № 439-ФЗ), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Закона.

Из системного анализа приведенного законодательства следует, что изменение формы предоставления мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение. При этом субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять меры и объем социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в их ведении.

Действующее законодательство не препятствует субъекту Российской Федерации для педагогических работников образовательных учреждений вместо предусмотренного ранее федеральным законом натурального предоставления льгот в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках установить иной порядок предоставления мер социальной поддержки - в виде ежемесячной компенсации в твердом размере, направленной на возмещение расходов по оплате жилой площади, отопления и освещения, при условии сохранения объема законно установленных педагогическим работникам мер социальной поддержки.

Согласно сведениям Минтруда ... размер компенсации, приходящийся на одного получателя в год, в ... году составлял в меньшем размере, а именно, в сумме ... руб.

Поскольку установленная Законом Республики Коми педагогическим работникам ежемесячная компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в твердом размере превышает сложившуюся сумму ежемесячной оплаты соответствующих расходов из бюджета области на одного получателя мер социальной поддержки данной категории за предыдущий год, суд правомерно отклонил доводы истца о необоснованном снижении объема мер социальной поддержки.

Ссылки истца в апелляционной жалобе о недопустимости снижения субъектом Российской Федерации размера мер социальной поддержки, которые ранее были установлены Федеральным законом, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании приведенных выше норм материального права.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил нормы материального права, дал надлежащую оценку имеющимся в материалах дела доказательствам и постановил законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Удорского районного суда Республики Коми от 16 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П - без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи -