ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4999 от 29.05.2013 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья:Толмачева И.П.

Дело №33-4999

29.05.2013 г.

Апелляционное определение

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего Лаврентьева В.Ю.,

Судей Валуевой Л.Б., Опалевой Т.П.,

При секретаре Цыганковой Е.С.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 29 мая 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе Горюнова С.Г. на решение Свердловского районного суда г. Перми от 22 ноября 2012 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Горюнова С.Г. к ГУ МВД России по Пермскому краю о признании незаконным и необоснованным отказа от 04.07.2012г. №б/2-Г-8 в назначении пенсии по выслуге лет с 01.01.2012г. в соответствии с Законом РФ №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", возложении обязанности на ГУ МВД России по Пермскому краю произвести расчет выслуги лет для назначения пенсии в соответствии с Законом РФ №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", включив в выслугу лет периоды прохождения службы в вооруженных силах и работу судьей, возложении обязанности на ГУ МВД России по Пермскому краю назначить пенсию истцу по выслуге лет.»

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Валуевой Л.Б., объяснения истца Горюнова С.Г., настаивавшего на доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия

Установила:

Горюнов С.Г. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Пермскому краю о признании незаконным отказ ответчика от 04.07.2012г. №б/2-Г-8 в назначении пенсии по выслуге лет с 01.01.2012г. в соответствии с Законом РФ №4468-1, возложении обязанности произвести расчет выслуги лет для назначения пенсии в соответствии с Законом РФ №4468-1, включив в выслугу лет периоды прохождения службы в вооруженных силах и работу судьей, возложении обязанности назначить пенсию по выслуге лет.

Заявленные требования мотивировал следующим: согласно Закону РФ №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» имеет стаж службы для назначения пенсии 21 год и 3 месяца. С 21.05.1990г. по 16.04.1992г. проходил службу в рядах Советской армии (военную службу по призыву). Срок военной службы равен 1 году 10 месяцев 25 дней. Далее проходил службу в органах внутренних дел с 01.06.1992г. по 20.03.2002г., всего 9 лет 9 месяцев 19 дней. Последняя занимаемая должность в органах внутренних дел «преподаватель учебного центра в г.Березники при ГУВД Пермской области». Уволен в специальном звании «старший лейтенант милиции». Далее был период работы судьей Березниковского городского суда Пермского края с 03.06.2002г. по 19.12.2011г., всего 9 лет 6 месяцев 16 дней. Решением квалификационной коллегии судей Пермского края от 19.12.2011г. №10.3/3 полномочия истца как судьи прекращены на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 14 Закона РФ «О статусе судей в РФ» в связи с выходом в почетную отставку. Всего срок службы на вышеуказанных должностях составил 21 год 03 месяца. Согласно ст.38 Федерального закона №342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном настоящим законом. В силу ч,2 ст.З ФЗ №342-Ф3 в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются: 1) период замещения сотрудником органов внутренних дел должностей в органах внутренних дел; 5) период прохождения гражданином военной службы; 9) период работы судьей. Согласно ч.4 ст.38 данного закона в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются: 1) для назначения пенсии за выслугу лет -периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи (в календарном или льготном исчислении). Истец полагает, что в связи с изложенными положениями закона период его работы судьей включается в стаж службы в органах внутренних дел, соответственно, у него возникает право на получение пенсии по выслуге лет.

В судебном заседании Горюнов СТ. на удовлетворении заявленных требований настаивал.

Представитель ответчика иск не признала.

Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Горюнов С.Г., полагая его незаконным и необоснованным в связи с противоречивостью и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права. Суд не учел, что согласно ст. 38 Федерального закона № 342-ФЗ стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в целях назначения пенсии за выслугу лет. В стаж службы период работы в должности судьи входит. По смыслу ст. 18 Закона № 4468-1 и ст. 38 Закона № 342-ФЗ вышеперечисленные периоды службы должны быть включены в стаж при разрешении вопроса о назначении пенсии но выслуге лет. В силу ст. 2 закона № 58-ФЗ « О системе государственной службы Российской Федерации» военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы. Согласно ст. 14 данного закона в стаж государственной службы одного вида включаются периоды государственной службы других видов. Согласно ст. 2 Федерального закона № 166-ФЗ « О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» стаж государственной службы определяется как суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных служащих и при исчислении размера этой пенсии. Выводы суда о том, что нормы закона № 342-ФЗ от 30.11.2012 года не могут быть учтены при рассмотрении заявленных исковых требований, не обоснованы. Из буквального толкования ст. 96 Закона № 342-ФЗ с учетом иных норм данного закона следует, что в данной статье идет речь о периодах работы ранее засчитываемых в стаж службы для исчисления выслуги лет, но не поименованных уже в новом указанном Законе. На правоотношения по данному делу положения ст. 96 Закона не распространяются. До вступления закона № 342- ФЗ в силу стаж работы судьей засчитывается в период исчисления выслуги для получения пенсии. Ст. 38 Закона № 342-ФЗ не содержит в себе каких-либо ограничений в части исчисления пенсии по выслуге лет лицам, проработавшим судьей. В данной норме не указано, что поименованные периоды службы (работы) включаются в выслугу лет при условии службы ( работы) только после вступления закона в силу. Исходя из общих принципов пенсионного законодательства новые законы, улучшающие положение лиц, имеющих право на получение пенсии, подлежат безусловному применению. Суд не учел, что на день выхода в отставку с должности судьи ( т.е. увольнения со службы с учетом включения периода работы судьей в стаж) истец имел общий стаж-службы, дающий право на пенсию по выслуге лет. Исчисление выслуги лет по закону № 4468-1 определяется именно и только статьей 18 указанного закона. Выводы суда о невозможности зачета периода работы судьей в выслугу лет для назначения пенсии в связи с невозвращением истца в органы внутренних дел также не основаны па законе. Право на получение пенсии по выслуге лет не должно быть обусловлено возвращением на службу в органы внутренних дел. Увольнение лица по собственному желанию не влияет на его право обратиться за получением пенсии. Какие-либо условия зачета периода работы судьей в стаж-службы в органах внутренних дел в данных законах отсутствуют. В указанном случае общий стаж истца в совокупности составляет более 20 лет в календарном исчислении, что дает ему право на получение пенсии по выслуге лет, предусмотренной Законом №4468-1. Обязанность по исчислению пенсии возникает у государственного органа с момента обращения гражданина за реализацией своего права на получение пенсии. Согласно ст 53 Закона № 4468-1 при несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда оставить без изменения.

Проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468( ред. от 08.11.2011, с изм. от 12.11.2012)»О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контрою за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются:

а) на следующие категории лиц:

лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей);

лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей);

лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей);

лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона,, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.В соответствии со ст.6 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.

Согласно ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в упреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.

Согласно ч.1 ст.98 Федерального закона от 30.11.2011г. №342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные, законодательные акты Российской Федерации» указанный Федеральный закон вступил в силу с 01.01.2012г.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, предоставления иных социальных гарантии, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.

В стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются: 1) период замещения сотрудником органов внутренних дел должностей в органах внутренних дел;

9) период работы судьей.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" взаимосвязь службы в органах внутренних дел и государственной службы иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы и принципов ее построения и функционирования, а также посредством учета стало службы в органах внутренних дел при исчислении станса государственной службы иных видов.

В силу ст. 96 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел в соответствии с настоящим Федеральным законом засчитываются периоды службы (работы), которые были ранее включены (подлелсали включению) в установленном порядке в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел, а также периоды службы (работы) па должностях в этих органах в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела следует: Горюнов С.Г., /дата рождения/, с 21.05.1990 г. по 16.04.1992г. служил в рядах Советской Армии, с 01.06.1992г. но 20.03.2002г. служил в органах внутренних дел непрерывно девять лет девять месяцев 19 дней, 20.03.2002г. истец был уволен по ст. 19 Закона РФ «О милиции» п «А» (по собственному желанию). Выслуга лет на день увольнения составляет 11 лет 07 месяцев 28 дней, в льготном исчислении нет.

