ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5049/19 от 04.06.2019 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Стебихова М.В. Дело № 33-5049/2019

Докладчик Власкина Е.С.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Власкиной Е.С.,

судей Вегелиной Е.П., Плужникова Н.П.,

при секретаре Левицкой В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 4 июня 2019 года гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Министерства внутренних дел России по городу Новосибирску на решение Центрального районного суда города Новосибирска от 21 февраля 2019 года.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Власкиной Е.С., объяснения представителя УМВД РФ по г. Новосибирску Потаповой О.В., представителя ГУ МВД России по НСО Гавриневой М.А., Долженкова Д.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Долженков Д.Н. обратился в суд с иском к УМВД России по г. Новосибирску, ГУ МВД России по НСО, в котором просил признать период службы с 01.03.2013 г. по 28.02.2014 г. в должности старшего инспектора группы службы отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых Управления МВД России по г. Новосибирску периодом службы, подлежащим включению в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца; обязать ГУ МВД России по НСО включить в выслугу лет Долженкова Д.Н. для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца период службы с 01.03.2013 г. по 28.02.2014 г. в должности старшего инспектора группы службы отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых Управления МВД России по г. Новосибирску, произвести перерасчет назначенной пенсии.

В иске указано, что приказом от 12.03.2013 г. УМВД России по г. Новосибирску истец был назначен на должность старшего инспектора службы отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УМВД России по г. Новосибирску по контракту с 01.03.2013 г. Приказом УМВД России по г. Новосибирску от 28.02. 2014 г. истец был назначен на должность командира взвода №2 роты 3 №1 отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УМВД России по г. Новосибирску по контракту, с освобождением от ранее занимаемой должности. Приказом УМВД России по г. Новосибирску от 30.10.2018 г. контракт расторгнут, истец уволен со службы по выслуге лет, дающей право на получение пенсии с 08.11.2018 г. Как следует из приказа, выслуга лет на момент увольнения составила в календарном исчислении для выплаты единовременного пособия - 17 лет 8 месяцев, в льготном исчислении - 22 года 8 месяцев. Ответчиком не засчитан в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца службы период прохождения службы с 01.03.2013 г. по 28.02.2014 г. в должности старшего инспектора группы службы отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых МВД России по г. Новосибирску. Данное обстоятельство истец считает незаконным, что и послужило основанием для обращения с исковым заявлением в суд.

Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 21.02.2019 г. постановлено:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать период службы ФИО1 с 01.03.2013 г. по 28.02.2014 г. в должности старшего инспектора группы службы отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых Управления МВД России по г. Новосибирску периодом службы, подлежащим включению в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца.

На Управление МВД России по г. Новосибирску возложена обязанность произвести перерасчет назначенной пенсии с 01.03.2013 г. по 28.02.2014 г. ФИО1 из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца службы.

С решением не согласен представитель УМВД России по г. Новосибирску ФИО2.

В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске.

В обоснование доводов жалобы указывает, что

Приказом МВД России от 09.12.2004 г. № 640 утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий. Должность старшего инспектора группы службы отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, которую замещал ФИО1, в данном Перечне отсутствует. Указанный приказ утратил силу, в связи с изданием приказа от 20.12.2016 г. № 868, в котором указанная должность также отсутствует.

Вместе с тем, пу. 200 Перечня, утвержденного приказом МВД России от 20.12.2016 г. № 868 предусмотрено, что право на льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии, при условии непосредственного осуществления ими в соответствии с должностными регламентами (должностными инструкциями) функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений также имеют сотрудники, замещавшие должности в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, не предусмотренные типовыми штатными расписаниями изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, введенные по согласованию с МВД России до 23.08.2014 г.

Однако, наименование должности - старший инспектор группы службы отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых Управления МВД России по г. Новосибирску, на которую ФИО1 назначен 01.03.2013 г. приказом Управления МВД России по г. Новосибирску от 12.03.2013 г. № 246 л/с определено штатным расписанием, утвержденным приказом ГУ МВД России по Новосибирской области от 14.12.2011 г. № 676 и полностью ему соответствует.

При осуществлении расчета выслуги лет для назначения пенсии истцу Управлением МВД России по г. Новосибирску руководствовалось приказом ГУ МВД России по НСО от 14.12.2011 г. № 676 «Об организационно-штатных вопроса», который был издан в соответствии с Перечнем должностей старшего и среднего начальствующего состава и соответствующих им предельных специальных званий в строевых подразделениях полиции территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым была предусмотрена такая должность, как старший инспектор (приложение № 20).

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 12.03.2013 г. истец назначен на должность старшего инспектора группы службы отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УМВД России по г. Новосибирску по контракту с 01.03.2013г. (л.д. 6).

28.02.2014 г. истец назначен на должность командира взвода №2 роты №1 отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УМВД России по г. Новосибирску по контракту (л.д. 7).

30.10.2018 г. истец уволен со службы в органах внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии приказом УМВД России по г. Новосибирску №1590 л/с, в соответствии с которым выслуга на день увольнения составляет в календарном исчислении и для выплаты единовременного пособия 17 лет 8 месяцев, в льготном исчислении - 22 года 8 месяцев (л.д. 10).

Период службы с 01.03.2013 г. по 28.02.2014 г. в должности старшего инспектора группы службы отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых Управления МВД России по г. Новосибирску истцу не засчитан в льготный стаж.

Истец обращался с рапортом о внесении изменения в приказ и произведения перерасчета за период 01.03.2013 г. по 28.02.2014 г. из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца службы, на что ему был дан письменный отказ (л.д. 8).

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец в период с 01.03.2013 г. по 28.02.2014 г. непосредственно осуществлял функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и, несмотря на то, что его должность не была предусмотрена Типовым штатным расписанием МВД РФ, действовавшим в период осуществления данных функций (приказ МВД РФ от 20.05.2004 г. № 309), спорный период подлежит зачету в выслугу лет из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца службы.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, как соответствующим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.

В соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 этого Закона, определяется Правительством РФ (ч. 3 ст. 18).

Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 установлен порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсии, компенсации и пособий лицам, проходившим службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в РФ.

Согласно абз. 45 подп. «г» п. 3 названного Порядка один месяц службы за полтора месяца засчитывается в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 года по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.

Во исполнение данного Постановления Министерство внутренних дел РФ Приказом от 09.10.2004 г. № 640 утвердило Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий.

Данный Перечень действовал с 04.08.2006 г. по 09.10.2014 г., то есть в период службы истца.

В п. 110 Перечня должностей №640 в составе Отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых в подразделении «группа службы» предусмотрена должность «старший инспектор службы», что не соответствует должности истца «старший инспектор», поскольку отсутствует слово «службы».

Приказом МВД России от 20.12.2016 г. № 868 утвержден новый Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии, в котором также в п. 110 в составе Отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых в подразделении «группа службы» предусмотрена должность «старший инспектор службы», что не соответствует должности истца «старший инспектор», поскольку отсутствует слово «службы».

Таким образом, должность истца «старший инспектор» в указанных выше Перечнях не поименована.

В соответствии с примечанием к Перечню №868 право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий предоставляется:

Лицам, замещавшим должности, отмеченные символом «1», при условии непосредственного осуществления ими в соответствии с должностными регламентами (должностными инструкциями) функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Лицам, замещавшим должности, отмеченные символом «2», введенные до 20 мая 2004 года, непосредственно осуществлявшим функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

3. Лицам, замещавшим должности, отмеченные символом «3», введенные с 30 апреля 2011 года, непосредственно осуществлявшим функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

О порядке применения п. 200 Перечня имеются разъяснения МВД России от 01.07.2017 г. №1/8026, в соответствии с которым, для назначения пенсии на льготных условиях в соответствии с п. 200 Перечня, необходимо соблюдение следующих условий:

должность в изоляторе временного содержания или подразделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых не должна быть предусмотрена типовым штатным расписанием и должна быть введена по согласованию с МВД России;

лицо, замещавшее данную должность, должно непосредственно осуществлять в соответствии с должностными регламентами (должностными инструкциями) функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Согласно должностной инструкции старшего инспектора группы службы ОБОКПО Управления МВД России по г. Новосибирску ФИО1 он непосредственно осуществлял функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (л.д. 11-15), что стороной ответчика не оспаривалось.

Приказом МВД РФ от 20.05.2004 г. № 309 утверждено типовое штатное расписание изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.

В Приложении №3 к данному приказу, имеется Типовое штатное расписание Отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.

Согласно данному типовому штатному расписанию в Приложении №3, в подразделении «группа службы» должность истца «старший инспектор» не предусмотрена, а предусмотрена иная должность «старший инспектор службы».

Согласно п. 2 Приказа от 20.05.2004 г. № 309 Министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, предписано привести штатные расписания изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых в соответствие с прилагаемыми типовыми штатными расписаниями.

Приказами ГУ МВД России по НСО от 14.12.2011 г. №676 и от 28.03.2013 г. №163 утверждены штатные расписания УМВД по г. Новосибирску, согласно которому в Отдельном батальоне охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых в составе подразделения «группы службы» предусмотрена должность «старший инспектор», что не соответствует типовому штатному расписанию МВД РФ, действующему в тот период времени (л.д. 45, 47-48), поскольку согласно Типовому штатному расписанию данная должность называется «старший инспектор службы».

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указание в штатных расписаниях УМВД России по г. Новосибирску наименование должности истца «старший инспектор», не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, как нарушающее право истца на пенсионное обеспечение, гарантированное государством, поскольку из материалов дела установлено, что штатное расписание в УМВД России по г. Новосибирску не соответствовало Типовому штатному расписанию, утвержденному Приказом МВД России от 20.05.2004 г. № 309, предусматривающему в составе группы службы должность «старший инспектор службы», которая, в свою очередь, имеется в Перечне должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (Перечень №640).

Таким образом, доводы апелляционной жалобы входили в предмет исследования суда первой инстанции, наделены надлежащей и исчерпывающей правовой оценкой, с которой судебная коллегия соглашается, основаны на неверном толковании и применении апеллянтом норм материального права, в связи с чем, подлежат отклонению.

Поскольку обстоятельства по делу судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда города Новосибирска от 21 февраля 2019 года в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел России по городу Новосибирску - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи