ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33-5000/2019
12 марта 2019 года город Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Черчага С.В.
судей Гибадуллиной Л.Г.
Низамовой А.Р.
при секретаре Исмагилове А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 декабря 2018 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о присвоении звания «Ветеран труда» - отказать.
Заслушав доклад судьи Низамовой А.Р., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился с иском к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда», возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда», выдать соответствующее удостоверение.
В обосновании иска указал, что 12 сентября 1979 года его приняли дублером помощника электровоза в локомотивное депо ДЕМА Куйбышевской железной дороги, где он проработал до 31 августа 2016 года, при этом в качестве машиниста электропоезда он проработал с 01 апреля 1981 года по 31 августа 2016 года. С 30 августа 2013 года является получателем страховой пенсии и его страховой стаж составляет 39 лет.
Приказом №... от 22 июля 2010 года президента ОАО «Росийские железные дороги» за гарантированное обеспечение безопасности движения поездов, безупречное выполнение должностных обязанностей и выполненный безаварийный пробег на локомотиве истец награжден знаком «За безаварийный пробег на локомотиве 500000 км», о чем в трудовую книжку внесена запись.
ФИО1 с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» обратился в отдел филиала ГКУ РЦСПН по г. Уфе в Демском районе. Приказом Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан №... от 10 сентября 2018 года истцу в присвоении звания «Ветеран труда» отказано.
С данным отказом истец не согласен, считает его незаконным.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить. В обоснование жалобы указывает, что в приложении № 8 к Постановлению Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2004 года № 272 содержится Перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», в соответствии с которым к ведомственным знакам отличия в труде отнесен нагрудный знак «За безаварийный пробег на локомотиве 500000 км». Знак «За безаварийный пробег на локомотиве 500000 км» следует учитывать в качестве ведомственного знака отличия в труде, поскольку данный знак был учрежден за многолетнюю и плодотворную работу для работников железнодорожного транспорта в системе Министерства путей сообщения Российской Федерации. Реформа железнодорожного транспорта путем приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта и создание единого хозяйствующего субъекта ОАО «Российские железные дороги» не должны ущемлять права и законные интересы лиц на получение социальных гарантий, которые предоставлены лицам, награжденным ведомственными знаками отличия в труде. Выводы суда о том, что ОАО «Российские железные дороги» не является Министерством, ведомством Российской Федерации, знак не относится ведомственным знакам отличия в труде, неверные. Общеизвестным обстоятельством является то, что в ведении ОАО «Российские железные дороги» находится организация железнодорожных перевозок в Российской Федерации, данная организация заменила собой Министерство путей сообщения Российской Федерации в области организации железнодорожного сообщения. С учетом приведенного ОАО «Российские железные дороги» является ведомством.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся в суд апелляционной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав ФИО1, его представителя ФИО2, представителя ответчика ФИО3, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с Приложением № 7 - Положением «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2004 года № 272, звание «Ветеран труда» в Республике Башкортостан присваивается лицам: а) награжденным орденами и (или) медалями, либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; б) начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин; в) награжденным в соответствии с законодательством Республики Башкортостан государственными наградами либо удостоенным почетных званий Республики Башкортостан и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.В приложении № 8 к Постановлению Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2004 года № 272 содержится перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда».
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что знак «За безаварийный пробег на локомотиве 500000 км» нельзя отнести к государственным наградам и почетным званиям, а ОАО «Российские железные дороги» не является Министерством, ведомством Российской Федерации, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, а доводы апелляционной жалобы находит подлежащими отклонению.
Знаком «За безаварийный пробег на локомотиве 500000 км» истец награжден на основании приказа ОАО «Российские железные дороги».
В соответствии с гл. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» акционерным обществом признается коммерческая организация, преследующая цели извлечения прибыли в качестве основной своей цели.
Как следует из организационно-правовой формы, открытое акционерное общество (ОАО) «Российские железные дороги» является коммерческой организацией, не осуществляющей каких-либо функций государственного управления.
Каких-либо нормативных актов, действовавших на момент награждения истца знаком «За безаварийный пробег на локомотиве 500000 км» и относивших ОАО «Российские железные дороги» к федеральным органам исполнительной власти (министерствам, ведомствам, федеральным службам, агентствам), правомочным учреждать государственные награды и почетные звания от имени Российской Федерации, не имеется.
Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года № 636, в которой ОАО «Российские железные дороги» не поименовано.
В соответствии с названным Указом Президента Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере железнодорожного транспорта, является Министерство транспорта Российской Федерации (образовано Указами Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 314, 20 мая 2004 года № 649), которому предоставлены полномочия учреждения в установленном порядке знаков отличия и ведомственных наград и награждения ими граждан за высокие достижения в установленной сфере деятельности.
В перечень ведомственных наград Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденный Приказом Минтранса России от 18 октября 2005 года № 130, знак «За безаварийный пробег на локомотиве 500000 км» не входит.
Награждение истца знаком «За безаварийный пробег на локомотиве 500000 км» производилось не от имени Министерства транспорта Российской Федерации, а от имени ОАО «Российские железные дороги».
Таким образом, вопреки доводам жалобы, факт награждения истца знаком от имени акционерного общества не имеет правового значения для решения вопроса о праве истца на присвоение звания «Ветеран труда».
Доводы апелляционной жалобы о том, что отрасль железнодорожного транспорта, в которой осуществляет свою деятельность ОАО «Российские железные дороги», находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации, которому предоставлены полномочия учреждения в установленном порядке знаков отличия и ведомственных наград, и награждения ими граждан за высокие достижения в установленной сфере деятельности. В соответствии с ранее действовавшим Приказом Минтранса России от 18 октября 2005 ода № 130 «О ведомственных наградах Министерства транспорта Российской Федерации» истец мог быть награжден Министерством транспорта Российской Федерации по представлению ОАО «Российские железные дороги» ведомственным знаком отличия в труде.
С учетом вышеизложенного, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий С.В. Черчага
Судьи Л.Г. Гибадуллина
А.Р. Низамова
Справка: судья Сиражитдинов И.Б.