ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5048/2013 от 05.06.2013 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Судья: Г Н.М. Дело №33-5048/2013

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Нижний Новгород «05» июня 2013года

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи - Д Г.И.,

судей К М.А. и Г Н.В.,

при секретаре судебного заседания - Д Т.М.

по докладу судьи областного суда - Д Г.И.

рассмотрев в порядке апелляционного производства материалы дела по апелляционному представлению прокурора г. Н. Новгорода на решение Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 08.11.2012 года по делу по иску прокурора города Нижнего Новгорода к администрации города Нижнего Новгорода об обязании внести в Перечень должностей муниципальной службы отраслевых (функциональных) структурных подразделений администрации города Нижнего Новгорода, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный распоряжением администрации города Нижнего Новгорода от 09.08.2012 г. № «номер распоряжения обезличено», изменения, дополнив данный Перечень должностями муниципальной службы в городе Нижнем Новгороде: ведущий специалист, специалист 1 категории, специалист 2 категории, специалист,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г.Н.Новгорода обратился в суд с вышеназванным иском к администрации г.Н.Новгорода.

В обоснование своих требований указал, что прокуратурой г.Н.Новгорода, в соответствии с п.5 утвержденного комплексного плана мероприятий по противодействию коррупции прокуратуры г.Н.Новгорода на 2010-2012 годы, проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции, а также законодательства о муниципальной службе при поступлении граждан на муниципальную службу, ее прохождении и прекращении, и соблюдения установленных законом обязанностей, ограничений и запретов.

В ходе проверки установлено, что распоряжением администрации Г.Н.Новгорода от 09.08.2012 № «номер распоряжения обезличено» «…» утвержден Перечень должностей муниципальной службы отраслевых (функциональных) структурных подразделений администрации города Нижнего Новгорода, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - Перечень).

Данный Перечень должностей муниципальной службы отраслевых (функциональных) структурных подразделений администрации Г.Н.Новгорода, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, необоснованно сокращен: в Перечень не включены должности муниципальной службы в администрации г.Н.Новгорода согласно Реестру должностей муниципальной службы в г.Н.Новгороде, утвержденному постановлением городской Думы г.Н.Новгорода от 19.12.2007 № «…»: ведущий специалист, специалист 1 категории, специалист 2 категории, специалист.

Считает, что сокращение Перечня должностей муниципальной службы отраслевых (функциональных) структурных подразделений администрации города Нижнего Новгорода, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей не соответствует положениям законодательства, в частности: п.5 ст.4, п. 9 ч.1 ст. 13, ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», п.п. 2 и 3 ст.3, ч.6 ст.6, ч.6 ст.8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ч. 4 ст.29 Конституции Российской Федерации и лишает работодателя одной из возможности проверить гражданина, замещающего должность муниципальной службы, или назначаемого на указанную должность, на соответствие требованиям, предъявляемым к лицу, назначаемому на данную должность.

Кроме того, поскольку в Перечень не включены должности муниципальной службы в администрации г.Н.Новгорода, согласно Реестру должностей муниципальной службы в г.Н.Новгороде, утвержденному постановлением городской Думы г.Н.Новгорода от 19.12.2007 № «…»: ведущий специалист, специалист I категории, специалист 2 категории, специалист, то сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, их супругов и несовершеннолетних детей на официальном сайте органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода размещены не будут.

Не размещение на официальном сайте органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера вышеуказанных муниципальных служащих, их супругов и несовершеннолетних детей, препятствует гражданам получать общедоступную информацию о деятельности муниципальных служащих, т.е. ограничивает их конституционное право на получение информации, прокурор в данном случае обращается в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В связи с изложенным, прокурор г.Н.Новгорода просил обязать администрацию г.Н.Новгорода внести в Перечень должностей муниципальной службы отраслевых (функциональных) структурных подразделений администрации города Нижнего Новгорода, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный распоряжением администрации города Нижнего Новгорода от 09.08.2012 № «номер распоряжения обезличено», изменения, дополнив данный перечень должностями муниципальной службы в городе Н.Новгороде: ведущий специалист, специалист 1 категории, специалист 2 категории, специалист.

В суде первой инстанции помощник прокурора г.Н.Новгорода Б С.А., поддержал исковые требования в полном объеме.

Представитель администрации г. Н.Новгорода А М.А., действующая на основании доверенности, в суде первой инстанции исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, поскольку распоряжение администрации города Нижнего Новгорода от 09.08.2012 № «номер распоряжения обезличено» издано в пределах полномочий органа местного самоуправления, в соответствии с действующим законодательством, нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц при его издании не выявлено.

Решением Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 08.11.2012 года в удовлетворении исковых требований прокурора города Нижнего Новгорода к администрации города Нижнего Новгорода об обязании внести в Перечень должностей муниципальной службы отраслевых (функциональных) структурных подразделений администрации города Нижнего Новгорода, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный распоряжением администрации города Нижнего Новгорода от 09.08.2012 г. «номер распоряжения обезличено», изменения, дополнив данный Перечень должностями муниципальной службы в городе Нижнем Новгороде: ведущий специалист, специалист 1 категории, специалист 2 категории, специалист - отказано в полном объеме.

В апелляционном представлении ст. помощника прокурора г. Н.Новгорода ставится вопрос об отмене решения Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 08.11.2012 года, как несоответствующего требованиям ст. 195 ч. 1 ГПК РФ, и принятии по делу нового решения, которым удовлетворить требования прокурора в полном объеме.

Изучив материалы дела, обсудив мотивы представления ст. помощника прокурора г. Н.Новгорода, выслушав объяснения ст. помощника прокурора г. Н.Новгорода Б С.А., представителя администрации г. Н. Новгорода – А М.А., судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, прокурор г.Н.Новгорода обратился в суд с иском к администрации города Нижнего Новгорода об обязании внести в Перечень должностей муниципальной службы отраслевых (функциональных) структурных подразделений администрации города Нижнего Новгорода, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный распоряжением администрации города Нижнего Новгорода от 09.08.2012 г. № «номер распоряжения обезличено», изменения, дополнив данный Перечень должностями муниципальной службы в городе Нижнем Новгороде: ведущий специалист, специалист 1 категории, специалист 2 категории, специалист.

Решением Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 08.11.2012 года в удовлетворении исковых требований прокурору города Нижнего Новгорода – отказано в полном объеме.

Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска прокурору г. Н.Новгорода соответствуют требованиям закона и материалам дела.

Так, суд первой инстанции правильно руководствовался тем, что в соответствии со ст.42 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

В силу положений части 1 ст.1 Федерального закона от -02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Закон №25-ФЗ и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации -, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Следовательно, муниципальные правовые акты включены в систему правовых актов, регулирующих вопросы муниципальной службы.

Согласно части 1 ст. 15 Закона №25-ФЗ, граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны ежегодно представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - сведения).

Из смысла и содержания данной правовой нормы следует, что обязанность гражданина, претендующего на замещение должности муниципальной службы, а также муниципального служащего по предоставлению сведений, указанных в части 1 статьи 15 Закона №25-ФЗ, возникает в случае, если замещаемая должность или должность, на замещение которой гражданин претендует, включена в соответствующий перечень.

Аналогичная правовая норма содержится в статье 14 Закона Нижегородской области от 03.08.2007 № 99-3 "О муниципальной службе в Нижегородской области" (далее - Закон Нижегородской области №99-3), которая «также предполагает наличие соответствующего перечня должностей, при замещении которых или при назначении на которые граждане и муниципальные служащие предоставляют сведения.

Статьей 8 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (часть 1) установлен перечень, согласно которому сведения обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю): 1) граждане, претендующие на замещение должностей государственной или муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации; 2) граждане, претендующие на замещение должностей, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в государственных корпорациях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов; 3) граждане, претендующие на замещение отдельных должностей, включенных в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами; 4) лица, замещающие должности, указанные в пунктах 1-3 части 1 статьи 8.

Таким образом, федеральным законодателем не было императивно сформулировано требований по предоставлению сведений муниципальными служащими, замещающими все без исключения должности муниципальной службы, либо гражданами, претендующими на замещение всех должностей муниципальной службы. Решение вопроса об установлении конкретного перечня должностей отнесено к полномочиям субъекта правотворческой деятельности в сфере регулирования вопросов муниципальной службы.

Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" (далее - Указ №557) был утвержден перечень должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения.

Одновременно органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления было рекомендовано определить должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и должности муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации и муниципальные служащие обязаны представлять сведения (п.3).

Также Указом №557 при утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения, были сформированы критерии для определения должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками.

Согласно данным критериям, включение должности в соответствующий перечень осуществляется в случае, если исполнение должностных обязанностей предусматривает: осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций; предоставление государственных услуг гражданам и организациям; осуществление контрольных и надзорных мероприятий; подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, частоты, участки недр и др.); управление государственным имуществом; осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений; хранение и распределение материально-технических ресурсов.

Таким образом, федеральный законодатель практикой правоприменения законодательства о регулировании государственной гражданской службы в Российской Федерации, о противодействии коррупции, а также прямыми рекомендациями, создал правовые основания для формирования перечня должностей, при назначении на которые и при замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения.

Полномочиями по определению таких должностей муниципальной службы были наделены органы местного самоуправления без каких-либо ограничений.

Распоряжением администрации города Нижнего Новгорода от 09.08.2012 №355-р был утвержден Перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которые и при замещении которых граждане и муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения.

Перечни должностей были сформированы с учетом критериев, определенных Указом №557. Основанием для включения/невключения должности в данный перечень являлся признак, согласно которому замещение должности связано с коррупционными рисками.

По результатам анализа сведений, представленных отраслевыми (функциональными) структурными подразделениями администрации города Нижнего Новгорода в отношении должностей, подлежащих включению в перечень, было установлено, что замещение таких должностей муниципальной службы, как ведущий специалист, специалист 1 категории, специалист 2 категории, специалист, не связано с коррупционными рисками.

Проанализировав вышеуказанные нормы закона, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что распоряжение администрации города Нижнего Новгорода от 09.08.2012 № «номер распоряжения обезличено» издано в пределах полномочий органа местного самоуправления, в соответствии с действующим законодательством, нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц при его издании не выявлено, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении иска.

Что же касается мотивов протеста ст. помощника прокурора г. Н.Новгорода об отмене решения суда, то они не могут быть приняты во внимание, т.к. не содержат каких либо новых оснований, которые могли бы служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Нарушений норм материального или процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Оснований для признания неправильной правовой оценки доказательств, положенных в основу решения суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда не находит.

На основании изложенного решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по мотивам апелляционного представления не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 08.11.2012 года оставить без изменения, апелляционное представление ст. помощника прокурора г. Н.Новгорода Б С.А.– без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий-

Судьи: