ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-506/19 от 23.05.2019 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Монгуш В.Б. Дело № 33-506/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 23 мая 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Канзая А.А.,

судей Дулуша В.В., Кочергиной Е.Ю.,

при секретаре Доржан Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кочергиной Е.Ю. гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва к Иргит Ш.И. о признании обременения правом аренды на земельный участок прекратившимся и погашении регистрационной записи в виде аренды по апелляционной жалобе представителя Иргит Ш.И. – Ситниковой Е.А. на решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 19 июля 2018 года,

УСТАНОВИЛА:

Администрация муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва (далее - администрация Кызылского кожууна) обратилась в суд с исковым заявлением к Иргит Ш.И. о признании обременения правом аренды на земельный участок прекратившимся и погашении регистрационной записи в виде аренды, указывая на то, что 16 февраля 2011 году администрацией Кызылского кожууна земельный участок, расположенный по адресу: ** по договору аренды со сроком действия на 3 года был передан Сарыглару И.Д. В 2014 году в результате выездных проверок установлено, что фактически земельным участком пользуется Чамбал А.В. Сарыглар И.Д. арендную плату не вносил, впоследствии выяснилось, что он умер ДД.ММ.ГГГГ. По истечении срока действия договора с Сарыгларом И.Д., администрацией Кызылского кожууна данный земельный участок по договору аренды 23 сентября 2014 года был передан Чамбал А.В. Не согласившись с данным решением администрации Кызылского кожууна, дочь Сарыглара И.Д. – Иргит Ш.И. обратилась в суд с иском к Чамбал А.В., Чамбалу Э.М., к администрации Кызылского кожууна о признании недействительными постановления и договора аренды, о сносе самовольного строения и истребовании из чужого незаконного владения. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 11 апреля 2017 года отменено, исковые требования Иргит Ш.И. оставлены без удовлетворения. Данное апелляционное определение Иргит Ш.И. в кассационном порядке не оспаривалось. 30 марта 2017 года администрация Кызылского кожууна обратилось в суд с иском к Иргит Ш.И. о взыскании арендной платы земельного участка и расторжении договора аренды. Вступившим в законную силу решением Кызылского районного суда Республики Тыва от 16 марта 2018 года в удовлетворении исковых требований администрации Кызылского кожууна отказано. Вместе с тем, решением Кызыского районного суда Республики Тыва от 19 мая 2016 года на администрацию Кызылского кожууна возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав Чамбал А.В., рассмотрев по существу в установленном порядке заявление Чамбал А.В. в отношении спорного земельного участка, которая также возложена на администрацию исполнительным листом. Просила суд признать обременение правом аренды на земельный участок, расположенный по адресу: ** прекратившимся; считать запись в Едином государственном реестре недвижимости о регистрации обременения в виде права аренды на земельный участок, расположенный по адресу: ** погашенной с момента вступления в силу решения суда.

Решением Кызылского районного суда Республики Тыва от 19 июля 2018 года исковое заявление администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва удовлетворено. Признано прекращенным обременение правом аренды на земельный участок с кадастровым номером **, общей площадью 865 кв.м., расположенный по адресу: **. Решение является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости имущества и сделок с ним записи от 30 июня 2011 года об обременении в виде аренды на земельный участок, расположенный по адресу: **. С Иргит Ш.И. в бюджет муниципального района «Кызылский кожуун» взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.

Не согласившись с решением суда, представитель ответчика Ситникова Е.А. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая на то, что 16 декабря 2016 года между администрацией Кызылского кожууна и Иргит Ш.И. заключено соглашение о расторжении договора о предоставлении земельного участка на условиях аренды от 16 февраля 2011 года и соглашения о внесении изменений в указанный договор на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 13 февраля 2013 года, выданное нотариусом Барун-Хемчикского района. Данное соглашение прошло государственную регистрацию, следовательно, право аренды было прекращено. В связи с чем, считает, что истец, обращаясь в суд с иском, не обосновал и не доказал какие права истца нарушены и подлежали судебной защите.

Представителем третьего лица Чамбал А.В. – Сухановой М.И. поданы письменные возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просит в связи с необоснованностью доводов жалобы решение суда оставить без изменения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Иргит Ш.И. – Ситникова Е.А. апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержала.

Представитель истца администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва Салчак М.А., представители третьего лица Чамбал А.В. – Суханова М.И., Арланмай Ю.В. в заседании суда апелляционной инстанции возражали против апелляционной жалобы.

Третье лицо Чамбал А.В., представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, в связи с чем, судебная коллегия рассматривает дело без их участия согласно ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.

Статья 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в судебном порядке осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 12 января 2011 года администрация муниципального района «Кызылский кожуун» предоставила в аренду Сарыглару И.Д. земельный участок, расположенный по адресу: ** для индивидуального жилищного строительства на условиях аренды сроком на 3 года.

16 февраля 2011 года заключен договор аренды земельного участка сроком на 3 года, то есть до 16 февраля 2014 года.

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва проведена государственная регистрация договора аренды (номер регистрации от 30 июня 2011 года).

Сарыглар И.Д. умер ДД.ММ.ГГГГ. Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 13 февраля 2013 года наследником умершего Сарыглара И.Д. является дочь Иргит Ш.И., наследство состоит из права аренды земельного участка, находящегося по адресу: **.

Соглашением от 25 августа 2016 года между администрацией муниципального района «Кызылский кожуун» и Иргит Ш.И. внесены изменения в договор о предоставлении земельного участка на условиях аренды от 16 февраля 2011 года на основании свидетельства о праве на наследство по закону, в части арендатора считать Иргит Ш.И.

При этом новый договор аренды в отношении спорного земельного участка с Иргит Ш.И. не заключался, срок договора аренды от 16 февраля 2011 года сторонами не продлялся.

В период срока действия договора аренды, то есть до 16 февраля 2014 года Иргит Ш.И. в компетентные органы с заявлением о вступлении в договор на оставшийся срок его действия, не обращалась, письменного заявления о продлении договора аренды и согласования его условий арендодателю ею не направлялось. Соглашение о перемене арендатора заключено 25 августа 2016 года, то есть после окончания срока действия договора аренды, доказательств для иного вывода в материалы дела не представлено.

Исходя из условий договора аренды от 16 февраля 2011 года, истечение срока действия договора влечет за собой его прекращение.

Также установлено, что Сарыглар И.Д. при своей жизни, а также ответчик Иргит Ш.И. не осуществляли строительство на спорном земельном участке, в установленный договором аренды срок и по настоящее время какого-либо объекта недвижимости на спорном земельном участке не строили, разрешение на строительство объекта не получали.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что при таких обстоятельствах требование истца о признании обременения правом аренды на спорный земельный участок прекратившимся подлежит удовлетворению.

Судебная коллегия полагает, что вывод суда первой инстанции сделан в нарушение норм материального права, которое привело к принятию неправильного решения.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, актов государственных органов и органов местного самоуправления, а также других оснований.

Статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

При этом сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (статья 153 Гражданского кодекса Российской Федерации). Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 420 ГК РФ).

Таким образом, договор аренды объекта недвижимости является сделкой, на основании которой возникает ограничение права. Соответственно, если такая сделка заключается (совершается) органом государственной власти (органом местного самоуправления), на такой орган в соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218 «О государственной регистрации недвижимости» возлагается обязанность направлять в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации договора аренды объекта недвижимости.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218 «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим законом порядке.

Согласно частям 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218 «О государственной регистрации недвижимости» при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению: 1) собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс; 1.1) органа государственной власти или органа местного самоуправления, указанных в части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные объект индивидуального жилищного строительства, садовый дом; 2) лица, которому выдано разрешение на создание искусственного земельного участка либо иной документ, предусмотренный Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданный искусственный земельный участок; 3) собственника исходного объекта недвижимости, из которого образованы новые объекты недвижимости, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образованные объекты недвижимости; 4) собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; 5) собственника объекта недвижимости и (или) лица, в пользу которого устанавливаются ограничения прав и обременения объекта недвижимости, - при государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации ограничений прав и обременений объекта недвижимости, в том числе в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются соответствующие ограничения прав и обременения; 6) кадастрового инженера в случаях, установленных федеральным законом; 7) иного лица в случаях, установленных федеральным законом.

При осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению: 1) представленному уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», которыми выдано разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в порядке, предусмотренном статьей 19 настоящего Федерального закона, - при государственном кадастровом учете созданного объекта недвижимости; 2) собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства - при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; 3) собственника объекта недвижимости или лица, в пользу которого устанавливается ограничение права или обременение объекта недвижимости, - при государственном кадастровом учете в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, если в соответствии с федеральным законом такие ограничение или обременение возникают независимо от момента их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости; 4) собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости; 5) кадастрового инженера в случаях, установленных федеральным законом; 6) иного лица в случаях, установленных федеральным законом.

Государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению: 1) лица, право которого на объект недвижимости возникает (за исключением возникновения прав на созданный или образованный объект недвижимости) или прекращается, - при государственной регистрации возникновения или прекращения соответствующего права; 2) правообладателя объекта недвижимости и (или) лица, в пользу которого устанавливается ограничение права или обременение объекта недвижимости, - при государственной регистрации ограничения или обременения, прекращения ограничения или обременения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; 3) сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; 4) правообладателя объекта недвижимости - при подтверждении права на учтенный в Едином государственном реестре недвижимости объект недвижимости, возникшего до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» либо возникшего в силу федерального закона; 5) нотариуса или его работника, уполномоченного в порядке, установленном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-1, при государственной регистрации права на объект недвижимости, возникшего на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, либо по заявлению любой стороны нотариально удостоверенной сделки; 6) иного лица в установленных настоящим Федеральным законом случаях.

Статьей 19 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218 «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных уполномоченных лиц представлять заявление и прилагаемые к нему документы для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Так в силу части 2 статьи 19 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218 «О государственной регистрации недвижимости» орган государственной власти или орган местного самоуправления в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей настоящего Федерального закона.

Такая же обязанность органа местного самоуправления была предусмотрена и частью 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. В случае, если право, ограничение (обременение) права на недвижимое имущество возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, государственная регистрация таких права, ограничения (обременения) права либо сделки проводится на основании заявления соответствующих органа государственной власти или органа местного самоуправления. Лицо, в отношении которого принят акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления либо которым совершена сделка с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе на основании такого акта, вправе представить заявление о государственной регистрации соответствующих права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество либо сделки и необходимые для государственной регистрации документы по собственной инициативе. Форма заявления о государственной регистрации прав и требования к его заполнению, а также требования к формату заявления о государственной регистрации прав в электронной форме утверждаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав. С заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесные участки в границах земель лесного фонда обращается орган государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если ему переданы полномочия Российской Федерации по предоставлению лесных участков в границах земель лесного фонда.

Из буквального толкования части 2 статьи 19 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218 «О государственной регистрации недвижимости», а также части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» следует, что именно орган местного самоуправления выступает заявителем при обращении в регистрирующий орган за государственной регистрацией прав на недвижимое имущество в случае, если такое право возникло на основании акта этого органа.

В силу статьи 33 от 13 июля 2015 года №218 «О государственной регистрации недвижимости» лицо, в отношении которого принят акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления либо которым совершена сделка с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе на основании такого акта, вправе представить заявление о государственной регистрации соответствующих права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество либо сделки и необходимые для государственной регистрации документы по собственной инициативе.

Поскольку аренда земельного участка, расположенного по адресу: **, возникла на основании акта органа местного самоуправления, а именно администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва, то обязанность направлять в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав по договору аренды объекта недвижимости возлагается в соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218 «О государственной регистрации недвижимости» именно на нее.

Доказательств о том, что истец обращался в орган регистрации прав, и ему было отказано в регистрации прекращения ограничений прав на объект недвижимости и обременений объекта недвижимости на земельный участок, расположенный по адресу: **, в связи с неправомерными действиями ответчика Иргит Ш.И., Администрацией муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва ни в суд первой инстанции, ни в суд второй инстанции не представлено.

Из уведомлений Управления Росреестра по Республике Тыва от 17 августа и от 28 сентября 2018 года в адрес администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва следует, что осуществление действий о государственной регистрации прекращения права на вышеуказанный земельный участок осуществлено в связи с добровольным отказом самой администрации.

Как следует из ответа филиала ФГБУ «ФКП Росреестр» по Республике Тыва на запрос судебной коллегии, по объекту недвижимости с кадастровым номером **, общей площадью 865 кв.м., расположенному по адресу: ** отсутствует актуальная запись об обременении в виде аренды. Согласно данных Федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости запись об аренде от 30 июня 2011 года погашена на основании соглашения о расторжении договора от 16 декабря 2016 года.

В связи с вышеуказанным законных оснований для удовлетворения иска администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва к Иргит Ш.И. о признании обременения правом аренды на земельный участок прекратившимся и погашении регистрационной записи в виде аренды не имеется.

Таким образом, решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права, подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 19 июля 2018 года отменить, вынести новое решение следующего содержания:

«В удовлетворении искового заявления администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва к Иргит Ш.И. о признании обременения правом аренды на земельный участок прекратившимся и погашении регистрационной записи в виде аренды отказать».

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 мая 2019 года.

Председательствующий

Судьи