ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-499/2014 от 29.01.2014 Тюменского областного суда (Тюменская область)

 Дело № 33-499/2014

 Апелляционное определение

     г. Тюмень

  29 января 2014 года

 Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

     председательствующего:

  Лаврентьева А.А.

   судей:

  ФИО1 и ФИО2

   с участием прокурора:

  ФИО3

   при секретаре:

  ФИО4

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации города Ишима в лице представителя ФИО5, действующей на основании письменной доверенности №<.......> от <.......> года, на решение Ишимского городского суда Тюменской области от 12 ноября 2013 года, которым постановлено:

 «Исковые требования Прокурора Голышмановского района в интересах Ф. – удовлетворить.

 Обязать Правительство Тюменской области предоставить Ф., <.......> года рождения, благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м., отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории городского округа – город Ишим Тюменской области.

 Обязать Администрацию города Ишима Тюменской области заключить с Ф. договор найма специализированного жилого помещения после предоставления Правительством Тюменской области Ф. жилого помещения из специализированного жилищного фонда Тюменской области».

 Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Лаврентьева А.А, судебная коллегия

 установила:

 Прокурор Голышмановского района Тюменской области в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд в защиту интересов Ф, с иском к Правительству Тюменской области, Администрации города Ишима и просил обязать Правительство Тюменской области предоставить Ф жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории городского округа города Ишима Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м. и возложить на Администрацию города Ишима обязанность заключить с Ф договор найма специализированного жилого помещения.

 Требования мотивированы тем, что Ф <.......> года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать Ф решением Голышмановского районного суда от 14 апреля 2003 года лишена родительских прав, сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. С 8 мая 2003 года Ф воспитывалась в детском государственном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей города Ишима. 25 октября 2005 года она была передана на патронатное воспитание, а 1 января 2008 года в приёмную семью З.., у которой проживала и воспитывалась до достижения совершеннолетия. <.......> года после заключения брака с Ф, Ф присвоена фамилия Ф. До настоящего времени Ф. жильём не обеспечена, закреплённого жилого помещения не имеет, в списке по Голышмановскому муниципальному району состоит в очереди под №<.......>.

 Помощник прокурора Голышмановского района Тюменской области Сердечная А.С. и истица Ф в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении.

 Представитель ответчика Правительства Тюменской области ФИО6, действовавшая на основании письменной доверенности №<.......> от <.......> года (л.д.44), в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку понятие внеочередного предоставления жилого помещения лицам данной категории исключено.

 Представитель ответчика Администрации города Ишима ФИО7, действовавшая на основании письменной доверенности №<.......> от <.......> года (л.д.63), возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку Администрация города Ишима не отказывала Ф в предоставлении жилья, а обязательство по заключению договора найма специализированного жилого помещения Администрация может исполнить только после предоставления жилья Правительством Тюменской области.

 Суд, рассмотрев дело, постановил указанное выше решение, с которым не согласен ответчик Администрация города Ишима в лице представителя ФИО5, действующей на основании письменной доверенности №<.......> от <.......> года.

 В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает, что судом неправильно применены нормы ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и как следствие сделан ошибочный вывод относительно того, что указанный закон не ставит право на предоставление жилья по достижению совершеннолетия в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади, от обеспечения жильём других очередников, от времени постановки на учёт, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилья. В соответствии с п. «к» ч.1 ст.72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Часть 1 ст.5 Жилищного кодекса РФ содержит аналогичные нормы. Согласно ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ. Реализуя принцип совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в сфере жилищного законодательства, федеральный законодатель наделил субъекты РФ правом самостоятельно определить порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. Постановлением Правительства Тюменской области №583-п от 29 декабря 2012 года утверждён порядок ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений. Ф включена в список приказом отдела по опеке, попечительству и охране прав детства Голышмановского района №183 от 19 марта 2013 года с 6 марта 2013 года, номер её очереди – <.......>, поэтому получение жилого помещения Ф возможно только по списку.

 В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Голышмановского района Тюменской области Ануфриева И.А. и помощник Ишимского межрайонного прокурора Тюменской области Сердечная А.С. просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, заслушав заключение прокурора, полагавшего жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия находит апелляционную жалобу Администрации города Ишима обоснованной, а решение суда - подлежащим отмене по следующим основаниям.

 Как следует из материалов дела, Ф, <.......> года рождения (л.д.9-11), является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать Ф, <.......> года рождения, решением Голышмановского районного суда Тюменской области от 14 апреля 2003 года лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, в том числе Ф (л.д.22-23), сведения об отце были внесены в свидетельство о рождении на основании заявления матери (л.д.10).

 Распоряжением Администрации Объединенного муниципального образования Голышмановского района от <.......> года №<.......> Ф определена в государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение (л.д.24).

 Постановлением Главы города Ишима от 25 октября 2005 года Ф передана на патронатное воспитание З. (л.д.26).

 В 2011 году Ф. окончила обучение в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении Плешковской средней общеобразовательной школе с. Плешково Ишимского муниципального района Тюменской области и получила среднее (полное) общее образование, о чём 24 июня 2011 года ей выдан аттестат (л.д. 14-15).

 6 сентября 2011 года между Ф и Ф заключён брак, жене присвоена фамилия Ф (л.д.12).

 Приказом Департамента социального развития Тюменской области от <.......> года №<.......> Ф включена с <.......> года в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Голышмановского муниципального района, номер по списку – <.......> (л.д.29-33).

 До настоящего времени Ф жильём не обеспечена, собственником либо иным владельцем объекта недвижимости не является, как и не является членом семьи собственника либо нанимателя жилого помещения, жилое помещение за ней не закреплялось (л.д.16-21).

 Удовлетворяя исковые требования прокурора Голышмановского района, суд первой инстанции мотивировал тем, что выполнение гражданско-правовых обязательств органов власти не может быть поставлено в зависимость от каких-либо обстоятельств, что прямо предусмотрено Постановлением Правительства Тюменской области от 28 декабря 2012 года №565-п «О мерах по обеспечению реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на жилые помещения».

 С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может ввиду неправильного применения действующего законодательства.

 В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 Согласно статье 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

 В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в действующей в настоящее время редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

 Таким образом, законодательством Российской Федерации установление порядка предоставления жилых помещений лицам указанной категории делегировано субъектам Российской Федерации. Действующее законодательство Российской Федерации такого порядка не устанавливает. В частности, в нём отсутствуют нормы о предоставлении специализированного жилья детям сиротам и приравненным к ним категориям граждан во внеочередном порядке.

 Во исполнение положений ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» субъектом Российской Федерации – Тюменской областью были внесены изменения в Закон Тюменской области «О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области», а также Постановлением Правительства Тюменской области от 29 декабря 2012 года №583-п принят «Порядок ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений».

 Законом Тюменской области от 7 октября 1999 года №137 (в редакции от 3 октября 2012 года) «О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» установлены категории граждан, нуждающиеся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, порядок их учёта и предоставления им жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области, порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда.

 В соответствии со статьёй 30.1 указанного Закона Тюменской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям (лицам), оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области в порядке, установленном Правительством Тюменской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Тюменской области по договорам найма специализированных жилых помещений.

 Согласно статье 30.2. в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии со ст.30.1 настоящего Закона, включаются дети (лица), оставшиеся без попечения родителей и достигшие возраста 14 лет. Порядок ведения Списка определяется Правительством Тюменской области.

 Постановлением Правительства Тюменской области от 29 декабря 2012 года №583-п утверждён «Порядок ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений».

 В соответствии с пунктом 4.1. указанного Порядка решение о предоставлении лицам, указанным в п.2.1 настоящего Порядка, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения принимается уполномоченным органом (органом местного самоуправления - в случае наделения государственным полномочием по принятию решений о заключении договоров найма специализированного жилого помещения) в разрезе муниципальных районов и городских округов исходя из даты включения указанных лиц в Список в порядке очередности, а также возникновения оснований для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

 В соответствии с подпунктом «б» п.2.1 Порядка в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Список), включаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, достигшие возраста 14 лет, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее состоявшие на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не реализовавшие принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.

 Кроме того, Федеральный закон от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ указал, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до 1 января 2013 года, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ (т.е. жилыми помещениями по договорам социального найма и во внеочередном порядке).

 Поскольку истица Ф до 1 января 2013 года не реализовала принадлежащее ей право на обеспечение жильём по договору социального найма и во внеочередном порядке, то на неё в полном объёме распространяются положения действующего в настоящее время законодательства Российской Федерации и законодательства субъекта Российской Федерации, к которому, в том числе, относится Тюменская область, об обеспечении детей-сирот и приравненных к ним категорий граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

 Довод прокурора о том, что положение п.4.1 «Порядка ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений» противоречит законодательству Российской Федерации, не может быть признан обоснованным, поскольку прокурором не указано какой именно норме права федерального законодательства установление порядка предоставления детям-сиротам специализированного жилого помещения в соответствии со Списком и в порядке очерёдности прямо противоречит.

 Каких-либо противоречий в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, между Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и законодательством Тюменской области – Законом «О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области», «Порядком ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений», утверждённым Постановлением Правительства Тюменской области от 29 декабря 2012 года №583-п, судебная коллегия не усматривает. Положения указанных выше нормативных актов Тюменской области в установленном законом судебном порядке никем (в т.ч. прокурором) не оспорены и не признаны в какой-либо части недействующими, а потому подлежат применению.

 Ссылка прокурора на абзац 3 части 1 статьи 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» как на основание внеочередного предоставления жилья не может быть признана состоятельной, поскольку указанная норма содержит основания возникновения права по предоставлению детям-сиротам и приравненных к ним категорий граждан жилыми помещениями (достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях), но реализацию такого права связывает с наличием соответствующего заявления указанных выше лиц в письменной форме.

 Такая письменная форма также предусмотрена «Порядком ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений», утверждённым Постановлением Правительства Тюменской области от 29 декабря 2012 года №583-п, и соответствующая форма заявления о предоставлении жилья содержится в Приложении №2.

 Из материалов дела следует, что истица 1 октября 2010 года достигла возраста 18 лет, 24 июня 2011 года окончила среднюю общеобразовательную школу (л.д.14), но в установленном ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и пунктом 3.1 «Порядка ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений» порядке (а именно с письменным заявлением) в уполномоченный Правительством Тюменской области орган о предоставлении ей жилья из специализированного жилищного фонда Тюменской области не обращалась, в связи с чем у Правительства Тюменской области не возникла обязанность по предоставлению ей жилья из специализированного жилищного фонда, а у Администрации г. Ишима не возникла обязанность по заключению договора найма специализированного жилого помещения.

 В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу о том, что получение истицей, как лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилья из специализированного жилищного фонда Тюменской области возможно в порядке очерёдности, сформированной в соответствии со Списком, который ведёт Департамент социального развития Тюменской области, и в соответствии с установленным Порядком процедурой предоставления жилья и заключения договора найма специализированного жилого помещения, а также на основании соответствующего письменного заявления, которое истицей Ф в Правительство Тюменской области не подано.

 Таким образом, поскольку в настоящее время правовые нормы о внеочередном порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (который ранее содержался в части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации), утратили силу, законодательством Российской Федерации установление порядка предоставления жилых помещений лицам указанной категории предоставлено субъектам Российской Федерации, в т.ч. Тюменской области, законодательством которой получение жилья предусмотрено в порядке очерёдности, сформированной в соответствии со Списком, а истица по Голышмановскому муниципальному району Тюменской области находится в Списке под №<.......> (л.д.31-33), либо на основании соответствующего заявления, которое ею в установленном порядке не подано, то судебная коллегия приходит к выводу о том, что в настоящее время отсутствуют законные основания для возложения на ответчиков обязанности предоставить ей жильё специализированного жилищного фонда Тюменской области и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения.

 В связи с изложенным судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба является обоснованной, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

 Руководствуясь ст.ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 определила:

 Решение Ишимского городского суда Тюменской области от 12 ноября 2013 года отменить и принять по делу новое решение:

 «В удовлетворении исковых требований прокурора Голышмановского района в интересах Ф к Правительству Тюменской области, Администрации города Ишима об обязании Правительства Тюменской области предоставить Ф жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории городского округа города Ишима Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м. и возложении на Администрацию города Ишима обязанность заключить с Ф договор найма специализированного жилого помещения отказать».

 Председательствующий:

 Судьи коллегии: