ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5021/2013 от 23.10.2013 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 33-5021/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тюмень

23 октября 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

Дудниченко Г.Н.,

судей

Кучинской Е.Н., Малининой Л.Б.,

при секретаре

Гавриковой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации Омутинского сельского поселения Омутинского муниципального района Тюменской области Нестерова a17 на решение Омутинского районного суда Тюменской области от 06 августа 2013 года  , которым постановлено:

«Иск прокурора Омутинского района Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Омутинского сельского поселения Омутинского муниципального района Тюменской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Омутинского сельского поселения Омутинского муниципального района Тюменской области по организации обустройства и содержания места массового отдыха людей у воды (пляжа).

Обязать администрацию Омутинского сельского поселения Омутинского муниципального района Тюменской области до 01 июня 2014 года организовать место массового отдыха населения у воды (пляжа) в пределах границ кадастрового квартала <.......> вблизи реки Вагай».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Кучинской Е.Н., пояснения представителя ответчика Администрации Омутинского сельского поселения Омутинского муниципального района Тюменской области Савченко Н.В., представителя третьего лица Администрации Омутинского муниципального района Тюменской области Николаевой О.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Омутинского района Тюменской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Омутинского сельского поселения Омутинского муниципального района Тюменской области, с учетом уточнений исковых требований (л.д. 46) просил признать незаконным бездействие ответчика по организации обустройства и содержания места массового отдыха людей у воды (пляжа); обязать <.......> организовать место массового отдыха населения у воды (пляжа) в пределах границ кадастрового квартала <.......> вблизи реки Вагай.

Требования мотивированы тем, что в нарушение п. 15, п.26 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Правил охраны жизни людей на водных объектах в Тюменской области, утвержденных Постановлением Правительства Тюменской области от 31.12.2008 № 381-п (редакция от 18.05.2011г.) на территории района не имеется соответствующих нормам пляжей, ответчиком не созданы условия для массового отдыха граждан на водных объектах, не организовано обустройство мест массового отдыха населения, не обеспечена безопасность людей на водных объектах.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен представитель ответчика – глава администрации Омутинского сельского поселения Омутинского муниципального района Нестеров Н.Р.

В апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать. Полагает, что Администрация Омутинского сельского поселения не имеет полномочий на организацию пляжа на берегу реки - водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в связи с чем, является ненадлежащим ответчиком, нормы законодательства не обязывают администрацию Омутинского сельского поселения оборудовать пляж. Считает, что перечисление видов возможных мест массового отдыха (городские леса, сады, водохранилища, пляжи) в нормативных правовых актах, на которые ссылается суд в своем решении, не отменяет права органов местного самоуправления самостоятельно выбирать из них доступные в данный момент с учетом территориальных особенностей и финансовых возможностей и не подтверждает обязанности органов местного самоуправления по обустройству всех существующих видов мест массового отдыха (зон рекреационного назначения). Указывает, что утверждение документов территориального планирования не влечет принятия расходных обязательств и предназначено для перспективного планирования развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Место для отдыха определено в перспективе, Администрация Омутинского сельского поселения не создает иным лицам препятствий для оборудования пляжа в установленном порядке. Возложение на администрацию сельского поселения обязанности по созданию пляжа требует пересмотра местного бюджета, что входит в компетенцию местной Думы, а не администрации. Вмешательство в деятельность органов местного самоуправления по самостоятельному решению вопросов местного значения, определения вида мест массового отдыха, а также в принуждении взять на себя дополнительные расходные обязательства (нарушение самостоятельности бюджетов бюджетной системы), противоречит конституционным основам. Принятие мер по обеспечению безопасности людей на водных объектах, установленных постановлением №381-п, необоснованно истолковано судом как бездействие, так как администрация фактически исполнила все предписания действующего законодательства РФ.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Омутинского района Тюменской области Антушева С.Ф. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, заслушав пояснения представителя ответчика Администрации Омутинского сельского поселения Омутинского муниципального района Тюменской области Савченко Н.В., представителя третьего лица Администрации Омутинского муниципального района Тюменской области Николаеву О.А., просивших об удовлетворении апелляционной жалобы, заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о невыполнении ответчиком своих обязанностей по организации обустройства и содержания мест массового отдыха населения у воды (пляжей).

Судебная коллегия считает выводы суда правильными, соответствующими обстоятельствам дела, основанными на правильном применении норм материального права.

Так, в соответствии с п.п. 15, 24 и 26 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся, в числе прочего, относятся создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения; создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных формирований на территории поселения; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

В полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений входит установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд (ч.2 ст. 27 Водного Кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2.1 Правил охраны жизни людей на водных объектах в Тюменской области, утвержденных Постановлением Правительства Тюменской области N 381-п от 31 декабря 2008 года, определены требования к пляжам, предусмотрено, в частности, что до начала купального сезона каждый пляж должен быть осмотрен государственным органом санитарно-эпидемиологичсекого надзора с выдачей письменного заключения о санитарном состоянии пляжа и пригодности вод для купания, а также должны быть проведены водолазное обследование, очистка дна водного объекта в пределах участка акватории, отведённого для купания на глубине до 2 метров, и его ежегодное техническое освидетельствование на годность к эксплуатации органами ГИМС МЧС России по Тюменской области в соответствии с действующим законодательством.

Согласно п.п. 17, 26 п.1 ст. 6 Устава муниципального образования «Омутинское сельское поселение» к вопросам местного значения и компетенции администрации муниципального образования относится создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья (л.д.8-9).

Судом первой инстанции установлено, что исторически сложившееся место для массового отдыха людей - пляж расположен у моста через реку Вагай.

Между тем ответчиком не оспаривалось, что оборудованных мест для массового отдыха людей у воды – пляжей на территории муниципального образования Омутинского сельского поселения не имеется, со стороны Администрации Омутинского сельского поселения отсутствовали какие-либо обращения за разрешением на пользование пляжем на водных объектах, расположенных на территории поселения, а также за получением санитарно-эпидемиологического заключения на пользование водным объектом в целях купания; спасательных станций на исторически сложившемся месте купания не имеется, спасательные мероприятия не организованы, информации по обследованию реки не имеется.

При таких обстоятельствах суд обоснованно признал бездействие администрации Омутинского сельского поселения Омутинского муниципального района Тюменской области по организации обустройства и содержания места массового отдыха людей у воды незаконным и возложил на ответчика обязанность до <.......> года организовать место массового отдыха населения у воды (пляжа).

Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции, сводятся по существу к иной оценке установленных по делу обстоятельств, основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем, являются несостоятельными.

Оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Омутинского районного суда Тюменской области от 06 августа2013 года   – оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии: