ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 33-4996/2020
Строка № 116 г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 октября 2010 года г. Воронеж
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего судьи Юрченко Е.П.,
судей Копылова В.В., Сошиной Л.А.,
при секретаре Боброве А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Воронежского областного суда по докладу судьи Юрченко Е.П.
гражданское дело № 2-465/2020
по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к ООО РЭК Центральный о признании неправомерной установку общедомового прибора учета тепла, перерасчете платы за коммунальные услуги,
по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 15 июня 2020 г.
(судья районного суда Клочкова Е.В.),
У С Т А Н О В И Л А :
ФИО1, ФИО2 и ФИО3 обратились в суд с иском к ООО РЭК Центральный о признании неправомерной установку общедомового прибора учета (ОДПУ) тепла в доме <адрес>, возложении обязанности на ответчика производить начисления платы за коммунальную услугу по отоплению истцам по нормативам, утвержденным Приказом Департамента ДЖКХиЭ Воронежской области № 239 от 12.12.2014 (с изменениями на 27.09.2019).
В обоснование требований истцы указали, что вышеуказанный дом, жильцами которого они являются, сдан в эксплуатацию в 1958 г., капитальный ремонт в нем не осуществлялся. По состоянию на 2011 г. дом с учетом срока службы и фактического состояния нуждался в проведении капитального ремонта, в связи с чем по смыслу пункта 1 статьи 13, пункта 1 статьи 48 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» приборы учета в нем не должны быть установлены.
Однако, в конце 2011 года управляющая компания ООО РЭК «Центральный» совместно с МКП «Воронежтеплосеть» оснастили дом общедомовым прибором учета тепловой энергии (ОДПУ), который допущен в эксплуатацию 28.11.2011, в связи с чем стоимость оплаты отопления в доме возросла в два-три раза. Кроме того, стоимость установки ОДПУ составила 162 351,08 рублей, оплату указанной суммы возложили на жильцов.
Полагая свои права нарушенными, истцы неоднократно обращались в различные органы, но получали отказ в удовлетворении требований о признании незаконной установку ОДПУ, о демонтаже счетчика и перерасчете оплаты за отопление по нормативу потребления.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с данным иском.
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 15.06.2020 в удовлетворении иска отказано в полном объеме (Т.2 л.д. 2-11)
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда, при принятии нового решения удовлетворить исковые требования. Полагает, что суд необоснованно пришел к выводу об отсутствии доказательств, что по состоянию на 2011-2012 г.г. дом не нуждался в проведении капитального ремонта, не учел год постройки дома – 1958, отсутствие капремонта в нем, а также не дал должной оценки ответу управы Центрального района г. Воронежа от 15.03.2011, подтверждающему, что дом включен в программу по капремонту. Считала, что последствия пропуска срока исковой давности применены необоснованно (Т.2 л.д. 24-27).
В судебном заседании ФИО1 поддержала доводы апелляционной жалобы.
Истцы ФИО2, ФИО3 в суд не явились. ФИО3 просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Ответчик ООО «РЭК Центральный», третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора ПАО «Квадра- Генерирующая компания» в лице филиала ПАО «Квадра» - «Воронежская генерация», МКП Воронежтеплосеть» явку представителей не обеспечили, последнее просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.
О времени и месте судебного разбирательства участники процесса извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав ФИО1, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об оставлении без удовлетворения апелляционной жалобы по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует материалов дела, истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3 проживают и являются собственниками квартир в доме 24А по ул. Плехановской г. Воронежа, производят платежи за коммунальные услуги, что подтверждается приложенными к материалам дела квитанциями (Т.1 л.д. 10-21).
Управляющей компанией данного жилого дома является ООО РЭК Центральный, ресурсоснабжающей организацией ООО МКП «Воронежтеплосеть», осуществляющее поставку тепловой энергии. С 01.03.2019 получателем платежа за отопление является филиал ПАО «Квадра» - «Воронежская генерация».
С целью ведения расчетов за фактически потребленную тепловую энергию МКП «Воронежтеплосеть» в 2011 г. установлен ОДПУ тепловой энергии в жилом доме по адресу: <...>.
Установленный ОДПУ тепловой энергии допущен в эксплуатацию в технически исправном состоянии 28.11.2011, о чем составлен Акт за подписью представителей МКП «Воронежтеплосеть», монтажной организации и управляющей компании ООО РЭК Центральный (Т.1 л.д. 142-144)
Прибор учета находится в технически исправном состоянии.
Расчеты за фактически потребленную тепловую энергию с 2012 г. производятся на основании показаний ОДПУ.
Истцы считают, что установка в жилом доме по адресу: <...> общедомового прибора учета тепловой энергии (ОДПУ) противоречит действующему законодательству, в частности, Федеральному закону №261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты». Кроме того, права нарушаются тем, что после установления в доме общедомового счетчика тепла стоимость отопления в доме по показаниям ОДПУ возросла в два-три раза.
В связи с установкой ОДПУ тепловой энергии в жилом доме истцами направлялись заявления в прокуратуру Центрального района, Государственную жилищную инспекцию, в управляющую компанию и другие органы, что подтверждается приложенными к материалам дела сообщениями, однако их требования по демонтажу общедомового счетчика и оплате услуг по общим нормативам не были удовлетворены (Т.1 л.д.22-38, 42-43, 84-88, 98, 105-109, 111, 150-153, 207-208).
В соответствии части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывает исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту, а также объекты, максимальный объем потребления природного газа, которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа), на многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает семьдесят процентов и которые не включены в соответствии с жилищным законодательством в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в связи с принятием нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации решения об их сносе или реконструкции, на многоквартирные дома, которые включены в программу реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, и в которых мероприятия, выполняемые в соответствии с указанной программой, должны быть реализованы в течение трех лет.
В соответствии с п. 5 ст. 13 вышеуказанного Закона до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
При этом граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
Таким образом, требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов, являющихся обязательными для исполнения в срок до 01.07.2012, не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013, а также объекты, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии), но и не запрещают установку приборов в жилых домах с нагрузкой менее 0,2Гкал в час. Также не подлежат оснащению общедомовыми приборами учета дома, в которых отсутствует техническая возможность установки таких приборов учета, определенная по критериям, установленным приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения».
Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из недоказанности, что на момент установки ОДПУ ТЭ МКД (в 2011 году) и в срок до 01.01.2013 дом № 24А по ул. Плехановской г. Воронежа подлежал капитальному ремонту, включая системы теплоснабжения, что признан ветхим или аварийным.
Вывод сделан с учетом анализа содержания многочисленных сообщений, основанных на материалах проверки соответствующих органов, в частности, Государственной жилищной инспекции Воронежской области, проводившей проверку по фактам обращений жильцов дома (Т.1 л.д. 27, 33-34), Департамента городского хозяйства УЖКХ (Т.1 л.д. 85-86), Департамента ЖКХ и энергетики Воронежской области от 10.03.2017 (Т.1 л.д. 22-24), согласно которым жильцам дома сообщено, что в соответствии с новой редакцией программы проведение капитального ремонта дома №<адрес> предусмотрено по следующим видам работ: в 2020-2022 годах - ремонт системы теплоснабжения, ХВС, электроснабжения, ремонт крыши, подвальных помещений и фасада; в 2023-2025 годах - ремонт системы водоотведения и фундамента (также имеется информация согласно сведениям с официального сайта ФКР по Воронежской области) (Т.1 л.д. 179).
Ответ управы Центрального района городского округа г. Воронеж от 15.03.2011, на который истцы ссылаются в подтверждение нуждаемости дома по состоянию на 2011 г. (Т.1 л.д. 207), вопреки их позиции не свидетельствует, что дом включен в программу капитального ремонта, указано лишь на рассмотрение данного вопроса.
Экспертные исследования по итогам обследования состояния вышеуказанного дома, содержат выводы по состоянию на 2013, 2015, 2017 г.г., но не на дату установки прибора (Т.1 л.д. 89-97, 100-104, 159-165). Сам по себе год возведения дома и введения его в эксплуатацию не свидетельствует бесспорно о том, что он подлежит капремонту.
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 09.12.2014 отказано в удовлетворении иска жильцов указанного дома к администрации городского округа г. Воронеж о возложении обязанности по проведению капремонта за счет бюджета города (Т.1 л.д. 145-149).
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции небезосновательно пришел к выводу об отсутствии относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих, что дом по вышеуказанному адресу подлежал капитальному ремонту до 01.01.2013.
Истцы в обоснование своих требований о незаконной установке и эксплуатации ОДПУ ТЭ ссылаются на п. 2.4.2. Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», который гласит, что при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ, производящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении N 8, и п. 6 указанного приложения, который звучит так: «Установка приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание, а также установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды (при замене сетей)».
