Докладчик АгеевО.В. | Апелляционное дело № 33-5010/2018 Судья Шопина Е.В. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 ноября 2018 года г.Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Агеева О.В., Александровой А.В.,
при секретаре Герасимовой О.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск, выходного пособия, процентов за их несвоевременную выплату и компенсации морального вреда, возложении обязанности направить сведения в пенсионный орган, произвести удержание налога на доходы физического лица, поступившее по апелляционной жалобе МВД России на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 24 мая 2018 года.
Заслушав доклад судьи АгееваО.В., судебная коллегия
установила:
П.В.ПБ. обратился в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству внутренних дел Российской Федерации (МВД России) о взыскании денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск, выходного пособия, процентов за их несвоевременную выплату и компенсации морального вреда, возложении обязанности направить сведения в пенсионный орган, произвести удержание налога на доходы физического лица.
Требования истцом мотивированы истцом тем, что он проходил государственную гражданскую службу в Управлении Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Чувашской Республике (УМФС России по Чувашской Республике) в должности начальника отдела ресурсного обеспечения, был назначен председателем ликвидационной комиссии УФМС России по Чувашской Республике. Приказом № 296 л/с от 14 февраля 2017 года служебный контракт с истцом расторгнут, он уволен с государственной гражданской службы в связи с упразднением государственного органа по пункту 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Однако при увольнении с истцом окончательный расчет произведен не был.
Истец с учетом уточнения исковых требований просил взыскать с МВД России заработную плату за период с 1 января 2017 года по 14 февраля 2017 года в размере 34407 руб. 69 коп., задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 13249 руб. 63 коп., выходное пособие в размере 64816 руб. 12 коп. (компенсация при сокращении федерального гражданского служащего за первый месяц - 16204 руб.03 коп. и компенсация за 3 месяца - 48612 руб. 09 коп.), проценты за несвоевременную выплату причитающихся сумм за период с 15 февраля 2017 года по 24 мая 2018 года в сумме 29633 руб. и далее до дня фактического погашения задолженности, компенсацию морального вреда в размере 20000 руб., возложить на ответчика обязанность направить сведения о периоде работы с 1 января 2017 года по 14 февраля 2017 года и полученной заработной плате в УПФР по г.Чебоксары, удержать НДФЛ с вышеуказанных сумм.
В судебном заседании истец П.В.ПБ. и его представитель П.С. поддержали исковые требования по изложенным основаниям.
Представитель ответчика МВД России, она же представитель третьего лица МВД по Чувашской Республике, С. иск не признала за необоснованностью.
Третьи лица Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии, Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике извещены о времени и месте судебного заседания, представители в суд не явились.
Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 24 мая 2018 года постановлено:
«Исковые требования ФИО1 к Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за неиспользованный отпуск, выходному пособию, процентов за несвоевременную выплату причитающихся сумм, компенсации морального вреда, возложении обязанности направить сведения в УПФР по г. Чебоксары, удержать НДФЛ удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства внутренних дел Российской Федерации в пользу ФИО1 заработную плату за период с 1 января 2017 года по 14 февраля 2017 года в сумме 34407 (тридцать четыре тысячи четыреста семь) руб. 69 коп., задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 13249 (тринадцать тысяч двести сорок девять) руб. 63 коп., задолженность по выходному пособию в сумме 64816 (шестьдесят четыре тысячи восемьсот шестнадцать) руб. 12 коп., проценты за несвоевременную выплату причитающихся сумм за период с 15 февраля 2017 года по 24 мая 2018 года в сумме 29687 (двадцать девять тысяч шестьсот восемьдесят семь) руб. 36 коп. (без учета удержания НДФЛ), компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.
С 25 мая 2018 года взыскивать с Министерства внутренних дел Российской Федерации в пользу ФИО1 проценты за несвоевременную выплату причитающихся сумм до дня фактического погашения задолженности из расчета 1/150 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная с 16.01.2018 года по день фактического расчета включительно.
Возложить на Министерство внутренних дел Российской Федерации обязанность направить в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары сведения о периоде работы ФИО1 с 1 января 2017 года по 14 февраля 2017 года в ликвидационной комиссии Управления Федеральной миграционной службы по Чувашской Республике и обязанность удержать НДФЛ с взысканных настоящим решением суда сумм: заработной платы за период с 1 января 2017 года по 14 февраля 2017 года в сумме 34407 (тридцать четыре тысячи четыреста семь) руб. 69 коп., задолженности по компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 13249 (тринадцать тысяч двести сорок девять) руб. 63 коп., процентов за несвоевременную выплату причитающихся сумм за период с 15 февраля 2017 года по 24 мая 2018 года в сумме 29687 руб. (двадцать девять тысяч шестьсот восемьдесят семь) руб. 36 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 к Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда отказать».
Указанное решение суда обжаловано ответчиком МВД России на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности ввиду неправильного применения норм материального права, нарушении норм процессуального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика МВД России, являющаяся также представителем третьего лица МВД по Чувашской Республике, С. просила удовлетворить апелляционную жалобу.
Истец П.В.ПБ. и его представитель П.С. возражали в удовлетворении апелляционной жалобы.
Представители третьих лиц извещены о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции, в суд не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Рассмотрев дело и проверив решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в период с 1 января по 14 февраля 2017 года П.В.ПБ. исполнял обязанности председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Чувашской Республике, не получил за указанный период денежное содержание, компенсацию за неиспользованный отпуск, бюджетное финансирование ФМС России в 2017 году не производилось.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они основаны на материалах дела, судом правильно применены нормы материального права.
Как следует из материалов дела, П.В.ПБ. проходил федеральную государственную гражданскую службу в Управлении Федеральной миграционной службы по Чувашской Республике, с 18 июня 2013 года замещал должность начальника отдела ресурсного обеспечения УФМС России по Чувашской Республике.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года №156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» Федеральная миграционная служба упразднена (пункт 1); МВД России переданы функции и полномочия упраздняемой ФМС России, штатная численность упраздняемой ФМС России, с сокращением ее на 30 процентов (подпункты «а» и «в» пункта 2); установлено, что МВД России является правопреемником упраздняемой ФМС России, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений (подпункт «б» пункта 3).
Пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 мая 2016 года №1025-р, изданного во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года №156, срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России установлен до 31 декабря 2016 года включительно.
Председателю ликвидационной комиссии ФМС России поручено принять меры по обеспечению гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированным к ФМС России, федеральным государственным гражданским служащим и работникам упраздняемой ФМС России (подпункт «е» пункта 4 распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 мая 2016 года №1025-р).
Таким образом, по 31 декабря 2016 года все вопросы в части обеспечения гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении сотрудников упраздненной ФМС России и их увольнения со службы относились к компетенции ликвидационной комиссии ФМС России, назначенной Распоряжением №1025-р, которая осуществляет ликвидационные мероприятия, передает имущество ФМС России в МВД России.
Приказом ФМС России от 1 июня 2016 года №271 ликвидировано УФМС России по Чувашской Республике. Распоряжением ФМС России №НС-1/9-189 от 1 июня 2016 года утвержден состав ликвидационной комиссии УФМС России по Чувашской Республике, П.В.ПБ. назначен ее председателем (приложение к распоряжению).
Приказом УФМС России по Чувашской Республике от 31 декабря 2016 года № служебный контракт П.В.ПВ. расторгнут, он освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы 31 декабря 2016 года в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года №2896-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2017 года №1412-р) срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России продлен до 1 октября 2017 года, в последующем –до 1 июля 2018 года.
Пунктом 4 распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года №2896-р установлено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с мероприятиями, предусмотренными настоящим распоряжением, необходимо произвести в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных МВД России в федеральном бюджете.
В соответствии с письмом председателя ликвидационной комиссии ФМС России от 28 декабря 2016 года №НС-1020, приказом от 31 декабря 2016 года № признан утратившим силу приказ УФМС России по Чувашской Республике от 31 декабря 2016 года № об увольнении П.В.ПГ.
Приказом УФМС России по Чувашской Республике №296л/с от 14 февраля 2017 года служебный контракт с П.В.ПВ. расторгнут, он освобожден от замещаемой должности и уволен с федеральной государственной гражданской службы 14 февраля 2017 года по пункту 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Указано на необходимость выплаты истцу в связи с увольнением премии по итогам работы за 1 квартал 2017 года за фактически отработанное время, в размере 45 процентов оклада месячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 4 календарных дней.
Суд первой инстанции, установив, что в период с 1 января по 14 февраля 2017 года П.В.ПБ. исполнял обязанности председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Чувашской Республике, не получил за указанный период денежное содержание, компенсацию за неиспользованный отпуск, в 2017 году бюджетное финансирование ФМС России не производилось, пришел к выводу о правомерности иска к МВД России, определил размер взыскиваемой суммы исходя из расчета истца.
Судебная коллегия с выводом суда соглашается.
Поскольку распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года №2896-р срок завершения ликвидационных мероприятий ФМС России продлен до 1 июля 2018 года, на МВД России возложена ответственность за проведение ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России, в том числе по предоставлению ликвидационных балансов, предусмотрено финансирование обеспечения расходов, связанных с указанными мероприятиями в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, определенных МВД России в федеральном бюджете (пункт 4 распоряжения), соответственно на указанном органе лежит обязанность по выплате денежного содержания и иных выплат, предусмотренных законом.
Доводы апелляционной жалобы МВД России об отсутствии с истцом, являвшимся председателем ликвидационной комиссии УФМС России по Чувашской Республике, трудовых и гражданско-правовых отношений, основанием для отказа в удовлетворении исковых требований служить не может, поскольку финансирование ликвидационных мероприятий ФМС России на 2017 год было возложено на МВД России. МВД России не оспариваются выводы суда первой инстанции об отсутствии бюджетного финансирования ФМС России и ее территориальных органов, находящихся в стадии ликвидации, за приведенный истцом период.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что запись о ликвидации ФМС России была внесена в ЕГРЮЛ только 18 марта 2018 года, до этого ФМС России являлась юридическим лицом и несло обязанности перед своими сотрудниками, лимиты бюджетных обязательств УФМС России по Чувашской Республике в МВД России не передавались и оплата труда членов ликвидационной комиссий невозможна, судебная коллегия отклоняет, поскольку они не опровергают выводов о прекращении бюджетного финансирования и прекращения деятельности ФМС России и ее территориальных подразделений. Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года №156 предусмотрено перераспределение бюджетных ассигнований федерального бюджета в связи с упразднением ФМС России. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2016 года №1025-р Минфину России поручено предусмотреть финансирование мероприятий по реализации распоряжения, в том числе по сохранению денежного довольствия (денежного содержания, заработной платы) и социальных гарантий, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, МВД России и ФМС России, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированным к ФМС России, федеральным государственным гражданским служащим и работникам упраздняемой ФМС России, включенным в состав ликвидационных комиссий ФМС России и ее территориальных органов, по ранее занимаемым ими должностям до завершения ликвидационных мероприятий (пункт 5); МВД России предписано осуществить материально-техническое и информационное обеспечение деятельности ликвидационных комиссий с учетом ранее установленного порядка обеспечения деятельности ФМС России (пункт 6). Таким образом, органом, уполномоченным на использование бюджетного финансирования, предоставленного ФМС России, в том числе его территориальных органов, признано МВД России.
Иным способом получить оплату труда истец лишен возможности, при том, что принудительный труд (без оплаты) запрещен в Российской Федерации, П.В.ПБ. в интересах государства (его органов) выполнял служебные обязанности в спорный период, что никем не оспаривается.
Оснований для применения положений статей 61-63 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется, так как в настоящем деле общие положения Гражданского кодекса Российской Федерации о ликвидации юридических лиц должны применяться с учетом особенностей ликвидации учреждения, отнесенного к ведению ФМС России и дальнейшего упразднения последнего, связанной с реорганизацией системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в процессе которой функции, имущество, права и обязательства ФМС России переданы МВД России.
В соответствии со ст.73 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации с учетом разъяснений, изложенных в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав.
Учитывая, что ответчиком МВД России истцу при увольнении были выплачены денежное довольствие, компенсация за неиспользованный отпуск и не в полном объеме компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, ответчиком подлежит возмещению истцу моральный вред, причиненный нарушением трудовых прав.
При определении размера компенсации морального вреда исходя из положений статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации суд первой инстанции исходил из конкретных обстоятельств дела, принял во внимание вину ответчика в невыплате денежного довольствия, компенсации за неиспользованный отпуск, выходного пособия, характер нравственных страданий работника, требования разумности и справедливости, в связи с чем установил денежную компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обстоятельства дела установлены судом полно, выводы подробно мотивированы, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены постановленного решения не находит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Министерства внутренних дел Российской Федерации на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 24 мая 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий: Лысенин Н.П.
Судьи: Агеев О.В.
Александрова А.В.