Судья Стахнева И.М.Дело № 33-498/2015АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего
Ерютина К.И.,
судей
Горна В.Ф. и Керносенко Е.В.,
при секретаре
Изумрудовой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 2 апреля 2015 года дело по апелляционной жалобе администрации Петропавловск-Камчатского городского округа на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 22 января 2015 года, которым постановлено:
заявление прокурора города Петропавловска-Камчатского удовлетворить.
Обязать администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа организовать выполнение работ по приведению остановок общественного транспорта «Мишенная» по ул. Беринга в городе Петропавловске-Камчатском по направлению движения в сторону остановки общественного транспорта «Нефтебаза» г. Петропавловска-Камчатского, а также по направлению движения в сторону улицы Ключевская в г. Петропавловске-Камчатском, в соответствие с требованиями пунктов 5.3.1, 5.3.3 Национального стандарта РФ и ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», пунктов 1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.8, 3.10 Стандарта отрасли ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования», в срок до 1 сентября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Горна В.Ф., объяснения представителя прокурора г. Петропавловска-Камчатского Кирилловой Е.Е., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора г. Петропавловска-Камчатского обратился в суд с иском к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о возложении обязанности привести остановку общественного транспорта «Мишенная» по ул. Беринга в г. Петропавловске-Камчатском в соответствие с требованиями государственных и отраслевых стандартов. В обоснование заявленных требований указал, что организованной прокуратурой проверкой установлено ненадлежащее техническое состояние указанной остановки общественного транспорта, что нарушает права неопределенного круга лиц, являющихся участниками дорожного движения. Ссылаясь на то, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к вопросам местного значения городского округа, после неоднократного уточнения своих требований, просил возложить на ответчика обязанность организовать работы по приведению остановок общественного транспорта «Мишенная» по ул. Беринга в городе Петропавловске-Камчатском по направлению движения в сторону остановки общественного транспорта «Нефтебаза» г. Петропавловска-Камчатского, а также по направлению движения в сторону улицы Ключевская в г. Петропавловске-Камчатском, в соответствие с требованиями пунктов 5.3.1, 5.3.3 Национального стандарта РФ и ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», пунктов 1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.8, 3.10 Стандарта отрасли ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования».
В судебном заседании представитель прокурора г. Петропавловска-Камчатского Гайдук А.О. уточненные исковые требования поддержал.
Представитель администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Карпекина М.А. исковые требования не признала, указывая на то, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, поскольку дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляет специально созданное для этих целей учреждение МКУ «Управление дорожного хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа».
Представители третьих лиц муниципального казенного учреждения «Управление дорожного хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа», отдела ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю, Комитета городского хозяйства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, Департамента градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа своих представителей в судебное заседание не направили.
Рассмотрев дело, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Карпекина М.А просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального права, в удовлетворении исковых требований прокурору отказать. В обоснование повторяет доводы о том, что администрация Петропавловск-Камчатского городского округа является ненадлежащим ответчиком по делу, а также дополнительно указывает, что заявленные прокурором требования ограничивают право администрации муниципального образования на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах полномочий, предоставленных законодательством РФ.
Относительно апелляционной жалобы представителем прокурора г. Петропавловска-Камчатского поданы возражения о необоснованности ее доводов и законности решения суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда правильным.
В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно п. 5 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления также в силу положений ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Частью 3 ст. 15 указанного Федерального закона предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 2005 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» устанавливается, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Требования к содержанию дорог и элементов их обустройства, к которым отнесены остановочные пункты общественного транспорта, установлены Национальным стандартом РФ ГОСТ Р52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 № 270-ст), а также Стандартом отрасли ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» (утв. распоряжением Минтранса России от 23 мая 2003 года № ИС-460-р).
Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Петропавловска-Камчатского в апреле 2014 года совместно с отделом ГИБДД УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому проведена проверка, которой исследовано состояние остановок общественного транспорта. Установлено, что расположенная на ул. Беринга в г. Петропавловске-Камчатском остановка «Мишенная» не отвечает отдельным требованиям ГОСТ Р52766-2007, ГОСТ Р 50597-93 и ОСТ 218.1.002-2003, о чем составлен соответствующий акт. Зафиксированные в акте обстоятельства не оспорены ответчиком, как не представлено им и доказательств, указывающих на устранение выявленных нарушений после проведенной проверки.
Проанализировав полномочия органов местного самоуправления в области дорожной деятельности и установив на основании совокупности исследованных доказательств, что остановка общественного транспорта «Мишенная», как по направлению движения в сторону района остановки общественного транспорта «Нефтебаза», так и в сторону движения к улице Ключевская, не отвечают требованиям указанных ранее нормативных документов, суд первой инстанции правомерно возложил на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа обязанность организовать выполнение работ по их приведению в соответствие с требованиями действующих стандартов, для чего определил срок до 1 сентября 2015 года.
Приведенные в решении суда выводы мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
Ссылка автора жалобы на то, что содержание автомобильных дорог является предметом основной деятельности МКУ «Управление дорожного хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа» не может служить основанием для принятия иного решения по делу, поскольку на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа возложена судом обязанность организовать выполнение работ по приведению остановок общественного транспорта в соответствие с требованиями действующих стандартов, а не обязанность по их непосредственному выполнению.
Гарантированная ст. 132 Конституции Российской Федерации возможность самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, а также решать иные вопросы местного значения является не только правом, но одновременно и публичной обязанностью органов местного самоуправления. При таких обстоятельствах, является необоснованным приведенное в жалобе утверждение о том, что состоявшееся судебное постановление ограничивает право администрации муниципального образования на самостоятельное решение вопросов местного значения.
Иных доводов, позволяющих судебной коллегии переоценить установленные по делу обстоятельства и принять иное по существу решение, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая, что нормы материального права применены судом правильно, каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 22 января 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи