ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5068 от 19.07.2018 Воронежского областного суда (Воронежская область)

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 33-5068

Строка № 215г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

19 июля 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего – Кузнецовой Л.В.,

судей - Авдеевой С.Н., Кожевниковой А.Б.,

при секретаре Курякиной Г.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Авдеевой С.Н.

гражданское дело по заявлению Лютого Василия Григорьевича об установлении факта участия в боевых действиях

по частной жалобе Лютого Василия Григорьевича

на определение Новоусманского районного суда Воронежской области

от 10 мая 2018 года

(судья райсуда Жукавин А.В.),

У С Т А Н О В И Л А:

Лютый В.Г. обратился в суд с заявлением об установлении факта участия в боевых действиях на территории Анголы в период с 18.06.1985г. по 31.01.1986 г., указав, что он являлся военнослужащим, проходившим военную службу и участвовавшим в боевых действиях в указанный период в должности старшего воздушного стрелка на территории Анголы. Заключением Комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Западного военного округа МО РФ от 03.12.2013 г. в выдаче удостоверения ветерана боевых действий ему было отказано по тем основаниям, что им не представлены документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях. Заявитель указывает, что установление данного факта необходимо для получения удостоверения ветерана боевых действий и социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».

Определением Новоусманского районного суда Воронежской области от 10 мая 2018 года заявление Лютого В.Г. оставлено без рассмотрения в связи с наличием спора о праве, при этом заявителю разъяснено право разрешить спор в порядке искового производства (л.д.56-57).

В частной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене определения суда как постановленного с нарушением норм процессуального права. При этом заявитель указывает, что для получения удостоверения ветерана боевых действий, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки, необходимо установление факта непосредственного участия в боевых действиях на территории соответствующей страны и в соответствующий период времени, поскольку документов, подтверждающих данный факт, у него не имеется (л.д. 60-63).

Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции. Представитель Министерства обороны РФ в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие и об отказе в удовлетворении жалобы. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть частную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя по доверенности ФИО2, поддержавшую жалобу, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия находит, что определение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

При этом суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, при невозможности восстановления утраченных документов (ст. 365 ГПК РФ) и при отсутствии спора о праве, подведомственного суду (ч.3 ст. 263 ГПК РФ).

Согласно ч.3 ст. 263 ГПК РФ в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.

Оставляя без рассмотрения заявление ФИО1 об установлении факта участия в боевых действиях, суд, сославшись на положения ч. 3 ст. 263 ГПК РФ, исходил из того, что из заявления ФИО1 усматривается наличие спора о праве, а именно о возникновении у заявителя права на социальные льготы в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», который не подлежит рассмотрению в порядке особого производства.

Судебная коллегия считает такой вывод суда ошибочным.

Как следует из материалов дела, в выдаче удостоверения ветерана боевых действий заявителю было отказано в связи с отсутствием необходимых документов, подтверждающих непосредственное участие в боевых действиях.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Пунктом 3 названной статьи установлено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к данному федеральному закону.

В разделе III Перечня (в редакции Федерального закона от 2 октября 2008 г. N 166-ФЗ) к числу государств и периодов ведения боевых действий отнесены в том числе боевые действия в Анголе с ноября 1975г. по ноябрь 1992 года.

Статьей 16 Федерального закона "О ветеранах" установлены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, а реализация мер их социальной поддержки, в силу ст. 28 названного Закона, осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца.

Пунктом 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763, предусмотрено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

В Вооруженных Силах Российской Федерации данный порядок утвержден Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.09.2017 г. N 595.

В соответствии с п.1 Порядка в Министерстве обороны Российской Федерации выдача удостоверений ветерана боевых действий осуществляется лицам, указанным в статье 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны Российской Федерации (Министерством обороны СССР) либо упраздненным государственным органом, функции которого в установленной сфере деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.

Пунктом 7 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации установлено, что в заявлении для получения удостоверения, кроме фамилии, имени и отчества, указываются личный номер (при наличии), воинское звание в запасе либо в отставке или классный чин (при наличии), дата рождения, адрес места жительства, периоды (даты) участия в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, участия в обеспечении боевых действий (выполнения специальных задач) и государство (территория) в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», согласие на обработку персональных данных.

Вместе с заявлением (рапортом) предоставляются две фотографии, копи я паспорта, копи я документа, удостоверяющего личность (для военнослужащих), и, при наличии, подтверждающие документы (выписки из приказов об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), о направлении, прибытии, зачислении в списки личного состава, постановке на довольствие, убытии и из других приказов, военные билеты, командировочные удостоверения, летные книжки, архивные справки (справки), трудовые книжки и другие подтверждающие документы либо их копии, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации), а именно: для лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», за исключением лиц, указанных в абзацах с третьего по шестой настоящего пункта, - документы, подтверждающие участие в боевых действиях, или документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал (п. 8 Порядка).

Таким образом, для получения удостоверения ветерана боевых действий, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки, необходимо установление факта непосредственного участия в боевых действиях на территории соответствующей страны и в соответствующий период.

Суд первой инстанции, оставляя без рассмотрения заявление ФИО1, не учел, что в случае, если от факта участия в боевых действиях на территории Анголы зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, а также при наличии условий, определенных ст. 265 ГПК РФ, необходимых для установления судом юридического факта, установление в судебном порядке факта участия в боевых действиях возможно.

Суд посчитал, что в данном случае имеет место спор о праве, между тем, заявителем никаких требований искового характера к заинтересованным лицам в данном случае не предъявлено.

Из приведенных выше норм гражданского процессуального законодательства следует, что поданное заявление оставляется без рассмотрения в случае, если подачей заявления об установлении факта заявителем будет заявлен конкретный спор о праве, подведомственный суду, или сам суд придет к выводу, что в данном деле установление факта связано с необходимостью разрешения в судебном порядке спора о праве.

В данном деле требований о выдаче удостоверения либо о предоставлении мер социальной поддержки не заявлено.

Вывод суда о наличии спора о праве, подлежащего рассмотрению и разрешению в исковом порядке, в данном случае основан на ошибочном толковании норм процессуального права.

Учитывая, что судом первой инстанции допущена ошибка в применении и толковании норм процессуального права, которая явилась для гражданина препятствием в рассмотрении его заявления судом в установленном законом порядке, обжалуемое определение не может быть признано законным и в соответствии с п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ подлежит отмене с направлением дела на рассмотрение по существу в суд первой инстанции.

Руководствуясь ст.334 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Определение Новоусманского районного суда Воронежской области от 10 мая 2018 года отменить, дело направить в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.

Председательствующий

Судьи коллегии