ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-507/2017 от 20.06.2017 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

Судья Дрей В.Д. дело № 33-507/2017

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Элиста 20 июня 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Басангова И.В.

судей Антакановой Е.В.

Андреевой А.В.

с участием прокурора Лиджиевой В.П.

при секретаре Иванове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования к администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия, муниципальному унитарному предприятию Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия «Здравница», Бадмаевой И.Е. о признании сделки недействительной, применении последствий недействительности сделки по апелляционной жалобе представителя администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия Кучеренко С.В. на решение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 02 февраля 2017 г.

Заслушав доклад судьи Андреевой А.В., объяснения прокурора Лиджиевой В.П., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

прокурор Яшалтинского района Республики Калмыкия обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования к администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее – Яшалтинское РМО Республики Калмыкия), муниципальному унитарному предприятию Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия «Здравница» (далее – МУП Яшалтинского РМО РК «Здравница»), Бадмаевой И.Е. о признании сделки недействительной, применении последствий недействительности сделки.

В обоснование требований указал, что постановлением главы Яшалтинского РМО Республики Калмыкия от <….> г. № <….> объекты муниципальной собственности – здание конторы с пристройкой, общей площадью <….>кв.м, гараж, общей площадью <….>кв.м, и склад с пристройкой, общей площадью <….>кв.м, расположенные по адресу: Республика Калмыкия, <….>, переданы в хозяйственное ведение МУП Яшалтинского РМО РК «Здравница». 31 октября 2016 г. право хозяйственного ведения на указанное имущество зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 24 ноября 2016 г. по обращению директора МУП Яшалтинского РМО РК «Здравница» Бадмаева Е.В. главой Яшалтинского РМО Республики Калмыкия вынесено постановление № <….> о согласии на продажу указанного недвижимого имущества. В этот же день оно продано Бадмаевой И.Е. на основании заключенных между ней и предприятием договоров купли-продажи по каждому объекту недвижимости. 14 декабря 2016 г. право собственности на спорное недвижимое имущество зарегистрировано за Бадмаевой И.Е.

Считает, что передача имущества в хозяйственное ведение предприятия осуществлена главой Яшалтинского РМО Республики Калмыкия с превышением полномочий, указанные выше сделки по передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение муниципального предприятия, последующая его продаж Бадмаевой И.Е. посягают на публичные интересы и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, поскольку в нарушение требований Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» заключены без проведения торгов.

Также со ссылкой на положения Федерального закона №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» указывает на заинтересованность директора МУП Яшалтинского РМО РК «Здравница» Бадмаева В.С. в совершении унитарным предприятием сделки по отчуждению имущества, так как он и покупатель Бадмаева И.Е. являются двоюродными братом и сестрой.

Просил признать недействительными сделку по закреплению за МУП Яшалтинского РМО РК «Здравница» спорного имущества на праве хозяйственного ведения, оформленную постановлением главы администрации от <….> № <….>, договором, актом приема-передачи названного имущества от <….>, а также договоры купли-продажи недвижимого имущества от 24 ноября 2016 г., заключенные между МУП Яшалтинского РМО РК «Здравница» и Бадмаевой И.Е.; применить последствия недействительности ничтожной сделки, обязав Бадмаеву И.Е. возвратить МУ администрация Яшалтинского РМО РК указанные объекты недвижимости, МУП «Здравница» вернуть Бадмаевой И.Е. <….> руб.

В судебном заседании прокурор Бухинова А.Ю. исковые требования поддержала.

Представитель администрации Яшалтинского РМО Республики Калмыкия Кучеренко С.В. исковые требования не признал.

Представитель МУП Яшалтинского РМО РК «Здравница», ответчик Бадмаева И.Е., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия Аладжикова Л.А. в судебное заседания не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело без её участия.

Решением Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 02 февраля 2017 г. исковые требования прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия удовлетворены. Признана недействительной сделка по закреплению за МУП Яшалтинского РМО Республики Калмыкия «Здравница» объектов муниципальной собственности – здания конторы с пристройкой, общей площадью <….> кв.м, с кадастровым номером <….>, здания склада с пристройкой, общей площадью <….> кв.м, с кадастровым номером <….>, и здания гаража, общей площадью <….>кв.м, с кадастровым номером <….>, расположенных по адресу: <….>, оформленную постановлением главы Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия от 12 сентября 2016 г. № 307, актом приема-передачи №1 от 12 сентября 2016 г. объектов нефинансовых активов. Признаны недействительными (ничтожными) сделки купли-продажи указанных объектов муниципальной собственности, заключенные между МУП Яшалтинского РМО Республики Калмыкия «Здравница» и Бадмаевой И.Е., оформленные договорами купли-продажи от 24 ноября 2016 г. Применены последствия недействительности ничтожной сделки, на МУП Яшалтинского РМО Республики Калмыкия «Здравница» возложена обязанность возвратить Бадмаевой И.Е. 52660 руб., на Бадмаеву И.Е. – возвратить МУП Яшалтинского РМО Республики Калмыкия «Здравница» здание конторы с пристройкой, склад с пристройкой, гараж. Взыскана с МУП Яшалтинского РМО Республики Калмыкия «Здравница», Бадмаевой И.Е. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере <….> руб. с каждого.

В апелляционной жалобе представитель администрации Яшалтинского РМО Республики Калмыкия Кучеренко С.В. просит решение суда отменить. Указывает, что дело рассмотрено с нарушением правил подведомственности, так как сторонами оспариваемой сделки являются юридические лица, в связи с чем спор подлежал рассмотрению арбитражным судом. Считает неправомерным вывод суда о нарушение при отчуждении муниципального имущества норм Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», поскольку в соответствии со статьей 3 указанного закона его действие не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными учреждениями, унитарными предприятиями закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Проверив материалыдела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия не находит оснований для отмены решения суда.

Разрешая заявленные требования, суд руководствовался ст. 217 Гражданского кодекса РФ, Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Положением о муниципальной казне Яшалтинского РМО РК, утвержденным решением Собрания депутатов Яшалтинского РМО РК от 05 мая 2012 г. № 181, Положением об управлении и распоряжении муниципальной собственностью Яшалтинского РМО РК, утвержденным 22 декабря 2005 г. № 61, и исходил из того, что у собственника отсутствовало действительное намерение создать правовые последствия, предусмотренные законом для возникновения права хозяйственного ведения, предприятие не имело намерения вступать в фактическое владение переданным ему имуществом, ответчики совершили ряд последовательных сделок, направленных на отчуждение муниципального имущества в обход установленного Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества», конечной целью которых являлась его реализация без проведения торгов конкретному лицу Бадмаевой И.Е.

С такими выводами суда следует согласиться, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 10).

Статья 13 названного Закона содержит исчерпывающий перечень способов приватизации муниципального имущества: продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе; продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения; продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества (п. 4 ст. 14 названного выше Федерального закона).

Согласно пункту 5 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Статьей 22 Устава Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия, принятого решением Собрания депутатов Яшалтинского РМО РК от 28 апреля 2016 г. № 73 определено, что представительным органом Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия является Собрание депутатов.

Решением Собрания депутатов Яшалтинского РМО РК от 22 декабря 2005 г. №61 утверждены Положения об управлении и распоряжении муниципальной собственностью Яшалтинского РМО РК (далее – Положение об управлении и распоряжении муниципальной собственностью Яшалтинского РМО РК), решением от 05 мая 2012 г. № 181 – Положение о муниципальной казне Яшалтинского РМО РК (далее – Положение о муниципальной казне).

В силу подпункта 3 пункта 4.1 Положения об управлении и распоряжении муниципальной собственностью Яшалтинского РМО РК Собрание депутатов Яшалтинского РМО РК принимает решения об отчуждении имущественных комплексов муниципальных унитарных предприятий, учреждений.

Пунктами 7.2, 7.3 данного Положения предусмотрено, что решение об отчуждении муниципального имущества принимается Собранием депутатов Яшалтинского районного муниципального образования и Уполномоченным органом Яшалтинского районного муниципального образования в пределах полномочий, установленных настоящим Положением, в соответствии с действующим законодательством. Отчуждение муниципального имущества в порядке приватизации осуществляется на основании утвержденной Программы приватизации муниципального имущества в соответствии с законодательством о приватизации государственного и муниципального имущества.

В соответствии с пунктом 5.5 Положения о муниципальной казне Яшалтинского РМО РК передача имущества из имущества казны в хозяйственное ведение муниципальным унитарным предприятиям и в оперативное управление муниципальным учреждениям производится Комитетом земельных и имущественных отношений администрации Яшалтинского РМО РК в порядке, установленном законодательством РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Яшалтинского РМО РК.

Согласно пункту 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона не следует иное, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.

Как установлено судом и следует из материалов дела, объекты муниципальной собственности – здание конторы с пристройкой, общей площадью <….>кв.м, с кадастровым номером <….>, здание склада с пристройкой, общей площадью <….>кв.м, с кадастровым номером <….>, и здание гаража, общей площадью <….>кв.м, с кадастровым номером <….>, расположенные по адресу: Республика Калмыкия, <….>, на основании постановления главы Яшалтинского РМО Республики Калмыкия от 12 сентября 2016 г. № 307 переданы в хозяйственное ведение МУП Яшалтинского РМО РК «Здравница». В тот же день с муниципальным предприятием подписан договор №1 и акт приема-передачи указанных объектов недвижимости.

31 октября 2016 г. право хозяйственного ведения на указанное имущество зарегистрировано за муниципальным предприятием в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

23 ноября 2016 г. руководитель МУП Яшалтинского РМО РК «Здравница» Бадмаев В.С. обратился к главе администрации Яшалтинского РМО Республики Калмыкия с заявлением о предоставлении согласия на отчуждение указанного муниципального имущества путем продажи.

24 ноября 2016 г. главой администрации Яшалтинского РМО Республики Калмыкия вынесено постановление № 400 о согласии на отчуждение МУП Яшалтинского РМО РК «Здравница» принадлежащего предприятию на праве хозяйственного ведения указанного имущества.

В тот же день это имущество продано Бадмаевой И.Е., между директором МУП Яшалтинского РМО РК «Здравница» Бадмаевым В.С. и Бадмаевой И.Е. заключены договоры купли-продажи, составлены акты приема-передачи.

Таким образом, указанная совокупность действий ответчиков по заключению двух взаимосвязанных сделок (закрепление имущества на праве хозяйственного ведения и последующая его продажа без проведения торгов) свидетельствует о том, что передача муниципального имущества в хозяйственное ведение муниципального предприятия изначально была направлена на отчуждение объектов муниципальной собственности в обход порядка, установленного Законом о приватизации.

Кроме того, решение об отчуждении муниципального имущества принято главой Яшалтинского РМО РК за пределами его полномочий, поскольку в силу вышеприведенных норм принятие такого решения относится к исключительной компетенции Собрания депутатов Яшалтинского районного муниципального образования, однако такое решение Собранием депутатов Яшалтинского РМО РК не принималось.

При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм оспоренные прокурором сделки не соответствуют требованиям закона, посягают на публичные интересы, в связи с чем суд пришел к правильному выводу о недействительности указанных сделок, удовлетворив требования прокурора.

Учитывая, что целью оспариваемых сделок являлось создание искусственного обхода норм Закона о приватизации и применение подпункта 9 пункта 2 статьи 3 названного Закона, определяющего, что действие закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении, ссылка в жалобе на приведенную норму закона является несостоятельной.

Также несостоятелен довод жалобы о рассмотрении спора с нарушением правил подведомственности ввиду его экономического характера, поскольку прокурором заявлены требования о признании недействительными сделок, одной из сторон которых является физическое лицо Бадмаева И.Е., при этом сведений о её регистрации в качестве индивидуального предпринимателя суду не представлено, в материалах дела не имеется.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия

о п р е д е л и л а:

решение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 02 февраля 2017 г. оставить без изменения.

Председательствующий И.В. Басангов

Судья Е.В. Антаканова

А.В. Андреева

Копия верна. Судья А.В. Андреева