03.06.2002г. назначен на должность мирового судьи участка № 48 г.Березники Пермской области на 3-х летний срок полномочий. 10.01.2005 г. истец был исключен из штата мировых судей Пермской области в связи с назначением па должность судьи Березниковского городского суда Пермской области, 11.01,2005 г. назначен судьей Березниковского городского суда Пермской области на 3-летний срок полномочий. 01.02.2008г. истец осуществлял полномочия судьи до назначения в суд судьей на эту должность по п.6 ст. 11 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». 10.07.2008г. назначен на должность судьи Березниковского городского суда Пермского края без ограничения срока полномочий. 19.12.2011г. полномочия истца как судьи Березниковского городского суда Пермского края прекращены на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 14 Закона РФ «О статусе судей в РФ» в связи с выходом в почетную отставку.

05.06.2012 г. Горюнов С.Г. обратился к ответчику с заявлением, в котором просил произвести расчет выслуги лет для назначения пенсии в соответствии с Законом РФ №4468-1, включив в выслугу лет периоды прохождения им службы в вооруженных силах и работу судьей; назначить пенсию по выслуге лет с 01.01.2012г. в соответствии с Законом РФ

№4468-1.

04.07.2012 г. в адрес истца был направлен ответ ГУ МВД России по Пермскому краю (per. Номер 6/2-Г-8), в котором указано, что заявление Горюнова С.Г. рассмотрено. В соответствии с разделом II статьей 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" права на получение пенсии по линии МВД России у Горюнова С.Г. не имеется, так как выслуга на момент увольнения из органов внутренних дел составляла менее 20 лет и он был уволен по собственному желанию; Горюнову С.Г. было предложено обратиться к работодателю по последнему месту работы.

Согласно справки Управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 2131 от 05.09.2012г. Горюнов С.Г. не является получателем пенсии и других социальных выплат.

Установив обстоятельства дела, проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

Делая такой вывод, суд исходил из следующего: действие Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на правоотношения истца с ответчиком не распространяется, поскольку на момент увольнения истца со службы в органах внутренних дел данный закон не был принят, после работы судьей истец не трудоустраивался на службу в органы внутренних дел, полномочия истца как судьи прекращены 19.12.2011г.; из ст. 13 Закона РФ от 12.02.] 993 N 4468-1 следует, что право на пенсию по выслуге лет имеют лица, имеющие на день увольнения со службы выслугу лет 20 лет и более, право истца на пенсию по выслуге лет в органах внутренних дел не возникло, соответственно, обязанность ответчика по назначению пенсии по выслуге лет не наступила.

Выводы суда о необоснованности заявленных исковых требований являются обоснованными и мотивированными.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о неправильности постановленного решения и не влекут его отмену.

Обстоятельством, имеющим основное значение для рассмотрения данного спора, является то, что на момент обращения с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет исгец не являлся сотрудником органов впугреппих дел (не является лицом рядового и начальствующего состава органов внутренних дел).

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.

На момент увольнения со службы в органах внутренних дел истец имел выслугу 11 лет 07 месяцев 28 дней, то есть право на получение пенсии у него не возникло.

Проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что истец ошибочно исходит из того, что, поскольку период работы судьи включается в выслугу лет, то увольнение с должности судьи является увольнением со службы в органах внутренних дел, что дает ему право на назначение пенсии по выслуге лет службы в органах внутренних дел.

Согласно ст. 18 Закона РФ №4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, проходившим службу в органах внутренних дел определяется Правительством РФ.

В соответствии с п.5 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии

,военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

В пункте 1 Постановления установлены периоды, которые засчитываются в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Федеральный закон от 30.11.2011г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на момент увольнения истца из органов внутренних дел в 2002г. не был принят, согласно ч. 1 ст.98 указанный Федеральный закон вступил в силу с 01.01.2012г.

Таким образом, право на пенсию по выслуге лет службы в органах внутренних дел Горюнов С.Г. не имеет.

Правовых доводов, влекущих отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Исходя из изложенного, решение суда является законным и обоснованным.

Руководствуясь ст.ст. 193, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила:

Решение Свердловского районного суда г. Перми от 22 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Горюнова С.Г. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: