ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5080 от 13.08.2015 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Певнева О.В. Дело № 33-5080

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 августа 2015 года город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда

в составе:

председательствующего судьи Гладченко А.Н.,

судей Пантелеева В.М., Бартенева Ю.И.,

при секретаре Витошновой Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Майоровой Т.В. к администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области о признании решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет незаконным, по апелляционной жалобе администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области (далее – администрация Краснокутского МО) на решение Краснокутского районного суда Саратовской области от 01 июня 2015 года, которым постановлено:

признать незаконным постановление администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области № 465 от 3.04.2015 года в части отказа Майоровой Т.В. в назначении пенсии за выслугу лет по п. 3.2 раздела 3 Положения «О пенсии за выслугу депутатам, выборным должностным лицам местного самоуправления Краснокутского муниципального района, осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе, и лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Краснокутского муниципального района», утвержденного решением Собрания депутатов Краснокутского муниципального района от 26.02.2015 года №316.

Обязать администрацию Краснокутского муниципального района устранить допущенные нарушения прав Майоровой Т.В., назначив пенсию за выслугу лет согласно п. 3.2 раздела 3 Положения «О пенсии за выслугу депутатам, выборным должностным лицам местного самоуправления Краснокутского муниципального района, осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе, и лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Краснокутского муниципального района», утвержденного решением Собрания депутатов Краснокутского муниципального района от 26.02.2015 года № 316, отказав в остальной части иска.

Заслушав доклад судьи областного суда Пантелеева В.М., объяснения представителя администрации Краснокутского МО Бакир Е.В., поддержавшей доводы жалобы, пояснения Майоровой Т.В., считавшей решение суда законным, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Майорова Т.В. обратилась в районный суд с вышеуказанными требованиями, мотивируя тем, что 06.03.2015 года обратилась к ответчику с заявлением об установлении к назначенной ей государственной пенсии по возрасту пенсии за выслугу лет. Однако, в удовлетворении заявления было отказано. Считала данный отказ незаконным. В п. 3.1 Положения «О пенсии за выслугу лет депутатам, выборным должностным лицам местного самоуправления Краснокутского муниципального района, осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе, и лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Краснокутского муниципального района», утвержденного решением Собрания депутатов Краснокутского муниципального района от 26.02.2015 года №316 (далее – Положение №316), предусмотрено, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, замещавшие должности муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в Саратовской области, утвержденным Законом Саратовской области, при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет (за исключением должности главы администрации Краснокутского муниципального района) и уволенные с должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Краснокутского района Саратовской области после 18 января 1998 года по основаниям, указанным в подпунктах а-ж указанного пункта. Согласно пп. «а» п. 3.1 Положения №316 одним из оснований является: ликвидации или реорганизация исполнительного органа местного самоуправления Краснокутского района (структурного подразделения исполнительного органа местного самоуправления Краснокутского района, наделенного статусом юридического лица), а также сокращение численности или штата муниципальных служащих в органах местного самоуправления Краснокутского района. В силу п. 3.2 Положения №316 в дополнение к перечню лиц, имеющих право на доплату и указанных в п. 3.1 раздела 3 Положения, отнесены лица, замещавшие в органах местного самоуправления Краснокутского района высшие и главные должности муниципальной службы, при наличии стажа не менее 15 лет и освобожденные от замещаемой должности после 18 января 1998 года по собственному желанию, в порядке перевода или в связи с переходом на выборную должность. Её стаж муниципальной службы составляет более 30 лет, начиная с <дата> и по <дата> года, в том числе более 21 года на момент увольнения с муниципальной службы. От муниципальной службы она была освобождена в связи с проводимыми разграничениями полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в сфере социальной защиты населения. Органы социальной защиты населения администраций муниципальных образований области прекращали своё существование в составе муниципальных образований области и взамен ликвидируемым органам в составе министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области подлежали образованию новые территориальные органы на базе органов социальной защиты населения администраций образований области, на которые были возложены функции по осуществлению государственной политики в сфере социальной защиты населения Саратовской области. Таким образом, полномочий на работу с населением по соцзащите у местной власти по новому законодательству не стало. Решением районного Совета ОМО Краснокутского района № 621 от 31.10.2005 года Управление социальной защиты населения, где она работала начальником, исключено из структуры администрации муниципального образования. Постановлением администрации ОМО Краснокутского района № 878 от 31.10.2005 года Управление социальной защиты населения администрации ОМО Краснокутского района ликвидировано. Согласно распоряжению главы ОМО Краснокутского района № 257-рк от 31.10.2005 года её 31.10.2005 года уведомили о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией Управления социальной защиты населения администрации ОМО Краснокутского района. 30.12.2005 года она была уволена с муниципальной службы в связи с ликвидацией Управления социальной защиты населения администрации ОМО Краснокутского района, сокращением штатов и переведена во вновь созданный территориальный орган министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области на должность <данные изъяты>. Считает, что она относится к категории лиц, имеющих право на доплату к пенсии, а именно: она занимала должность муниципального служащего, предусмотренную реестром должностей муниципальной службы в Саратовской области, утверждаемым Законом Саратовской области; имеет стаж работы муниципальной службы не менее 15 лет, а именно более 30 лет, в том числе более 21 года на момент увольнения с муниципальной службы; уволена с муниципальной службы после 18 января 1998 года по основаниям ликвидации исполнительного органа местного самоуправления Краснокутского района (структурного подразделения исполнительного органа местного самоуправления Краснокутского района, наделенного статусом юридического лица), а также сокращения численности или штата муниципальных служащих в органах местного самоуправления Краснокутского района. Кроме того, согласно требованиям п. 3.2 Положения №316 она соответствует установленным критериям для лиц, которым назначается пенсия за выслугу лет, поскольку занимала главную должность муниципального служащего, имеет стаж работы муниципальной службы не менее 15 лет, освобождена с муниципальной службы после 18 января 1998 года в порядке перевода.

Суд, рассмотрев заявленные требования, постановил приведенное выше решение.

Администрация Краснокутского МО в жалобе просит отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которые ссылалась в суде первой инстанции в обоснование своих возражений. Считает, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, основано на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела. Полагает, что судом не учтено то обстоятельство, что на момент перевода Майоровой Т.В. в территориальный орган министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области она замещала должность, которая относилась к главной муниципальной должности муниципальной службы, однако, при выходе истицы на пенсию в 2012 г. должность <данные изъяты> социальной защиты населения уже не относилась к категории «главной», что и послужило отказом в назначении пенсии Майоровой Т.В.

На доводы апелляционной жалобы Майоровой Т.В. принесены возражения, в которых она просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель администрации Краснокутского МО Бакир Е.В. поддержала доводы жалобы, Майорова Т.В. считала решение суда законным.

Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для его отмены не имеется.

Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Решением Собрания депутатов Краснокутского муниципального района Саратовской области № 316 от 26.02.2015 года утверждено Положение «О пенсии за выслугу лет депутатам, выборным должным лицам местного самоуправления Краснокутского муниципального района, осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе, и лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Краснокутского муниципального района».

В силу п. 1.4 Положения № 316 пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и выплачивается лицам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, имеющим стаж, дающий право на установление пенсии за выслугу лет и освобожденным от замещаемых должностей по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2.1, 3.1 и 3.2 настоящего Положения, только после назначения (досрочного оформления) страховой пенсии по старости (инвалидности).Согласно пп. «а» п. 3.1 главы 3 Положения № 316 право на пенсию за выслугу лет имеют лица, замещавшие должности муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в Саратовской области, утверждаемым Законом Саратовской области, при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет (за исключением должности главы администрации Краснокутского муниципального района) и уволенные с должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Краснокутского района Саратовской области после 18 января 1998 года по основаниям: ликвидация или реорганизация исполнительного органа местного самоуправления Краснокутского района (структурного подразделения исполнительного органа местного самоуправления Краснокутского района, наделенного статусом юридического лица), а также сокращение численности или штата муниципальных служащих в органах местного самоуправления Краснокутского района.

В п. 3.2 главы 3 Положения № 316 указано, что право на пенсию за выслугу лет имеют также лица, замещавшие в органах местного самоуправления Краснокутского района высшие и главные должности муниципальной службы, при наличии стажа не менее 15 лет, и освобожденные от замещаемой должности после 18 января 1998 года по собственному желанию, в порядке перевода или в связи с переходом на выборную должность.

Из материалов дела следует, что с 05.03 2012 года истице назначена пенсия. С <дата> по <дата> год (7 лет 7 месяцев 24 дня) Майорова Т.В. работала в должности <данные изъяты> районной плановой комиссии исполнительного комитета Краснокутского районного Совета народных депутатов, с <дата> по <дата> - в <данные изъяты>, с <дата> по <дата> - <данные изъяты> Управления социальной защиты населения ОМО Краснокутского района, с <дата> по <дата> - в Управлении социальной защиты населения Краснокутского района министерства социального развития Саратовской области (ранее - министерство здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области).

Распоряжением главы ОМО Краснокутского района № 258-рк от 03.09.2001 года Майорова Т.В. назначена в порядке перевода на должность <данные изъяты> Управления социальной защиты населения ОМО Краснокутского района (далее – УСЗН).

Постановлением главы ОМО Краснокутского района № 1199 от 26.12.2002 года Майоровой Т.В. с 01.01.2003 года присвоен квалификационный разряд - главный муниципальный советник 3 класса.

Решением Совета ОМО Краснокутского района Саратовской области № 621 от 31.10.2005 года из структуры администрации муниципального образования исключены: Управление социальной защиты населения; Управление сельского хозяйства; администрации сельских округов.

Постановлением № 878 от 31.10.2005 года Управление социальной защиты населения администрации ОМО Краснокутского района ликвидировано.

Распоряжением главы ОМО Краснокутского района № 257-рк от 31.10.2005 года начальник УСЗН Майорова Т.В. предупреждена о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией УСЗН.

Постановлением Правительства Саратовской области № 317-П от 14.09.2005 года решено создать с 01.01.2006 года территориальные органы министерства здравоохранения и социальной поддержки области в муниципальных образованиях области на базе органов социальной защиты населения администраций муниципальных образований, возложив на них функции по осуществлению государственной политики в сфере социальной защиты населения Саратовской области.

Распоряжением ОМО Краснокутского района № 321-рк от 29.12.2005 года Майорова Т.В. - <данные изъяты> Управления социальной защиты населения освобождена от занимаемой должности с 30.12.2005 года в порядке перевода в территориальный орган министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области, согласно п. 5 ст. 77 Трудового кодекса РФ. Основанием перевода послужило письмо Министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области № 14-05-18/145 от 19.12.2005 года и заявление Майоровой Т.В.

06.03.2015 года истица обратилась в администрацию Краснокутского МО с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с Положением №316.

В протоколе заседания комиссии по исчислению стажа работы муниципальных служащих и работников, осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления Краснокутского муниципального района от 01.04.2015 года указано, что Майоровой Т.В. отказано о назначении пенсии за выслугу лет, поскольку отсутствуют основания для назначения пенсии за выслугу по п. 3.1, п. 3.2 раздела 3 Положения №316.

Постановлением администрации Краснокутского муниципального района № 465 от 03.04.2015 года Майоровой Т.В. отказано в назначении пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием определенных п.3.1, п. 3.2 раздела 3 Положения №316 оснований для назначения пенсии за выслугу лет.

Из существа спора следует, что ответчиком не оспаривалось, что истица в спорный период работала в органах местного самоуправления, имеет стаж муниципальной службы не менее 15 лет и уволена с должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Краснокутского района Саратовской области после 18 января 1998 года. Спорным являлся вопрос о том, что должность истица в настоящее время не относится к высшим и главным должностям муниципальной службы.

При частичном удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что в силу п. 3.2 Положения №316 право на пенсию за выслугу лет имеют также лица, замещавшие в органах местного самоуправления Краснокутского района высшие и главные должности муниципальной службы, при наличии стажа не менее 15 лет, и освобожденные от замещаемой должности после 18 января 1998 года по собственному желанию, в порядке перевода или в связи с переходом на выборную должность.

Как следует из реестра должностей муниципальной службы в Саратовской области, утвержденного Законом Саратовской области от 02.08.2007 г. №157-ЗСО, должность начальника управления муниципальной службы района относится в силу раздела 3 «Должности муниципальной службы, учреждаемые для обеспечения исполнения полномочий органов местного самоуправления муниципального района Саратовской области» к ведущим должностям муниципальной службы.

Однако, в период осуществления истицей трудовой деятельности в должности начальника УСЗН с 3.09.2001 года по 30.12.2005 года действовал Закон Саратовской области от 02.06.1997 года № 33-ЗСО «О муниципальной службе в Саратовской области» (далее - Закон № 33-ЗСО).

01.01.2003 года истцу присвоен квалификационный разряд - главный муниципальный советник 3 класса.

Из п. «б» ст. 11 Закона № 33-ЗСО следует, что муниципальным служащим могут быть присвоены следующие квалификационные разряды: главный муниципальный советник 1, 2, 3 - го классов - муниципальным служащим, замещающим главные муниципальные должности муниципальной службы.

При таких обстоятельствах суд посчитал, что должность, которую занимала истица на момент перевода, относилась к главной муниципальной должности муниципальной службы.

То обстоятельство, что на момент обращения Майоровой Т.В. с заявлением о назначении пенсии за выслугу, занимаемая ею ранее должность перестала относиться к категории главной, не может служить основанием для ущемления прав истицы, связанных с пенсионным обеспечением.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела. Решение суда отвечает требованиям ст. 198 ГПК РФ.

Реестр должностей муниципальной службы в Саратовской области установлен Законом Саратовской области № 157-ЗСО от 02.08.2007 года, а ранее не принимался. В связи с этим сведения о должности начальника Управления социальной защиты населения муниципального района - в нем отсутствуют. Однако, данное учреждение входило в состав органов местного самоуправления (администрации Краснокутского МО) как структурное подразделение, что не отрицается ответчиком.

Положение № 316 распространяет свое действие на лиц, замещавших в органах местного самоуправления Краснокутского района высшие и главные должности муниципальной службы, имеющих стаж не менее 15 лет, и освобожденных от замещаемой должности после 18 января 1998 года в порядке перевода. Однако относительно того, какие высшие и главные должности муниципальной службы имелись ввиду для лиц, уволенных после 18 января 1998 года в порядке перевода и до принятия Реестра должностей муниципальной службы в Саратовской области, утвержденного Законом Саратовской области № 157-ЗСО от 02.08.2007 года, в данном Положении не указано.

В силу п.5.5 Положения № 316 в случае упразднения или переименования ранее замещаемой должности в органах местного самоуправления Краснокутского района расчет (перерасчет) размера пенсии за выслугу лет производится исходя из максимального размера должностного оклада по должности муниципальной службы, приравненной к упраздненной (переименованной). Принятие решения о признании упраздненной должности в органах местного самоуправления Краснокутского района соответствующей другой должности в органах местного самоуправления Краснокутского муниципального района осуществляется Собранием депутатов Краснокутского муниципального района по представлению администрации Краснокутского муниципального района. Такого решения относительно упраздненной должности истицы ответчик не принимал.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что оснований к отмене решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Краснокутского районного суда Саратовской области от 01 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи