ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5036/18 от 18.07.2018 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

дело N 33-5036/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Оренбург 18 июля 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Морозовой Л.В.,

судей областного суда Ившиной Т.В., Раковского В.В.,

при секретаре Борниковой О.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 23 марта 2018 года по гражданскому делу по её иску к Управлению по социальной политике администрации города Оренбурга об оспаривании отказа в зачете в стаж муниципальной службы периода работы, перерасчете размера пенсии.

Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В., объяснения ФИО1, представителя третьего лица Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей Управления по социальной политике администрации г. Оренбурга ФИО3, ФИО4, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском к ответчику, указав, что 13 ноября 2017 г. она обратилась в Управление по социальной политике администрации города Оренбурга с заявлением об установлении ей пенсии за выслугу лет.

Управление по социальной политике администрации города Оренбурга направило запрос в территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области от 15 ноября 2017 в целях правомерности включения в муниципальный стаж периода работы заведующей канцелярией ***. На данный запрос территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области письмом от 23 ноября 2017г. № ответил, что должность заведующей канцелярии относится к должностям федеральной государственной гражданской службы.

Уведомлением ответчика от 14 декабря 2017 сообщено, что стаж муниципальной службы ей установлен 18 лет и 09 месяцев без учёта работы с 02 июля 1981г. по 01 августа 1983г. в *** в должности заведующей канцелярией.

Не согласившись с указанным решением, в ходе судебного разбирательства уточнив исковые требования истец просила суд обязать управление по социальной политике администрации города Оренбурга включить в стаж муниципальной службы период работы заведующей канцелярией *** с 02 июля 1981г. по 01 августа 1983г. и произвести перерасчет муниципальной пенсии с 13 ноября 2017 года с учетом включенного стажа муниципальной службы.

Решением суда исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить и принять по делу новое об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Представитель третьего лица Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области надлежащим образом уведомлённый о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения дела не просил.

В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившегося лица.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 в период со 02 июля 1981 г. по 01 августа 1983 г. работала заведующей канцелярией в ***

Как следует из архивной справки от 18 сентября 2017 г. , с 01 октября 1987г. организовано *** на базе *** и его объединения по информационно-вычислительному обслуживанию «***», которое с 04 октября 1994 г. преобразовано в ***, переименованный с 01 ноября 2004 г. в ***

13 ноября 2017 г. истица обратилась в Управление по социальной политике администрации города Оренбурга с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет.

Согласно представлению Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга от 13 ноября 2017 стаж муниципальной службы ФИО1 на момент подачи заявления составлял 20 лет 10 месяцев 9 дней.

Уведомлением от 14 декабря 2017 Управление по социальной политике администрации города Оренбурга отказало во включении в стаж муниципальной службы ФИО1 периода работы со 02 июля 1981г. по 01 августа 1983г. в *** в должности заведующей канцелярией, без учёта которого ее стаж составляет 18 лет и 09 месяцев.

Суд пришёл к выводу о том, что в спорный период истица осуществляла работу в территориальном органе федерального органа исполнительной власти.

Отказывая ФИО1 в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что никаких доказательств того, что истица замещала должность федеральной государственной гражданской службы в период со 02 июля 1981 г. по 01 августа 1983 г., которая в последующем была бы включена в перечни, являвшихся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, суду представлено не было.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается на основании следующего.

В соответствии со статьёй 25 Федерального закона от 02 марта 2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения:1) должностей муниципальной службы; 2) муниципальных должностей; 3) государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации; 4) должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; 5) иных должностей в соответствии с федеральными законами ( ч.1).

В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами ( ч.3).

Порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливается законом субъекта Российской Федерации (ч.4).

В статье 2 Закона Оренбургской области от 12 сентября 2000 № 660/185-ОЗ «О стаже государственной гражданской службы (муниципальной) службы Оренбургской области» перечислены периоды замещения должностей, учитываемые при исчислении стажа государственной гражданской (муниципальной) службы, дающего право на получение ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской (муниципальной) службе Оренбургской области, учитываемого при определении продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую (муниципальную) службу Оренбургской области, право на получение пенсии за выслугу лет, выплаты единовременного пособия при выходе на пенсию.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 названного Закона в стаж государственной гражданской (муниципальной) службы, в том числе засчитываются периоды замещения должностей федеральной государственной гражданской службы, предусмотренных Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы».

Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы», должность заведующей канцелярией в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации не предусмотрена.

Согласно пункту 18 статьи 2 Закона Оренбургской области от 12 сентября 2000 № 660/185-ОЗ периоды замещения должностей, включая замещение на постоянной основе выборных должностей, в органах государственной власти и управления Союза ССР и союзных республик, а также в организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, по 31 декабря 1991 года, в том числе:

а) в аппаратах Президента СССР и Президента РСФСР, органах государственного управления Президента СССР и Президента РСФСР, органах государственного управления при Президенте СССР и Президенте РСФСР, а также в аппаратах президентов других союзных республик;

б) Верховном Совете СССР и его Секретариате, Президиуме Верховного Совета СССР, Верховных Советах и президиумах Верховных Советов союзных и автономных республик и их аппаратах, краевых и областных Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся), Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) автономных областей, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) и их исполнительных комитетах;

в) Совете Министров СССР, Кабинете Министров СССР, Комитете по оперативному управлению народным хозяйством СССР и их аппаратах, Межреспубликанском (Межгосударственном) экономическом комитете, органах государственного управления Совета Министров СССР и органах государственного управления при Совете Министров СССР, органах государственного управления при Кабинете Министров СССР, Советах Министров (правительствах) союзных и автономных республик и их аппаратах, органах государственного управления Советов Министров (правительств) союзных и автономных республик, органах государственного управления при Советах Министров (правительствах) союзных и автономных республик;

г) министерствах и ведомствах СССР, союзных и автономных республик и их органах управления на территории СССР;

д) дипломатических представительствах СССР и союзных республик, торговых представительствах и консульских учреждениях СССР, представительствах министерств и ведомств СССР за рубежом;

е) Комитете конституционного надзора СССР и его Секретариате, Контрольной палате СССР, органах народного контроля, государственном арбитраже, суде и органах прокуратуры СССР;

ж) советах народного хозяйства всех уровней;

з) аппаратах управления государственных объединений союзного, союзно-республиканского и республиканского подчинения, государственных концернов, ассоциаций, иных государственных организаций, созданных решениями Совета Министров СССР или Советов Министров (правительств) союзных республик, - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

и) международных организациях за рубежом, если перед работой в этих организациях работник работал в органах государственной власти и управления;

к) постоянном представительстве СССР в Совете Экономической Взаимопомощи, аппарате Совета Экономической Взаимопомощи и органах Совета Экономической Взаимопомощи;

л) аппаратах ЦК ВЛКСМ, ЦК ЛКСМ союзных республик, крайкомов, обкомов, горкомов, райкомов ВЛКСМ и на освобожденных выборных должностях в этих органах;

м) центральных профсоюзных органах СССР, профсоюзных органах союзных республик, краев, областей, городов, районов, районов в городах и их аппаратах, в профкомах органов государственной власти и управления, не включая время работы в профкомах на предприятиях, в организациях и учреждениях.

В пункте 18 статьи 2 Закона Оренбургской области от 12 сентября 2000 № 660/185-ОЗ отсутствуют основания, позволяющие зачесть спорный период в стаж муниципальной службы.

В частности по пп. «в», «г» указанного пункта не может быть зачтен данный период работы истицы, так как *** не относилось к органам управления при Совете Министров СССР и РСФСР, а также органу управления министерств и ведомств СССР и РСФСР.

Доказательств того, что период работы со 02 июля 1981г. по 01 августа 1983г. может быть зачтен в стаж муниципальной службы по каким - либо иным основаниям при рассмотрении дела в суде также не добыто.

Кроме того в силу статьи 3 указанного Закона в стаж государственной гражданской (муниципальной) службы не включается работа в органах и организациях, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, связанная с техническим обеспечением функционирования этих органов и организаций.

В соответствии с тарифно – квалификационной характеристикой, заведующий канцелярией руководит службой делопроизводства в учреждении, организации, на предприятии. Обеспечивает своевременную обработку поступающей и отправляемой корреспонденции, ее доставку по назначению, осуществляет систематический контроль за сроками исполнения документов и их правильным оформлением. Организует работу по приему документальных материалов, в том числе приказов и распоряжений руководства учреждения, организации, предприятия, их регистрации, учету и передаче в соответствующие структурные подразделения, по хранению материалов текущего делопроизводства, формированию дел и их сдаче на государственное хранение. Составляет инструкции по ведению делопроизводства в учреждении, организации, на предприятии и его подразделениях, номенклатуру дел. Разрабатывает предложения по совершенствованию системы делопроизводства, организует их внедрение, принимает меры по обеспечению работников службы делопроизводства необходимыми инструктивными и справочными материалами, а также инвентарем, оборудованием, средствами организации и механизации управленческого труда. Осуществляет методическое руководство организацией делопроизводства в подразделениях учреждения, организации, предприятия, контроль за правильным формированием и хранением материалов и своевременной сдачей в архив, подготовку справок о соблюдении сроков исполнения документов. Обеспечивает печатание и размножение служебных документов. Участвует в подготовке созываемых руководством совещаний и организует их техническое обслуживание, оформление командировочных документов, регистрацию работников, прибывающих в командировку в учреждение, организацию, на предприятие. Руководит работниками канцелярии.

Таким образом, заведующий канцелярией выполняет работу, связанную с техническим обеспечением функционирования соответствующего органа, организации, что исключает возможность зачёта спорного периода в стаж муниципальной службы.

Довод ФИО1 о том, что из постановления Правительства РФ от 21 июля 1997г. № 912 «Об упорядочении оплаты труда работников, занимающих должности, не отнесённые к государственным должностям, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности федеральных государственных органов» следует, что должность «заведующий канцелярией» не относилась к исчерпывающему перечню работников, осуществляющих техническое обеспечение, судебная коллегия не принимает, поскольку из указанного постановления не следует, что содержащийся в нём перечень должностей носит исчерпывающий характер.

Кроме того данное постановление Правительства РФ издано во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 г. N 310 "О денежном содержании федеральных государственных служащих", в пункте 8 которого говорится о необходимости обеспечить упорядочение оплаты труда работников, занимающих должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности федеральных государственных органов.

В Указе Президента РФ от 09 апреля 1997г. № 310 перечислены должности федеральных государственных служащих, среди которых поименована только должность «заведующий канцелярией Президента Российской Федерацией», иные должности «заведующий канцелярией» отсутствуют.

Суд пришёл к обоснованному выводу о том, что законодателем на федеральном уровне закреплено, что должность «заведующий канцелярией» не является должностью федеральной государственной гражданской службы.

В частности в разделе IV приложения к постановлению Правительства РФ от 24.03.2007 г. №176 «Об оплате труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы» значится должность «заведующий канцелярией».

Довод жалобы о том, что суд в решении сослался на постановление Правительства РФ от 24 марта 2007г. № 176 «Об оплате труда работников федеральных государственных органов, занимающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы», которое в спорный период не действовало, не может являться основанием для отмены решения суда, так как с даты вступления в законную силу указанного постановления действуют размеры должностных окладов и ежемесячные и дополнительные выплаты, утвержденные данным постановлением. Постановление РФ от 24 марта 2007г. не исключало должность «заведующего канцелярией» из перечня должностей федеральной государственной гражданской службы. То есть до издания данного постановления законодатель не относил должность «заведующий канцелярией» к должности федеральной государственной гражданской службы.

Довод жалобы истицы о том, что спорный период подлежит зачёту в её стаж муниципальной службы, не опровергает выводов суда, основан на неверном толковании норм права.

Ссылка на апелляционное определение Верховного Суда РФ от 05 октября 2012 № 46-АПГ12-13 несостоятельна, так как при разрешении спора Верховный суд РФ руководствовался положениями Закона Самарской области от 09 октября 2007г. № 96-ГД «О муниципальной службе в Самарской области», которые отличаются от положений Закона Оренбургской области от 12 сентября 2000 № 660/185-ОЗ.

Кроме того данный судебный акт, в силу положений статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеет преюдициального значения для настоящего дела.

Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328.329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 23 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи