Судья Е.В.Зыбунова Дело № 33-5036/2016
Учет № 25
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
21 марта 2016 года г.Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.В. Шакирьянова,
судей А.М. Гильмутдинова, Р.Ш. Адиятуллина,
при секретаре судебного заседания Д.Р.Джураеве,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.В. Шакирьянова гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Религиозной организации «Казанская иудейская община» и апелляционной жалобе ООО «Антикварная фирма «Лигия» на решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 14 декабря 2015 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Религиозной организации «Казанская иудейская община» к Муниципальному казенному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» и Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и закреплении земельного участка без проведения торгов отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав представителя МКУ «КЗИО ИК МО г. Казани» - ФИО1 и представителя ООО «Лигия» - ФИО2, судебная коллегия
установила:
Религиозная организация «Казанская иудейская община» обратилась в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» (далее по тексту - МКУ «КЗИО ИК МО г.Казани») о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и закреплении за религиозной организацией земельного участка без проведения торгов.
В обоснование требований указывается, что Религиозная организация «Казанская иудейская община», является собственником земельного участка площадью 990 кв.м., кадастровый номер ...., по адресу: <адрес>, и расположенного на нем здания.
12 января 2015 года в адрес ответчика МКУ «КЗИО ИК МО г.Казани» было направлено письмо о предоставлении информации относительно того, утверждена ли схема расположения земельного участка общей площадью 282 кв.м., во дворе здания, расположенного по адресу; <адрес>, не выставлен ли земельный участок на аукционные торги, и когда будет принято решение о проведении аукционных (конкурсных торгов) по вышеуказанному земельному участку.
Согласно ответу за исх. 2004/К3ИО исх. от 12.02.2015 усматривается, что в настоящее время проведены работы по постановке сформированного участка на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер ..... Извещение об их проведении публикуется в средствах массовой информации не менее чем за 30 дней до даты проведения аукциона. Победителем торгов признается участник, предложивший большую цену или наибольшей размер арендной платы. Между тем, в Религиозной организации «Казанская иудейская община» имеется документ, а именно, охранное обязательство № А- 303 на объект культурного наследия (памятник истории и культуры), датированный от 20.12.2012, акт технического состояния объекта культурного наследия и определение плана работ по объекту культурного наследия и благоустройства земельного участка от 20.12,2012 (Приложение №1 к охранному обязательству), которые подписаны между Министерством культуры Республики Татарстан и Религиозной организацией «Казанская иудейская община», а также карта - схема границ территории объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения «Здание Казанского еврейского молитвенного дома - синагога, 1913-1915 гг.», расположенного по адресу: <адрес>, где четко указано, что спорный земельный участок относится к территории объекта культурного наследия. В связи с чем, просили у ответчика при наличии у Религиозной организации «Казанская иудейская община» вышеуказанных документов, целесообразность и законность реализации с аукционных (кадастровых) торгов спорного земельного участка общей площадью 282 кв.м. во дворе здания, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно ответу ответчика МКУ «КЗИО ИК МО г.Казани» за исх. № 4992 от 03.04,2015 усматривается, что охранное обязательство от 20.12.2012 №А-303, заключенное между МК РТ и Религиозной организацией «Казанская иудейская община», выдано на трехэтажное здание по <адрес>, являющееся объектом культурного наследия - «Здание Казанского еврейского молитвенного дома - синагоги». Согласно карте - схеме, прилагаемой к охранному обязательству, запрашиваемый земельный участок вошел в границы территории объекта культурного наследия, но это не является основанием для перехода права на указанный земельный участок. Также в данном письме было указано, что в договоре аренды земельного участка по <адрес> будут включены пункты о необходимости соблюдения обязательств, установленных пунктами 3.3.1, 3.3.2, 3.3.3 постановления Исполнительного комитета г.Казани от 21.08.2014 г. № 5015. В соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 года № 73- ФЗ (далее - Закон) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федераций гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (преамбула Закона). Объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих дочинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного действия окружающей среды и от иных негативных воздействий (статья 33 Закона).
В охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона. Охранным обязательством устанавливаются следующие требования:
- к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.2 настоящего Федерального закона;
- к содержанию и использованию объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения его состояния в соответствии с пунктом 4 статьи 47.3 настоящего Федерального закона;
- к обеспечению доступа к объекту культурного наследия в соответствии со статьей 47.4 настоящего Федерального закона (ст. 47.6).
18 марта 2015 года между НО «Региональный фонд социально-экономического развития и «ТУГАН Ь» (Сторона №1) и РО «Казанская иудейская община» (Сторона №2) заключен договор, в соответствии с условиями которого Сторона №1 безвозмездно перечисляет Стороне №2, а Сторона №2 получает денежные средства в качестве пожертвования на уставную деятельность. Данные денежные средства были перечислены на расчетный счет Стороны №2, о чем свидетельствует платежное поручение № 62 от 24.03.2015. Данные денежные средства использованы для реконструкции здания Казанской Синагоги, в связи с проведением в сентябре 100-летия Казанской синагоги.
Земельный участок общей площадью 282 кв.м. во дворе здания, расположенного по адресу: <адрес> согласно охранного обязательства № А-303 от 20.12.2012 является объектом культурного наследия и принадлежит Религиозной организации «Казанская иудейская община», должен быть закреплен за Религиозной организаций «Казанская иудейская община».
На основании изложенного истец просил признать незаконным письмо № 4992 от 03.04.2015 МКУ «КЗИО ИК МО г. Казани» в части отказа в переходе РО «Казанская иудейская община» земельного участка с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, а также закрепить за РО «Казанская иудейская община» территорию земельного участка общей площадью 282 кв.м. во дворе здания, расположенного по адресу: <адрес> без проведения торгов.
Судом первой инстанции в качестве соответчика был привлечен Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани (далее по тексту - ИК МО г.Казани).
Представитель ответчиков – ФИО3 в судебном заседании иск не признала.
Судом в качестве третьих лиц без самостоятельных требований были привлечены ООО «Антикварная фирма «Лигия» и Министерство культуры РТ.
Представитель третьего лица ООО «АФ «Лигия» с иском не согласился.
Представитель третьего лица Министерства культуры РТ в суд не явился, в письменном отзыве указал, что границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков, а также просил рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд постановил решение в изложенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представителя РО «Казанская иудейская община» ставится вопрос об отмене решения суда, принятии решения о признании незаконным указанное выше письмо в части, а также о закреплении за религиозной организацией земельного участка без проведения торгов.
При этом указывается, что спорный земельный участок является объектом культурного наследия и принадлежит религиозной организации и должен быть закреплен за ней.
Земельный участок и здание всегда принадлежали синагоге, что также являлось основанием для заключения охранного обязательства №А-303 от 20 декабря 2012 года с Министерством культуры РТ.
В апелляционной жалобе представителя ООО «Антикварная фирма «Лигия» ставится вопрос об исключения из мотивировочной части решения указание на распространение в отношении заявления общества о предоставлении спорного земельного участка положений решения Казанской городской думы о предоставлении спорного земельного участка обществу посредством процедуры торгов.
При этом указывается, что земельный участок обществу необходим, поскольку только через него возможно обеспечить доступ к их объектам.
Общество имеет право на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Суд первой инстанции в мотивировочной части сделал выводы, указанные выше, которые противоречат обстоятельствам, установленным вступившими в законную силу судебными актами.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО «Антикварная фирма «Лигия» ФИО2 свою апелляционную жалобу поддержал. Возражал против удовлетворения жалобы Религиозной организации «Казанская иудейская община».
При этом представитель МКУ «КЗИО ИКМО г.Казани» ФИО1 возражала против удовлетворения жалоб, просила решение суда оставить без изменения.
Истец РО «Казанская иудейская община» не направил представителя для участия в судебном заседании, до судебного заседания обратился в суд с ходатайством об отложении судебного заседания.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые извещены надлежащим образом о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены, изменения решения суда не имеется.
Частью 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
В силу части 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд первой инстанции свое решение обосновал следующими положениями действующих законов.
В силу ст. 39.1 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1. решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2. договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3. договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4. договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование,
Согласно ст.39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
2. Без проведения торгов осуществляется продажа:
1) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного в аренду для комплексного освоения территории, лицу, с которым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заключен договор о комплексном освоении территории, если иное не предусмотрено подпунктами 2 и 4 настоящего пункта;
2)земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства (за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования), членам этой некоммерческой организации или, если это предусмотрено решением общего собрания членов этой некоммерческой организации, этой некоммерческой организации;
3) земельных участков, образованных цз земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства (за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования), членам этой некоммерческой организации;
4) земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства и относящегося к имуществу общего пользования, этой некоммерческой организации;
5) земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, предоставленного юридическому лицу для ведения дачного хозяйства и относящегося к имуществу общего пользования, указанному юридическому лицу;
6) земельных участков, на которых расположены здания, сооружения,, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса;
7) земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса;
8) земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
9) земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка;
10) земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
3. Если единственная заявка на участие в аукционе по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подана лицом, которое соответствует указанным в извещении о проведении аукциона требованиям к участникам аукциона и заявка на участие в аукционе которого соответствует указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, либо если только один заявитель признан единственным участником аукциона или в аукционе принял участие только один его участник, продажа такого земельного участка осуществляется указанному лицу.
Согласно ст.39.5 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: 2) земельного участка религиозной организации, имеющей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения, расположенные на таком земельном участке;
Согласно ст.39.10 ЗК РФ, 2. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование:
3. религиозным организациям для размещения зданий, сооружений религиозного или благотворительного назначения на срок до десяти лет;
4. религиозным организациям, если на таких земельных участках расположены принадлежащие им на праве безвозмездного пользования здания, сооружения, на срок до прекращения прав на указанные здания, сооружения;
Согласно ст.3.1 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках историй и культуры) народов Российской Федерации», 1. Территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.
2. В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также - земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц.
Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков.
В соответствии с п. 2. ст. 5 № 327-ФЗ от 30.11.2010 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» земельный участок на котором расположено имущество религиозного назначения, передается религиозной организации в собственность бесплатно или на праве безвозмездного пользования в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что РО «Казанская иудейская община» является собственником 3-этажного здания с подвалом, расположенного по адресу: <адрес> на основании решения Арбитражного суда РТ от 01.11.2001.
20.12.2012 между Министерством культуры РТ и РО «Казанская иудейская община» заключено охранное обязательство № А-303.
Согласно определения Арбитражного суда РТ от 26.08.2015, истец является собственником земельного участка площадью 990 кв.м., кадастровый номер .... по адресу: <адрес>.
12.01.2015 председатель РО «Казанская иудейская община» обратился в адрес МКУ «КЗИО ИКМО г. Казани» с заявлением, в котором указал, что религиозная организация заинтересована в приобретении спорного земельного участка общей площадью 282 кв.м., расположенного во дворе здания по адресу: <адрес>, в аренду, просил предоставить информацию относительно того, утверждена ли схема расположения земельного участка, и когда будет принято решение о проведении аукционных (конкурсных торгов) по данному земельному участку.
Письмом от 12.02.2015 МКУ «КЗИО ИК МО г. Казани» сообщило, что постановлением № 5015 от 21.08.2014 утверждена схема расположения земельного участка по ул. <данные изъяты> площадью 282 кв.м., проведены работы по постановке сформированного земельного участка на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер ...., сведения о проведении аукционных торгов будут опубликованы в средствах массовой информации.
27.02.2015 истец обратился в МКУ «КЗИО ИКМО г. Казани» с заявлением, в котором указал, что спорный земельный участок относится к территории объекта культурного наследия, РО «Казанская иудейская община» имеет охранное обязательство на объект культурного наследия, а также карту-схему границ территории объекта культурного наследия, согласно которой спорный земельный участок относится к территории объекта культурного наследия, в связи с чем просил сообщить о целесообразности и законности реализации земельного участка с аукционных торгов.
Согласно письму МКУ «КЗИО ИК МО г. Казани» от 03.04.2015, на спорный земельный участок имеются притязания РО «Казанская иудейская община» и ООО «АФ «Лигия», в настоящее время ведется работа по оценке рыночной стоимости начального размера ежегодной арендной платы по договору аренды земельного участка. Аукцион на право заключения договора аренды планируется провести в июне-июле текущего года. Охранное обязательство заключено на здание по <адрес>, являющегося объектом культурного наследия - «Здание Казанского еврейского молитвенного дома-синагоги». Карта-схема, в которую вошел спорный земельный участок, не является основанием для перехода прав на указанный земельный участок.
Как установлено многочисленными актами арбитражных судов, на земельный участок площадью 282 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. претендуют как истец до настоящему делу, так и ООО «АФ «Лигия», являющейся собственником земельного участка площадью 802 кв.м. с кадастровым номером .... и площадью 410 кв.м. с кадастровым номером ...., а также недвижимого имущества, расположенных по адресу: <адрес>.
Спорный земельный участок расположен между зданиями и земельными участками, принадлежащими на праве собственности истцу и ООО «АФ «Лигия».
Судебная коллегия, как и суд первой инстанции, считает, что оснований для удовлетворения искового заявления не имеется.
Как видно из материалов дела, на спорном земельном участке каких-либо объектов религиозного назначения не имеется, следовательно, религиозная организация не имеет преимущественного права на приобретение данного земельного участка на каком-либо вещном праве без проведения аукционных торгов. Кроме того, истец является собственником сформированного земельного участка, находящегося под зданием синагоги.
Охранное обязательство, заключенное между истцом и Министерством культуры РТ, имеет указание на конкретный объект культурного наследия - «Здание Казанского еврейского молитвенного дома-синагоги, 1913-1915г.г.», 3-х этажное здание с подвалом, общей площадью 1542,9 кв.м., по адресу: <адрес>.
Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» также не определено преимущественное право на приобретение земельного участка, находящегося в границах территории объекта культурного наследия.
Кроме того, решением Казанской городской Думы от 27.12.2012 № 10-19 «О предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством» предусмотрено, что при наличии нескольких обращений (в данном случае ООО «АФ «Лигия» и РО «Казанская иудейская община») по вопросу предоставления одного и того же земельного участка, реализация земельного участка осуществляется с аукционных торгов.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе представителя РО «Казанская иудейская община» о том, что спорный земельный участок является объектом культурного наследия, принадлежит религиозной организации и должен быть закреплен за ней, судебной коллегией проверены. Данные доводы не могут служить основанием для отмены решения, поскольку повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения. Так эти доводы сводятся по существу к несогласию с выводами районного суда и иной оценке установленных по делу обстоятельств, направлены на иное произвольное толкование норм материального и процессуального права, что не отнесено статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Судебной коллегией проверены и доводы, изложенные в апелляционной жалобе представителя ООО «АФ «Лигия» об исключении из мотивировочной части решения указание суда на распространение в отношении заявления общества о предоставлении спорного земельного участка положений решения Казанской городской думы о предоставлении спорного земельного участка обществу посредством процедуры торгов. Эти доводы не могут послужить основанием для изменения мотивировочной части решения суда.
Так, как видно из мотивировочной части решения суда (л.д. 184 -186), суд первой инстанции при этом сослался лишь на решение Казанской городской Думы от 27.12.2012 № 10-19 «О предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством». Этим решением Казанской городской Думы, а не мотивировочной частью решения суда первой инстанции, предусмотрено, что при наличии нескольких обращений (в данном случае ООО «АФ «Лигия» и РО «Казанская иудейская община») по вопросу предоставления одного и того же земельного участка, реализация земельного участка осуществляется с аукционных торгов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены, изменения решения суда по доводам апелляционных жалоб у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 14 декабря 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционные жалобы представителей Религиозной организации «Казанская иудейская община», ООО «Антикварная фирма «Лигия» – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи