ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5023/18 от 07.11.2018 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Апелляционное дело № 33-5023/2018

судья Петрухина О.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 ноября 2018 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Арслановой Е.А.,

судей Спиридонова А.Е., Иванова П.Д.,

при секретаре Львовой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Новочебоксарска Чувашской Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Новочебоксарска, Управлению городского хозяйства администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики о возложении обязанности по приведению в соответствии с государственными стандартами искусственных неровностей на автомобильных дорогах, поступившее по апелляционной жалобе администрации города Новочебоксарска на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 22 августа 2018 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Арслановой Е.А., судебная коллегия,

установила:

Прокурор города Новочебоксарска Чувашской Республики, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации города Новочебоксарска, Управлению городского хозяйства администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики о возложении обязанности по приведению в соответствии с государственными стандартами искусственных неровностей на автомобильных дорогах, а именно:

-искусственную неровность трапециевидного профиля, расположенную на проезжей части возле дома №7 по ул. Парковая г. Новочебоксарска в районе МБОУ «Новочебоксарский кадетский лицей», отклоненную от края проезжей части с каждой стороны улицы на 0,4 м., привести в соответствие с п.4.1.3 ГОСТ Р 52605-2006;

-искусственную неровность трапециевидного профиля, расположенную на проезжей части возле дома №45 по ул. Первомайская г. Новочебоксарска в районе МБОУ «СОШ №4», отклоненную от края проезжей части с каждой стороны улицы на 0,45 м., привести в соответствие с п.4.1.3 ГОСТ Р 52605-2006;

-искусственные неровности, расположенные на проезжей части при движении от пересечения ул. Советская – ул. Солнечная возле дома №19 по ул. Солнечная в районе МБОУ «СОШ №8», длина поперечного профиля одной волнообразной искусственной неровности из которых составляет 0,45 м., отклонение от края проезжей части с четной стороны улицы 0,35 м., с нечетной стороны улицы 0,4 м.; длина поперечного профиля второй волнообразной искусственной неровности составляет 0,5 м., отклонение от края проезжей части с четной стороны улицы составляет 0,35 м., с нечетной стороны улицы 1,3 м., привести в соответствие с п.4.1.3, 4.2.3, таблицей №1 ГОСТ Р 52605-2006;

-искусственную неровность, расположенную возле дома №15 по ул. Молодежная г.Новочебоксарска, привести в соответствие с п.4.6 ГОСТ Р 52605-2006;

-искусственную неровность, расположенную на проезжей части при движении от пересечения ул. Южная – ул. 10-й Пятилетки в районе <адрес> возле МБОУ «Лицей », длина наклонного участка которой на подъеме составляет 0,55 м., на спуске 0,5 м., отклонение от края проезжей части с четной стороны улицы составляет 0,55 м., привести в соответствие с п.п. 4.1.3, 4.2.3, таблицей №1 ГОСТ Р 52605-2006;

-искусственную неровность, расположенную на проезжей части при движении от пересечения ул. Южная – ул. 10-й Пятилетки в районе дома №36 по ул. Первомайская возле МБОУ «СОШ №20», длина наклонного участка которой на подъеме составляет 0,55 м., на спуске 0,5 м., отклонение от края проезжей части с четной стороны улицы составляет 0,45 м., с нечетной стороны улицы -0.4 метра, привести в соответствие с п.п. 4.1.3, 4.2.3, таблицей №1 ГОСТ Р 52605-2006;

-искусственную неровность, расположенную на проезжей части возле дома №25 по ул. Семенова в районе МБОУ «СОШ №14», которая отклонена от края проезжей части с нечетной стороны улицы на 0,4 м., с четной стороны улицы на 0,35 м., привести в соответствие с п.4.1.3 ГОСТ Р 52605-2006;

-искусственные неровности, расположенные на проезжей части при движении от пересечения ул. Комсомольская–пр. Энергетиков возле дома №19 по ул. Комсомольская в районе МБОУ «СОШ №4» м МБОУ «СОШ №5», длина поперечного профиля одной из которых составляет 1,05 м., отклонение от края проезжей части с четной стороны улицы 0.35 м., с нечетной стороны улицы 0,45 м., длина поперечного профиля второй волнообразной искусственной неровности составляет 1,3 м., отклонение от края проезжей части с четной стороны улицы 0,25 м., с нечетной стороны улицы -0,3 м., привести в соответствие с п.4.13, 4.2.3, таблицей №1 ГОСТ Р 52605-2006.

Требования мотивированы следующими обстоятельствами. В рамках осуществления надзора прокуратурой г. Новочебоксарска с привлечением специалиста ОГИБДД ОМВД России по г. Новочебоксарску проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения при содержании городских автомобильных дорог общего пользования. В ходе проведенного обследования автомобильных дорог, проходящих вдоль территорий детских учреждений, выявлены недостатки в обеспечении безопасности дорожного движения техническими средствами организации дорожного движения, в частности, выявлено, что вышеуказанные искусственные неровности выполнены с нарушением технических требований. По мнению прокурора, несоответствие указанных дорожных элементов требованиям ГОСТ Р 52605-2006 ставит под угрозу безопасность граждан, в том числе несовершеннолетних, их недостатки являются предпосылками для совершения участниками дорожного движения дорожно-транспортных происшествий. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, в целях обеспечения безопасности дорожного движения, предупреждения возникновения угрозы жизни и здоровья граждан, участников дорожного движения, истец просил привести элементы дорожного покрытия в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52605-2006.

Судом постановлено указанное выше решение, которым иск удовлетворен в полном объеме. Решение обжаловано администрацией г.Новочебоксарска Чувашской Республики на предмет отмены по мотиву неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, не соответствия выводов суда установленным фактическим обстоятельствам в части наложения обязательств на администрацию города. По мнению подателя жалобы, суд необоснованно возложил на администрацию г. Новочебоксарска Чувашской Республики обязанность привести искусственные неровности в соответствие с ГОСТом Р 52605-2006, поскольку такая обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Таким лицом является Управление городского хозяйства администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики, что следует из пунктов 1.4, 3.25, раздела 2 Положения об Управлении городского хозяйства администрации г. Новочебоксарска, утвержденного решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 29.11.2011 № С23-7. Так, Управление является юридическим лицом, к его задачам отнесены организация работы в области функционирования пассажирского автотранспорта, обеспечение безопасности автомобильных пассажирских перевозок, осуществление деятельности по вопросам безопасности дорожного движения, формирование муниципальных контрактов на выполнение работ и оказание услуг по содержанию городских дорог и пр. Поскольку Управление осуществляет содержание автомобильных дорог обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог установленным законом требованиям, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» должна быть возложена на него.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя администрации г. Новочебоксарска Александрова П.В., поддержавшего жалобу, прокурора Овчинникову Н.А, возражавшую против ее удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, прокуратурой г. Новочебоксарска в ходе проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения при содержании дорог общего пользования с привлечением специалиста ОГИБДД ОМВД России по г. Новочебоксарск в районах расположения образовательных учреждений города Новочебоксарска были выявлены следующие нарушения:

- искусственная неровность трапециевидного профиля, расположенная на проезжей части возле дома №7 по ул. Парковая г. Новочебоксарска в районе МБОУ «Новочебоксарский кадетский лицей», отклонена от края проезжей части с каждой стороны улицы на 0,4 м.;

-искусственная неровность трапециевидного профиля, расположенная на проезжей части возле дома №45 по ул. Первомайская г. Новочебоксарска в районе МБОУ «СОШ №4», отклонена от края проезжей части с каждой стороны улицы на 0,45 м.;

-искусственные неровности, расположенные на проезжей части при движении от пересечения ул. Советская – ул. Солнечная возле дома №19 по ул. Солнечная в районе МБОУ «СОШ №8», длина поперечного профиля одной волнообразной искусственной неровности составляет 0,45 м., отклонение от края проезжей части с четной стороны улицы 0,35 м., с нечетной стороны улицы 0,4 м.; длина поперечного профиля второй волнообразной искусственной неровности составляет 0,5 м., отклонение от края проезжей части с четной стороны улицы составляет 0,35 м., с нечетной - 1.3 м.;

-искусственная неровность, расположенная возле дома №15 по ул. Молодежная г.Новочебоксарска, с четной стороны улицы отсутствует краевой элемент, а также по всей длине искусственной неровности выступают и открыты многочисленные элементы крепежа;

-искусственная неровность, расположенная на проезжей части при движении от пересечения ул. Южная – ул. 10-й Пятилетки в районе дома №38 по ул. Первомайская возле МБОУ «Лицей №18», длина наклонного участка которой на подъеме составляет 0,55 м., на спуске 0,5 м., отклонение от края проезжей части с четной стороны улицы составляет 0,55 м.;

-искусственная неровность, расположенная на проезжей части при движении от пересечения улиц Южная и 10-й Пятилетки в районе дома №36 по ул. Первомайская возле МБОУ «СОШ №20», длина наклонного участка которой на подъеме составляет 0,55 м., на спуске 0,5 м., отклонение от края проезжей части с четной стороны улицы составляет 0,45 м., с нечетной -0.4 м.;

-искусственная неровность, расположенная на проезжей части возле дома №25 по ул. Семенова в районе МБОУ «СОШ №14», отклонена от края проезжей части с нечетной стороны улицы на 0,4 м., с четной - на 0,35 м.,

-искусственные неровности, расположенные на проезжей части при движении от пересечения ул.Комсомольская–пр. Энергетиков возле дома №19 по ул. Комсомольская в районе МБОУ «СОШ №4» и МБОУ «СОШ №5», длина поперечного профиля одной из которых составляет 1,05 м., отклонение от края проезжей части с четной стороны улицы - 0.35 м., с нечетной -0,45 м. Длина поперечного профиля второй волнообразной искусственной неровности составляет 1,3 м., отклонение от края проезжей части с четной стороны улицы 0,25 м., с нечетной -0,3 м.

Выявленные нарушения зафиксированы в соответствующих актах от 3 мая 2018 года и 4 мая 2018 года, а также в фотоматериалах, приобщенных к актам проверки.

Оспаривая решение суда, администрация г. Новочебоксарска ссылается только на то, что является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку функции по содержанию муниципальных дорог делегированы органом местного самоуправления Управлению городского хозяйства г. Новочебоксарска.

Проверив данный довод, судебная коллегия приходит к выводу, что он не является основанием для отмены судебного постановления ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 4 ст. 6 Федерального закона 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов могут создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.

Уставом города Новочебоксарска, принятого решением Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 28.11.2005 № С 5-1, предусмотрено, что в структуре администрации города могут создаваться отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации горда Новочебоксарска, которые действуют на основании положений, утвержденных решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов. Создаваемые органы при этом могут являться юридическими лицами (ст. 39 Устава).

В рамках данной статьи решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 29 декабря 2011 года № С 23-7 утверждено положение об Управлении городского хозяйства администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики (далее Управление), как органе администрации города. В силу этого Положения Управление является юридическим лицом, к основным задачам которого отнесены в числе прочего осуществление деятельности по вопросам безопасности дорожного движения, организация работы комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения (раздел 2 Положения). В силу п. 3.25 Положения Управление формирует муниципальный заказ на выполнение работ и оказание услуг по содержанию городских дорог, тротуаров, искусственных сооружений, зеленых насаждений, ливневой канализации, остановочных пунктов общественного транспорта и мест захоронения.

Ссылаясь на вышеназванные пункты Положения, администрация г. Новочебоксарска обратилась с апелляционной жалобой, указывая, что содержание муниципальных дорог является обязанностью Управления городского хозяйства, а не администрации города Новочебоксарска.

Данный довод ответчика был предметом исследования суда первой инстанции и получил надлежащую оценку в итоговом судебном постановлении. Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для исключения администрации г. Новочебоксарска из числа ответчиков.

Так, из вышеназванных Положения и Устава не следует, что все свои предусмотренные законом обязательства по содержанию и ремонту автомобильных дорог, администрация города Новочебоксарска делегировала Управлению.

Как правильно указал суд первой инстанции, содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию ее надлежащего технического состояния, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации»).

Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие их содержание (ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ).

Изложенное означает, что созданные для соответствующих целей муниципальным образованием органы должны иметь полномочия по содержанию и ремонту дорог, механизм осуществления этих полномочий и соответствующие им финансовые источники, передаваемые для этих целей из местного бюджета.

Однако, в рассматриваемом случае дороги, имеющие дефекты в виде не соответствующих государственным стандартам искусственных неровностей, не передавались органом местного самоуправления в оперативное управление или на содержание по какому-либо акту другому лицу, на котором лежала бы обязанность по обеспечению их состояния действующим правилам и стандартам и обеспечению безопасного и бесперебойного движения.

Ссылка в Положении об Управлении городского хозяйства на осуществление им деятельности по вопросам безопасности дорожного движения и формированию муниципальных заказов на выполнение работ по содержанию городских дорог, сама по себе не свидетельствует о том, что органом местного самоуправления на этот орган возложен весь объем ответственности по содержанию и ремонту дорог. Осуществление полномочий по формированию соответствующих муниципальных контрактов не означает исполнение обязанности по содержанию объектов муниципального имущества. Кроме того, в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства финансовой самостоятельности Управления, как органа администрации г. Новочебоксарска, по вопросу содержания и ремонту муниципальных дорог.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для изменения решения суда в оспариваемой части судебного постановления.

Поскольку, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам в части разрешения оспариваемого вопроса об ответственности органа местного самоуправления за содержание и ремонт муниципальных дорог, у судебной коллегии нет оснований для изменения судебного постановления в оспариваемой части. Также судебная коллегия, руководствуясь положениями ч.ч. 1,2 ст. 327.1 ГПК РФ, не усматривает причин для выхода за пределы заявленных в жалобе доводов.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Апелляционную жалобу администрации города Новочебоксарска на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 22 августа 2018 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий Е.А.Арсланова

Судьи: А.Е.Спиридонов

П.Д. Иванов