ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-500/18 от 06.07.2018 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Судья Пермина В.А.

Дело № 33-500/2018

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

06 июля 2018 года г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Кукшиновой О.М.,

судей Коневой О.А., Кнепмана А.Н.,

при секретаре Кузнецовой Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 26.04.2018, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Биробиджанского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Дубовское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области об обязании разработать проект планировки села оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Кукшиновой О.М., пояснения процессуального истца прокурора прокуратуры ЕАО Витютнева К.В., представителя третьего лица администрации МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО Дарюхина И.Ю., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Биробиджанского района, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к администрации МО «Дубовское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО об обязании разработать проект планировки села. В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения градостроительного законодательства при утверждении и реализации правил землепользования и застройки территорий. При проверке установлено, что решением собрания депутатов муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» от 24.06.2016 № 32 утверждены Правила землепользования и застройки части территории МО «Дубовское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО. Вместе с тем, до настоящего времени администрацией МО «Дубовское сельское поселение» не разработан проект планировки территории села Дубовое. Учитывая, что обязанность по разработке проектов указанных документов территориального планирования Дубовского сельского поселения в силу закона возложена на органы местного самоуправлении, неисполнение данной обязанности ответчиком нарушает права неопределённого круга лиц в сфере земельного и градостроительного законодательства.

Истец просил суд обязать администрацию МО «Дубовское сельское поселение» Биробиджанского муниципального образования ЕАО разработать проект планировки территории села Дубовое МО «Дубовское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.

Определением судьи от 17.04.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО.

В судебном заседании помощник прокурора Биробиджанского района Волохович А.Д. доводы и требования искового заявления поддержала, просила иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика администрации МО «Дубовское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО ФИО1 пояснил, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. В п. 3 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ указаны случаи, когда подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной. При этом не один из случаев не применим к Дубовскому сельскому поселению. Кроме того программа комплексного социально-экономического развития Дубовского сельского поселения отсутствует, территориальным планированием не предусмотрено размещение объектов федерального, регионального и местного значения на территории сельского поселения. Таким образом, подготовка проекта планировки поселения не требуется.

Представитель третьего лица МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещён.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционном представлении прокурор просил решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. Мотивируя представление, указал, что судом неправильно применены нормы материального права.

Так, согласно ст. 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется, в том числе для установления границ территорий общего пользования.

В настоящее время на территории Дубовского сельского поселения документально территории общего пользования не определены. Негативным последствием бездействия администрации сельского поселения может явиться ограничение чьих-либо прав на пользование территориями общего пользования в виду неопределённости их границ.

Нарушение ответчиком Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» приводит к нарушению интересов Российской Федерации.

Представитель ответчика администрации МО «Дубовское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО в апелляционную инстанцию не явился. О времени и месте слушания дела извещён надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без его участия.

В суде апелляционной инстанциипроцессуальный истец прокурор прокуратуры ЕАО ФИО2 доводы и требования апелляционного представления поддержал.

Представитель третьего лица администрации МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО ФИО3 с доводами и требованиями апелляционного представления не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционное представление без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав пояснения лиц, участвующих в апелляционной инстанции, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судом установлено, что прокуратурой района по поручению прокуратуры области от 07.09.2017 № <...> проведена проверка в сфере исполнения земельного и градостроительного законодательства при предоставлении земельных участков общего пользования, а также требований к осуществлению деятельности в границах территории объектов культурного наследия, общего режима использования земельных участков, в границах которых располагаются объекты культурного наследия.

В ходе проведённой проверки было установлено, что администрацией МО «Дубовское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО не разработан проект планировки территории села Дубовое, в связи с чем прокурор просил суд обязать администрацию МО «Дубовское сельское поселение» Биробиджанского муниципального образования ЕАО разработать проект планировки территории села Дубовое МО «Дубовское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения, в частности отнесено утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

Компетенция сельского поселения по вопросам местного значения определяется путём отнесения некоторых полномочий городского поселения, поименованных в ч. 1 ст. 14 названного Федерального закона, к полномочиям сельского поселения.

Так, в силу частей 3 и 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесённые к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Из материалов дела не установлено, что полномочия городского поселения, предусмотренные п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, закреплены за МО «Дубовское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО. Соответственно, утверждение генерального плана поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генерального плана поселения документации по планировке территории относится к вопросам местного значения муниципального района - МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО.

В материалах дела имеется решение Собрания депутатов МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО от 24.06.2016 № 32 «Об утверждении правил землепользования и застройки части территории МО «Дубовское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО. Кроме того в материалы дела представлен генеральный план с. Дубовое МО «Дубовское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий

В силу ч. 1 ст. 4 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения).

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится, в том числе утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Исходя из положений ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не требуется, за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи (ч. 2).

Пункт 3 указанной статьи определяет, что подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной, в следующих случаях:

1) необходимо изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения;

2) необходимы установление, изменение или отмена красных линий;

3) необходимо образование земельных участков в случае, если в соответствии с земельным законодательством образование земельных участков осуществляется только в соответствии с проектом межевания территории;

4) размещение объекта капитального строительства планируется на территориях двух и более муниципальных образований, имеющих общую границу (за исключением случая, если размещение такого объекта капитального строительства планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого объекта капитального строительства не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов);

5) планируются строительство, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов). Правит ельством Российской Федерации могут быть установлены иные случаи, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории.

Согласно ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории.

В силу ч. 1 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очерёдности планируемого развития территории.

В соответствии с ч. 5 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ органы местного самоуправления поселения принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в ч. 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения за исключением случаев, указанных в ч. 2-4.2, 5.2 настоящей статьи, с учётом особенностей, указанных в ч. 5.1 настоящей статьи.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов) в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учётом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включённых в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (ч. 10 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ).

Исходя из системного толкования названных норм права, проект планировки территории является градостроительным документом, который разрабатывается на основании генерального плана территории, правил землепользования и застройки на территорию квартала, микрорайона, а также других территорий, являющихся элементами планировочной структуры, которые подлежат освоению.

Подготовка документации по планировке территории является обязательной только в связи с наступлением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ.

Между тем, в материалы дела не представлено доказательств наступления таких случаев.

Обязанность по разработке проекта планировки территории села Дубовое администрацией МО «Дубовское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО нормами Градостроительного кодекса РФ, а также уставом муниципального образования не предусмотрена. Кроме того, как указывалось выше, в данном случае разработка проекта планировки территории относится к вопросам местного значения муниципального района.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.

Доводы апелляционного представления повторяют позицию процессуального истца прокурора Биробиджанского района ЕАО в суде первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем оснований для отмены состоявшегося решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 26.04.2018оставить без изменения, апелляционное представление прокурора - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи