Председательствующий по делу Дело №33-5011-2018
Судья Сафонова Е.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Ревенко Т.М.
судей Михеева С.Н., Процкой Т.В.
при секретаре Дашицыреновой С.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 18 декабря 2018 года гражданское дело по искам МБУ «Хозяйственно-эксплуатационная служба системы образования» к Дехонову П. Д., Дехоновой А. И., Дехоновой О. М., Дехонову И. В., Акатову А. А., Акатовой Ю. С. о взыскании задолженности за коммунальные услуги и по встречным искам Дехонова П. Д., Дехоновой О. М., Акатова А. А. к МБУ «Хозяйственно-эксплуатационная служба системы образования» о признании действий незаконными, понуждении произвести перерасчет платы за коммунальные услуги
по апелляционной жалобе ответчиков Дехонова П.Д., Дехоновой А.И., Дехоновой О.М., Дехонова И.В.
на решение Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 4 октября 2018 года, которым постановлено:
исковые требования МБУ «Хозяйственно-эксплуатационная служба системы образования» удовлетворить частично.
Взыскать в пользу МБУ «Хозяйственно-эксплуатационная служба системы образования» задолженность за потребленные коммунальные услуги по теплоснабжению за период с сентября 2015 года по июль 2018 года солидарно:
с Дехонова П. Д. и Дехоновой А. И. в размере 35049 рублей 21 коп.;
с Дехоновой О. М. и Дехонова И. В. в размере 40941 рубля 64 коп.;
с Акатова А. А. и Акатовой Ю. С. в размере 50639 рублей 01 коп.
Взыскать с Дехонова П. Д. и Дехоновой А. И. государственную пошлину в доход бюджета муниципального района «Оловяннинский район» в размере 625,74 рублей с каждого.
Взыскать с Дехоновой О. М. и Дехонова И. В. государственную пошлину в доход бюджета муниципального района «Оловяннинский район» в размере 714,12 рублей с каждого.
Взыскать с Акатова А. А. и Акатовой Ю. С. государственную пошлину в доход бюджета муниципального района «Оловяннинский район» в размере 859,59 рублей с каждого.
Встречные исковые требования Дехонова П.Д., Дехоновой О.М., Акатова А.А. к МБУ «Хозяйственно-эксплуатационная служба системы образования» о признании действий незаконными, понуждении произвести перерасчет платы за коммунальные услуги, оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Процкой Т.В., судебная коллегия
установила:
Муниципальное бюджетное учреждение «Хозяйственно-эксплуатационная служба системы образования» обратилось с названными исками к мировому судье судебного участка №50 Оловяннинского судебного района Забайкальского края, ссылаясь в обоснование на то, что оказывает услуги теплоснабжения на территории сельского поселения «Бурулятуйское», на его оперативном управлении находятся объекты коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения (котельная, тепловые сети). Дехонов П.Д. по адресу: <адрес>, Дехонова О.М. по адресу: <адрес>, Акатов А.А. по адресу: <адрес>, получают тепловую энергию через присоединенную сеть. Ответчики как собственники (наниматели) жилого помещения обязаны оплачивать коммунальные услуги, расходы на техническое обслуживание, прочие обязательные расходы. Истец надлежащим образом исполняет обязанность по предоставлению потребителям тепловой энергии. За период с сентября 2015 года по март 2018 года задолженность Дехонова П.Д. составляет 34739,58 рублей, задолженность Дехоновой О.М. – 43038,21 рублей, задолженность Акатова А.А. – 42503,14 рублей. Истец просил взыскать с Дехонова П.Д., Дехоновой О.М., Акатова А.А. указанную задолженность, судебные расходы отнести на ответчиков (т. 1, л.д. 2, 59, 116).
В дальнейшем истец уточнил исковые требования. Указывал на то, что на 15 августа 2018 года задолженность Дехонова П.Д., Дехоновой А.И. за потребленную услугу теплоснабжения по адресу: <адрес>, составляет 35049,21 рублей; на 15 августа 2018 года задолженность Дехоновой О.М. за потребленную услугу теплоснабжения по адресу: <адрес>, составляет 42733,64 рубля; на 15 августа 2018 года задолженность Акатова А.А., Акатовой Ю.С. за потребленную услугу теплоснабжения по адресу: <адрес>, составляет 50639,01 рублей. Просил взыскать задолженность за потребленную коммунальную услугу с Дехонова П.Д., Дехоновой А.И. в солидарном порядке в размере 35049,21 рублей, с Дехоновой О.М. в размере 42733,64 рубля; с Акатова А.А., Акатовой Ю.С. в солидарном порядке в размере 50639,01 рублей, судебные расходы отнести на ответчиков (т. 1, л.д. 176, 178, 180).
В обоснование встречных исков представитель Дехонова П.Д. – Дехонова А.И., Дехонова О.М., Акатов А.А. указывали на то, что в период с октября 2016 года по сентябрь 2017 года предоставляемая коммунальная услуга являлась некачественной и не отвечала требованиям постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». При этом в квартире Акатова А.А. отопление отсутствовало полностью, что подтверждается заявлением на имя директора муниципального бюджетного учреждения «Хозяйственно-эксплуатационная служба системы образования», актом обследования от 20 сентября 2017 года. 3 октября 2017 года истцы обратились к и.о. директора муниципального бюджетного учреждения «Хозяйственно-эксплуатационная служба системы образования» с заявлением о перерасчете, в дальнейшем делали заявки по телефону, Дехонов П.Д., Дехонова О.М. также по электронной почте, во всех случаях им был дан ответ о согласовании оплаты в размере 50% от суммы платы. Кроме того, в доме Акатова А.А. произошла авария – прогнила и побежала труба, и они перекрыли отопительную систему. Об имеющейся задолженности истцам стало известно лишь в результате подачи исков к ним по настоящему делу. Меры по устранению некачественного оказания услуг по подаче теплоснабжения ответчик не принял, начисления производит по полным тарифам, с чем истцы не согласны. Акатов А.А. также указал, что до настоящего времени требование о перерасчете платы за коммунальные услуги ответчиком не исполнено. Действиями ответчика Акатову А.А. причинен моральный вред, компенсацию которого он оценил в 30000 рублей. Истцы по встречным искам просили признать действия муниципального бюджетного учреждения «Хозяйственно-эксплуатационная служба системы образования» о начислении платы за коммунальные услуги в полном размере незаконными, обязать ответчика произвести перерасчет платы за некачественно оказанные коммунальные услуги, Акатов А.А. также просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 30000 рублей (т. 1, л.д. 48, 105, 165).
Определениями мирового судьи от 2 июля 2018 года встречные иски приняты к производству, гражданские дела переданы в Оловяннинский районный суд Забайкальского края для рассмотрения по подсудности (т. 1, л.д. 50, 107, 167).
Определениями мирового судьи от 18 мая 2018 года к участию в делах по искам к Дехоновой О.М., Акатову А.А. в качестве третьих лиц привлечены ПСХА «Бурулятуйское», администрация сельского поселения «Бурулятуйское» (т. 1, л.д. 83, 146).
Определениями мирового судьи от 13 июня 2018 года, определением суда от 20 июля 2018 года к участию в гражданских делах в качестве соответчиков привлечены Дехонова А.И., Дехонов И.В., Акатова Ю.С. (т. 1, л.д. 54-55, 101, 159).
Определением суда от 15 августа 2018 года гражданские дела объединены в одно производство (т. 1, л.д. 227).
Судом постановлено приведенное выше решение (т. 2, л.д. 71-75).
В апелляционной жалобе ответчики Дехонова А.И., Дехонов П.Д., Дехонов И.В., Дехонова О.М. выражают несогласие с решением суда. Истец оказывал им как потребителям некачественную услугу, при этом начислял плату в размере 100%. Ответчики обращались с жалобами к директору муниципального бюджетного учреждения «Хозяйственно-эксплуатационная служба системы образования», в администрацию сельского поселения «Бурулятуйское», в Единую диспетчерскую службу п. Оловянная. 3 октября 2017 года они написали заявление о перерасчете на имя (ФИО 1), при написании заявления присутствовали свидетели (ФИО 2), (ФИО 3), письменные показания (ФИО 3) имеются в деле. Заявление было передано директору (ФИО 1), которая говорила о необходимости написания такого заявления. (ФИО 1) в судебное заседание не вызывалась. Просят решение районного суда отменить (т. 2, л.д. 81)
В суд апелляционной инстанции стороны, третьи лица не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Глава сельского поселения «Бурулятуйское» Омельянчук С.К. просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации сельского поселения «Бурулятуйское». На основании части 3 статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие названных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 ЖК РФ).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив) (часть 1 статьи 155 ЖК РФ).
Из материалов дела следует и судом установлено, что Дехонов П.Д. на основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от 27 декабря 2012 года, выданной администрацией сельского поселения «Бурулятуйское» муниципального района «Оловяннинский район», декларации об объекте недвижимого имущества от 11 ноября 2014 года является собственником жилого дома общей площадью 56 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано 17 ноября 2014 года, запись регистрации № (т. 1, л.д. 24).
Дехонова О.М. проживает в жилом доме по адресу: <адрес>, на основании договора социального найма, заключенного с ПСХА «Бурулятуй», совместно с нанимателем в жилое помещение вселен член семьи нанимателя Дехонов И.В., что подтверждается справками администрации сельского поселения «Бурулятуйское» от 5 июня 2018 года №, №, справками ПСХА «Бурулятуй» от 24 сентября 2018 года, договором социального найма жилого помещения №, заключенным ПСХА «Бурулятуй» и Дехоновой О.М. (т. 1, л.д. 88, 89, 99, т. 2, л.д. 6-7).
Акатов А.А. проживает в жилом доме по адресу: <адрес>, на основании договора социального найма, заключенного с ПСХА «Бурулятуй», совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены семьи нанимателя Акатова Ю.С., (ФИО 4), что подтверждается справками администрации сельского поселения «Бурулятуйское» от 5 июня 2018 года №, №, справками ПСХА «Бурулятуй» от 24 сентября 2018 года, договором социального найма жилого помещения №, заключенным ПСХА «Бурулятуй» и Дехоновой О.М. (т. 1, л.д. 151, 152, 156, т. 2, л.д. 6-7).
На основании договора о передаче муниципального имущества муниципального района «Оловяннинский район» в оперативное управление МБУ «Хозяйственно-эксплуатационная служба системы образования» от 29 июня 2015 года администрация муниципального района «Оловяннинский район» в тот же день передала, а МБУ «Хозяйственно-эксплуатационная служба системы образования» приняло в оперативное управление муниципальное имущество муниципального района «Оловяннинский район»: здание котельной – 1, насос – 1, котел, КВР – 1, котел паровой – 3, компрессор – 1, дымосос – 1, двигатель для подачи угля, АИРМ – 1 (т. 1, л.д. 12-13, 65-66, 122-123).
30 декабря 2015 года администрация муниципального района «Оловяннинский район» и МБУ «Хозяйственно-эксплуатационная служба системы образования» заключили соглашение о передаче полномочий по организации в границах поселения «Бурулятуйское» решения вопросов местного значения от администрации муниципального района «Оловяннинский район» МБУ «Хозяйственно-эксплуатационная служба системы образования», в соответствии с которым администрация муниципального района «Оловяннинский район» передала МБУ «Хозяйственно-эксплуатационная служба системы образования» осуществление в границах поселения «Бурулятуйское» полномочия электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ (п. 4 ст. 14 №131-ФЗ) (п. 1.1) (т. 1, л.д. 10-11, 63-64, 120-121).
Приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 30 ноября 2015 года № установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения, поставляемые муниципальным бюджетным учреждением «Хозяйственно-эксплуатационная служба системы образования» потребителям на территории муниципального образования сельское поселение «Бурулятуйское» муниципального района «Оловяннинский район», на 2015 год (т. 1, л.д. 14-16, 71-73, 128-130).
Установив, что ответчики являются собственником и нанимателями вышеуказанных жилых помещений в с. Бурулятуй, потребителями коммунальных услуг, в спорный период МБУ «Хозяйственно-эксплуатационная служба системы образования» поставляло потребителям на территории с. Бурулятуй тепловую энергию, тогда как плата за ее потребление вносилась ответчиками не в полном объеме, районный суд с учетом внесенных ответчиками платежей удовлетворил первоначальные требования частично.
Оснований для удовлетворения встречного иска районный суд не усмотрел, так как доказательств обращения к истцу с требованием о перерасчете за оказанные услуги ненадлежащего качества суду не представлено.
Суждения суда первой инстанции судебная коллегия находит правильными, поскольку они основаны на представленных в материалы дела доказательствах, оценка которым дана по правилам статьи 67 ГПК РФ, и в полной мере согласуются с материальным законом.
Доводы заявителей апелляционной жалобы о том, что истец оказывал им как потребителям некачественную услугу, при этом начислял плату в размере 100%, не могут быть приняты.
В соответствии с частью 4 статьи 157 ЖК РФ при предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом лицо, виновное в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, обязано уплатить потребителю штраф, определяемый в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 98 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354, при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
При обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба). Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации (пункты 105, 106 Правил №354).
Пунктами 107-110 Правил №354 предусмотрены дальнейшие действия исполнителя и потребителя по порядку установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, в том числе по окончании проверки составляется акт проверки, при наличии спора относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных параметров качества коммунальной услуги определяется порядок проведения дальнейшей проверки качества коммунальной услуги; заинтересованный участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги.
В случае непроведения исполнителем проверки в срок, установленный в пункте 108 настоящих Правил, а также в случае невозможности уведомить его о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя. В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом (пункт 110(1) Правил №354).
Пунктом 111 Правил №354 датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются:
а) дата и время обнаружения исполнителем факта нарушения качества коммунальной услуги всем или части потребителей, указанные исполнителем в журнале учета таких фактов (пункты 104, 107 настоящих Правил);
б) дата и время доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы сообщения о факте нарушения качества коммунальной услуги, указанные исполнителем в журнале регистрации сообщений потребителей, если в ходе проведенной в соответствии с настоящим разделом проверки такой факт будет подтвержден, в том числе по результатам проведенной экспертизы (пункт 108 настоящих Правил);
в) дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения;
г) дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы в акте проверки качества предоставляемых коммунальных услуг, составленном потребителем в соответствии с пунктом 110(1) настоящих Правил, в случае если нарушение качества было подтверждено в ходе проверки факта нарушения качества коммунальной услуги или в результате проведения экспертизы качества коммунальной услуги.
Согласно пункту 112 Правил №354 период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным:
а) с даты и времени установления исполнителем факта возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества всем потребителям, указанных исполнителем в соответствии с пунктом 104 настоящих Правил в журнале регистрации таких фактов;
б) с даты и времени доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы исполнителя сообщения о возобновлении предоставления ему коммунальной услуги надлежащего качества;
в) с даты и времени, указанных в акте о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, составленном в соответствии с пунктом 113 настоящих Правил;
г) с даты и времени возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества, которые зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения.
Таким образом, Правилами №354 определен заявительный порядок проверки исполнителем обращений потребителей о конкретных фактах предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества или непредоставления данных услуг с составлением соответствующего акта проверки.
Доказательства соблюдения вышеуказанного порядка ответчиками не представлены.
Ссылки заявителей апелляционной жалобы на то, что они обращались с жалобами к директору муниципального бюджетного учреждения «Хозяйственно-эксплуатационная служба системы образования», в администрацию сельского поселения «Бурулятуйское», в Единую диспетчерскую службу п. Оловянная, 3 октября 2017 года написали заявление о перерасчете на имя (ФИО 1), при написании заявления присутствовали свидетели (ФИО 2), (ФИО 3), письменные показания (ФИО 3) имеются в деле; заявление было передано директору (ФИО 1), которая говорила о необходимости написания такого заявления, (ФИО 1) в судебное заседание не вызывалась, подлежат отклонению за необоснованностью.
Журналом входящей корреспонденции МБУ «Хозяйственно-эксплуатационная служба системы образования» за период с 2015 года по 2018 год подтверждается, что ответчики в спорный период в МБУ «Хозяйственно-эксплуатационная служба системы образования» по факту предоставления тепловой энергии ненадлежащего качества или непредоставления данной услуги не обращались.
Заявления ответчиков с входящей датой и штампом МБУ «Хозяйственно-эксплуатационная служба системы образования» в связи с предоставлением тепловой энергии ненадлежащего качества или непредоставления данной услуги в материалы дела не представлены.
Достоверных доказательств устного обращения ответчиков в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя ответчиками не представлено.
Поэтому ссылки ответчиков на то, что они обращались с жалобами к директору муниципального бюджетного учреждения «Хозяйственно-эксплуатационная служба системы образования», в Единую диспетчерскую службу п. Оловянная, 3 октября 2017 года написали заявление о перерасчете на имя (ФИО 1), при написании заявления присутствовали свидетели (ФИО 2), (ФИО 3), письменные показания (ФИО 3) имеются в деле, обоснованно не приняты районным судом и отклоняются судебной коллегией, оснований для вызова в судебное заседание руководителя МБУ «Хозяйственно-эксплуатационная служба системы образования» (ФИО 1) не имелось.
Обращение ответчиков в администрацию сельского поселения «Бурулятуйское» правового значения не имеет, так как не является соблюдением порядка установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, предусмотренного разделом Х Правил №354.
При таких условиях решение районного суда является законным и обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 4 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчиков Дехонова П.Д., Дехоновой А.И., Дехоновой О.М., Дехонова И.В. – без удовлетворения.
Председательствующий: Ревенко Т.М.
Судьи: Михеев С.Н.
Процкая Т.В.