Данные положения Постановления № 170 регулируют деятельность организаций в рамках проведения капитального ремонта, однако не свидетельствуют о незаконности установки и эксплуатации ОДПУ ТЭ.
Управляющей организацией ООО «РЭК Центральный» в государственную жилищную инспекцию Воронежской области представлены акты допуска в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии, в частности от 01.10.2015, 14.09.2016, 08.06.2017, 01.10.2018, согласно которым прибор учета находится в рабочем состоянии.
Истцы, согласно исковому заявлению, указывали на ненадлежащий порядок оплаты услуг «Отопления».
В соответствии с ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с Федеральным законом о таком кооперативе.
Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги установлен «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
В соответствии с п. 42 (1) Правил № 354 размер платы за коммунальные услугу по отоплению в МКД 24 А по ул. Плехановская г. Воронежа определяется управляющей компанией, исходя из фактических показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, потребители многоквартирного дома по вышеуказанному адресу оплачивают услугу только в отопительный период.
Согласно подпункту «е» пункта 31 Правил № 354, при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исполнитель ежемесячно снимает показания прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносит полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета.
Потребители оплачивают тепловую энергию только с использованием фактических объемов потребления тепловой энергии, зарегистрированных общедомовыми приборами учета за предыдущий месяц. При этом, фактическое потребление тепловой энергии, зарегистрированное ОДПУ, каждый месяц разное и зависит от температуры наружного воздуха, периода за который были сняты показания прибора учёта (количество дней).
Таким образом, доказательств каких-либо нарушений в части внесения оплаты за потребляемую тепловую энергию не представлено.
С учетом установленных выше обстоятельств, существующего правового регулирования спорных правоотношений суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истцами не представлено доказательств в подтверждение тех обстоятельств, на которых они основывали свои исковые требования, в частности, доказательств незаконной установки общедомового прибора учета тепловой энергии, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Наряду с изложенным, судебная коллегия принимает во внимание, что судом истцам отказано в удовлетворении иска и ввиду пропуска срока исковой давности, о применении которой заявлено ООО «РЭК Центральный», что по смыслу части 2 статьи 199 ГПК РФ является самостоятельным основанием для отказ в удовлетворении иска.
Проверив законность решения суда в указанной части, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения. По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования (п. 2 ст. 200 ГКРФ).
Как следует из материалов дела, ОДПУ тепловой энергии в жилом доме по адресу: <...> установлен в 2011 году. ОДПУ тепловой энергии допущен в эксплуатацию в технически исправном состоянии 28.11.2011. С 2012 г. начисление оплаты производилось по счетчику. Истцами ежемесячно производилась оплата начислений за тепловую энергию, в связи с чем им было известно о наличии ОДПУ тепловой энергии с указанного периода.
Иск подан в суд 19.12.2019, то есть с пропуском установленного 3-х летнего срока, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
При этом суд первой инстанции дал надлежащую оценку доводам истцов относительно того, что срок исковой давности не следует исчислять с 24.07.2019, на чем они настаивали, ссылаясь, что в этот день узнали о нарушении своего права, т.к. Управляющая компания отказала в удовлетворении требований жильцов об отключении ОДПУ.
Суд правомерно исходил, что об установке счетчика истцы должны были узнать с 2011-2012 г.г. из квитанций об оплате коммунальных услуг, тем более, что они производили платежи. Помимо этого, в своих многочисленных обращениях в ГЖИ, прокуратуру, в адрес управляющей компании (в частности ответ УК об установке ОДПУ от 26.01.2015), МКП Воронежтеплосеть в 2015 г. (л.д. 32) указывали на необоснованность начисление платы за теплоэнергию, в том числе в связи с установкой ОДПУ тепловой энергии, который с 2011 года не меняли.
Ссылки истцов на то, что потребление услуг по отоплению носит длящийся характер с учётом сезонности, суд первой инстанции признал безосновательными, поскольку истцы просили признать неправомерным именно установку общедомового прибора учета тепла, при этом не оспаривали сезонные начисления коммунальных оплат за теплоэнергию.
В связи с отказом в удовлетворении исковых требований о признании неправомерной установки общедомового прибора учета (ОДПУ) тепла в доме, производные требования об обязании начислять плату за коммунальную услугу по отоплению по нормативам, судом верно отклонены.
Другие доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, основаны на субъективном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, при этом не содержат ссылок на обстоятельства, подтверждающие наличие оснований, предусмотренных законом для отмены или изменения решения.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Центрального районного суда г. Воронежа от 15 июня 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии