ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 октября 2017 г. по делу №
Судья Гасанов Ш.О.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Устаевой Н.Х.,
судей Магадовой А.В., Багаутдиновой Ш.М.,
при секретаре Ганиевой Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца ФИО1 на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 27 июля 2017 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Правительству Республики Дагестан, Министерству финансов Республики Дагестан, МЧС Дагестана, Министерству финансов Российской Федерации об обязании выдать государственный жилищный сертификат, отказать».
Заслушав доклад судьи Магадовой А.В., объяснения истца ФИО1, его представителя, адвоката Эмирбекова А.М.<.> просивших решение суда отменить, иск удовлетворить, представителя Правительства РД по доверенности ФИО2<.> просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Правительству Республики Дагестан, Министерству финансов Республики Дагестан, МЧС Дагестана, Министерству финансов Российской Федерации об обязании выдать государственный жилищный сертификат, на состав семьи из 5-ти человек.
Требования мотивированы тем, что он является собственником жилого дома, расположенного в сел. Меусиша Дахадаевского района Республики Дагестан.
В результате стихии - сильных ливневых дождей и схода селей, произошедших в с. Меусиша с 18 на 20 мая 2013 года, домовладение стало непригодным для проживания, что подтверждено уполномоченной комиссией Дахадаевского района Республики Дагестан.
Указом Президента Республики Дагестан от 3 июня 2013 года в целях ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, имевших место на территории Республики Дагестан 16-19 мая 2013 года, с 29 мая 2013 года введен режим чрезвычайной ситуации на территории нескольких муниципальных образований Республики Дагестан, в том числе и на территории муниципального образования «Дахадаевский район».
Согласно Акта визуального обследования объекта от 12 июля 2013 года, составленного филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация», дом, принадлежащий ФИО1 в с. Меусиша Дахадаевского р-на РД и пострадавшего в результате сильных ливневых дождей и схода селевых потоков 18-20 мая 2013 года, не пригоден для проживания.
Согласно Акта межведомственной комиссии №9 от 29 мая 2013 г., назначенной согласно распоряжения главы МО «Дахадаевский район» №103-р от 28 мая 2013 г. обследование жилого дома в с. Меусиша Дахадаевского района Республики показало, что в результате паводка произошло намокание и частичная осадка фундамента и несущих стен, что в совокупности со значительным износом привело к деформации несущих стен и перегородок с частичным обрушением двух наружных стен и повлияло образованию внутренних сквозных трещин. Рекомендовано отселить всех лиц, проживающих в доме и включить в список граждан на получение государственных жилищных сертификатов. Восстановление дома не будет соответствовать современным требованиям строительных норм и правил, в связи с чем, дом не пригоден для проживания. Разрушение связано с указанной стихией.
Согласно Заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания №9 от 29.05.2013 г., основанного на акте обследования межведомственной комиссии от 29.05. 2013 г. №9, и руководствуясь Положением о признании жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации №47 от 28.01.2006 г, уполномоченная комиссия решила признать дом непригодным для проживания, подлежащим сносу и переселению проживающих в нем жильцов. В связи с таким выводом комиссии он временно проживал и проживает в селении у родственников.
Распоряжением Главы МО «Дахадаевский район» от 30.05.2013 г. №106-р утверждено заключение межведомственной комиссии о признании жилых помещений непригодными для постоянного проживания.
Другим распоряжением Главы МО «Дахадаевский район» от 05.06.2013 г. №108-р утвержден реестр жилых помещений, признанных непригодными для проживания в результате вышеуказанной стихии, куда включен и его дом. Данный реестр в последующем представлен в Правительство Республики Дагестан.
Распоряжением Правительства Республики Дагестан от 9 августа 2013 г №240-р «О реестре жилых помещений, признанных непригодными для проживания в результате ливневых дождей и схода селей, произошедших 16 - 19 мая 2013 года на территории Республики Дагестан, на получение государственных жилищных сертификатов» утвержден реестр жилых домов, признанных непригодными для проживания и список граждан на получение государственных жилищных сертификатов (всего 26 чел.). В этом реестре значусь и он со своим составом семьи.
Учитывая объемы причиненного ущерба и дотационность республиканского бюджета Республики Дагестан, финансировать мероприятия по ликвидации последствий наступившей чрезвычайной ситуации за счет сил и средств Республики Дагестан не представилось возможным.
С учетом этого обстоятельства Правительство Республики Дагестан обратилось в Правительство Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации о выделении бюджетных ассигнований, в том числе, и о выдаче 26 - ти государственных жилищных сертификатов пострадавшим гражданам Республики Дагестан. Документы, обосновывающие ущерб, причиненный гражданам и объектам народного хозяйства Республики Дагестан, составленные уполномоченными органами местного самоуправления Дахадаевского р-на РД, обоснованность которых проверялась республиканскими органами исполнительной власти РД, по согласованию с Правительством Республики Дагестан были представлены в уполномоченные органы исполнительной власти федерального уровня в установленном порядке.
Далее, распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2014 г. №44-р Правительству Республики Дагестан из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий, прошедших 16-19 мая 2013 г. на территории Республики Дагестан ливневых дождей, сопровождавшихся сходом селей, выделены бюджетные ассигнования в размере 156004 тыс. руб., в том числе 34 240 тыс. рублей - на оказание гражданам единовременной материальной помощи, 21 600 тыс. рублей - на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества и 100 164 тыс. рублей - на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на пострадавших объектах с распределением выделенных средств согласно приложению.
Изданием указанного распоряжения Правительство Российской Федерации признало факт отсутствия возможностей у Республики Дагестан своими силами восстановить ущерб от стихии и приняло данное расходное обязательство на себя.
Республике Дагестан бюджетные ассигнования выделены только для «частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихии...». При этом, бюджетные ассигнования для выплаты компенсаций за утраченные жилые дома гражданам, пострадавшим от стихии, Республике Дагестан за счет средств федерального бюджета не выделялись.
Действия федеральных органов исполнительной власти, выраженные в отказе выдать 26 государственных жилищных сертификатов гражданам, пострадавшим от стихии, считает незаконными, чем и обусловлено обращение в суд.
На основании представленных документов Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) подготовило также проект распоряжения Правительства Российской Федерации о выдаче в установленном порядке 26 государственных жилищных сертификатов для предоставления гражданам, лишившимся жилья, взамен выделения денежных средств и на восстановление жилья.
Указанный проект распоряжения согласован с Правительством Российской Федерации 30.04.2014 г. Однако Министерством финансов Российской Федерации проект распоряжения не согласован со ссылкой на пункт 5 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 г. №110, принятым с отменой ранее действующего постановления Правительства РФ от 13.10.2008 г. №750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», которым были утверждены одноименные Правила.
Пунктом 5 Постановления №110 определяются условия, при которых субъект Российской Федерации обращается в Правительство Российской Федерации о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда при недостаточности собственных средств, предусмотренных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, и, в том числе, в случае, если объем запрашиваемых бюджетных ассигнований составляет более 0,5 процентов объема собственных налоговых, неналоговых доходов бюджета субъекта и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъекта на текущий финансовый год и плановый период.
Поскольку стихия в Дахадаевском районе Республики Дагестан случилась до издания Постановления №110, действия Министерства Финансов РФ по отказу в согласовании представленного проекта со ссылкой на недействующий нормативный правовой акт, считает необоснованными.
Уполномоченными органами органов местного самоуправления и органов исполнительной власти Республики Дагестан признано его право на получение государственного жилищного сертификата в установленном порядке, а действиями федерального органа исполнительной власти это право ограничено.
Просил обязать Министерство финансов Российской Федерации выдать бланк государственного жилищного сертификата Правительству Республики Дагестан с целью последующей их передачи Министерству финансов Республики Дагестан.
Министерству финансов Республики Дагестан в срок, не превышающий 3 месяца с даты получения бланка сертификата, заполнить и выдать его ФИО1 с учетом его состава семьи, включенным в список с целью последующего погашения сертификата в установленном порядке.
Судом постановлено приведенное выше решение.
На указанное решение истцом подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Считает решение суда незаконным и необоснованным по доводам, изложены в жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.
Частью 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Для возложения на лицо имущественной ответственности за причиненный вред необходимы наличие таких обстоятельств, как наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда и его вина, а также причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями. Вина причинителя вреда является общим условием ответственности за причинение вреда.
При этом вина причинителя вреда презюмируется, поскольку он освобождается от возмещения вреда только тогда, когда докажет, что вред причинен не по его вине (часть 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Каких-либо иных условий для наступления ответственности причинителя вреда закон не содержит.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Таким образом, для наступления ответственности по основаниям статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо, чтобы не только действия должностного лица были признаны неправомерными в установленном законом порядке, а также была установлена вина как обязательный элемент состава правонарушения. При этом вина должностного лица не может предполагаться, допускаться, она должна быть установлена и не может подменяться незаконностью действий.
Наличие перечисленных оснований является обязательным и отсутствие хотя бы одного из них исключает возможность применения статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Незаконность действий государственных органов или должностных лиц устанавливается вступившими в силу решениями суда или актами государственных органов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением суда действия (бездействие) государственных органов, либо должностных лиц этих органов незаконными не признавались, следовательно, вины Минфина России в причинении вреда не имеется.
Истец, зная о нарушении своего права, в установленный законом срок за защитой своего права не обратился, суду доказательств невозможности обращения в суд более ранние сроки не предоставил.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 года№ 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 года № 832) государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия.
Ответственность за достоверность сведений, содержащихся в списке, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, утверждающие этот список.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 года № 982 утвержден Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями», (далее - Порядок) который является правовым механизмом для - реализации конституционных прав граждан на возмещение ущерба, причиненного в результате стихийного бедствия.
Данный Порядок устанавливает правила выпуска и погашения именных государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями.
Погашение сертификатов осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на текущий финансовый год в рамках бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Таким образом, в соответствии с указанным Порядком предусмотрен механизм реализации защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Оказание материальной помощи лицам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций является мерой государственной поддержки, направленной на компенсацию ущерба, а не обязанностью по возмещению вреда, причиненного имуществу граждан в результате чрезвычайной ситуации.
Указанная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года № 523-0, согласно которой, организуя систему компенсаций, государство выступает не как причинитель вреда (что требовало бы полного возмещения причиненного вреда) и не как должник по деликтному обязательству, а как публичный орган, выражающий общие интересы, и как распорядитель бюджета, создаваемого и расходуемого в общих интересах.
Таким образом, обязанность Российской Федерации по выплате различного рода компенсаций в возмещение ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций, возникает только при условии соблюдения порядка и срока для сбора и представления в Правительство Российской Федерации уполномоченными органами исполнительной власти субъекта соответствующей информации.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Так, пунктом 2 статьи 18 Закона установлено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» виды квалификации чрезвычайных ситуаций устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу п. 1 статьей 24 указанного закона финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайные ситуации подразделяются на чрезвычайные ситуации локального характера, муниципального характера, межрегионального характера, федерального характера.
В силу подпункта «г» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайной ситуацией регионального характера является такая ситуация, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей.
Пунктом 30 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 предусмотрено, что ликвидация чрезвычайных ситуаций локального характера осуществляется силами и средствами организации; ликвидация чрезвычайных ситуаций муниципального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления; ликвидация чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации; ликвидация чрезвычайных ситуаций межрегионального и федерального характера осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
Так, материалами дела подтверждается, что ситуация, сложившаяся в результате ливневых дождей в мае 2013 года на территории Республики Дагестан относится к чрезвычайной ситуации регионального характера и в силу требований действующего законодательства ликвидация последствий указанной чрезвычайной ситуации должна быть осуществлена за счет средств Республики Дагестан.
Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 № ПО в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и в целях реализации статьи 18 Федерального закона "О противодействии терроризму" утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Пунктом 5 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. №110, определено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также в случае, если объем запрашиваемых бюджетных ассигнований, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, составляет более 0,5% объема налоговых, неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденного законом о бюджете субъекта на текущий финансовый год и плановый период, не позднее одного месяца, со дня возникновения чрезвычайной ситуации обращаются в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
При обращении, предусмотренном 5 и 6 настоящих Правил, должны содержать обоснование предполагаемых расходов с указанием данных о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации, последствий террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями расходов соответствующих бюджетов, а также расходов страховых фондов и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 7 Правил).
Документы, представленные МЧС России, обосновывающие выдачу 26 государственных жилищных сертификатов Правительству Республики Дагестан для граждан, лишившихся жилого помещения в чрезвычайной ситуации, произошедшей в 16-19 мая 2013 года на территории Республики Дагестан, были рассмотрены.
При этом недостаточность средств бюджета Республики Дагестан для ликвидации чрезвычайной ситуации регионального характера, произошедшей в 16-19 мая 2013 года на территории Республики, которая должна являться основанием для предоставления средств резервного фонда бюджету субъекта Российской Федерации, не была подтверждена.
Соответственно по указанной чрезвычайной ситуации проект распоряжения Правительства Российской Федерации о выдаче 26 государственных жилищных сертификатов Правительству Республики Дагестан для последующей выдачи их гражданам Минфином России не был согласован.
Следовательно, исходя из вышеизложенного, оснований для обязания Министерства финансов Российской Федерации выдать бланк государственного жильного сертификата или выплаты различного рода компенсаций за счет средств Федерального бюджета в возмещение ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций- не имеется.
Кроме того, истцом не представлено никаких доказательств принадлежности жилого помещения истцу, однако данный вопрос имеет существенное значение для дела, поскольку находится во взаимосвязи с правом истца на иск в материальном смысле.
В соответствии с положениями статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права.
В соответствии с положениями статьи 12 Федерального закона от 1 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
В соответствии с положениями статьи 14 Федерального закона от 1 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется по выбору правообладателя свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из Единого государственного реестра прав. При этом свидетельство о государственной регистрации прав оформляется только в форме документа на бумажном носителе.
Поскольку истцом не представлено в дело ни свидетельства о государственной регистрации прав, ни выписки из Единого государственного реестра прав, подтверждающие право собственности на жилой дом, то суд считает, что у истца отсутствуют правовые основания для предъявления исковых требований, поскольку истец мог проживать в данном жилом помещении в силу других обстоятельств - на основании договора аренды, по согласию собственника дома, а так же в силу самовольного занятия жилого помещения.
При этом в материалах дела отсутствуют сведения о наличии вступившего в законную силу решения суда о признании факта постоянного проживания заявителя в поврежденном жилом помещении.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуаяьно-определенной вещи.
В состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание (местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства; кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Кроме того, как следует из материалов дела ливневые дожди прошли в мае 2013 года в селении Меусиша, Дахадаевского района, РД. Однако истец в суд обратился 27.10.2016 г. В связи с этимсуд пришел к правильному выводу, что в рамках заявленных требований истцом пропущен срок исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ (три года), уважительные причины пропуска срока истцом не приведены, не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока.
Согласно ст. 200 ГК РФ срок исковой давности начинает течь с того момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав.
В соответствии с п.2 ч.2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Разрешая спор, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального или процессуального законодательства судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, изложенные в апелляционной жалобе ответчика доводы не опровергают выводов решения суда, не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены или изменения принятого судом решения не имеется.
Руководствуясь статьями 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г. Махачкалы от 27 июля 2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий:
Судьи: